СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«перевёрнутый класс»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Перевернутый класс" как лучшая стратегия успеха при обучении иностанному языку

Просмотр содержимого документа
««перевёрнутый класс»»

«ПЕРЕВЁРНУТЫЙ  КЛАСС»  КАК  ЛУЧШАЯ  СТРАТЕГИЯ УСПЕХА  ПРИ  ОБУЧЕНИИ   ИНОСТРАННОМУ  ЯЗЫКУ.

Мы часто слышим, что изменились дети, изменились требования как к школе, так и к самому учителю,  что необходимо менять  подход к образованию. На практике же  ещё можно встретить  опытного  педагога, который все  40 минут урока в полной тишине класса транслирует свои глубокие  знания на детей. А был ли он услышан детьми? Смогли ли ученики в течение всего  времени концентрировать своё внимание на материале урока и не отвлечься?  Но есть и ещё более современные педагоги, которые научились создавать прекрасные презентации по своему предмету и охотно демонстрируют их ученикам, любуясь своим шедевром и восхищаясь своим успехом в освоении ИКТ. А был ли удивлён ученик? Ведь мы пониманием, что в освоении средств ИКТ  дети давно уже впереди нас.

Осознание необходимости изменений в подходе к образованию пришло ко мне и как к родителю. Всем, наверное, знакома ситуация ежедневной вечерней зубрёжки домашнего задания со своим ребёнком. От ребёнка требуется прочитать несколько раз текст, а то и вслух, и затем ответить на вопросы к тексту. Уже Вы знаете весь текст  наизусть, а ребёнку трудно сориентироваться в этом маленьком параграфе, трудно сделать выводы на основе прочитанного материала и всё это после объяснения темы учителем. И Вы, битые вечерние часы разбираетесь со своим чадом в очередной теме  и доходите,  наконец,  до истины, а затраченного времени  не вернуть, драгоценного времени для совместного творчества и общения между Вами и Вашим ребёнком.

Каково же было моё удивление и восхищение умению своих коллег в организации домашнего задания, приступая к  которому  ребёнок готов самостоятельно, охотно и без стресса  его выполнить.  Это  заполнение таблицы к тексту нового материала, заполнение  пропусков в презентации на основе прочитанного, рисунок к тексту, поиск  информации на  поставленные вопросы.  Организация таких домашних заданий помогает ребёнку собрать материал, подготовиться к обсуждению этого материала на уроке, к  разрешению  проблемных вопросов и освобождает урок для творчества и для проектной деятельности.

Таким образом, неожиданно для меня произошла перестановка ролей домашнего задания и классного урока, то есть осознание необходимости перехода к модели обучению «Перевёрнутый класс».  На словах звучит весело и легко, на деле же занимает большой объём личного времени для предварительной выборки материалов обучения в классе и домашнего  обучения.  Это один из рисков при переходе к модели  смешанного обучения,  который, на мой взгляд, становится незначительным, видя результативность и эффективность обучения своему предмету, немецкому языку.

Формы обучения немецкому языку имеют существенные отличия от  других теоретических предметов, поскольку главная цель при обучении иностранному языку – не накопление полученных знаний, а их применение в ситуациях, реальных действительности. В связи с этим,  всегда испытываешь дефицит времени для отработки коммуникативных навыков.  Модель «Перевёрнутый класс» позволяет мне  разгрузить урок, тем самым оставляя достаточно времени для создания языковой ситуации, разрешая которую обучающимся предоставляется возможность применить свои знания и умения  в говорении на немецком языке.  На неаудиторное обучение мной выносятся упражнения на обучение аудированию.

Почему аудирование?  Обязательным условием модели «Перевёрнутый класс» является дистанционное обучение, осуществляемое через различные способы применения средств ИКТ.  Электронное  обучение  реализуются в оффлайн режиме, что позволяет ученику работать экономно,  в оптимальное для себя время и контролировать затраты своих сил. И самое главное,  обучающийся сможет несколько раз возвращаться к аудио- и видео файлам, прослушивая немецкую речь до тех пор, пока не научится различать границы иноязычной лексики на слух, что позволит, естественно, достичь  высоких результатов.

Конечно же,  все аудио-и видеофайлы представляются обучающимся не просто для прослушивания, а сопровождаются предтексовыми и послетекстовыми заданиями.  Для меня важно, что бы прослушивание учеником очередного текста проходило им осмысленно. Предтекстовые упражнения способствуют  облегчению последующего прослушивания, снятию  лексических и языковых трудностей, отработки  фонемного звучания новой лексики,  а так же снятию  психологического напряжения перед прослушиванием. В предтекстовых упражнениях предлагается обучающимся перейти по ссылкам на сайты, где они смогут несколько раз прослушать то или иное слово, повторить его за диктором, изучить этимологию, синонимы и часто встречающиеся клише с этим словом. Например: http://www.translate.ru/dictionary/de-ru/Wunsch.  На уроке для такого рода работы было бы затрачено много времени или эта работа была бы проведена в быстром темпе,  ради экономии времени, а не ради результата.

Для снятия психологических трудностей обучающихся перед прослушиванием,  предтестовые упражнения могут быть следующие: «Составь лекторий на немецком языке  из 10 слов к теме, «Спорт» («Театр», «Защита окружающей среды», «Искусство»  и т.д.). Выполняя такие упражнения,  обучающийся «переносит себя»  в ситуацию заявленной теме, а содержание обучения  немецкому языку наполняется сведениями из различных дисциплин, т.е. осуществляется межпредметная связь.

Аудио-и видеофайлы сопровождаются также  упражнениями, которые выполняются во время прослушивания. Это даёт возможность обучающимся научиться  ориентироваться в тексте и соотносить печатную информацию и информацию звучащую. Такие упражнения легко можно создать с помощью приложений файлового хостинга Google «Формы».  Например: https://goo.gl/forms/MSonz8hZsfgfsEI82 .

Упражнения, выполняемые обуающимися  после прослушивания текста, часто носят контролирующий характер. Это ответы на вопросы или упражнения типа верно/неверно или структурирование материала согласно прослушанному тексту. Такие упражнения проверяют степень понимания информации, которая содержится в тексте, степень проникновения в общее содержание или детали. Например: ссылка на аудиофайл https://yadi.sk/d/LPBspnuPwVSw6 , ссылка на послетекстовое упражнение  https://goo.gl/forms/yGvPOcQ39cjvNr0T2.

Оценивание осуществляется двумя путями: через те же приложения в обратной связи, или через e-mail  почту.

Выполнение нестандартных заданий, да ещё и в дистанционном режиме очень нравится моим ученикам. В результате применения  модели  «Перевёрнутый класс»,  я добилась активности со стороны учащихся и их  заинтересованности в изучении немецкого языка.   Проявлению интереса к изучению немецкого языка способствует содержание электронного обучения, выборка которого осуществляется в соответствии возрастным особенностям обучающихся.

          Материалами дистанционного обучения являются известные мультфильмы, но на немецком языке, что снимает трудности при восприятии иноязычной речи на слух. В содержание неаудиторного обучения  включены некоторые рекламы на немецком языке, которые своей яркостью, эмоциональностью  и динамичностью придают колорит обучению и способствуют лёгкому и быстрому запоминанию фонемного звучания немецкоязычной лексики. Например: Задание: Перейди по ссылке и выполни упражнение во время прослушивания! Schreibe Bitte: Was ist das Kindheit fur dich? https://goo.gl/forms/EDDyVuDYUI5Wcis02 .

В содержание электронного обучения включены упражнения к  популярным  хитам на немецком языке. Например: Задание:1) Послушай песню и впиши слова в текст песни  во время прослушивания, https://yadi.sk/d/yAAowTLjyHb3s;  2) Подбери перевод строчек и выпиши рифмующиеся слова! Выпиши слова, которыми иностранцы характеризуют Москву! Напиши на немецком языке, что для тебя Москва! Это поможет Тебе на уроке в дискуссии.

Упражнения для неаудиторного обучения  я создаю самостоятельно, хотя в сети интернет есть огромный выбор видеоуроков и аудиофайлов по различным темам. Создавая информационные задания, я ориентируюсь на своих учеников, учитываю их  способности и интересы. Созданные мной информационные учебные материалы являются важным и необходимым дополнением к имеющимся в УМК по немецкому языку автора И.Л. Бим.

В выборе аудио- и видео-файлов для неаудиторного обучения важно уделять внимание  их незначительной длительности. Это позволит удержать обучающегося   и быстрее продвигаться по выбранному им маршруту, что придаст успешность обучению. 

Последовательность упражнений  неаудиторного обучения представляет собой реальную траекторию движения  обучающегося от незнаний к знаниям. Таким образом,  я убеждена в методически  правильной и необходимой организации обучения аудирования с помощью электронного обучения.

Очень важным моментов в организации неаудиторного обучения является мотивационная сторона. Обучающийся,  приступая к выполнению упражнения, обязан знать, зачем он это делает и что его ожидает на аудиторном занятии, т.е. в классе.  Такой подход  ориентирует обучающегося на самостоятельное обучение и повышает его  ответственность при подготовке к уроку, так как материал аудиторной работы может быть  продолжением задания дистанционного обучения, либо его контролем.

Конечно же,  риск периодической неподготовленности к уроку одного из обучающихся присутствует. Но не стоит тревожиться и паниковать! Модель обучения «Перевёрнутый класс» итогом аудиторной  работы предполагает некий  продукт, выполненный обучающимися  в группе. Поэтому неподготовленный к уроку ученик,  оказываясь в группе ребят с активной позицией на уроке, постепенно сам включается в рабочий процесс.

Выходом на продукт аудиторного занятия могут быть упражнения проблемного характера, вызванные на противоречиях материала неаудиторного обучения и материала урока, на поиске отличий, поиске ошибки  и т.д., что позволяет создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся.  Такой приём мной осуществляется через применение различных средств ИКТ, тем более, что школа предоставляет широкий выбор таких возможностей, что само собой указывает на необходимость изменений в подходах к образованию.  Это применение системы тестирования и голосования, применение упражнений, составленных с помощью инструментов интерактивной доски. Упражнения, разработанные с помощью таких средств ИКТ,  помогают включить в образовательный процесс весь класс, активизировать каждого ребёнка,  обеспечивают  быструю обратную связь в проверке уровня усвоения неаудиторного материала и характерно  отсутствием  открытого сравнения при оценивании.

Продуктом аудиторного занятия могут быть разного рода проекты, работая над которыми, взаимодействуя друг с другом, взаимодействуя с учителем, дети приобретают опыт коммуникативных навыков владения немецким языком. Это обыгрывание диалогов, представление на немецком языке составленных коллажей на основе материала неаудиторного обучения, кластеров, презентаций и многое другое. Устную часть своей творческой работы я предлагаю обучающимся записывать на диктофон любого имеющегося устройства. Свои аудиофайлы дети переносят через адаптер на мой рабочий компьютер. Примеры детских аудиофайлов, созданных на уроке в рамках проекта «Моя любимая книга»: https://yadi.sk/d/3idWCkFD32bfBh , https://yadi.sk/d/61XN8Fpj32bfMD , https://yadi.sk/d/jtrBHqIt32bffs.

Я  прослушиваю аудиозаписи в удобное для меня время и пересылаю  их через почту mail.ru  своим ученикам для корректировки или для оценивания как своей работы, так и работы своих одноклассников.   Для объективного оценивания заранее, совместно  с детьми,  разрабатываются критерии.  Такой подход  мотивирует обучающегося на качественный  результат своей работы, что способствует совершенствованию предметных результатов.   

Помимо предметных умений дети,   работая в группе или в паре, приобретают социальный опыт. Они учатся слушать других и отстаивать свою точку зрения, находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.

Анализируя всё выше сказанное, я с полной уверенностью могу сказать, что применение на практике модели обучения «Перевёрнутый класс» позволяет мне создать условия, отвечающие требованиям к современному уроку и способствующие эффективному обучению немецкому языку.

Модель  обучения «Перевёрнутый класс» имеет одно направление с новым стандартом во многих отношениях:

·        применение средств ИКТ;

·        применение дистанционного обучения;

·        организация самостоятельной работы;

·        персонализация обучения;

·        организация межпредметных взаимодействий;

·        продуктивный характер;

·        проблемный  характер;

·        участие обучающегося в оценивании;

·        критериальное оценивание;

·        организация проектной деятельности;

·        …..

Переход к модели «Перевёрнытый класс» как нельзя лучше позволяет мне эффективно организовать процесс обучения немецкому языку, делает его оживлённым, активизируя всех учащихся, повышает интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивает быстроту запоминания, понимания и усвоения немецкого языка, т.е. привлекает обучающихся к реальной деятельности.