Работая с детьми с задержкой психического развития, возникает вопрос: как же поддержать познавательную активность ребёнка в наше современное время, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Ответом на эти вопросы, оказалась такая наука, как кинезиология. И в своем опыте я хочу представить систему занятий по развитию межполушарнвх связей с помощью кинезеологических упражнений. Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Одним из результатов работы учёных в данной области стала разработка развивающих программ, в которые входят комплексы упражнений, стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. Дети с удовольствием выполняли кинезиологическими упражнениями. Почему? Потому что им было интересно научиться выполнять разные новые движения, которые помогают им лучше думать, быть более внимательными, лучше запоминать.
Правильно подобранные и хорошо организованные кинезиологические упражнения способствуют всестороннему, гармоническому развитию воспитанников, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний.
Дата | Задание | Описание упражнения |
Сентябрь 1,2 неделя | Диагностика по методике Озерецкого Н.И. | Заполнение таблицы. |
3 неделя | Мячик су-джоку | Сидя на стульях. Катать в ладонях, на тыльной стороне, по длине всей руки, по колену. (Затем эти движения будут разминкой перед каждым занятием). |
4 неделя | Мячик су-джоку | Перекладывать мячик из одной руки в другу. Усложнение: добавляется речь «Мы делили апельсин» |
Октябрь 1 неделя | Мячик су-джоку | Перекладывать из одной руки в другую по звуковому сигналу: барабан, колокольчик, хлопок. |
2 неделя | Мячик су-джоку | Стоя. Работа в парах: одновременно двумя руками перекладывать мячик другому (из правой руки в правую руку соседу и так же другой рукой). Усложнение: |
3 неделя | Мячик су-джоку | Работа в парах: мяч в правой руке, положить соседу, затем переложить в свою руку. Усложнение: передавать по звуковому сигналу. |
4 неделя | Мячик су-джоку | Работа в парах: мячики в обоих руках у одного, одновременно двумя руками передавать мячики, другой принимает и делает перекрест руками. Усложнение: мячики у одного ребенка в обеих руках, он передает другому и выполняет перекрест руками, кто принимает мячики, руки не делают перекрест. |
Ноябрь 1 неделя | Мячик су-джоку | Стоя в кругу, передают мячик по кругу сначала в одном направлении, затем в другом. Усложнение: Передавать по звуковому сигналу. Усложнение: Добавляется речь: «Наступила зима, стало холодно» |
2 неделя | Крупная моторика | Рисовать в воздухе геометрические круги. Сначала одной рукой, затем другой и потом двумя руками одновременно. |
3 неделя | Крупная моторика | Наклонить голову на левое плечо и левой рукой рисовать в воздухе «8». Усложнение: тоже самое движение, но уже двумя руками. Глазами следить за движение руки. |
4 неделя | Мелкая моторика | Дорисовать вторую половинку готового рисунка. |
Декабрь 1 неделя | Зрительная гимнастика | Плакат схема со стрелочками направление движение глаза. |
2 неделя | Массаж ушных раковин, крупная моторика. | Массировать мочку уха, затем все ухо. Стоя руки в стороны, затем одна рука на плечо, другая на бедро, затем обе руки на поясе, затем меняется положение рук перекрестно и в конце опять руки в стороны. |
3 неделя | Перекрестная маршировка | Стоя на месте поднимать одновременно колено и локоть перекрестно (правый локоть - левое колено) |
4 неделя | Маршировка | Стоя на месте поднимать одновременно колено и локоть (правый локоть - правое колено) |
Январь 1 неделя | Каникулы | Рекомендации родителям о выполнении пройденных заданий дома с фотоотчетом. |
2 неделя | Зрительно-моторная координация Проведи по линии. | По нарисованной линии проводить одновременно двумя руками в одном направлении прямые линии. фетр |
3 неделя | Зрительно-моторная координация Проведи по линии. | По нарисованной линии проводить одновременно двумя руками волнистые линии (пособие из фетра). |
4 неделя | Зрительно-моторная координация Проведи по линии. | По нарисованной линии выкладывать одновременно двумя руками предметы в разных направлениях (прямая, волнистая, зигзагообразная) |
Февраль 1 неделя | Пальчиковые упражнения | Сидя, «Блины» (разное положение ладони), усложнение: «Блины с начинкой» (кулачок, ладошка) |
2 неделя | Пальчиковые упражнения | Сидя, «Кулачок, ребро», в медленном темпе, затем убыстряя темп. |
3 неделя | Пальчиковые упражнения | Сидя за столом, работа по зрительным символам (одинаковые). |
4 неделя | Пальчиковые упражнения | Сидя за столом, работа по зрительным символам (разные). Усложнение: смена позы рук по звуковому сигналу. |
Март 1 неделя | Пальчиковые упражнения | Сидя, «Колечки» сначала одной рукой, затем другой рукой и усложнение: двумя руками одновременно. |
2 неделя | Пальчиковые упражнения | Сидя, «Зайчик, кошечка» |
3 неделя | Пальчиковые упражнения | Сидя, «Большой пальчик вверх» все остальные пальчики в кулачке. Усложнение: добавляется мизинец на другой руке. |
4 неделя | Крупная моторика | Сидя, «Уточка». Правая рука пальцы в кулаке, указательный прямой, левая рука – все пальцы прямые. |
Апрель 1 неделя | Крупная моторика | Сидя ладони прижаты к столу и поочередно поднимать и называть пальчик. |
2 неделя | Мелкая моторика | Обвести на листе бумаги разное положение пальцев, не менее тех, затем определить на кого похожи и раскрасить (петушок, зайчик, камень)… |
3 неделя | Мелкая моторика | Нарисованные положения пальцев выполнять рукой в медленном темпе, затем в более быстром. |
4 неделя | Мелкая моторика | Упражнение «Лезгинка» |
Май 1 неделя | Манная крупа | Одновременно двумя руками пересыпать из одной емкости в другие. |
2 неделя | Манная крупа «Дорожки» | Высыпать крупу из кулачка по нарисованным дорожкам в разных направлениях. |
3 неделя | Диагностика по методике Озерецкого Н.И. | Результаты проведенной коррекционной работы. |
4 неделя | Диагностика по методике Озерецкого Н.И. | Сравнительный анализ. Дальнейшие пути решения поставленной цели и задачи. |