СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Перспективы инклюзивного образования в условиях современной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается ‏ㅤ  инклюзивное образование в ‏ㅤ  условиях современной российской ‏ㅤ  школы, перспективы и ‏ㅤ  проблемы развития, особенности ‏ㅤ  в обучении детей ‏ㅤ  с ограниченными возможностями ‏ㅤ  здоровья. ‏ㅤ

Просмотр содержимого документа
«"Перспективы инклюзивного образования в условиях современной школы"»


ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ


Аннотация:В статье рассматривается ‏ㅤ инклюзивное образование в ‏ㅤ условиях современной российской ‏ㅤ школы, перспективы и ‏ㅤ проблемы развития, особенности ‏ㅤ в обучении детей ‏ㅤ с ограниченными возможностями ‏ㅤ здоровья. ‏ㅤ

Ключевые слова: ‏ㅤперспективы инклюзивного образования, ‏ㅤ современная школа, ограниченные ‏ㅤ возможности здоровья.‏ㅤ

Приоритетной задачей социальной ‏ㅤ политики России является ‏ㅤ модернизация образования, повышение ‏ㅤ его доступности для ‏ㅤ всех категорий граждан. ‏ㅤ Особое значение приобретает ‏ㅤ создание равных условий ‏ㅤ и возможностей для ‏ㅤ получения образования детьми ‏ㅤ с ограниченными возможностями ‏ㅤ здоровья (ОВЗ) в ‏ㅤ условиях современной школы. ‏ㅤ

Реализуемая программа инклюзивного ‏ㅤ образования (англ. « ‏ㅤinclusion» -включение, включающее образование, ‏ㅤ совместное обучение) подразумевает создание ‏ㅤ такой формы обучения, ‏ㅤ при которой каждому ‏ㅤ человеку, независимо от ‏ㅤ имеющихся физических, интеллектуальных, ‏ㅤ социальных, эмоциональных, языковых ‏ㅤ и других особенностей, ‏ㅤ предоставляется возможность учиться ‏ㅤ в общеобразовательных учреждениях ‏ㅤ. ‏ㅤ

Обратимся к некоторым ‏ㅤ положениям концепции ФГОС, ‏ㅤ изложенных в статье ‏ㅤ 79 Федерального закона ‏ㅤ «Об образовании в ‏ㅤ Российской Федерации», ‏ㅤ где говорится о ‏ㅤ том, что образование ‏ㅤ обучающихся с ОВЗ ‏ㅤ может быть организовано ‏ㅤ как совместно с ‏ㅤ другими обучающимися, так ‏ㅤ и в отдельных ‏ㅤ классах, группах или ‏ㅤ в отдельных организациях, ‏ㅤ осуществляющих образовательную деятельность. ‏ㅤ

В современной школе, ‏ㅤ реализующей инклюзивное образование, ‏ㅤ должны быть созданы ‏ㅤ специальные условия, под ‏ㅤ которыми понимаются условия ‏ㅤ обучения, воспитания и ‏ㅤ развития, включающие в ‏ㅤ себя «использование адаптированных ‏ㅤ образовательных программ, учебников, ‏ㅤ учебных пособий, дидактических ‏ㅤ материалов и специальных ‏ㅤ методов обучения и ‏ㅤ воспитания детей с ‏ㅤ ОВЗ». Не ‏ㅤ менее важно обеспечить ‏ㅤ беспрепятственный доступ в ‏ㅤ здание образовательной организации, ‏ㅤ то есть обязательно ‏ㅤ наличие пандуса и ‏ㅤ лифта для детей-инвалидов. ‏ㅤ

В связи с ‏ㅤ тем, что школьники ‏ㅤ с ОВЗ нуждаются ‏ㅤ в индивидуально - ‏ㅤ дифференцированном подходе, М.С. ‏ㅤАстоянц, И.Г. ‏ㅤРоссихина в своих ‏ㅤ исследованиях отмечают инклюзивное ‏ㅤ образование как долгосрочную ‏ㅤ стратегию, требующую терпения, ‏ㅤ систематичности и последовательности, ‏ㅤ непрерывности и комплексного ‏ㅤ подхода для её ‏ㅤ реализации. Действительно, ‏ㅤ инклюзивное образование в ‏ㅤ условиях современной школы ‏ㅤ имеет ряд проблем. ‏ㅤ В небольших провинциальных ‏ㅤ городах и селах ‏ㅤ дети с ОВЗ ‏ㅤ остаются вне системы ‏ㅤ образования по причине ‏ㅤ плохого материально-технического обеспечения ‏ㅤ школы. ‏ㅤ

Кроме того, значительная ‏ㅤ часть затруднений в ‏ㅤ обучении и воспитании ‏ㅤ детей с ограниченными ‏ㅤ возможностями связана с ‏ㅤ острым дефицитом квалифицированных ‏ㅤ кадров. Реализацию инклюзивного ‏ㅤ образования должна осуществлять ‏ㅤ команда, состоящая из ‏ㅤ профессионалов: педагога, психолога, ‏ㅤтьютора, дефектолога, логопеда, ‏ㅤ медицинского и социального ‏ㅤ работников. Педагогические ‏ㅤ коллективы общеобразовательных учреждений ‏ㅤ должны быть подготовлены ‏ㅤ соответствующим образом, обладать ‏ㅤ необходимыми знаниями в ‏ㅤ области специальной педагогики, ‏ㅤ умениями использовать различные ‏ㅤ методы коррекционного воздействия ‏ㅤ в работе с ‏ㅤ детьми с ОВЗ. ‏ㅤ Особую значимость приобретает ‏ㅤ изменение психологических и ‏ㅤ ценностных ориентаций педагогов. ‏ㅤ Проблема профессиональной, психологической ‏ㅤ и методической неготовности ‏ㅤ учителей общеобразовательных школ ‏ㅤ к работе в ‏ㅤ условиях инклюзии стоит ‏ㅤ очень остро. ‏ㅤ

Инклюзивное образование в ‏ㅤ условиях современной российской ‏ㅤ школы, безусловно, должно ‏ㅤ корректироваться и совершенствоваться, ‏ㅤ так как ежегодно ‏ㅤ растет количество детей ‏ㅤ с ОВЗ, нуждающихся ‏ㅤ в педагогической и ‏ㅤ психологической помощи. ‏ㅤ Инклюзия способствует вовлечению ‏ㅤ детей с ограниченными ‏ㅤ возможностями в образовательный ‏ㅤ процесс, помогает социализации, ‏ㅤ создает активную поведенческую ‏ㅤ установку в современном ‏ㅤ обществе, учит превращать ‏ㅤ свои недостатки в ‏ㅤ достоинства, что в ‏ㅤ целом приводит к ‏ㅤ изменению отношения современного ‏ㅤ общества к людям ‏ㅤ с ограниченными возможностями. ‏ㅤ

Очевидна польза инклюзивного ‏ㅤ образования для детей ‏ㅤ с ОВЗ, так ‏ㅤ как школьники с ‏ㅤ особенностями начинают проявлять ‏ㅤ прилежание, глядя на ‏ㅤ сверстников, имеющих успех ‏ㅤ в учебном процессе. ‏ㅤ Как правило, в ‏ㅤ классе, где есть ‏ㅤ ребенок с ОВЗ, ‏ㅤ дети учатся понимать, ‏ㅤ что каждый человек, ‏ㅤ какими бы особенностями ‏ㅤ он не обладал, ‏ㅤ имеет право на ‏ㅤ жизнь и получение ‏ㅤ образования. В инклюзивных ‏ㅤ классах есть все ‏ㅤ возможности для толерантного ‏ㅤ воспитания, здесь формируется ‏ㅤ толерантное мировоззрение, мышление, ‏ㅤ поведение, отношение к ‏ㅤ людям. ‏ㅤ

Перспективы инклюзивного образования ‏ㅤ в условиях современной ‏ㅤ школы могут быть ‏ㅤ положительными при условии ‏ㅤ дальнейшей поддержки со ‏ㅤ стороны государства, важна ‏ㅤ материальная база, техническое ‏ㅤ оснащение всех школ ‏ㅤ страны, в том ‏ㅤ числе и сельских. ‏ㅤ Значительное внимание важно ‏ㅤ уделять образованию педагогов, ‏ㅤ регулярному повышению квалификации ‏ㅤ и приобретению специальных ‏ㅤ знаний в сфере ‏ㅤ инклюзивного образования. ‏ㅤ