СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Песни донских казаков"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение традиций, обычаев и обрядов донских казаков на основе традиционного праздничного календаря

Просмотр содержимого документа
«"Песни донских казаков"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ-БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.Я. ОРЕХОВА







«Утверждаю»

Директор МБОУ УБСОШ

им. Героя СССР С.Я. Орехова

__________ / /

Приказ от 31.08.2022 г. № 117









Рабочая программа

«Песни донских казаков»

для 1 – 4 классов




Направление: духовно – нравственное

Количество часов: 68

Учитель – Пасовец Людмила Викторовна



2022 -2023 учебный год

  1. Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);

-Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 03.08.2018 N 317-ФЗ (последняя редакция);

-Приказ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении ФГОС НОО».

- основная образовательная программа НОО для 1 класса (Приказ от 31.08.2022г № 117);

- ФГОС НОО от 06.10.2009Г №3373 (изменения от 31.12.2015г №1576);

- основная образовательная программа НОО для 2-4 классов (Приказ от 31.08.2022г № 117);

- план внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год (Приказ от 23.06.2022 г № 97);

- календарный учебный график на 2022 -2023 учебный год (Приказ от 31.08.2022 г № 117);

- сборник образовательных программ и методических рекомендаций по реализации этнокультурного казачьего компонента в образовании. – Т.2 / под ред. М.Б.Кусмарцева. – Волгоград, 2012. Авторской дополнительной образовательной программы «Центр изучения казачьей культуры» авторов Ромашкина Г. А., Епифановского П. В.

Целью данной программы является воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней, духовно-нравственное воспитании обучающихся.

Задачи:

- изучение традиций, обычаев и обрядов донских казаков на основе традиционного праздничного календаря, особенностей традиционной одежды казаков их жизненного уклада и быта, обучение пению в народной манере, формирование навыка воспроизведения фольклорного материала.

- развитие общих, творческих и специальных способностей, исторического и культурного самосознания, интереса ребенка к самому себе как субъекту культуры;

- формирование целостного и толерантного отношения к культуре народов России и бережному отношению к традиционному казачьему фольклору Ростовской области в частности, приобщение к историческим и культурным ценностям общества.

- воспитание обучающегося комплексом средств: активная творческая деятельность, рациональная организация свободного времени, организация коллективной творческой деятельности детей на основе сотрудничества и поддержки, создание «ситуации успеха» для всех детей на каждом занятии, помогающей преодолеть неуверенность в себе при выполнении заданий.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения учащимися следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности;

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Метапредметными результатами являются:

- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

























  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала.


Устное народное творчество – 4 ч.

При изучение данной темы обучающиеся познакомятся с такими жанрами скороговорки, прибаутки, потешки, загадки,

считалки, сказки.

Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.

Вид деятельности: дыхательная гимнастика, коллективное и групповое исполнение.

Вокально-хоровая работа -- 20 ч.

Ознакомление учащихся с вокально-хоровыми навыками пения в народной манере, близкой к разговорной речи. Формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого, не допускать резкого, зажатого форсированного звучания. Работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения.

-Постепенное развитие диапазона, начиная от зоны «ми» - «фа». Обучение умению сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания.

- Формирование у детей осознания «пульсации» в музыке, что поможет им обходиться без дирижера.

- Работа над вокально-хоровыми навыками – дыханием, артикуляцией, дикцией; стремление к полной свободе исполнителей, чтобы эти навыки были такими же естественными, как и в процессе речи. Стремление к осмысленному и выразительному пению.

Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.

Вид деятельности: дыхательная гимнастика, коллективное и групповое исполнение.

Пение произведений – 30 ч.

Краткая беседа о жанре песни, о месте бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась, о времени ее создания. Анализ поэтического текста, объяснение непонятных слов, устаревших выражений, необходимо подчеркивать особенности казачьего диалекта, соотнося его с русским литературным языком.

Показ исполнение песни. Анализ музыкальной структуры (сколько фраз, похожи они или разные; лад и т.п.). Разучивание песни. Проговаривание, а затем пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения. Игры с песнями: «Ехали казаки», «Люблю я казаченька», «Пчелочка».

Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.

Вид деятельности: дыхательная гимнастика, коллективное и групповое исполнение.



Хоровод. Виды хороводов – 14 ч.

Бытование и назначение хороводов. Виды хороводов: круговой, стенка-

на-стенку, змейка.

Формы организации учебных занятий: вводное занятие, беседа, практическое занятие.

Вид деятельности: дыхательная гимнастика, коллективное и групповое разучивание движений.







































  1. Тематическое планирование


п/п

Дата

Раздел, тема занятия

Количество часов по разделу, теме

Из них

теория

практика

1

06.09 -13.09

Устное народное творчество.

4

1

3

1

06.09.

Введение. Малые жанры донского фольклора.

2

1

1

2

13.09

Предания, легенды, байки, былины донского казачества.

2


2

2

20.09 – 29.11

Вокально-хоровая работа

20

1

19

3

20.09

Развитие певческих навыков. Песни донских казаков

2

1

1

4-5

27.09

04.10

Упражнения для развития диапазона. Песни донских казаков.

4


4

6 - 7

11.10

18.10

Упражнения для развития вокальной техники. Песни донских казаков.

4


4

8 - 9

25.10

08.11

Развитие чувства ритма на примере народной музыки.

4


4

10

15.11

Определение ритмических рисунков на примере народной музыки.

2


2

11-12

22.11

29.11

Развитие певческих навыков. Песня «Донцы молодцы».

4


4

3

06.12-

21.03

Пение произведений.

30

2

28

13-15

06.12

13.12

20.12

Исторические песни.

6

1

5

16 - 18

27.12

10.01

17.01

Лирические казачьи песни.

6

1

5

19 - 21

24.01

31.01

07.02

Строевая казачья песня.

6


6

22-24

14.02

21.02

20.02

Обрядовые казачьи песни.

6


6

25 - 27

07.03

14.03

21.03

Работа над выученным репертуаром

6


6

4

04.04 -23.05

Хоровод. Виды хороводов.


14


14

28 - 29

04.04

11.04

Виды хороводов.

Разучивание хоровода «Круг»

4


3

30 - 31

18.04

25.04

Виды хороводов.

Разучивание хоровода «Змейка».

4


3

32 - 33

02.05

16.05

Разучивание хоровода «Корзиночка»

4


4

34

23.05

Разучивание хоровода «Стенка на стенку»

2


2


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

____________/ /

«30» августа 2022 год