Консультация для родителей «Первый раз в первый класс».
Егозарьянц Э.Р.
У
важаемые родители! Скоро ваш ребенок идет в школу, а вы не знаете, как проверить готов ли он к школе или нет? Что такое психологическая готовность и на что обратить особое внимание родителю будущего первоклассника?
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает:
• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Несколько советов по подготовке ребёнка к школе:
Развивать речь и внимательность. Для этого нужно больше разговаривать с ребёнком, обсуждать события вокруг, читать вслух. Полезно играть в игры на внимание: поиск предметов, отличий между картинками, собирание пазлов, мозаики.
Помогать осваивать базовые навыки чтения, письма и математики. Перед поступлением в 1-й класс желательно уметь считать до 10 и в обратном порядке, складывать и вычитать в этих пределах, знать буквы, основные фигуры, решать простые логические задачки.
Развивать социальные навыки. Нужно научить ребёнка устанавливать контакт со сверстниками, начинать разговор, предлагать присоединиться к игре. Важно объяснить, как важно быть добрым и отзывчивым, благодарить за помощь.
Создать интерес к школе. Нужно рассказать ребёнку, что в школе у него будут добрые учителя, много друзей и увлекательных занятий. Не стоит пугать его двойками, тяжёлыми уроками и т. д.
Развивать самоорганизацию и ответственность к учёбе. Нужно научить ребёнка навыкам самостоятельности — одеваться, завязывать шнурки, собирать рюкзак. Можно составлять планы на день: прочитать рассказ, убрать игрушки и т. д..
Научить ориентироваться во времени и окружающем мире. Важно, чтобы перед школой ребёнок мог понимать временные рамки. Так он будет успевать делать задания в срок, понимать, когда закончится урок или перемена.
Помогать привыкнуть к новому распорядку. Нужно заранее и постепенно ввести новый режим сна и распорядок дня.
Мотивировать учиться. С самого начала нужно объяснить ребёнку, что такое школа и для чего нужно учиться. Для этого можно отталкиваться от его интересов.
Подготовить рабочее место. Нужно позаботиться о том, чтобы место, где школьник будет учиться, было удобным и безопасным для здоровья.