СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный план

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мини - музей «Русская изба» был создан в 2022 году у на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» Старополтавского района Волгоградской области.

Как образовательный модуль для детей дошкольного возраста. Направленность мини-музея историко-краеведческая и этнографическая. 

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план»


Перспективное планирование Мини музей «Русская изба» 2022-2024г.



Дети от 5-6лет

месяц

тема

цель

Программное содержание

Материал (предварительная работа)

Литература



Беседа

сентябрь

Милости просим в нашу избу

Закрепление знаний о жилище  русской старины, объясняя

 детям назначение его составных частей.

 

Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка.

 Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы).

 

Экскурсия в комнату русского быта.

 Рассматриваниего

 внутренне

 устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов)

 Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель).

 Объяснение новых слов.

 Словарная работа.

 Беседа.

 Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни)

 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 



октябрь

«Сказочная птица»


Закреплять умение детей располагать работу на листе, развивать глазометр.



1.Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)



Перышки, горошина, скорлупка от семечки, цветная гелевая ручка, картон, клей.


Картотека


Декоративная тарелочка

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Воспитывать волю, настойчивость, уверенность в своих возможностях. Укреплять желание трудиться.


Одноразовая картонная тарелочка, или шаблон из картона семечки, семена гороха, пшено, гречка клей.


"Аппликация из яичной скорлупы"

дать представление о мозаике как древнейший художественной технике. Научить создавать коллажи из битой яичной скорлупы: рисовать эскиз, переносить на поверхность картона, покрывать участки клеем, выкладывать кусочки скорлуп, раскрашивать, оформлять в рамку. Развивать художественный вкус. Воспитание любви к родному краю посредством прикладного творчества

битая яичная скорлупа (естественного цвета и окрашенная);

цветной картон или плотная бумага;

клей ПВА и кисти для клея;

простые карандаши;

гуашевые краски и кисти;

рабочие тетради (художественные альбомы);



Беседа


Скоро, девочки Покров
















Знакомство с традицей «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова»

Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Обогатить словарный запас.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д.

Пение муз. руководителя. Слушание записей CD

Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров»

А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселью конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.


ноябрь

Беседа:

Печь – как мать родная

Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.

 

Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению».  Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника.

Экскурсия в комнату русского быта.

Загадка о печи.

 Рассказ музыкального руководителя  об устройстве печи и ее предназначении.

 Объяснение. Пословицы.

 Вопросы:

 В каких сказках говорилось о печи?

 Словарная работа.

 Поговорки.

 Обобщение.

 Итог. 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

Тема

Цель


Материал

Источник

«Кукла из ниток»

Цель: научиться выполнять куклу из ниток.

Задачи: овладение практическими навыками изготовления куклы, расширение представлений о народных обычаях, развивать мелкую моторику рук, развитие творческих способностей и творческого мышления, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к русским традициям.

-  наглядные,

-  словесные,

- практические. 


набор шерстяных ниток, ножницы, картонки для отмеривания нити и заготовки пучков, образец куклы Мартинички, показы на каждый этап работы.

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-kukly-iz-nitok.html

"Изготовление тряпичной куклы"


Цель:

Продолжать развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа.

Программное содержание:

Расширять знания детей о разнообразии и назначении тряпичной куклы. Продолжать учить детей изготавливать куклу-оберег своими руками, развивая мелкую моторику.

Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

Формировать уважение к традициям русского народа.

Вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда. Расширять словарный запас  (заветная).

Аудиозапись с русской народной музыкой, выставка "Тряпичная кукла", заготовка темной ткани на куклу-оберег "Ночь", вата, нитки, тесьма, готовая кукла образец, схема изготовления куклы.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/08/konspekt-nod-v-starshey-gruppe-izgotovlenie-tryapichnoy-kukly

«Матрешка» (пластилинография) 

Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями пластилина, развивать интерес к художественной деятельности. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства. 

Материал: Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение матрешки.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/28/perspektivnyy-plan-kruzhkovoy-raboty-po-netraditsionnym-tehnikam

декабрь

Любят в праздники рядиться наши русские девицы

Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера.

Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)

Экскурсия в комнату русского быта.

Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром».

Практическое занятия – бисероплетение: знакомство с симметрией, работа 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса.

 

.

Куклы в народных костюмах.


«Ёлочка - пушистая иголочка» (Аппликация из шерстяной нити)

Задачи: Учить детей аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность.

Материал: Листы картона, клей, кисть-щетина, шерстяные нитки, салфетки, пластил

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/28/perspektivnyy-plan-kruzhkovoy-raboty-po-netraditsionnym-tehnikam

Продуктивная  деятельность «Лепка из соленного теста»  «Калачи»

Цель: продолжать формировать представление о  хлебобулочных изделиях.

Задачи:

формировать интерес к истории нашей культуры;

познакомить детей с замеса теста технологией изготовления калача;

продолжать учить работать с тестом: замешивать, делить на части, раскатывать, придавать форму, делать выемки и высечки;

сравнить традиционные хлебобулочные изделия-бублики, баранки, калачи, сушки;

разучить русскую народную потешку «Ой качи, качи, качи».

Оборудование:

Мука, соль, вода, калач, бублик ,баранка, сушка, интерактивная игрушка грач,

соленое тесто для лепки, доски разделочные, скалки детские, стеки,

противни, детские фартуки


https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2017/01/07/konspekt-nod-kalachi




Конспект НОД на тему: «Гжельская роспись. Сказочная гжель

Цель: Расписать готовые глиняные тарелочки  гжельской  росписью кистивым  мазком.

Задачи: - Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве. Различать и называть различные промыслы. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, с  ее историей и производством.

Раздаточный материал: Готовые глиняные тарелочки для росписи, акварельная синяя краска, палитра, две кисти №3 и №5, ватные палочки, баночка с водой, салфетки.

Предварительная работа: познавательное занятие по мотивам народных росписей. Просмотр видео « Галилео. Гжель»


https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2019/11/19/konspekt-nod-na-temu-gzhelskaya-rospis-skazochnaya-gzhel-v


«Рисование»

Тема:  «  Весёлые Матрешки»


Цель: Создать условия для развития основного художественного восприятия и практических навыков работы  при раскрашивании силуэта матрёшки нетрадиционной техникой  рисования (метод «монотипия» и «оттиск смятой бумагой» , используя различные  художественными материалы (гуашь , восковые  мелки)

Презентация « История создания русских матрешек»,  ноутбук, посылка ,сундучок ,белые силуэты матрёшек с альбомный лист, гуашь, клеёнки , салфетки , кисти, ,непроливайки, восковые мелки, листы бумаги , ватные палочки, тарелки для использованных ватных палочек, палитры , большая деревянная матрешка,


https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/03/25/vesyolye-matryoshki

январь

Рождество Христово

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп»

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп

Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.)

Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово»

А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». 

 

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования - отпечаток.


 Тема: «Венок к рождеству»


Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования -

отпечатками.


Задачи:
- упражнять в умении правильно рисовать при помощи оттиска;

- развивать художественно-эстетический вкус (сочетание цветов, чувство композиции);
- способствовать развитию творческих способностей путём применения нетрадиционных техник рисования;

- развивать ассоциативно-образное мышление;

воспитывать у детей уверенность в своих действиях, вызывать удовольствие от практической работы;

- продолжать воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность.


Материалы и инструменты: альбомный лист, гуашевые краски, баночки с водой, кисти № 2,5, бумажная трубка (втулка), ножницы.

           


https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-netradicionnoj-tehnike-risovaniya-venok-na-rozhdestvo-4125212.html


Изготовление поделки «Рождественский чулочек» (пластилинография).

Цель: создание поделки к празднику - Рождество.
Задачи:
- обучение способам создания образа посредством накладывания пластилина на горизонтальную плоскость;
- формирование навыков работы с пластилином;
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитание любознательности.


- лист картона;
- лист А-4 (для шаблона);
- пластилин (лучше мягкий, восковой),
- стека,
- доска для лепки;
- ножницы;
- клей;
- колпачок от шариковой ручки;
- немного манной крупы (для оформления).

https://ped-kopilka.ru/blogs/blog63570/izgotovlenie-podelki-rozhdestvenskii-chulochek-plastilinografija-master-klas.html

февраль

Бабушкин сундук.







Знакомство с русскими народными старинными играми






Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек.

Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой.

Игры-забавы с домовенком

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова


Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.  Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки. 

Развивающие задачи:  Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству,  бережное отношение к изделиям русских мастеров.


карта России с силуэтами игрушек русских мастеров,  цветные силуэты народных игрушек для карты; игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/10/20/konspekt-zanyatiya-russkie-narodnye-igrushki

«Мастера гжельской росписи»

 Развивающие: Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, развивать интерес к народному творчеству, развивать речь детей, мелкую моторику рук;

Обучающие: Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, закрепить элементы дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписей;

 Воспитательные: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.


Заготовки чайников из бумаги тонированных технике «граттаж», шаблоны с узором гжель, стеки, салфетки для работы, спонжики, влажные салфетки.

https://infourok.ru/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-s-ispolzovaniem-netradicionnogo-sposoba-risovaniya-maste-4471038.html

«Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»


Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

 

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

- совершенствовать навыки игрового взаимодействия

 

ОО «Речевое развитие»

- воспитывать у детей коммуникативную культуру: 

  умение вести разговор на заданную тему

- совершенствовать речь как средство общения

 

ОО «Познавательное развитие»

- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе

-содействовать формированию у детей мотива

познавательной деятельности

 

ОО «Физическое развитие»

-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности


Лоскуты хлопчатобумажной ткани круглой формы

трех размеров, синтепон, кусочек белой ткани прямоугольной формы, белые нитки

В НОД использованы методы:

Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ

приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.


https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/05/31/konspekt-zanyatiya-nod-po-teme-slavyanskie

«Чашка с блюдцем» (лепка)


Цель: учить детей лепить посуду из пластилина, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.

Развивающие задачи: 

- развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую самостоятельность.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать эмоционально - эстетические чувства (видеть красоту окружающих предметов), нравственные качества (сопереживать и помогать ближнему).



 конверт, диск с видеописьмом, угощение; чашка с блюдцем пластилин, доска для лепки, стека.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2021/01/24/konspekt-nod-chashka-s-blyudtsem-lepka

март

Как рубашка в поле выросла

Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле)

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта.

Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла»

Словарная работа.

Беседа.

 Пословицы о труде.

 Обобщение


Куклы в народных костюмах.


Тема: Посев зерен пшеницы 

Цели: продолжать учить детей сравнивать предметы по величине; закрепить понятия «один», «много», «ни одного»; дать детям первичные представления  о выращивании  хлеба и его применении в жизни человека и животных; формировать умение внимательно слушать и выполнять словесную инструкцию воспитателя; развивать логическое мышление, память, общую и мелкую моторику; расширять словарь детей; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых. Формировать привычку к желанию трудиться, доводить начатое дело до конца.

Демонстрационный материал  -  колосья пшеницы, хлебобулочные изделия, красочный пакет, одна коробка пустая, другая с зернами пшеницы, две тарелки (глубокая и мелкая), таз с водой, целлофановая пленка

Раздаточный материал – тарелочки с плоскостными изображениями колосьев (длинный и короткий), контейнеры с землей, стаканчики для воды.


https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/31/posev-zeren-pshenitsy


«Знакомство детей с Городецкой росписью».

Образовательные задачи: познакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка), учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).

Развивающие задачи: развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества, мелкую моторику, координацию движений, глазомер; Пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка). 

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.


Демонстрационный материал - выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа.

Раздаточный материал - бумаг формата А4, гуашь, кисти (белка №2), клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, полоски бумаги в форме закладок, салфетки.


https://infourok.ru/konspekt-nod-po-risovaniyu-v-starshey-gruppe-znakomstvo-detey-s-gorodeckoy-rospisyu-2789801.html


«Платья оригами»

Цель:

развивать умения создавать целостность изображаемого предмета из цветной бумаги;

развивать мелкую моторику кистей рук;

развивать эстетическое восприятие.

Использовать для украшения поздравительных открыток и оформления обложек.


https://infourok.ru/zanyatie-s-doshkolnikami-6-7-let-po-teme-platya-origami-4274298.html

апрель

Русь нарядная (куклы в народных сарафанах).

Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера.

Закрепить представления детей  о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия)


Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок.

Практическое занятия – бисероплетение:

Куклы в народных костюмах.


«Русский национальный костюм. Сарафан».

Цель: формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.

Задачи: 

Обобщить и конкретизировать знания детей об истории русского национального костюма (символические значения вышивки, как оберега, источник знаний и украшений).

 Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетая цвета, размещать узор на предложенной форме.

Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру.

Активизировать словарь: орнамент, вышивка, узор, оберег, предки, лапти.



Иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Царевна - лягушка», «Крошечка - Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».  

Куклы в русском национальном костюме, карточки с символическими значениями вышивки, бумажные силуэты кукол в сарафане, графические материалы,  русская народная музыка, тихая спокойная музыка.


https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2019/02/23/russkiy-sarafan


«Русский головной убор. Кокошник»


Цель: Знакомство обучающихся с художественным и символическим значением русского женского головного убора.

Задачи:

• Обучение изготовлению русского головного убора.

• Закрепление умения использовать разные техники вышивания и бисер для украшения кокошника.

• Развитие творческих способностей, художественного вкуса, прилежности и аккуратности в работе.

• Воспитание патриотических чувств, уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа.



Дидактический материал: образцы кокошников, иллюстрации народных костюмов, репродукции “Русские головные уборы”, цветной картон, ножницы, плотная ткань, бисер, бусины, иголка, нитки.

Оборудование: Магнитофон, записи фольклорного оркестра “Русь”.


https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-izgotovlenie-kokoshnika-5300970.html


" Плетение браслета-фенечки"

Ознакомить учащихся с техникой плетения браслета. Изготовление

заданного изделия по схеме.

Задачи:

• Ознакомить с материалами и инструментами;

• Научить практическим приемам низания на леску.

• Развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук;

• Умение работать в соответствии с инструкцией взрослого;

• Формировать умение организовать свое рабочее место.

• Воспитывать усидчивость, целенаправленность;

• Воспитывать и развивать художественный вкус.





мультимедиа, дидактический и наглядный материал, образец изделия.

Межпредметные связи: математика, история, ОБЖ: знание правил безопасности работы с инструментами.


https://infourok.ru/plan-konspekt-po-biseropleteniyu-braslet-4193164.html

май

От лучинки до электричества

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

Обогащение

 

 

Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.

 

Экскурсия в комнату русского быта

словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ.

 Рассказ  воспитателя

 (как и с помощью чего освещали избу

 в старину).

 Вопросы:   Что было бы, если не было электричества

 Словарная работа.

 Игра: « Гори, гори ясно».


Статья «от лучины до лампы дневного света»


ТЕМА«КУКЛА – ОБЕРЕГ»

ЦЕЛЬ: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

ЗАДАЧИ:

- продолжать знакомить с историей и традициями русского народа;

- познакомить детей с традиционной народной тряпичной куклой и принципом её изготовления;

- развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, глазомер и умение работать с лоскутками ткани;

- развивать эстетический вкус;

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.


Русский народный костюм, сундучок, тряпичные куклы, проектор, ноутбук, презентации «русские народные – тряпичные куклы»«Делаем куклу сами». Музыкальное сопровождение «русские народные песни».

Раздаточный материал:лоскутки ткани: белая, цветная, вата, две атласных ленты, конфеты.

Методы и приёмы:

Методы: наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ИКТ;

Приёмы: худ. слово, рассматривание, демонстрация, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.




https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/10/konspekt-integrirovannoy-nod-kukla-obereg-s-uchastiem-detey


«Секреты русских узоров»

Продолжать формирование целостной картины мира, расширять кругозор детей о русской народной культуре. Познакомить детей с символикой узора, историей русской вышивки. Упражнять составлять простейшие орнаменты. Совершенствовать технические навыки рисования (рисовать концом кисти). Формировать эстетический вкус, развивать творческие способности.

Проектор, экран, мультимедийная презентация.

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация разработана с учетом возрастных особенностей детей и направлена на ознакомление детей с символикой русского народного узора. В ходе образовательной деятельности расширяются представления о русской народной культуре. Данная образовательная ситуация будет полезна для воспитателей и педагогов дополнительного образования.





https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/12/11/nod-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-sekrety-russkih


«Русские народные подвижные игры»

Цель: средствами виртуального путешествия продолжать знакомить детей с народными играми и историей русского народа.

Программные задачи:

Обучающие задачи привить любовь к Родине, к традициям русского народа;

Развивающие задачи создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными играми и традициями.

Воспитывающие задачи продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством;



Развивающая предметно-пространственная среда: группа украшена ветками березы; на стенах висят картины русской природы; на магнитной доске представлены картинки глиняной расписной посуды, изображения старой избы, печки, одежды русского народа; в группе представлены несколько русских народных костюмов.


https://infourok.ru/konspekt-po-proektu-na-temu-russkie-narodnye-podvizhnye-igry-4417400.html

июнь

июль

Игры на территории подворья «Семик, девки, да и троица»

Итоговое занятие.

Активизация музыкального творчества детей

Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки»

М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г.

А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

 


Ты коси, коса (труд крестьянина в поле)

Итоговое занятие.

Активизация музыкального творчества детей

Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия на скотный двор.

Разучивание песен, хороводов, игр.





Перспективное планирование Мини музей «Русская изба» 2021-2022г.



Дети от 6-7лет

месяц

тема

цель

Программное содержание

Методы, приемы

Литература



Беседа

сентябрь

Милости просим в нашу избу

Закрепление знаний о жилище  русской старины, объясняя

 детям назначение его составных частей.

 

Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка.

 Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы).

 

Экскурсия в комнату русского быта.

 Рассматриваниего

 внутренне

 устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов)

 Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель).

 Объяснение новых слов.

 Словарная работа.

 Беседа.

 Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни)

 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 



октябрь

«Сказочная птица»


Закреплять умение детей располагать работу на листе, развивать глазометр.



1.Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)



Перышки, горошина, скорлупка от семечки, цветная гелевая ручка, картон, клей.


Картотека


Декоративная тарелочка

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Воспитывать волю, настойчивость, уверенность в своих возможностях. Укреплять желание трудиться.


Одноразовая картонная тарелочка, или шаблон из картона семечки, семена гороха, пшено, гречка клей.


"Аппликация из яичной скорлупы"

дать представление о мозаике как древнейший художественной технике. Научить создавать коллажи из битой яичной скорлупы: рисовать эскиз, переносить на поверхность картона, покрывать участки клеем, выкладывать кусочки скорлуп, раскрашивать, оформлять в рамку. Развивать художественный вкус. Воспитание любви к родному краю посредством прикладного творчества

битая яичная скорлупа (естественного цвета и окрашенная);

цветной картон или плотная бумага;

клей ПВА и кисти для клея;

простые карандаши;

гуашевые краски и кисти;

рабочие тетради (художественные альбомы);



Беседа



Скоро, девочки Покров


















Знакомство с традицей «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова»

Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Обогатить словарный запас.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д.

Пение муз. руководителя. Слушание записей CD

Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров»



А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселью конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.


ноябрь

Беседа:

Печь – как мать родная

Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.

 

Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению».  Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника.

Экскурсия в комнату русского быта.

Загадка о печи.

 Рассказ музыкального руководителя  об устройстве печи и ее предназначении.

 Объяснение. Пословицы.

 Вопросы:

 В каких сказках говорилось о печи?

 Словарная работа.

 Поговорки.

 Обобщение.

 Итог.

 

 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

Тема

Цель

Методы приемы

Материал

Источник

«Кукла из ниток»

Цель: научиться выполнять куклу из ниток.

Задачи: овладение практическими навыками изготовления куклы, расширение представлений о народных обычаях, развивать мелкую моторику рук, развитие творческих способностей и творческого мышления, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к русским традициям.

-  наглядные,

-  словесные,

- практические. 


набор шерстяных ниток, ножницы, картонки для отмеривания нити и заготовки пучков, образец куклы Мартинички, показы на каждый этап работы.

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-kukly-iz-nitok.html

"Изготовление тряпичной куклы"


Цель:

Продолжать развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа.

Программное содержание:

Расширять знания детей о разнообразии и назначении тряпичной куклы. Продолжать учить детей изготавливать куклу-оберег своими руками, развивая мелкую моторику.

Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

Формировать уважение к традициям русского народа.

Вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда. Расширять словарный запас  (заветная).

Аудиозапись с русской народной музыкой, выставка "Тряпичная кукла", заготовка темной ткани на куклу-оберег "Ночь", вата, нитки, тесьма, готовая кукла образец, схема изготовления куклы.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/08/konspekt-nod-v-starshey-gruppe-izgotovlenie-tryapichnoy-kukly

«Матрешка» (пластилинография) 

Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями пластилина, развивать интерес к художественной деятельности. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства. 

Материал: Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение матрешки.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/28/perspektivnyy-plan-kruzhkovoy-raboty-po-netraditsionnym-tehnikam

декабрь

Любят в праздники рядиться наши русские девицы

Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера.

Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)

Экскурсия в комнату русского быта.

Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром».

Практическое занятия – бисероплетение: знакомство с симметрией, работа 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса.

 

.

Куклы в народных костюмах.


«Ёлочка - пушистая иголочка» (Аппликация из шерстяной нити)

Задачи: Учить детей аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность.

Материал: Листы картона, клей, кисть-щетина, шерстяные нитки, салфетки, пластил

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/28/perspektivnyy-plan-kruzhkovoy-raboty-po-netraditsionnym-tehnikam

Продуктивная  деятельность «Лепка из соленного теста»  «Калачи»

Цель: продолжать формировать представление о  хлебобулочных изделиях.

Задачи:

формировать интерес к истории нашей культуры;

познакомить детей с замеса теста технологией изготовления калача;

продолжать учить работать с тестом: замешивать, делить на части, раскатывать, придавать форму, делать выемки и высечки;

сравнить традиционные хлебобулочные изделия-бублики, баранки, калачи, сушки;

разучить русскую народную потешку «Ой качи, качи, качи».

Оборудование:

Мука, соль, вода, калач, бублик ,баранка, сушка, интерактивная игрушка грач,

соленое тесто для лепки, доски разделочные, скалки детские, стеки,

противни, детские фартуки


https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2017/01/07/konspekt-nod-kalachi




Конспект НОД на тему: «Гжельская роспись. Сказочная гжель

Цель: Расписать готовые глиняные тарелочки  гжельской  росписью кистивым  мазком.

Задачи: - Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве. Различать и называть различные промыслы. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, с  ее историей и производством.

Раздаточный материал: Готовые глиняные тарелочки для росписи, акварельная синяя краска, палитра, две кисти №3 и №5, ватные палочки, баночка с водой, салфетки.

Предварительная работа: познавательное занятие по мотивам народных росписей. Просмотр видео « Галилео. Гжель»


https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2019/11/19/konspekt-nod-na-temu-gzhelskaya-rospis-skazochnaya-gzhel-v


«Рисование»

Тема:  «  Весёлые Матрешки»


Цель: Создать условия для развития основного художественного восприятия и практических навыков работы  при раскрашивании силуэта матрёшки нетрадиционной техникой  рисования (метод «монотипия» и «оттиск смятой бумагой» , используя различные  художественными материалы (гуашь , восковые  мелки)

Презентация « История создания русских матрешек»,  ноутбук, посылка ,сундучок ,белые силуэты матрёшек с альбомный лист, гуашь, клеёнки , салфетки , кисти, ,непроливайки, восковые мелки, листы бумаги , ватные палочки, тарелки для использованных ватных палочек, палитры , большая деревянная матрешка,


https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/03/25/vesyolye-matryoshki

январь

Рождество Христово

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп»

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп

Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.)

Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово»

А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». 

 

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования - отпечаток.


 Тема: «Венок к рождеству»


Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования -

отпечатками.


Задачи:
- упражнять в умении правильно рисовать при помощи оттиска;

- развивать художественно-эстетический вкус (сочетание цветов, чувство композиции);
- способствовать развитию творческих способностей путём применения нетрадиционных техник рисования;

- развивать ассоциативно-образное мышление;

воспитывать у детей уверенность в своих действиях, вызывать удовольствие от практической работы;

- продолжать воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность.


Материалы и инструменты: альбомный лист, гуашевые краски, баночки с водой, кисти № 2,5, бумажная трубка (втулка), ножницы.

           


https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-netradicionnoj-tehnike-risovaniya-venok-na-rozhdestvo-4125212.html


Изготовление поделки «Рождественский чулочек» (пластилинография).

Цель: создание поделки к празднику - Рождество.
Задачи:
- обучение способам создания образа посредством накладывания пластилина на горизонтальную плоскость;
- формирование навыков работы с пластилином;
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитание любознательности.


- лист картона;
- лист А-4 (для шаблона);
- пластилин (лучше мягкий, восковой),
- стека,
- доска для лепки;
- ножницы;
- клей;
- колпачок от шариковой ручки;
- немного манной крупы (для оформления).

https://ped-kopilka.ru/blogs/blog63570/izgotovlenie-podelki-rozhdestvenskii-chulochek-plastilinografija-master-klas.html

февраль

Бабушкин сундук.







Знакомство с русскими народными старинными играми






Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек.

Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой.

Игры-забавы с домовенком

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова


Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.  Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки. 

Развивающие задачи:  Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству,  бережное отношение к изделиям русских мастеров.


карта России с силуэтами игрушек русских мастеров,  цветные силуэты народных игрушек для карты; игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/10/20/konspekt-zanyatiya-russkie-narodnye-igrushki

«Мастера гжельской росписи»

 Развивающие: Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, развивать интерес к народному творчеству, развивать речь детей, мелкую моторику рук;

Обучающие: Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, закрепить элементы дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписей;

 Воспитательные: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.


Заготовки чайников из бумаги тонированных технике «граттаж», шаблоны с узором гжель, стеки, салфетки для работы, спонжики, влажные салфетки.

https://infourok.ru/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-s-ispolzovaniem-netradicionnogo-sposoba-risovaniya-maste-4471038.html

«Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»


Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

 

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

- совершенствовать навыки игрового взаимодействия

 

ОО «Речевое развитие»

- воспитывать у детей коммуникативную культуру: 

  умение вести разговор на заданную тему

- совершенствовать речь как средство общения

 

ОО «Познавательное развитие»

- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе

-содействовать формированию у детей мотива

познавательной деятельности

 

ОО «Физическое развитие»

-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности


Лоскуты хлопчатобумажной ткани круглой формы

трех размеров, синтепон, кусочек белой ткани прямоугольной формы, белые нитки

В НОД использованы методы:

Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ

приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.


https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/05/31/konspekt-zanyatiya-nod-po-teme-slavyanskie

«Чашка с блюдцем» (лепка)


Цель: учить детей лепить посуду из пластилина, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.

Развивающие задачи: 

- развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую самостоятельность.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать эмоционально - эстетические чувства (видеть красоту окружающих предметов), нравственные качества (сопереживать и помогать ближнему).



 конверт, диск с видеописьмом, угощение; чашка с блюдцем пластилин, доска для лепки, стека.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2021/01/24/konspekt-nod-chashka-s-blyudtsem-lepka

март

Как рубашка в поле выросла

Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле)

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта.

Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла»

Словарная работа.

Беседа.

 Пословицы о труде.

 Обобщение


Куклы в народных костюмах.


Тема: Посев зерен пшеницы 

Цели: продолжать учить детей сравнивать предметы по величине; закрепить понятия «один», «много», «ни одного»; дать детям первичные представления  о выращивании  хлеба и его применении в жизни человека и животных; формировать умение внимательно слушать и выполнять словесную инструкцию воспитателя; развивать логическое мышление, память, общую и мелкую моторику; расширять словарь детей; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых. Формировать привычку к желанию трудиться, доводить начатое дело до конца.

Демонстрационный материал  -  колосья пшеницы, хлебобулочные изделия, красочный пакет, одна коробка пустая, другая с зернами пшеницы, две тарелки (глубокая и мелкая), таз с водой, целлофановая пленка

Раздаточный материал – тарелочки с плоскостными изображениями колосьев (длинный и короткий), контейнеры с землей, стаканчики для воды.


https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/31/posev-zeren-pshenitsy


«Знакомство детей с Городецкой росписью».

Образовательные задачи: познакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка), учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).

Развивающие задачи: развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества, мелкую моторику, координацию движений, глазомер; Пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка). 

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.


Демонстрационный материал - выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа.

Раздаточный материал - бумаг формата А4, гуашь, кисти (белка №2), клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, полоски бумаги в форме закладок, салфетки.


https://infourok.ru/konspekt-nod-po-risovaniyu-v-starshey-gruppe-znakomstvo-detey-s-gorodeckoy-rospisyu-2789801.html


«Платья оригами»

Цель:

развивать умения создавать целостность изображаемого предмета из цветной бумаги;

развивать мелкую моторику кистей рук;

развивать эстетическое восприятие.

Использовать для украшения поздравительных открыток и оформления обложек.


https://infourok.ru/zanyatie-s-doshkolnikami-6-7-let-po-teme-platya-origami-4274298.html

апрель

Русь нарядная (куклы в народных сарафанах).

Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера.

Закрепить представления детей  о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия)


Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок.

Практическое занятия – бисероплетение:

Куклы в народных костюмах.


«Русский национальный костюм. Сарафан».

Цель: формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.

Задачи: 

Обобщить и конкретизировать знания детей об истории русского национального костюма (символические значения вышивки, как оберега, источник знаний и украшений).

 Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетая цвета, размещать узор на предложенной форме.

Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру.

Активизировать словарь: орнамент, вышивка, узор, оберег, предки, лапти.



Иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Царевна - лягушка», «Крошечка - Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».  

Куклы в русском национальном костюме, карточки с символическими значениями вышивки, бумажные силуэты кукол в сарафане, графические материалы,  русская народная музыка, тихая спокойная музыка.


https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2019/02/23/russkiy-sarafan


«Русский головной убор. Кокошник»


Цель: Знакомство обучающихся с художественным и символическим значением русского женского головного убора.

Задачи:

• Обучение изготовлению русского головного убора.

• Закрепление умения использовать разные техники вышивания и бисер для украшения кокошника.

• Развитие творческих способностей, художественного вкуса, прилежности и аккуратности в работе.

• Воспитание патриотических чувств, уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа.



Дидактический материал: образцы кокошников, иллюстрации народных костюмов, репродукции “Русские головные уборы”, цветной картон, ножницы, плотная ткань, бисер, бусины, иголка, нитки.

Оборудование: Магнитофон, записи фольклорного оркестра “Русь”.


https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-izgotovlenie-kokoshnika-5300970.html


" Плетение браслета-фенечки"

Ознакомить учащихся с техникой плетения браслета. Изготовление

заданного изделия по схеме.

Задачи:

• Ознакомить с материалами и инструментами;

• Научить практическим приемам низания на леску.

• Развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук;

• Умение работать в соответствии с инструкцией взрослого;

• Формировать умение организовать свое рабочее место.

• Воспитывать усидчивость, целенаправленность;

• Воспитывать и развивать художественный вкус.





мультимедиа, дидактический и наглядный материал, образец изделия.

Межпредметные связи: математика, история, ОБЖ: знание правил безопасности работы с инструментами.


https://infourok.ru/plan-konspekt-po-biseropleteniyu-braslet-4193164.html

май

От лучинки до электричества

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

Обогащение

 

 

Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.

 

Экскурсия в комнату русского быта

словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ.

 Рассказ  воспитателя

 (как и с помощью чего освещали избу

 в старину).

 Вопросы:   Что было бы, если не было электричества

 Словарная работа.

 Игра: « Гори, гори ясно».


Статья «от лучины до лампы дневного света»


ТЕМА«КУКЛА – ОБЕРЕГ»

ЦЕЛЬ: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

ЗАДАЧИ:

- продолжать знакомить с историей и традициями русского народа;

- познакомить детей с традиционной народной тряпичной куклой и принципом её изготовления;

- развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, глазомер и умение работать с лоскутками ткани;

- развивать эстетический вкус;

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.


Русский народный костюм, сундучок, тряпичные куклы, проектор, ноутбук, презентации «русские народные – тряпичные куклы»«Делаем куклу сами». Музыкальное сопровождение «русские народные песни».

Раздаточный материал:лоскутки ткани: белая, цветная, вата, две атласных ленты, конфеты.

Методы и приёмы:

Методы: наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ИКТ;

Приёмы: худ. слово, рассматривание, демонстрация, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.




https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/10/konspekt-integrirovannoy-nod-kukla-obereg-s-uchastiem-detey


«Секреты русских узоров»

Продолжать формирование целостной картины мира, расширять кругозор детей о русской народной культуре. Познакомить детей с символикой узора, историей русской вышивки. Упражнять составлять простейшие орнаменты. Совершенствовать технические навыки рисования (рисовать концом кисти). Формировать эстетический вкус, развивать творческие способности.

Проектор, экран, мультимедийная презентация.

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация разработана с учетом возрастных особенностей детей и направлена на ознакомление детей с символикой русского народного узора. В ходе образовательной деятельности расширяются представления о русской народной культуре. Данная образовательная ситуация будет полезна для воспитателей и педагогов дополнительного образования.





https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/12/11/nod-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-sekrety-russkih


«Русские народные подвижные игры»

Цель: средствами виртуального путешествия продолжать знакомить детей с народными играми и историей русского народа.

Программные задачи:

Обучающие задачи привить любовь к Родине, к традициям русского народа;

Развивающие задачи создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными играми и традициями.

Воспитывающие задачи продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством;



Развивающая предметно-пространственная среда: группа украшена ветками березы; на стенах висят картины русской природы; на магнитной доске представлены картинки глиняной расписной посуды, изображения старой избы, печки, одежды русского народа; в группе представлены несколько русских народных костюмов.


https://infourok.ru/konspekt-po-proektu-na-temu-russkie-narodnye-podvizhnye-igry-4417400.html

июнь

июль

Игры на территории подворья «Семик, девки, да и троица»

Итоговое занятие.

Активизация музыкального творчества детей

Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки»

М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г.

А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

 


Ты коси, коса (труд крестьянина в поле)

Итоговое занятие.

Активизация музыкального творчества детей

Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия на скотный двор.

Разучивание песен, хороводов, игр.





35