СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мини - музей «Русская изба» был создан в 2022 году у на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» Старополтавского района Волгоградской области.
Как образовательный модуль для детей дошкольного возраста. Направленность мини-музея историко-краеведческая и этнографическая.
Перспективное планирование Мини музей «Русская изба» 2022-2024г.
Дети от 5-6лет
месяц | тема | цель Программное содержание | Материал (предварительная работа) | Литература
| ||
Беседа | ||||||
сентябрь | Милости просим в нашу избу | Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.
Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы).
| Экскурсия в комнату русского быта. Рассматриваниего внутренне устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов) Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель). Объяснение новых слов. Словарная работа. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни)
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
| ||
|
| |||||
октябрь | «Сказочная птица»
| Закреплять умение детей располагать работу на листе, развивать глазометр.
| 1.Наглядные (показ педагога, пример, помощь). 2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок). 3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)
| Перышки, горошина, скорлупка от семечки, цветная гелевая ручка, картон, клей.
| Картотека
| |
Декоративная тарелочка | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Воспитывать волю, настойчивость, уверенность в своих возможностях. Укреплять желание трудиться.
| Одноразовая картонная тарелочка, или шаблон из картона семечки, семена гороха, пшено, гречка клей. | ||||
| "Аппликация из яичной скорлупы" | дать представление о мозаике как древнейший художественной технике. Научить создавать коллажи из битой яичной скорлупы: рисовать эскиз, переносить на поверхность картона, покрывать участки клеем, выкладывать кусочки скорлуп, раскрашивать, оформлять в рамку. Развивать художественный вкус. Воспитание любви к родному краю посредством прикладного творчества | битая яичная скорлупа (естественного цвета и окрашенная); цветной картон или плотная бумага; клей ПВА и кисти для клея; простые карандаши; гуашевые краски и кисти; рабочие тетради (художественные альбомы);
|
| ||
Беседа | ||||||
| Скоро, девочки Покров
| Знакомство с традицей «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова» Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселью конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. | ||
ноябрь | Беседа: | |||||
Печь – как мать родная | Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.
Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника. | Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ музыкального руководителя об устройстве печи и ее предназначении. Объяснение. Пословицы. Вопросы: В каких сказках говорилось о печи? Словарная работа. Поговорки. Обобщение. Итог. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова | |||
Тема | Цель
| Материал | Источник | |||
«Кукла из ниток» | Цель: научиться выполнять куклу из ниток. Задачи: овладение практическими навыками изготовления куклы, расширение представлений о народных обычаях, развивать мелкую моторику рук, развитие творческих способностей и творческого мышления, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к русским традициям. - наглядные, - словесные, - практические.
| набор шерстяных ниток, ножницы, картонки для отмеривания нити и заготовки пучков, образец куклы Мартинички, показы на каждый этап работы. | https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-kukly-iz-nitok.html | |||
"Изготовление тряпичной куклы"
| Цель: Продолжать развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа. Программное содержание: Расширять знания детей о разнообразии и назначении тряпичной куклы. Продолжать учить детей изготавливать куклу-оберег своими руками, развивая мелкую моторику. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. Формировать уважение к традициям русского народа. Вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда. Расширять словарный запас (заветная). | Аудиозапись с русской народной музыкой, выставка "Тряпичная кукла", заготовка темной ткани на куклу-оберег "Ночь", вата, нитки, тесьма, готовая кукла образец, схема изготовления куклы. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/08/konspekt-nod-v-starshey-gruppe-izgotovlenie-tryapichnoy-kukly | |||
«Матрешка» (пластилинография) | Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями пластилина, развивать интерес к художественной деятельности. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства. | Материал: Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение матрешки. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/28/perspektivnyy-plan-kruzhkovoy-raboty-po-netraditsionnym-tehnikam | |||
декабрь | Любят в праздники рядиться наши русские девицы | Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера. Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром». Практическое занятия – бисероплетение: знакомство с симметрией, работа 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса.
| . Куклы в народных костюмах. | ||
| «Ёлочка - пушистая иголочка» (Аппликация из шерстяной нити) | Задачи: Учить детей аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность. | Материал: Листы картона, клей, кисть-щетина, шерстяные нитки, салфетки, пластил | https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/28/perspektivnyy-plan-kruzhkovoy-raboty-po-netraditsionnym-tehnikam | ||
Продуктивная деятельность «Лепка из соленного теста» «Калачи» | Цель: продолжать формировать представление о хлебобулочных изделиях. Задачи: формировать интерес к истории нашей культуры; познакомить детей с замеса теста технологией изготовления калача; продолжать учить работать с тестом: замешивать, делить на части, раскатывать, придавать форму, делать выемки и высечки; сравнить традиционные хлебобулочные изделия-бублики, баранки, калачи, сушки; разучить русскую народную потешку «Ой качи, качи, качи». | Оборудование: Мука, соль, вода, калач, бублик ,баранка, сушка, интерактивная игрушка грач, соленое тесто для лепки, доски разделочные, скалки детские, стеки, противни, детские фартуки
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2017/01/07/konspekt-nod-kalachi
| |||
| Конспект НОД на тему: «Гжельская роспись. Сказочная гжель | Цель: Расписать готовые глиняные тарелочки гжельской росписью кистивым мазком. Задачи: - Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве. Различать и называть различные промыслы. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, с ее историей и производством. | Раздаточный материал: Готовые глиняные тарелочки для росписи, акварельная синяя краска, палитра, две кисти №3 и №5, ватные палочки, баночка с водой, салфетки. Предварительная работа: познавательное занятие по мотивам народных росписей. Просмотр видео « Галилео. Гжель»
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2019/11/19/konspekt-nod-na-temu-gzhelskaya-rospis-skazochnaya-gzhel-v | ||
| «Рисование» Тема: « Весёлые Матрешки»
| Цель: Создать условия для развития основного художественного восприятия и практических навыков работы при раскрашивании силуэта матрёшки нетрадиционной техникой рисования (метод «монотипия» и «оттиск смятой бумагой» , используя различные художественными материалы (гуашь , восковые мелки) | Презентация « История создания русских матрешек», ноутбук, посылка ,сундучок ,белые силуэты матрёшек с альбомный лист, гуашь, клеёнки , салфетки , кисти, ,непроливайки, восковые мелки, листы бумаги , ватные палочки, тарелки для использованных ватных палочек, палитры , большая деревянная матрешка,
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/03/25/vesyolye-matryoshki | ||
январь | Рождество Христово | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.) Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца».
| ||
Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования - отпечаток.
Тема: «Венок к рождеству»
| Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - отпечатками.
Задачи: - развивать художественно-эстетический вкус (сочетание цветов, чувство композиции); - развивать ассоциативно-образное мышление; - воспитывать у детей уверенность в своих действиях, вызывать удовольствие от практической работы; - продолжать воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность.
| Материалы и инструменты: альбомный лист, гуашевые краски, баночки с водой, кисти № 2,5, бумажная трубка (втулка), ножницы.
| https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-netradicionnoj-tehnike-risovaniya-venok-na-rozhdestvo-4125212.html | |||
| Изготовление поделки «Рождественский чулочек» (пластилинография). | Цель: создание поделки к празднику - Рождество. |
| https://ped-kopilka.ru/blogs/blog63570/izgotovlenie-podelki-rozhdestvenskii-chulochek-plastilinografija-master-klas.html | ||
февраль | Бабушкин сундук.
| Знакомство с русскими народными старинными играми
Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек. Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой. Игры-забавы с домовенком | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова | ||
| Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки. Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
| карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты; игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/10/20/konspekt-zanyatiya-russkie-narodnye-igrushki | |||
«Мастера гжельской росписи» | Развивающие: Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, развивать интерес к народному творчеству, развивать речь детей, мелкую моторику рук; Обучающие: Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, закрепить элементы дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписей; Воспитательные: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
| Заготовки чайников из бумаги тонированных технике «граттаж», шаблоны с узором гжель, стеки, салфетки для работы, спонжики, влажные салфетки. | https://infourok.ru/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-s-ispolzovaniem-netradicionnogo-sposoba-risovaniya-maste-4471038.html | |||
«Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
| Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» Задачи: - совершенствовать навыки игрового взаимодействия
ОО «Речевое развитие» - воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему - совершенствовать речь как средство общения
ОО «Познавательное развитие» - содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе -содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности
ОО «Физическое развитие» -воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
| Лоскуты хлопчатобумажной ткани круглой формы трех размеров, синтепон, кусочек белой ткани прямоугольной формы, белые нитки В НОД использованы методы: Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/05/31/konspekt-zanyatiya-nod-po-teme-slavyanskie | |||
«Чашка с блюдцем» (лепка)
| Цель: учить детей лепить посуду из пластилина, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Задачи: Образовательные: - упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления. Развивающие задачи: - развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую самостоятельность. Воспитательные задачи: - Воспитывать эмоционально - эстетические чувства (видеть красоту окружающих предметов), нравственные качества (сопереживать и помогать ближнему).
| конверт, диск с видеописьмом, угощение; чашка с блюдцем пластилин, доска для лепки, стека. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2021/01/24/konspekt-nod-chashka-s-blyudtsem-lepka | |||
март | Как рубашка в поле выросла | Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле) Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. | Экскурсия в комнату русского быта. Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла» Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде. Обобщение |
Куклы в народных костюмах. | ||
| Тема: Посев зерен пшеницы | Цели: продолжать учить детей сравнивать предметы по величине; закрепить понятия «один», «много», «ни одного»; дать детям первичные представления о выращивании хлеба и его применении в жизни человека и животных; формировать умение внимательно слушать и выполнять словесную инструкцию воспитателя; развивать логическое мышление, память, общую и мелкую моторику; расширять словарь детей; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых. Формировать привычку к желанию трудиться, доводить начатое дело до конца. | Демонстрационный материал - колосья пшеницы, хлебобулочные изделия, красочный пакет, одна коробка пустая, другая с зернами пшеницы, две тарелки (глубокая и мелкая), таз с водой, целлофановая пленка Раздаточный материал – тарелочки с плоскостными изображениями колосьев (длинный и короткий), контейнеры с землей, стаканчики для воды.
| https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/31/posev-zeren-pshenitsy | ||
| «Знакомство детей с Городецкой росписью». | Образовательные задачи: познакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка), учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом). Развивающие задачи: развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества, мелкую моторику, координацию движений, глазомер; Пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка). Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.
| Демонстрационный материал - выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа. Раздаточный материал - бумаг формата А4, гуашь, кисти (белка №2), клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, полоски бумаги в форме закладок, салфетки.
| https://infourok.ru/konspekt-nod-po-risovaniyu-v-starshey-gruppe-znakomstvo-detey-s-gorodeckoy-rospisyu-2789801.html | ||
| «Платья оригами» | Цель: развивать умения создавать целостность изображаемого предмета из цветной бумаги; развивать мелкую моторику кистей рук; развивать эстетическое восприятие. Использовать для украшения поздравительных открыток и оформления обложек.
|
| https://infourok.ru/zanyatie-s-doshkolnikami-6-7-let-po-teme-platya-origami-4274298.html | ||
апрель | Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). | Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера. Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия)
| Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок. Практическое занятия – бисероплетение: | Куклы в народных костюмах. | ||
| «Русский национальный костюм. Сарафан». | Цель: формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. Задачи: Обобщить и конкретизировать знания детей об истории русского национального костюма (символические значения вышивки, как оберега, источник знаний и украшений). Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетая цвета, размещать узор на предложенной форме. Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру. Активизировать словарь: орнамент, вышивка, узор, оберег, предки, лапти.
| Иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Царевна - лягушка», «Крошечка - Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Куклы в русском национальном костюме, карточки с символическими значениями вышивки, бумажные силуэты кукол в сарафане, графические материалы, русская народная музыка, тихая спокойная музыка.
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2019/02/23/russkiy-sarafan | ||
| «Русский головной убор. Кокошник»
| Цель: Знакомство обучающихся с художественным и символическим значением русского женского головного убора. Задачи: • Обучение изготовлению русского головного убора. • Закрепление умения использовать разные техники вышивания и бисер для украшения кокошника. • Развитие творческих способностей, художественного вкуса, прилежности и аккуратности в работе. • Воспитание патриотических чувств, уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа.
| Дидактический материал: образцы кокошников, иллюстрации народных костюмов, репродукции “Русские головные уборы”, цветной картон, ножницы, плотная ткань, бисер, бусины, иголка, нитки. Оборудование: Магнитофон, записи фольклорного оркестра “Русь”.
| https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-izgotovlenie-kokoshnika-5300970.html | ||
| " Плетение браслета-фенечки" | Ознакомить учащихся с техникой плетения браслета. Изготовление заданного изделия по схеме. Задачи: • Ознакомить с материалами и инструментами; • Научить практическим приемам низания на леску. • Развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук; • Умение работать в соответствии с инструкцией взрослого; • Формировать умение организовать свое рабочее место. • Воспитывать усидчивость, целенаправленность; • Воспитывать и развивать художественный вкус.
| мультимедиа, дидактический и наглядный материал, образец изделия. Межпредметные связи: математика, история, ОБЖ: знание правил безопасности работы с инструментами.
| https://infourok.ru/plan-konspekt-po-biseropleteniyu-braslet-4193164.html | ||
май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы. Обогащение
Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.
| Экскурсия в комнату русского быта словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Вопросы: Что было бы, если не было электричества Словарная работа. Игра: « Гори, гори ясно».
| Статья «от лучины до лампы дневного света» | ||
| ТЕМА: «КУКЛА – ОБЕРЕГ» | ЦЕЛЬ: приобщение детей к истокам русской народной культуры. ЗАДАЧИ: - продолжать знакомить с историей и традициями русского народа; - познакомить детей с традиционной народной тряпичной куклой и принципом её изготовления; - развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, глазомер и умение работать с лоскутками ткани; - развивать эстетический вкус; - развивать коммуникативные навыки; - воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.
| Русский народный костюм, сундучок, тряпичные куклы, проектор, ноутбук, презентации «русские народные – тряпичные куклы», «Делаем куклу сами». Музыкальное сопровождение «русские народные песни». Раздаточный материал:лоскутки ткани: белая, цветная, вата, две атласных ленты, конфеты. Методы и приёмы: Методы: наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ИКТ; Приёмы: худ. слово, рассматривание, демонстрация, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/10/konspekt-integrirovannoy-nod-kukla-obereg-s-uchastiem-detey | ||
| «Секреты русских узоров» | Продолжать формирование целостной картины мира, расширять кругозор детей о русской народной культуре. Познакомить детей с символикой узора, историей русской вышивки. Упражнять составлять простейшие орнаменты. Совершенствовать технические навыки рисования (рисовать концом кисти). Формировать эстетический вкус, развивать творческие способности. | Проектор, экран, мультимедийная презентация. Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация разработана с учетом возрастных особенностей детей и направлена на ознакомление детей с символикой русского народного узора. В ходе образовательной деятельности расширяются представления о русской народной культуре. Данная образовательная ситуация будет полезна для воспитателей и педагогов дополнительного образования.
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/12/11/nod-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-sekrety-russkih | ||
| «Русские народные подвижные игры» | Цель: средствами виртуального путешествия продолжать знакомить детей с народными играми и историей русского народа. Программные задачи: Обучающие задачи привить любовь к Родине, к традициям русского народа; Развивающие задачи создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными играми и традициями. Воспитывающие задачи продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством;
|
Развивающая предметно-пространственная среда: группа украшена ветками березы; на стенах висят картины русской природы; на магнитной доске представлены картинки глиняной расписной посуды, изображения старой избы, печки, одежды русского народа; в группе представлены несколько русских народных костюмов.
| https://infourok.ru/konspekt-po-proektu-na-temu-russkie-narodnye-podvizhnye-igry-4417400.html | ||
июнь июль | Игры на территории подворья «Семик, девки, да и троица» | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки» | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
| ||
| Ты коси, коса (труд крестьянина в поле) | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на скотный двор. Разучивание песен, хороводов, игр. |
|
Перспективное планирование Мини музей «Русская изба» 2021-2022г.
Дети от 6-7лет
месяц | тема | цель | Программное содержание | Методы, приемы | Литература
| |
Беседа | ||||||
сентябрь | Милости просим в нашу избу | Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.
Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы).
| Экскурсия в комнату русского быта. Рассматриваниего внутренне устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов) Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель). Объяснение новых слов. Словарная работа. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни)
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
| ||
|
| |||||
октябрь | «Сказочная птица»
| Закреплять умение детей располагать работу на листе, развивать глазометр.
| 1.Наглядные (показ педагога, пример, помощь). 2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок). 3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)
| Перышки, горошина, скорлупка от семечки, цветная гелевая ручка, картон, клей.
| Картотека
| |
Декоративная тарелочка | Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Воспитывать волю, настойчивость, уверенность в своих возможностях. Укреплять желание трудиться.
| Одноразовая картонная тарелочка, или шаблон из картона семечки, семена гороха, пшено, гречка клей. | ||||
| "Аппликация из яичной скорлупы" | дать представление о мозаике как древнейший художественной технике. Научить создавать коллажи из битой яичной скорлупы: рисовать эскиз, переносить на поверхность картона, покрывать участки клеем, выкладывать кусочки скорлуп, раскрашивать, оформлять в рамку. Развивать художественный вкус. Воспитание любви к родному краю посредством прикладного творчества | битая яичная скорлупа (естественного цвета и окрашенная); цветной картон или плотная бумага; клей ПВА и кисти для клея; простые карандаши; гуашевые краски и кисти; рабочие тетради (художественные альбомы);
|
| ||
Беседа
| ||||||
| Скоро, девочки Покров
| Знакомство с традицей «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова» Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров»
| А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселью конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. | ||
ноябрь | Беседа: | |||||
Печь – как мать родная | Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.
Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника. | Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ музыкального руководителя об устройстве печи и ее предназначении. Объяснение. Пословицы. Вопросы: В каких сказках говорилось о печи? Словарная работа. Поговорки. Обобщение. Итог.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
| |||
Тема | Цель | Методы приемы | Материал | Источник | ||
«Кукла из ниток» | Цель: научиться выполнять куклу из ниток. Задачи: овладение практическими навыками изготовления куклы, расширение представлений о народных обычаях, развивать мелкую моторику рук, развитие творческих способностей и творческого мышления, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к русским традициям. - наглядные, - словесные, - практические.
| набор шерстяных ниток, ножницы, картонки для отмеривания нити и заготовки пучков, образец куклы Мартинички, показы на каждый этап работы. | https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-kukly-iz-nitok.html | |||
"Изготовление тряпичной куклы"
| Цель: Продолжать развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа. Программное содержание: Расширять знания детей о разнообразии и назначении тряпичной куклы. Продолжать учить детей изготавливать куклу-оберег своими руками, развивая мелкую моторику. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. Формировать уважение к традициям русского народа. Вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда. Расширять словарный запас (заветная). | Аудиозапись с русской народной музыкой, выставка "Тряпичная кукла", заготовка темной ткани на куклу-оберег "Ночь", вата, нитки, тесьма, готовая кукла образец, схема изготовления куклы. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/08/konspekt-nod-v-starshey-gruppe-izgotovlenie-tryapichnoy-kukly | |||
«Матрешка» (пластилинография) | Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями пластилина, развивать интерес к художественной деятельности. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства. | Материал: Пластилин, дощечка, салфетка, контурное изображение матрешки. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/28/perspektivnyy-plan-kruzhkovoy-raboty-po-netraditsionnym-tehnikam | |||
декабрь | Любят в праздники рядиться наши русские девицы | Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера. Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром». Практическое занятия – бисероплетение: знакомство с симметрией, работа 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса.
| . Куклы в народных костюмах. | ||
| «Ёлочка - пушистая иголочка» (Аппликация из шерстяной нити) | Задачи: Учить детей аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность. | Материал: Листы картона, клей, кисть-щетина, шерстяные нитки, салфетки, пластил | https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/28/perspektivnyy-plan-kruzhkovoy-raboty-po-netraditsionnym-tehnikam | ||
Продуктивная деятельность «Лепка из соленного теста» «Калачи» | Цель: продолжать формировать представление о хлебобулочных изделиях. Задачи: формировать интерес к истории нашей культуры; познакомить детей с замеса теста технологией изготовления калача; продолжать учить работать с тестом: замешивать, делить на части, раскатывать, придавать форму, делать выемки и высечки; сравнить традиционные хлебобулочные изделия-бублики, баранки, калачи, сушки; разучить русскую народную потешку «Ой качи, качи, качи». | Оборудование: Мука, соль, вода, калач, бублик ,баранка, сушка, интерактивная игрушка грач, соленое тесто для лепки, доски разделочные, скалки детские, стеки, противни, детские фартуки
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2017/01/07/konspekt-nod-kalachi
| |||
| Конспект НОД на тему: «Гжельская роспись. Сказочная гжель | Цель: Расписать готовые глиняные тарелочки гжельской росписью кистивым мазком. Задачи: - Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве. Различать и называть различные промыслы. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, с ее историей и производством. | Раздаточный материал: Готовые глиняные тарелочки для росписи, акварельная синяя краска, палитра, две кисти №3 и №5, ватные палочки, баночка с водой, салфетки. Предварительная работа: познавательное занятие по мотивам народных росписей. Просмотр видео « Галилео. Гжель»
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2019/11/19/konspekt-nod-na-temu-gzhelskaya-rospis-skazochnaya-gzhel-v | ||
| «Рисование» Тема: « Весёлые Матрешки»
| Цель: Создать условия для развития основного художественного восприятия и практических навыков работы при раскрашивании силуэта матрёшки нетрадиционной техникой рисования (метод «монотипия» и «оттиск смятой бумагой» , используя различные художественными материалы (гуашь , восковые мелки) | Презентация « История создания русских матрешек», ноутбук, посылка ,сундучок ,белые силуэты матрёшек с альбомный лист, гуашь, клеёнки , салфетки , кисти, ,непроливайки, восковые мелки, листы бумаги , ватные палочки, тарелки для использованных ватных палочек, палитры , большая деревянная матрешка,
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/03/25/vesyolye-matryoshki | ||
январь | Рождество Христово | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.) Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца».
| ||
Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования - отпечаток.
Тема: «Венок к рождеству»
| Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - отпечатками.
Задачи: - развивать художественно-эстетический вкус (сочетание цветов, чувство композиции); - развивать ассоциативно-образное мышление; - воспитывать у детей уверенность в своих действиях, вызывать удовольствие от практической работы; - продолжать воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность.
| Материалы и инструменты: альбомный лист, гуашевые краски, баночки с водой, кисти № 2,5, бумажная трубка (втулка), ножницы.
| https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-netradicionnoj-tehnike-risovaniya-venok-na-rozhdestvo-4125212.html | |||
| Изготовление поделки «Рождественский чулочек» (пластилинография). | Цель: создание поделки к празднику - Рождество. |
| https://ped-kopilka.ru/blogs/blog63570/izgotovlenie-podelki-rozhdestvenskii-chulochek-plastilinografija-master-klas.html | ||
февраль | Бабушкин сундук.
| Знакомство с русскими народными старинными играми
Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек. Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой. Игры-забавы с домовенком | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова | ||
| Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки. Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
| карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты; игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/10/20/konspekt-zanyatiya-russkie-narodnye-igrushki | |||
«Мастера гжельской росписи» | Развивающие: Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, развивать интерес к народному творчеству, развивать речь детей, мелкую моторику рук; Обучающие: Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, закрепить элементы дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписей; Воспитательные: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
| Заготовки чайников из бумаги тонированных технике «граттаж», шаблоны с узором гжель, стеки, салфетки для работы, спонжики, влажные салфетки. | https://infourok.ru/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-s-ispolzovaniem-netradicionnogo-sposoba-risovaniya-maste-4471038.html | |||
«Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»
| Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» Задачи: - совершенствовать навыки игрового взаимодействия
ОО «Речевое развитие» - воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему - совершенствовать речь как средство общения
ОО «Познавательное развитие» - содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе -содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности
ОО «Физическое развитие» -воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
| Лоскуты хлопчатобумажной ткани круглой формы трех размеров, синтепон, кусочек белой ткани прямоугольной формы, белые нитки В НОД использованы методы: Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/05/31/konspekt-zanyatiya-nod-po-teme-slavyanskie | |||
«Чашка с блюдцем» (лепка)
| Цель: учить детей лепить посуду из пластилина, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Задачи: Образовательные: - упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления. Развивающие задачи: - развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую самостоятельность. Воспитательные задачи: - Воспитывать эмоционально - эстетические чувства (видеть красоту окружающих предметов), нравственные качества (сопереживать и помогать ближнему).
| конверт, диск с видеописьмом, угощение; чашка с блюдцем пластилин, доска для лепки, стека. | https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2021/01/24/konspekt-nod-chashka-s-blyudtsem-lepka | |||
март | Как рубашка в поле выросла | Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле) Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. | Экскурсия в комнату русского быта. Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла» Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде. Обобщение |
Куклы в народных костюмах. | ||
| Тема: Посев зерен пшеницы | Цели: продолжать учить детей сравнивать предметы по величине; закрепить понятия «один», «много», «ни одного»; дать детям первичные представления о выращивании хлеба и его применении в жизни человека и животных; формировать умение внимательно слушать и выполнять словесную инструкцию воспитателя; развивать логическое мышление, память, общую и мелкую моторику; расширять словарь детей; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых. Формировать привычку к желанию трудиться, доводить начатое дело до конца. | Демонстрационный материал - колосья пшеницы, хлебобулочные изделия, красочный пакет, одна коробка пустая, другая с зернами пшеницы, две тарелки (глубокая и мелкая), таз с водой, целлофановая пленка Раздаточный материал – тарелочки с плоскостными изображениями колосьев (длинный и короткий), контейнеры с землей, стаканчики для воды.
| https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/31/posev-zeren-pshenitsy | ||
| «Знакомство детей с Городецкой росписью». | Образовательные задачи: познакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка), учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом). Развивающие задачи: развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества, мелкую моторику, координацию движений, глазомер; Пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка). Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.
| Демонстрационный материал - выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа. Раздаточный материал - бумаг формата А4, гуашь, кисти (белка №2), клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, полоски бумаги в форме закладок, салфетки.
| https://infourok.ru/konspekt-nod-po-risovaniyu-v-starshey-gruppe-znakomstvo-detey-s-gorodeckoy-rospisyu-2789801.html | ||
| «Платья оригами» | Цель: развивать умения создавать целостность изображаемого предмета из цветной бумаги; развивать мелкую моторику кистей рук; развивать эстетическое восприятие. Использовать для украшения поздравительных открыток и оформления обложек.
|
| https://infourok.ru/zanyatie-s-doshkolnikami-6-7-let-po-teme-platya-origami-4274298.html | ||
апрель | Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). | Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера. Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия)
| Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок. Практическое занятия – бисероплетение: | Куклы в народных костюмах. | ||
| «Русский национальный костюм. Сарафан». | Цель: формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. Задачи: Обобщить и конкретизировать знания детей об истории русского национального костюма (символические значения вышивки, как оберега, источник знаний и украшений). Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетая цвета, размещать узор на предложенной форме. Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру. Активизировать словарь: орнамент, вышивка, узор, оберег, предки, лапти.
| Иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Царевна - лягушка», «Крошечка - Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Куклы в русском национальном костюме, карточки с символическими значениями вышивки, бумажные силуэты кукол в сарафане, графические материалы, русская народная музыка, тихая спокойная музыка.
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2019/02/23/russkiy-sarafan | ||
| «Русский головной убор. Кокошник»
| Цель: Знакомство обучающихся с художественным и символическим значением русского женского головного убора. Задачи: • Обучение изготовлению русского головного убора. • Закрепление умения использовать разные техники вышивания и бисер для украшения кокошника. • Развитие творческих способностей, художественного вкуса, прилежности и аккуратности в работе. • Воспитание патриотических чувств, уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа.
| Дидактический материал: образцы кокошников, иллюстрации народных костюмов, репродукции “Русские головные уборы”, цветной картон, ножницы, плотная ткань, бисер, бусины, иголка, нитки. Оборудование: Магнитофон, записи фольклорного оркестра “Русь”.
| https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-izgotovlenie-kokoshnika-5300970.html | ||
| " Плетение браслета-фенечки" | Ознакомить учащихся с техникой плетения браслета. Изготовление заданного изделия по схеме. Задачи: • Ознакомить с материалами и инструментами; • Научить практическим приемам низания на леску. • Развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук; • Умение работать в соответствии с инструкцией взрослого; • Формировать умение организовать свое рабочее место. • Воспитывать усидчивость, целенаправленность; • Воспитывать и развивать художественный вкус.
| мультимедиа, дидактический и наглядный материал, образец изделия. Межпредметные связи: математика, история, ОБЖ: знание правил безопасности работы с инструментами.
| https://infourok.ru/plan-konspekt-po-biseropleteniyu-braslet-4193164.html | ||
май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы. Обогащение
Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.
| Экскурсия в комнату русского быта словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Вопросы: Что было бы, если не было электричества Словарная работа. Игра: « Гори, гори ясно».
| Статья «от лучины до лампы дневного света» | ||
| ТЕМА: «КУКЛА – ОБЕРЕГ» | ЦЕЛЬ: приобщение детей к истокам русской народной культуры. ЗАДАЧИ: - продолжать знакомить с историей и традициями русского народа; - познакомить детей с традиционной народной тряпичной куклой и принципом её изготовления; - развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, глазомер и умение работать с лоскутками ткани; - развивать эстетический вкус; - развивать коммуникативные навыки; - воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле.
| Русский народный костюм, сундучок, тряпичные куклы, проектор, ноутбук, презентации «русские народные – тряпичные куклы», «Делаем куклу сами». Музыкальное сопровождение «русские народные песни». Раздаточный материал:лоскутки ткани: белая, цветная, вата, две атласных ленты, конфеты. Методы и приёмы: Методы: наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ИКТ; Приёмы: худ. слово, рассматривание, демонстрация, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/10/konspekt-integrirovannoy-nod-kukla-obereg-s-uchastiem-detey | ||
| «Секреты русских узоров» | Продолжать формирование целостной картины мира, расширять кругозор детей о русской народной культуре. Познакомить детей с символикой узора, историей русской вышивки. Упражнять составлять простейшие орнаменты. Совершенствовать технические навыки рисования (рисовать концом кисти). Формировать эстетический вкус, развивать творческие способности. | Проектор, экран, мультимедийная презентация. Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация разработана с учетом возрастных особенностей детей и направлена на ознакомление детей с символикой русского народного узора. В ходе образовательной деятельности расширяются представления о русской народной культуре. Данная образовательная ситуация будет полезна для воспитателей и педагогов дополнительного образования.
| https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/12/11/nod-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-sekrety-russkih | ||
| «Русские народные подвижные игры» | Цель: средствами виртуального путешествия продолжать знакомить детей с народными играми и историей русского народа. Программные задачи: Обучающие задачи привить любовь к Родине, к традициям русского народа; Развивающие задачи создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными играми и традициями. Воспитывающие задачи продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством;
|
Развивающая предметно-пространственная среда: группа украшена ветками березы; на стенах висят картины русской природы; на магнитной доске представлены картинки глиняной расписной посуды, изображения старой избы, печки, одежды русского народа; в группе представлены несколько русских народных костюмов.
| https://infourok.ru/konspekt-po-proektu-na-temu-russkie-narodnye-podvizhnye-igry-4417400.html | ||
июнь июль | Игры на территории подворья «Семик, девки, да и троица» | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки» | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
| ||
| Ты коси, коса (труд крестьянина в поле) | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на скотный двор. Разучивание песен, хороводов, игр. |
|
35