СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное
бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Лиственский детский сад «Берёзка»
Перспективный план
учебно-воспитательной деятельности
на апрель 2020-2021 учебного года
в разновозрастной группе
«Пчёлка»
Воспитатели:
Бех Наталья Ярославовна
Скумина Юлия Яковлевна
СПИСОК ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ «ПЧЕЛКИ»
Головко Владислав
Корчагин Никита
Ломанова Лиана
Мамбетов Рамазан
Османов Сулейман
Подгурский Давид
Степанян Злата
Аметов Осман
Демиденко Данил
Золотухина Валерия
Казанцева Ева
Коваленко Арина
Кофанов Борис
Лалаев Руфет
Моисеенко Станислав
Мироненко Алексей
Самарин Дмитрий
Сейдалиева Амира
Солоняк Сергей
Суюнов Али
Умеров Арсен
РАСПИСАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «Пчёлка»
МБДОУ ЛИСТВЕНСКОГО ДЕТСКОГО САДА «БЕРЁЗКА»
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Понедельник
1.Музыка
9.10-9.20 (ран.гр)
9.10-9.25(мл.гр) 2.Ознакомление с предметным и 9.35-9.45(ран.гр)
социальным окружением (1-3-ая н.) 9.35-9.50(мл.гр)
/ ознакомление с миром природы (2 -4-ая н)
Вторник
1.ФЭМП 9.10-9.20(ран.гр)
9.10-9.25(мл.гр)
2.Физическая культура 9.35-9.45 (ран.гр)
9.35-9.50(мл.гр)
Среда
1.Музыка 9.10-9.20(ран.гр)
9.10-9.25(мл.гр)
2.Развитие речи. 9.35- 9.45(ран.гр)
9.35-9.50(мл.гр)
Четверг
1.Аппликация (1 -3 я н.) Лепка (2 -4я н.) 9.10 – 9.20(ран.гр)
9.10-9.25(мл.гр)
2.Физическая культура на свежем воздухе 9.35-9.45(ран.гр)
9.35-9.50(мл.гр)
Пятница
1.Рисование 9.10-9.20(ран.гр)
9.10-9.25(мл.гр)
2.Физическая культура 9.35-9.45 (ран.гр)
9.35-9.50(мл.гр)
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Лиственский детский сад «Берёзка»
_________В.И.Кравченя
Сводная сетка непосредственной образовательной деятельности
на апрель 2020-2021 учебный год в разновозрастной группе «Пчёлка»
ТЕМЫ НЕДЕЛЬ:
с 01.04.2021 по 09.04.2021 «Насекомые»
Цель недели: расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; учить устанавливать отличия бабочки и жука (у бабочки - яркие большие крылья, усики, хоботок, бабочка ползает, летает). Воспитывать бережное отношение к насекомым; формировать умения отчётливо произносить слова и короткие фразы, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций; способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности.
с 12.04.2021 по 16.04.2021 «Мы - космонавты»
Цель: Познакомить с праздником - Днем космонавтики; профессиями летчика, космонавта. Воспитывать уважение к людям любой профессии. Картинки с изображением самолёта, космической ракеты, изображения разных видов транспорта.
с 19.04.2021 по 23.04.2021 «Фрукты»
Цель: Учить детей узнавать и называть овощи и фрукты. Ввести в активный словарь существительное «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Урожай». Расширять знания детей о пользе овощей и фруктов в качестве продуктов питания человека. Познакомить с орудиями труда на огороде и в саду, используя картинки: «лопата», «грабли», «лейка», «ведро».
с 26.04.2021 по 30.04.2021«Овощи»
Цель: Учить детей узнавать и называть овощи и фрукты. Ввести в активный словарь существительное «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Урожай». Расширять знания детей о пользе овощей и фруктов в качестве продуктов питания человека. Познакомить с орудиями труда на огороде и в саду, используя картинки: «лопата», «грабли», «лейка», «ведро».
ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА
| ЧЕТВЕРГ 01.04. | ПЯТНИЦА 02.04. |
1.Музыка
2.Ознакомление с миром природы Тема: «Прогулка по весеннему лесу» О.А.Соломенникова, с.39
| 1.ФЭМП Тема:«Сравнение» И.А.Помораева, с.37 2.Физическая культура Тема: Повторить ходьбу и бег вокруг предметов, прыжки через шнуры. Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на повышенной опоре. Л.И.Пензулаева ,с.60 | 1.Музыка
2.Развитие речи Тема:«д/и» Когда это бывает» В.В.Гербова, с.71
| 1.Лепка Тема: «Зайчик» Т.С.Комарова, с.92
2.Физическая культура на св. воздухе Тема: Повторить ходьбу и бег вокруг предметов, прыжки через шнуры. Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на повышенной опоре. Л.И.Пензулаева,с.60
| 1.Музыка 2.Рисование Тема: «Разноцветные кубики стоят на столе» Т.С.Комарова, с.93 2.Физическая культура Тема: Повторить ходьбу и бег вокруг предметов, прыжки через шнуры. Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на повышенной опоре. Л.И.Пензулаева,с.60
|
ПОНЕДЕЛЬНИК 05.04. | ВТОРНИК 06.04. | СРЕДА 07.04. | ЧЕТВЕРГ 08.04. | ПЯТНИЦА 09.04. |
1.Музыка
2.Ознакомление с предметным миром. Тема: «Тарелочка из глины» О.В.Дыбина, с.44
| 1.ФЭМП Тема: «Ориентировка в пространстве» И.А.Помораева, с.38 2. Физическая культура Тема: «Упражнять в ходьбе с остановкой по сигналу воспитателя; повторить ползание между предметами; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре» Л.И.Пензулаева,с.63
| 1.Музыка 2.Развитие речи Тема: «Звуковая культура речи, звук Ф» В.В.Гербова, с.72
| 1. Аппликация Тема: «Скворечник» Т.С.Комарова, с.93
2.Физическая культура на св. воздухе Тема: « Упражнять в ходьбе с остановкой по сигналу воспитателя; повторить ползание между предметами; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре. Л.И.Пензулаева,с.63
| 1.Рисование Тема: «Красивая тележка» Т.С.Комарова, с.97 2.Физическая культура Тема: « Упражнять в ходьбе с остановкой по сигналу воспитателя; повторить ползание между предметами; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре» Л.И.Пензулаева,с.63
|
ПОНЕДЕЛЬНИК 12.04. | ВТОРНИК 13.04. | СРЕДА 14.04. | ЧЕТВЕРГ 15.04. | ПЯТНИЦА 16.04. |
1.Музыка
2.Ознакомление с миром природы Тема: «Капель» Г.Я.Затулина, с.96
| 1.ФЭМП Тема:«Количество» И.А.Помораева, с.39 2.Физическая культура Тема: Упражнять в ходьбе и беге, с выполнением заданий; в приземлении на полусогну ноги в прыжках; развивать ловкость в упражнениях с мячом. Л.И.Пензулаева,с.61
| 1.Музыка 2. Развитие речи Тема: «Драматизация русской народной песенки «Курочка Рябушка»» В.В.Гербова, с.73
| 1. Лепка Тема: «Красивая птичка» Т.С.Комарова,с.94
2.Физическая культура на св. воздухе Тема: Упражнять в ходьбе и беге, с выполнением заданий; в приземлении на полусогну ноги в прыжках; развивать ловкость в упражнениях с мячом. Л.И.Пензулаева,с.61
| 1.Рисование Тема: «Домик для собачки» Т.С.Комарова,с.95 2.Физическая культура Тема: Упражнять в ходьбе и беге, с выполнением заданий; в приземлении на полусогну ноги в прыжках; развивать ловкость в упражнениях с мячом. Л.И.Пензулаева,с.61 |
ПОНЕДЕЛЬНИК 19.04. | ВТОРНИК 20.04. | СРЕДА 21.04. | ЧЕТВЕРГ 22.04. | ПЯТНИЦА 23.04. |
1.Музыка
2. Ознакомление с предметным миром. Тема: «Няня моет посуду» «О.В.Дыбина, с.45
| 1.ФЭМП Тема: «Величина» И.А.Помораева, с.40 2.Физическая культура Тема: «Повторить ходьбу и бег с выполнением заданий; развивать ловкость и глазомер в упражнении с мячом; упражнять в ползании на ладонях и ступнях». Л.И.Пензулаева,с.62
| 1.Музыка 2. Развитие речи Тема: «Звуковая культура речи звук «С»» В.В.Гербова, с.75
| 1. Аппликация Тема: «Цыплята клюют» Т.С.Комарова, с.99 2.Физическая культура на св. воздухе Тема: « Повторить ходьбу и бег с выполнением заданий; развивать ловкость и глазомер в упражнении с мячом; упражнять в ползании на ладонях и ступнях». Л.И.Пензулаева,с.62 | 1.Рисование Тема: «Красивый коврик» Т.С.Комарова, с.95 .2.Физическая культура Тема: « Повторить ходьбу и бег с выполнением заданий; развивать ловкость и глазомер в упражнении с мячом; упражнять в ползании на ладонях и ступнях» Л.И.Пензулаева,с.62 |
ПОНЕДЕЛЬНИК 26.04. | ВТОРНИК 27.04. | СРЕДА 28.04. | ЧЕТВЕРГ 29.04. | ПЯТНИЦА 30.04. |
1.Музыка
2.Ознакомление с предметным миром. Тема: «Что лучше: бумага или ткань?» «О.В.Дыбина, с.46
| 1.ФЭМП Тема: «Величина» И.А.Помораева,с.40 2.Физическая культура Тема: «Повторить ходьбу и бег с выполнением заданий; развивать ловкость и глазомер упражнении с мячом; упражнять в ползании на ладонях и ступнях». Л.И.Пензулаева,с.62
| 1.Музыка 2.Развитие речи Тема: «Чтение Русской народной сказки «Бычок–черный бочок, белые копытца». Литературная викторина». В.В.Гербова, с.76
| 1.Аппликация Тема: «Миски для трех медведей» Т.С.Комарова, с.96
2.Физическая культура на св. воздухе Тема: « Повторить ходьбу и бег с выполнением заданий; развивать ловкость и глазом упражнении с мячом; упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд». Л.И.Пензулаева,с.62
| 1.Рисование Тема: «Красивая тележка» Т.С.Комарова, с.97 2.Физическая культура Тема: «Повторить ходьбу и бег с выполнением заданий; развивать ловкость и глазомер упражнении с мячом; упражнять в ползании на ладонях и ступнях». Л.И.Пензулаева,с.62
|
БЕСЕДЫ
«В гости к хозяйке луга»
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представление о правилах безопасного поведения в природе.
«Приметы весны»
Цель: Обобщать знания о весенних изменениях в природе, в жизни птиц и животных.
«Птицы прилетели»
Цель: Расширять знания о перелетных птицах.
«Весной на водоемах»
Цель: Закрепить правила поведения весной на водоемах, предупредить о возможных опасностях.
«Войди в лес с другом»
Цель: Формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы.
«Международный день земли»
Цель: Расширять представление детей об экологических праздниках.
«Ребенок и книга»
Цель: Воспитывать любовь к книге, стремление к повторной встрече с ней. Воспитывать бережное отношение к ней.
«Дружим с книгой»
Цель: Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, расширять словарный запас.
«Книга – источник знаний»
Цель: формировать интерес и потребность в чтении (восприятии книг).
«Здравствуй сказка!»
Цель: Формировать навыки драматизации и театрализованной деятельности.
«Ты и я с книгой лучшие друзья»
Цель: Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе. Формировать потребность ежедневного чтения.
«В мире стекла»
Цель: Помочь выявить свойства стекла. Воспитывать бережное отношение к вещам.
«В мире пластмассы»
Цель: Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы.
«Путешествие в прошлое одежды»
Цель: Расширять представление детей об истории возникновения одежды.
«Путешествие в прошлое кресла»
Цель: Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода.
«В мире дерева»
Цель: Выявить свойства и качества дерева. Учить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.
«Волшебная сила театра»
Цель: Развивать артистические способности детей. Приобщать детей к миру театра.
«Театральные профессии»
Цель: Дать представление детям о профессиях, имеющих отношение к театру.
«Театр кукол Шут»
Цель: Расширять знания о родном городе, воспитывать интерес к театру.
«Что мы знаем о театре»
Цель: Расширять знания детей о различных видах театра.
«Театрализованная игра»
Цель: Продолжать развивать интерес к театрализованной игре. Побуждать детей к воплощению в роли.
«Наша клумба»
Цель: Расширять знания детей о посадке растений, необходимости ухода за ними.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
«Гули - гуленьки»
1. «Гуленьки греют крылышки на солнышке»
И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед; поворачивать ладони вверх-вниз, сказать «горячо». Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз.
2. «Летают гули-гуленьки»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи: одна рука вперед, другая — назад, слегка пружиня колени; после 3—4-х движений рук — отдых. Вернуться в и. п. Приучать к большой амплитуде. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза.
3. «Гуленьки клюют крошки»
И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, смотреть вниз; руки отвести назад-вверх, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
4. «Скачут-пляшут гуленьки»
И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Легкое подпрыгивание и встряхивание кистями рук. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой после 6—8 движений. Дыхание произвольное.
5. «Улетели гуленьки»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повторить 3—4 раза.
Игра малой подвижности «Гуленьки»
Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону:
Ой, люли, люли, люленьки! Прилетели к нам гуленьки,
Прилетели гуленьки. Сели возле люленьки. (Все вместе идут по кругу в обратную сторону)
Они стали ворковать, Ване спать не давать.
Ой, вы, гули, не воркуйте, Дайте Ванечке поспать. (Дети останавливаются)
Перва гуля говорит: «Надо кашкой накормить». (Дети имитируют еду ложкой)
А вторая говорит:«Ване спать надо велеть». (Дети присаживаются на корточки, руки под щеку)
А третья гуля говорит: «Погулять надо сходить».
(Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом)
«Зайчики и белочки»
Зайчики и белочки,
Мальчики и девочки,
Стройтесь дружно по порядку,
Начинаем мы зарядку!
Носик вверх — это раз,
Хвостик вниз — это два,
Лапки шире — три, четыре.
Прыгнем выше — это пять.
Все умеем выполнять!
1. «Одна лапка, другая»
И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.
2.«Крепкие лапки»
И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед; ладони на колени, сказать «крепкие», смотреть вперед; руки на пояс. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.
3. «Веселые белочки»
И. п.: ноги врозь, руки полочкой перед грудью. Выполнить по два наклона вправо и влево. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.
4. «Шаловливые зайчики»
И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8—10 подпрыгиваний и 8—10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза.
5. «Мы — молодцы!»
И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п. На выдохе произнести «мо-лод-цы». Повторить 3—4 раза.
Игра малой подвижности «Маленькие зайки»
Дети образуют круг, берутся за руки, педагог встает в круг вместе с детьми. Под чтение педагогом стихотворения дети хороводом идут по кругу:
Как-то маленькие зайки днем гуляли по лужайке. Вдруг мелькнула чья-то тень, зайки спрятались за пень.
Дети идут хороводом в другую сторону:
Может, это — серый волк? Он зубами щелк да щелк!
Вдруг сидит он за кустом, Серый волк с большим хвостом?
Зайки волка испугались, Прыг — из леса ускакали.
После последней фразы дети ставят руки на пояс, прыгают на двух ногах к центру круга, останавливаются там, приседают на корточки, показывают ушки (ставят ладони перпендикулярно макушке), шевелят ими вперед-назад.
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ
I комплекс
I. 1. «Колобок»
(лёжа на спине, руки вдоль туловища, повороты туловища влево – вправо)
2. И. п. – лёжа на спине, поднимание ног.
Вдох – поднять правую ногу, выдох – опустить.
То же с левой ноги.
То же две ноги вместе. Ноги поднять под прямым углом к туловищу (4 – 6 раз)
3. «Кошечка»
И. п. – на четвереньках
«Кошечка веселая» - прогнуть спинку вниз, голову поднять;
«Кошечка сердитая» - прогнуть спинку вверх, голову опустить.
II. «Зарядка»
Солнце глянуло в кроватку
1,2,3,4,5,
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире
1,2,3,4,5,
Наклониться, 3,4,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
(движения в соответствии с текстом)
II комплекс
I.1. «Мотаем нитки»
И. п. – руки перед грудью, согнуты в локтях, круговые движения руками (3 раза)
2. «Похлопаем коленки»
И. п. – сидя, упор руками сзади, ноги прямые. Наклон туловища вперед, хлопнуть по коленкам руками, сказать «хлоп», вернуться в И.п.(4 раза)
3. «Велосипед»
Еду, еду
К бабе, к деду (2 раза)
II. «Лягушки»
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям физкульт – привет!
ПРИВИТИЕ КГН
1.Питание
ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение правильно держать ложку, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой.
2.Одевание-раздевание
ЦЕЛЬ: Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении пользоваться различными видами застежек. Закреплять умение аккуратно складывать свою одежду в шкаф или на стульчик перед сном. Учить наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому.
3.Умывание
ЦЕЛЬ: Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, не разбрызгивать воду при умывании. Закреплять умение пользоваться носовым платком. Постепенно учить девочек расчесывать длинные волосы.
4.Содержание в порядке одежды и обуви
ЦЕЛЬ: Учить видеть непорядок в одежде товарища и предлагать ему свою помощь.
ФИЗМИНУТКИ
Тема «Насекомые»
Кузнечик
Я гуляю по дорожке, Шаги на месте.
А кузнечик скачет рядом. Прыжки на месте.
Наклонюсь, возьму в ладошки Наклониться «взять
кузнечика».
Здесь скакать ему не надо Погрозить пальчиком.
Пусть сидит он лучше в травке Шаги на месте,
ладошки «держат
кузнечика».
Там с ним будет все в порядке. Наклониться
«отпустить
кузнечика».
Тема «Дикие животные весной»
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги, Повороты влево и вправо.
Огляделся на пороге.
Потянулся он со сна: Потягивания — руки вверх.
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил, Вращения головой.
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперёд, Наклоны вперёд-назад.
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки Ходьба на месте.
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся Дети садятся.
И на брёвнышке уселся.
Тема «Овощи»
Овощи
На огород мы побежим, Бегут по кругу.
Что растет там, поглядим.
Под листочками на грядке Наклоняют туловище Огурцы играют в прятки. вправо-влево.
Дождик мой водить
начнет —
Всех заметит, всех польет.
Тыква глянула хитро: Наклоняют голову — Надо было брать вправо-влево.
ведро!
Я уже большою стала — Для поливки лейки
мало.
И зеленая стрела Встают на носки,
Очень быстро подросла. поднимая руки вверх.
Жаль, нельзя взлететь стреле — Крепко держит лук в земле.
Смотрит с грядки грустно-грустно Приседают. Белоснежная капуста: Целый месяц солнце грело, А она не загорела.
Тема «Фрукты»
Компот
Будем мы варить компот. Маршировать на месте.
Фруктов нужно много. Вот. Показать руками -
"много".
Будем яблоки крошить, Имитировать, как крошат,
Грушу будем мы рубить, рубят, отжимают, кладут,
Отожмем лимонный сок, насыпают песок.
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Повернуться вокруг себя.
Угостим честной народ. Хлопать в ладоши.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Подбери нужное слово
Цель: развивать образное мышление, речь.
Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.
Воспитатель. В аквариуме плавают... Кто плавает?
Дети. Рыбки.
Рекомендуемые предложения:
Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? (Ворона.)
На лугу пасется ... (корова).
На огороде вырос большой зеленый ... (огурец).
У Вовы лопнул красный ... (шар).
Хорошо водит машину ... (шофер).
Сначала воспитатель переспрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы они точно подбирали слова, правильно произносили звук [р], [р'] в словах. Ответы должны быть индивидуальные.
Как сказать правильно
Цель: учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.
* * *
Воспитатель. Я буду начинать фразы, а вы закончите.
Закончите фразы:
Подушка мягкая, а скамейка ... (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень ... (твердый).
Ручей мелкий, а речка ... (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ... (крупные).
Кашу варят густую, а суп ... (жидкий).
Лес густой, а иногда ... (редкий).
После дождя земля сырая, а в солнечную погоду ... (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим ... (вареный).
Купили свежий хлеб, а на другой день он стал ... (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой ... (соленые).
Сейчас воротничок чистый, а завтра он будет ... (грязный).
Давайте подумаем, как сказать по-другому: злая зима — очень холодная, колючий ветер — резкий, легкий ветерок — прохладный, золотые руки — все умеют делать хорошо, золотые волосы — красивые, блестящие. Выражение «злая зима» можно встретить в сказках. К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, Баба Яга.)
Один — много
Цели: тренировать в образовании множественного числа и употреблении слов в родительном падеже; научить подбирать к cловам определения и слова, обозначающие действие; научить находить в словах первый звук, определять количество слогов и подбирать слова, сходные по звучанию.
Оборудование: карточки с картинками одного предмета и нескольких предметов.
* * *
Воcпитатель. Это шар. А это шары. Здесь много шаров. Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.) Это мак. А это маки. В букете много маков. Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как вы понимаете выражение «Красная девица»? Где вы встречали такое выражение? В каких сказках? Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это лук. Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)
Подскажи словечко
Цель: развивать творческое мышление.
* * *
Ведущий начинает фразу, а участники заканчивают ее.
Ворона каркает, а воробей ...
Сова летает, а кролик ...
Корова ест сено, а мышка ...
Крот роет норки, а сорока ...
Петух кукарекает, а курица ...
Лягушка квакает, а лошадь ...
У коровы теленок, а у собаки ...
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка ...
Узнай нас
Цель: развивать творческое мышление, память.
* * *
Воспитатель. Послушайте стихи и назовите героев сказок.
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился... (Колобок).
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
У отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон.)
Она красива и мила,
А имя ее от слова «зола». (Золушка.)
Что общего и чем отличаются?
Цель: развивать логическое мышление.
* * *
Воспитатель. Что общего между собакой и стулом?
Дети отвечают.
Верно, у стула четыре ножки, а у собаки четыре лапы. А чем они отличаются?
Дети отвечают.
Да, собака живая, а стул — нет. Собака — животное, а стул — предмет мебели. Что общего между морковью и апельсином?
Дети отвечают.
Да, у них одинаковый цвет — оранжевый. Верно, они съедобные, вкусные. А чем они отличаются?
Дети отвечают.
Продолжи предложения
Цель: развивать воображение и речь.
Воспитатель просит детей продолжить следующие предложения:
Если в комнату принесли кусочек льда, то ...
Мальчики весело смеялись, потому что ...
Если зимой будет сильный мороз, то ...
Девочка стояла и очень сильно плакала, потому что ...
Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что ...
Когда наступает день рождения, то ...
Если пойдет сильный дождь, то ...
Так бывает или нет?
Цель: развивать внимание, абстрактное мышление.
* * *
В игре принимает участие вся группа детей. Детям нужно слушать внимательно стихотворение, а если в нем прозвучит какая- либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), они должны подать знак — хлопнуть в ладоши.
Шире круг! Шире круг!
Шел по улице индюк,
На цепи бульдога вел
И хвостом дорогу мел.
Шире круг, шире круг,
А навстречу шел утюг,
Шел с корзинкой на базар,
Шел и гладил тротуар.
Шире, шире, шире круг!
Проглотил индюк утюг,
А бульдог — корзинку
Скушал, как сардинку.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас,
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
Умный удод метлою удил,
Удочкой улицу мел крокодил.
Утка усатая мышку поймала,
Кошка с утятами в речку ныряла.
Что-то, наверное, было не так,
Что же напутал поэт наш, чудак?
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малыши поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучка и бабушка в куклы играют,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у малышки...
Кто что умеет
Цели: развивать у детей мышление и воображение; научить детей внимательно слушать, размышлять и давать обоснованные ответы; развивать память и образное мышление; работать над формированием грамматического строя речи.
* * *
Воспитатель называет предмет, а дети должны придумать действие.
Стол — стоит
Жук — летает
Лодка — по реке плывет
Мальчик ночью — засыпает
Девочка косу — заплетает
Дождик с утра — капает
Снег на поля — ложится
Ворона — каркает
По тропе олень — бежит
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина - молодец!
Показывают большой палец.
Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
Друзья – садоводы.
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл. ( Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки. ( Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)
Прогулка 1
Наблюдение за набуханием почек на деревьях
Цели:
— закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений
в природе;
— вызывать радостные чувства.
Ход наблюдения
Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками.
Набухают почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравьи
Поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков
Трудовая деятельность
Удаление поврежденных и сухих веток.
Цель: воспитывать любовь, заботливое отношение к природе.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
закреплять навыки ходьбы, преодоления различных препятствий.
Подвижные игры
«Ловишки».
Цель: упражнять в быстром беге с увертыванием. «Ровным кругом».
Цель: продолжать учить согласовывать свои движения с движениями товарищей.
Выносной материал
Носилки, грабли, ведерки, совочки, формочки для песка.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за погодой.
Цель: Учить детей вместе с воспитателем отмечать состояние погоды / дует ветер, пригревает солнышко: оно яркое, погреть ладошки на солнышке.
П/и: “Поезд”.
Цель: ходить и бегать друг за другом небольшими группами.
Д/и: “Покажи, что я назову”. /Нос, рот, уши…/
Цель: закрепит знания об органах чувств.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей играть дружно, самостоятельно подбирать атрибуты и игрушки – заместители для игр.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 2
Наблюдение за птицами весной
Цели:
познакомить с жизнью птиц весной;
воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.
Ход наблюдения
С приближением весны к кормушке больше не прилетают синички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.
Капли падают с крыши, Всюду пахнет весной. Небо кажется выше, Звонче воздух лесной. В поле снег синеватый Подмывает вода. Грач — разведчик крылатый — Теребит провода.
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цели:
учить пользоваться граблями;
воспитывать бережное отношение к природе;
закреплять умение трудиться в коллективе.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Упражнение “Зайки”.
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах.
Подвижные игры
«Перелет птиц».
Цель: упражнять в лазании.
«Кто ушел?».
Цель: развивать внимание.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Выносной материал
Грабли, ведерки, носилки, метелки, мячи.
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за транспортом.
Цель: учит узнавать и называть транспорт на улице. Выделять общие признаки /руль, кабина, фары, колеса/.
Игровое упражнение: “Шоферы”.
Цель: имитировать движения шофера, звуковой сигнал.
Д/и: “Кто как кричит”.
Цель: развивать слуховое внимание, звукоподражать животным.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей группироваться по два-три человека для совместных игр.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 3
Наблюдение за проталинами и зеленой травой
Цель: закреплять умение понимать зависимость явлений в природе.
Ход наблюдения
Наблюдать за появлением проталин и зеленой травой (где проходит теплотрасса).
Рассмотреть росточки, они нежные, светло-зеленые. Рассмотреть пушистые серебристые почки ивы, срезать несколько веток и поставить в уголок природы. Отгадать загадку «Белые овечки скачут по свечке». (Ветка вербы с цветочными почками.)
Уж верба пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом. А. Фет
Трудовая деятельность
Сбор поломанных веток на участке.
Цели:- воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым;
формировать навыки коллективного труда;
приучать к самостоятельному выполнению поручений.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Упражнение: “Попади в цель”.
Цель: закрепить умение детей метать шишки в горизонтальную цель.
Подвижные игры
«Бездомный заяц».
Цель: упражнять в беге.
«Послушные листья».
Цель: учить внимательно слушать команды воспитателя.
«Найди, где спрятано».
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Выносной материал
Ведерки, грабли, метелки.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за небом.
Цель: знакомить детей с различными природными явлениями. Научить отмечать состояние неба /ясно, облачно, пасмурно/. Активизировать слова: облака, тучи.
Игровое упражнение: “Через ручеек”.
Цель: упражнять детей в перешагивании через преграду.
Д/и: “Кто где живет”.
Цель: уточнить знания о диких животных. Различать их по внешнему виду и называть.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей группироваться по два-три человека для совместных игр.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 4
Наблюдение за растениями и кустарниками
Цели:
— закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник — живое существо;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Проверить, как перезимовали деревья. Воспитатель задает детям вопросы.
Каково состояние кроны деревьев на участке?
Какие еще произошли изменения?
Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви
по краям кроны.)
Трудовая деятельность
Подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.
Цель: прививать бережное отношение к природе.
Инд работа по сенсорному развитию: положить льдинку на ладошку.
Цель: обогащать чувственный опыт детей.
Подвижные игры
«Мое любимое дерево».
Цель: развивать память, запоминая характерные детали любимого дерева, чтобы его нарисовать и рассказать о нем.
«Извилистая тропинка».
Цель: учить двигаться в колонне за ведущим, повторяя его движения.
Выносной материал
Грабли, ведерки, носилки, метелки, мячи.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за птицами.
Цель: закрепить знания детей о повадках птиц, их внешнем виде. Вызвать желание заботиться о птицах.
П/и: “Птички в гнездышках”.
Цель: свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал.
Рассказывание стихотворения В.Даля “Ворона”.
Цель: учить детей слушать внимательно текст, повторять за воспитателем отдельные слова.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей играть дружно, делиться игрушками.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 5
Наблюдение за тополем весной
Цель: расширять знания о том, что деревья и кустарники живые, весной от тепла пробуждаются почки, распускаются листочки.
Ход наблюдения
Рассмотреть толстые ветки тополя, его крупные почки и цилиндрические сережки. Напомнить детям, что в группе у них уже есть листья, которые хорошо пахнут. Спросить: «Почему в комнате на ветках появились листья, а на улице только почки?»
Эти маленькие почки
Распечатает весна.
А пока в них спят листочки
И растут во время сна.
Трудовая деятельность
Уборка снега на участке.
Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “По извилистой дорожке”.
Цель: упражнять в ходьбе по извилистой линии, нарисованной на асфальте.
Подвижные игры
«Лошадки».
Цели:
упражнять в ходьбе с соблюдением равновесия;
развивать быстроту, ловкость, координацию движений.
«Совушка».
Цели:
— упражнять в быстром беге, лазанье;
— развивать выдержку, организованность в коллективной деятельности.
Выносной материал
Грабли, ведерки, носилки, метелки, мячи.
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за деревьями.
Цель: закрепить знания о различных лиственных и хвойных деревьях. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Д/и: “Узнай по описанию”.
Цель: закрепить умение детей узнавать ель по описанию взрослого, называть ее основные признаки: зеленая, у нее много иголок, есть ветки, ствол.
Все деревья облетели, зеленеют только ели.
Ели на опушке – до небес макушки,
П/и: “Самолеты”.
Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу. Имитировать движения самолета /размах крыльев/.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 6
Наблюдение за елочкой
Цели:
закреплять умение находить и описывать данное дерево;
учить выделять дерево из группы других на основе внешних
признаков.
Ход наблюдения
Рассмотреть красавицу-елочку на прогулке. Спеть ей добрую песенку, прочитать стихи, поводить хороводы.
Ели на опушке — до небес макушки —
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата-елочки, тонкие иголочки,
У лесных ворот водят хоровод.
И. Токмакова
Трудовая деятельность
Строительство домика для мишки.
Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное
место.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение:“Птички”.
Цель: учить детей спрыгивать с лавочки, приземляясь на обе ноги, держа равновесие.
Подвижные игры
«Зайцы и волк».
Цели:
~ упражнять в прыжках;
— развивать двигательную активность.
«У медведя во бору».
Цель: упражнять в беге с увертыванием.
Выносной материал
Грабли, ведерки, носилки, метелки, мячи.
Вечерняя прогулка.
Д/и: “Узнай по описанию”.
Цель: закрепить умение детей узнавать ель по описанию взрослого, называть ее основные признаки: зеленая, у нее много иголок, есть ветки, ствол.
Все деревья облетели, зеленеют только ели.
Ели на опушке – до небес макушки,
Игровое упражнение: “Не успели”.
Цель: упражнять детей в ходьбе по валу, чередуя ноги и сохраняя равновесие.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “Допрыгни до руки”.
Цель: упражнять детей в подпрыгивании детей на двух ногах.
Трудовое поручение: собрать игрушки в конце прогулки.
Цель: прививать детям элементарные трудовые навыки.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 7
Наблюдение за одеждой людей.
Как изменилась температура воздуха с приходом весны? Почему люди стали одеваться легче?
Стихотворение Ф.Льва «Весна-красна»:
На дворе весна-красна!
Чем весна-красна ясна?
Солнцем жарким, светом ярким,
Клейкой почкой, первым листочком,
Небом ясным, солнцем красным.
Трудовая деятельность
Уборка участка после таяния снега.
Цели:
приучать к чистоте и порядку;
воспитывать чувство прекрасного.
Подвижные игры
«По проталинам», «На поляне».
Цель: развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от ловишки.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
закреплять навыки мягкого приземления.
Выносной материал
Грабли, ведерки, носилки, метелки, мячи.
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за деревьями.
Цель: рассмотреть деревья, обратить внимание на набухшие почки, как раскачиваются деревья / их качает ветер/.
Игровое упражнение: “Деревце растет”.
Цель: имитировать движения роста деревьев, качания веток.
Пальчиковая игра: “Этот пальчик дедушка…”
Цель: развитие мелкой моторики.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: побуждать детей к совместным играм, учить играть не ссорясь, делиться игрушками.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка8
Продолжать наблюдение за признаками весны, за изменениями погоды.
Снега почти не осталось. Почему?
Дидактическая игра «Скажи наоборот о весне» - учить подбирать антонимы к словам.
Весна:
Ранняя – поздняя
Затяжная – дружная
Теплая – холодная
Веселая – грустная.
Трудовая деятельность
Расчистка участка от остатков снега и мусора.
Цели:
— приучать к чистоте и порядку на участке;
— воспитывать дружеские отношения.
Подвижные игры
«Сбей кеглю».
Цель: развивать координацию движений, умение предать
силу броску.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в подскоках на месте.
Выносной материал
Грабли, ведерки, носилки, метелки, мячи.
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за собакой.
Цель: обратить внимание на внешний вид собаки. Учить различать части тела / у собаки – голова, туловище, хвост, лапы. Она бегает, виляет хвостом/. Познакомить детей с особенностями поведения.
Трудовое поручение: собрать игрушки после прогулки в корзину.
Цель: учить детей выполнять простейшие трудовые поручения.
П/и: “Лохматый пес”.
Цель: учит детей внимательно слушать текст, проговаривать его вместе с воспитателем. Начинать движение после последних слов.
Д/и: “Найди пару”.
Цель: классифицировать предметы по цвету /форме/.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка9
Наблюдение за транспортом
Цель: расширять знания о транспорте.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какие виды машин вы знаете? (Легковые, грузовые, автокраны, лесовоз, автобус.)
• Чем легковые машины отличаются от грузовых? (На легковых машинах и автобусах перевозят людей, а на грузовых разные грузы.)
• В чем сходство легковых и грузовых машин? (У них есть фары, руль, мотор, сиденье, колеса передние и задние.)
Едем, едем мы домой
На машине легковой.
Трудовое поручение: собрать игрушки после прогулки в корзину.
Цель: учить детей выполнять простейшие трудовые поручения.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “Ворота”.
Цель: упражнять детей в умении подлезать под дугой.
Подвижная игра
«Цветные автомобили».
Цели:
- учить быстро двигаться по сигналу и останавливаться, не наталкиваясь друг на друга;
- закреплять основные цвета.
Выносной материал
Грабли, ведерки, флажки разного цвета, машинки, обручи, рули, скакалки.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за дождем.
Цель: учит детей замечать изменения, которые происходят вокруг. /Появляются лужи, все вокруг мокрое: крыши домов, деревья, асфальт, земля/.
П/и: “Солнышко и дождик”.
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя. /В игре использовать скамейку/.
Игровое упражнение: “Поймай – покати”.
Цель: учит детей отталкивать мяч в определенном направлении.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка10
Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением – ветер. /Если ветер дует – деревья качаются, вертушки крутятся, ветер гонит по небу облака./
Трудовая деятельность
Подмести дорожки.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры
«Быстрее ветра», «Кто смелее?».
Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания.
Индивидуальная работа
«Прыгни дальше».
Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.
Выносной материал
Грабли, ведерки, флажки разного цвета, машинки, обручи, рули, скакалки.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за одуванчиками.
Цель: Показать детям, что появились первые весенние цветы- одуванчики. У одуванчиков есть стебель, листья, цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета, очень ароматно пахнет, предложить понюхать.
Одуванчики везде
По весенней травке,
Замелькали во дворе,
Разбежались по горе,
Спрятались в канавке.
Хороводная игра: “Мы – веселые ребята”.
Цель: учить бегать в прямом направлении, видеть бегущего впереди и рядом. Развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями других детей.
Д/и: “Найди и назови”.
Цель: закрепить умения детей находить предметы по просьбе воспитателя и называть их.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей группироваться по два-три человека для совместных игр.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка11
Наблюдение за птицами
Цель: расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас серый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.)
• Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чирикает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».)
• Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насекомых, комаров и мошек.)
Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше (иногда на деревьях). Воробьи прыгают - как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.
Трудовая деятельность
Наведение порядка на территории.
Цели:
- приучать детей ухаживать за саженцами, поливать землю вокруг деревца;
- следить, чтобы дети из других групп не ломали ветки деревьев.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “По дорожке”.
Цель: Упражнять детей в ходьбе по ограниченной плоскости, перешагивая через препятствия, держать равновесие.
Подвижные игры «Перелет птиц».
Цели:
- упражнять детей в лазании по лестнице, спрыгивании, беге;
- учить переходить от одного действия к другому;
- развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
«Найди такой же листочек».
Цели:
- учить различать листья березы, рябины, клена;
- быстро действовать по сигналу воспитателя.
Выносной материал
Мячи, совочки, ведерки, лейки, скакалки, велосипеды, обручи, гимнастические скамейки.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за божьей коровкой.
Цель: Развивать у детей интерес к окружающему миру, расширять представления о насекомых: много лапок, есть крылья , летают, ползают, Учить узнавать и называть божью коровку.
Божья коровка, улети на небо, Там твои детки, кушают конфетки,
Всем по одной, а тебе ни одной,
Божья коровка, улети на небо, Принеси нам хлеба,
Черного да белого, Только не горелого.
Игровое упражнение: “Покачаемся как деревца”.
Цель: развивать равновесие, имитировать движения деревьев, произносить звукоподражание ш-ш-ш .
Рисование палочкой на песке: “Тучи, облака”.
Цель: закрепить проем рисования округлых форм.
Д/и: “Что лишнее”.
Цель: классификация предметов.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: побуждать детей к совместным играм, учить играть не ссорясь, делиться игрушками.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка12
Наблюдение за насекомыми
Цель: формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.
С хоботом, а не слон.
Не птица, а летает.
Никто не приучает ,
А на нос садится. (Муха.)
Как выглядит муха? Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на ногах; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удержаться практически везде.)
Трудовая деятельность
Коллективный труд по уборке территории.
Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту.
Подвижные игры
«Кто быстрее?», «Ручеек».
Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал, возвращаясь на место.
Выносной материал
Лопатки, скребки, метелки, цветные кружочки
Вечерняя прогулка
Наблюдение за погодой.
Цель: Учить детей вместе с воспитателем отмечать состояние погоды / дует ветер, пригревает солнышко: оно яркое, погреть ладошки на солнышке.
П/и: “Поезд”.
Цель: ходить и бегать друг за другом небольшими группами.
Д/и: “Покажи, что я назову”. /Нос, рот, уши…/
Цель: закрепит знания об органах чувств.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей играть дружно, самостоятельно подбирать атрибуты и игрушки – заместители для игр.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 13
Наблюдение за птицами
Цель: расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас серый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.)
• Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чирикает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».)
• Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насекомых, комаров и мошек.)
Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше (иногда на деревьях). Воробьи прыгают - как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.
Трудовая деятельность
Наведение порядка на территории.
Цели:
- приучать детей ухаживать за саженцами, поливать землю вокруг деревца;
- следить, чтобы дети из других групп не ломали ветки деревьев.
Подвижные игры «Перелет птиц».
Цели:
- упражнять детей в лазании по лестнице, спрыгивании, беге;
- учить переходить от одного действия к другому;
- развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
«Найди такой же листочек».
Цели:
- учить различать листья березы, рябины, клена;
- быстро действовать по сигналу воспитателя.
Выносной материал
Мячи, совочки, ведерки, лейки, скакалки, велосипеды, обручи, гимнастические скамейки.
Вечерняя прогулка.
Наблюдение за транспортом.
Цель: учит узнавать и называть транспорт на улице. Выделять общие признаки /руль, кабина, фары, колеса/.
Игровое упражнение: “Шоферы”.
Цель: имитировать движения шофера, звуковой сигнал.
Д/и: “Кто как кричит”.
Цель: развивать слуховое внимание, умение звукоподражать животным.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей группироваться по два-три человека для совместных игр.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 14
Наблюдение за собакой
Цель: расширять знания о животном мире.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост - колечком. (Собака.)
Кто это? (Собака.) Какая по величине? (Большая, маленькая.) Какая шерсть у собаки? (Гладкая, серая, короткая.) Кто заботится о собаке? (Хозяин.) Прочитать детям рассказ К. Ушинского «Играющие собаки» и обсудить его.
Трудовая деятельность
Наведение порядка на территории.
Цели:
- учить сгребать опавшие листья и на носилках относить их в яму для компоста;
- объяснять, что листья за зиму перегниют в яме и получится удобрение.
Подвижные игры «Лохматый пес». Цель: упражнять в беге по сигналу, ориентировке в пространстве, ловкости.
«Лови оленей». Цели: - упражнять в беге, ловле игроков (оленей); - учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Выносной материал
Грабли, совочки, носилки, самокаты, машины, скакалки, мячи, вожжи.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за небом.
Цель: знакомить детей с различными природными явлениями. Научить отмечать состояние неба /ясно, облачно, пасмурно/. Активизировать слова: облака, тучи.
Игровое упражнение: “Через ручеек”.
Цель: упражнять детей в перешагивании через преграду.
Д/и: “Кто где живет”.
Цель: уточнить знания о диких животных. Различать их по внешнему виду и называть.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей группироваться по два-три человека для совместных игр.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка 15
Наблюдение за состоянием природы
Цели: - формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети легко одеты и играют с песком и водой);
- обогащать и активизировать словарь;
- вызвать радостные переживания от общения с природой.
Ход наблюдения
Очень добрым, очень светлым,
Золотистым, ясным днем
Мы поедем в гости к лету,
В гости к солнышку пойдем.
Земляникой и цветами
Встретят нас и лес и луг,
Наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.
Рано утром яркий лучик
Зазвенит в густой листве,
Речка плавать нас научит,
Ветер - бегать по реке.
К. Ибраев
Трудовая деятельность
Уборка сухих листьев клубники.
Цель: учить работать подгруппой, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.
Подвижные игры
«Птичка в гнездышке».
Цель: упражнять в беге врассыпную.
«По ровненькой дорожке».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Выносной материал Грабли, метелки.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за птицами.
Цель: закрепить знания детей о повадках птиц, их внешнем виде. Вызвать желание заботиться о птицах.
П/и: “Птички в гнездышках”.
Цель: свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал.
Рассказывание стихотворения В.Даля “Ворона”.
Цель: учить детей слушать внимательно текст, повторять за воспитателем отдельные слова.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей играть дружно, делиться игрушками.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка16
Наблюдение за погодой.
Задачи: Предложить детям охарактеризовать состояние погоды, обратить внимание на то, как много вокруг света, солнца. Активизировать в речи и уточнить понятия, связанные с признаками наступления весны. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
Подвижная игра «Лохматый лес».
Задачи: Упражнять детей в беге, учить осознанно выполнять правила игры.
Игровое упражнение «Пройди - не упади».
Задачи: Упражнять детей в ходьбе по гимнастической скамейке, учить сохранять равновесие. Воспитывать уверенность в себе, смелость.
Дидактическая игра «Угадай, кто позвал».
Задачи: Учить детей выбирать водящего, узнавать товарищей по голосу. Развивать слуховое восприятие, способность концентрировать внимание.
Трудовые поручения: подметаем дорожки.
Задачи: Формировать у детей соответствующие трудовые навыки, учить в ходе работы соблюдать правила личной гигиены. Поощрять стремление приносить пользу, добиваться положительных результатов.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки ходьбы, преодоления различных препятствий.
Вечер. Прогулка
Наблюдение за погодой.
Задачи: Помочь детям составить сравнительное описание погоды, наблюдавшейся утром и вечером. Учить правильно называть наблюдаемые явления, рассказывать о них. Развивать познавательный интерес, формировать умение сравнивать, сопоставлять.
Подвижная игра «По ровненькой дорожке».
Задачи: Учить детей действовать в соответствии с правилами игры, четко проговаривать слова текста, выполнять движения в соответствии с ним.
Хороводная игра «Ходит Ваня», русская народная мелодия.
Задачи: Стимулировать самостоятельное выполнение детьми движений под музыку, учить четко выполнять движения. Развивать чувство ритма, приобщать к культуре русского народа
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей играть дружно, самостоятельно подбирать атрибуты и игрушки – заместители для игр.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка17
Наблюдение за собакой
Цель: расширять знания о животном мире.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост - колечком. (Собака.)
Кто это? (Собака.) Какая по величине? (Большая, маленькая.) Какая шерсть у собаки? (Гладкая, серая, короткая.) Кто заботится о собаке? (Хозяин.) Прочитать детям рассказ К. Ушинского «Играющие собаки» и обсудить его.
Подвижная игра «Птички и птенчики».
Задачи: Упражнять детей беге, обращать внимание на правильность выполнения игровых действий, соблюдение правил игры. Развивать скоростные качества, выносливость.
Игровое упражнение «Лягушонок».
Задачи: Учить детей поддерживать равновесие, при прыжках на полусогнутых ногах, улучшать координацию движений, укреплять опорно-двигательный аппарат.
Трудовые поручения: подготовка почвы для пересадки комнатных растений и посадки огорода.
Задачи: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю, выполнять соответствующие трудовые действия. Познакомить с назначением данной работы.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение.
Вечер. Прогулка
Наблюдение за обрезкой деревьев.
Задачи: Познакомить детей с новыми операциями по уходу за садовыми и парковыми растениями, рассказать о назначении наблюдаемых действий. Взять несколько срезанных веточек в группу, обсудить с детьми, где быстрее появятся листья: на этих ветках или на ветвях деревьев на участке.
Подвижная игра «Кролики». Усложнение: используется несколько «норок».
Задачи: Учить детей понимать суть задания, правильно выполнять игровые действия (подлезать под гимнастическую дугу, не дотрагиваясь руками до земли). Развивать гибкость, ловкость, мышцы спины.
Песенное творчество: работа с попевкой «Человек идет», муз. М. Лазарева, ел. Л. Дымовой.
Задачи: Учить детей придумывать окончания музыкальных фраз по образцу, пропевать слова «Человек идет» с разной ладовой интонацией. Развивать ладовое чувство, интерес к музыке.
Младшая группа. Апрель.
Прогулка18
Наблюдение: почва весной.
Задачи: Продолжать знакомить детей с приметами весны, предложить рассмотреть землю в местах проталин, по результатам обследования ответить на вопросы о том, какой стала почва. Рассказать детям о том, что снег растаял, стал водой, впитался в почву и скоро «напоит» первые весенние растения.
Подвижная игра «Найди свой цвет». Задачи: Систематизировать знания детей об основных цветах, учить ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, быстроту реакции, воспитывать волевые качества.
Театрализованное упражнение «Белочка».
Задача; Учить детей передавать характерные движения белки (грызет орехи, прыгает). Способствовать укреплению мышц туловища и конечностей, учить выразительно выполнять движения-имитации. Развивать координацию движений, ловкость.
Трудовые поручения: уборка на участке.
Задачи: Организовать уборку на сухой стороне участка, совершенствовать трудовые навыки детей, стимулировать их к самостоятельным действиям, учить согласованно и точно выполнять трудовые поручения.
Вечер. Прогулка
Наблюдение за птицами. Познавательный рассказ «Птицы весной».
Задачи: Обратить внимание детей на изменения в поведении птиц, обсудить, почему все изменилось. Рассказать детям о жизнедеятельности птиц весной.
Прослушивание музыкального произведения «Грустный дождик», муз. Д. Кабалевского.
Задачи: Предложить детям ответить на вопросы воспитателя о характере произведения. Развивать. Развивать музыкально-слуховые представления, музыкальный вкус.
Игра-забава «Легкое перышко».
Задачи: Учить детей выполнять игровые действия: сдувать с кончика своего носа небольшое перышко, правильно набирать воздух носом и выпускать его через рот. Способствовать формированию правильного носового дыхания, эмоциональной разрядке.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Сказка М. Пляцковского «Как две лисы нору делили» Развивать эмоциональную отзывчивость; следить за развитием действия, передавать словами, жестами общий сюжет, отвечать на вопросы. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 72
Рассказ Е. Чарушина «Воробей» Развивать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; уметь соотносить прочитанное с личным опытом, рассказать об этом. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 74
Рассказы В. Чарушина о животных Учить детей внимательно слушать прозаические тексты, соотносить словесное описание с иллюстрациями, выражать свои впечатления; подводить к отгадыванию загадок по словесному описанию. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 75
Дождик, дождик, посильней, будет травка зеленей Развивать способность слушать поэтические произведения, эмоционально реагировать на их содержание; создавать условия для различных импровизаций по прочитанным песенкам и потешкам. Н. Е. Васюкова Художественная литература для детей 3-5 лет стр. 77
Песенки, потешки, заклички.
«Тень, тень, потетень..»
«Божья коровка…»
«Несговорчивый удод» пер. с чеш. С. Маршака.
Поэзия.
«На улице три курицы...»
А. Плещеев. «Весна» (в сокр.)
А. Пушкин. « Свет наш, солнышко…»
А. Пушкин. «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)
С. Черный. «Приставалка»
А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина.
Сказки.
«У страха глаза велики», обр. М. Серовой
«Пых», белорус, обр. Н. Мялика.
Проза.
В. Бианки. «Купание медвежат»
Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»
С. Прокофьева. «Маша и Ойка»
Й. Чапек. «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чеш. Г. Лукина.
О. Панку-Яшь. «На заборе нарисован мальчик», пер. с румын. Т.Воронцовой
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Примерный перечень прозаических произведений
(легенды, сказания, сказки, притчи, мифы, былины)
Армянские: Заказчик и мастер (сказка). Мальчик и вода (песенка) и др.
Ассирийские: Человек и курица (легенда). Два петуха (притча) и др.
Болгарские: Чужие цеврули (сказка) и др.
Греческие: Кипарис (легенда) и др.
Еврейские: Как царю Соломону божья коровка помогла (сказка) и др.
Крымскотатарские: Как пчелы Кырк-ор спасли (легенда). Фонтан Арзы (легенда). Жадная собака (сказка). Упрямые козы (сказка). Щуплый – хваста (сказка). Волк и овца (сказка). Волк и коза (сказка) и др.
Крымчакские: Орлица и ее сыновья (притча). Падишах и три сестры (сказка) и др.
Крымские легенды: Понт Аксинский и Понт Эвксинский. Медведь-гора. Как появилась Ялта. Источник под Ай-Петри. Тополь, гранат, кипарис. Семь колодезей. Прекрасная Деметра. Как был основан Бахчисарай. Фонтан слез. Морское сердце и др.
Немецкие: Раковина изобилия (легенда). Черепашка и богатство (легенда) и др.
Русские: былины про богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича и др.
Украинские: Рукавичка (сказка). Зачарована дівчина (сказка) и др.
Примерный перечень произведений классической и современной литературы о Крыме
Алигер М.И. – «Утренняя песня»; Бунин И.А. – «… Светает… Над морем, под пологом туч…», «Учан-Су»; Вяземский П.А. - «Слуху милые названья», «Аю-Даг»; Полонский Я.П. – «Ночь в Крыму» (отрывки); Пушкин А.С. – «Бахчисарайский фонтан» (отрывки), «Покинув Север наконец…» и др.
Ядовитые растения
Ядовитые травы: белена, дурман, болиголов, паслен, лютик едкий, ландыш, купина неопалимая и др.
Ядовитые ягоды: вороний глаз, жимолость обыкновенная, бересклет бородавчатый, волчье лыко, крушина майская и др.
Ядовитые грибы: бледная поганка, ложный опенок, ложная лисичка, сатанинский гриб, мухомор и др.
Растительный мир морей
Водоросли: спирулина, филлофора, морская капуста («ульва»), зостера и др.
Животный мир
Млекопитающие: еж, белка, барсук, дикий кабан, косуля, крымский благородный олень, лисица, заяц-русак, хомяк, летучая мышь, каменная куница, ласка и др.
Птицы: дрофа, куропатка, журавль, фазан, воробей, ворона, сорока, грач, синица, скворец, зяблик, сойка, кукушка, жаворонок, дятел, гриф, утка, лебедь, чайка, цапля и др.
Пресмыкающиеся и земноводные: змея, лягушка, ящерица, черепаха и др.
Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, жук-богомол, крымская жужелица, цикада, тля, муравей, пчела, оса, шмель, стрекоза, бабочка, комар и др.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Корзина с подснежниками | Порадовать детей и вовлечь их в игровой сюжет; побуждать детей к двигательной импровизации; активизировать их слуховое внимание и восприятие; учить самостоятельности в ролевом поведении; прививать эстетический вкус. | Декорации снежной полянки, белые накидки для снежинок; шапочки зверей для подвижной игры; костюм Лесной Феи. | 1. Дети идут на «заснеженную полянку». 2. Игра- импровизация «Снежинки». 3. Игра-хоровод под сосной. 4. Тане с подснежниками. | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность до-школьников». |
Шутки и потешки | Приобщить детей к русской народной традиции; показать возможности лепной свистульки; познакомить со сказкой в театре лепной игрушки; побуждать детей к ролевому воплощению; учить отчетливо и эмоционально говорить прибаутки и потешки. | Декорации русской избы; лепные свистульки для театра игрушек (барашек, лошадка, птичка); русские костюмы для детей и взрослых. | 1. В гости в избу. 2. Сказка в театре лепной игрушки «Лошадка –златогрива и баран-круторог». 3. Пляска под рус.нар. мелодию «Как под горкой, под горой». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность до-школьников». |
Ладушки | Приобщать детей к русской национальной традиции; упражнять в пальчиковой гимнастике; учить отчетливо проговаривать слова в потешках; включать детей в игровой сюжет; вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения фольклора; порадовать детей. | Шапочка лисы (для взрослого); мягкая игрушка лисенок; детские игрушечные плита, кастрюля, сковорода; лапти. | 1. Приходит в гости лисенок. 2. Пальчиковая гимнастика «Шли лисята по дорожке», 3. Песенка- игра «Ладушки». 4. Рус.нар. прибаутка «Лиса по лесу ходила». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность до-школьников». |
Весна на улице | Развивать эмоционально-чувственную сферу детей: учить откликаться на звуки и интонации в музыке, слушать контрастный интонации в речи; побуждать к двигательной активности; проявлять самостоятельность в выборе и исполнении роли; упражнять в звукоподражании. | Декорации весенней лужайки; ваза с цветами; шапочки цветов для подвижной игры; фонограмма «Звуки леса»; музыкальные записи для этюда и танцев птичек и цветов. | 1. Беседа о весне. 2. Прослушивание фонограммы пения птиц. 3. Игра-разминка для голоса «Птички». 4. Этюд –игра «Цветы на полянке». | Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность до-школьников». |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
-Неделя добрых дел (благоустройство участка и территории садика)
- Стенгазета «Детский юмор»
- Консультация «Я и дорога»
- Анкетирование «Ваше мнение о ДОУ»
-Консультация «Отравление ядовитыми растениями»
- Консультация «Воспитание умственной активности»
РАБОТА ПО ОБЖД
Беседа: «А у нас дома газ»
Цель: рассказать детям о пользе газа в доме.
Беседа: «Качели – карусели»
Цель: учить детей правильно качаться на качелях – каруселях, не спрыгивать на лету, не бегать рядом, не вставать ногами на сиденье.
Беседа: «Осколок стекла»
Цель: продолжать давать знания об опасных предметах.
Беседа «Не включай электрическую плиту»
Цель: Познакомить детей с предметами, которыми нельзя пользоваться самостоятельно
Беседа «Не ешь лекарства и витамины без разрешения».
Цель: Формировать у детей привычку не трогать лекарства и витамины без разрешения взрослых.
Игра-ситуация «Не играй со спичками - это опасно».
Цель: Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички; воспитывать у детей чувство самосохранения.
Чтение С.Маршак «Пожар».
Цель: Познакомить детей с произведение С. Маршака «Пожар». Побуждать внимательно рассматривать иллюстрацию, замечая в ней главные детали.
«Правила пешехода»
Рассматривание иллюстраций. Беседа «Вспомним важные правила»
54