СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песни, опаленные войной

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На примере песен Великой Отечественной войны показать роль музыки в истории нашей страны.

Просмотр содержимого документа
«Песни, опаленные войной»

Тема: «Песни, опаленные войной» 



Цель урока: На примере песен Великой Отечественной войны показать роль музыки в истории нашей страны.

Задачи:

1. Образовательная:

- познакомить обучающихся с жанрами военных песен Великой Отечественной войны и историей их создания.

2. Развивающая:

- развивать творческое мышление и воображение учащихся посредством слушания и исполнения музыкальных произведений; умение определять музыкальный образ произведения.

 3. Воспитательная:

– воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны.



Ход урока:



I. Вход в класс под звучание песни Д. Тухманова «День Победы».

II. Организационный момент.



(Слайд №1)

У.: – Здравствуйте ребята, учителя, уважаемые гости! Сегодня наш урок музыки мы посвящаем предстоящей 70-летней годовщине Великой Победы над фашизмом. Каждую весну, мы отмечаем этот великий праздник и каждый раз, мы говорим о том, какой нелегкой ценой досталась победа нашему народу. Не было в нашей стране ни одной семьи, которую не затронула бы война. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем Вам об истории создания некоторых военных песен и определим их роль в жизни солдата-героя. Тема нашего урока: «Песни, опаленные войной».



(Слайд №2)

Эпиграф:

Немало есть песен на свете,
Что звездного света полны,
Но памятней нету, чем эти,
Рожденные в годы войны...
(Р. Гамзатов)



Казалось, какие могут быть песни, когда кругом война, горе, голод, смерть?! Не до песен совсем!

- Совместимы ли в военное время такие понятия как война и песня?

– Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей – песня?

– Какие чувства у человека вызывает песня?

На эти вопросы мы дадим ответ в конце урока.




III. Научно-исследовательская деятельность учащихся по группам на тему «Жанры военных песен». Исполнение песен военных лет.





(Слайд №3)

У.: Песни, написанные в годы войны и послевоенное время, можно разделить на четыре жанра.

Жанры военных песен: (Запись в тетрадь в виде таблицы)

1. Походно-боевые и маршевые песни.

2. Песни о героях и подвигах.

3. Сатирические песни.

4. Лирические песни.



(Слайд №4)

  1. Походно-боевые и маршевые песни.

Ученик: Походно-боевые и маршевые песни на фронтовых рубежах обладали большой и властной силой. Они способны были в момент ожесточенного огня противника поднять нашего бойца с земли и повести его в атаку.  Своей интонацией и ритмом они передают печатание солдатского шага. В этих песнях незримо присутствует воин-патриот, идущий к победе и призывающий к ней своих соратников по борьбе. Такие песни действовали на бойцов зажигающее. Они воспринимались как священный зов матери-Родины, как голос Отечества и народа. Солдаты активно подхватывали и исполняли походно-боевые и маршевые песни.



У.: В первые дни Великой Отечественной войны было написано более 100 песен.

Самой известной стала песня «Священная война» композитора Александра Васильевича Александрова на стихи поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача.



(Слайд №5)

Ученик: На рассвете 22 июня 1941 года война обрушилась на мирную страну. Не было тогда человека в Советском Союзе, который не хотел хоть чем-то помочь фронту, помочь стране, народу выстоять в этой страшной борьбе.

Один из политработников подошел с газетой в руках к композитору Александру Васильевичу Александрову – профессору московской консерватории, руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии.

- Вот, Александр Васильевич, для Вас есть подходящий текст. Может быть напишите песню?

В газете «Известия» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...».  Александр Васильевич отложил все дела, взял газету и срочно уехал домой, чтобы работать над песней.

Через несколько часов музыка была готова.

Песня «Священная война» впервые прозвучала 27 июля 1941 года на Белорусском вокзале, провожая многочисленные эшелоны с бойцами на фронт. Музыка с призывным звучанием, с интонацией клича, мужественного зова вызывали у слушателей решимость тут же идти в бой на врага.

Автор музыки А. В. Александров в свое время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!».

27 июля «Священная война» по просьбам слушателей прозвучала пять раз! С момента первого исполнения она стала гимном борьбы советских людей с фашизмом. Многократно стихи и музыка песни перепечатывались во фронтовых газетах, а многие бойцы пели её на передовой. Песня «Священная война» стала Гимном в борьбе с фашистскими захватчиками, таковым она остается, и по сей день, а посему слушается только стоя.



(Слайд №6. Звучание песни)

Слушание песни «Священная война».

У.: - Ребята, какие чувства у вас вызывает эта песня?

(запись в тетрадь)



(Слайд №7)

У.: Песня композитора В. П. Соловьева-Седого на стихи М. Л. Матусовского «Баллада о солдате» впервые прозвучала в кинофильме «В трудный час», посвященном трагическим дням 1941 года.  В фильме, сценарий которого написан известным кинодраматургом 
Е. Габриловичем, рассказывается о судьбах простых советских людей, героически оборонявших Москву. Война. Трудные военные дороги. Идут солдаты. Пехоте на войне пришлось пройти, проползти километры дорог. С боями. В дождь, зной, снег, лютый мороз. Солдаты не хотят войны, но они должны защищать родную землю. Они должны победить, чтобы защищать жизнь и мир на земле.

Исполнение песни «Баллада о солдате» муз. В. П. Соловьева-Седого, сл. М. Л. Матусовского.

(запись в тетрадь)



(Слайд №8)

  1. Песни о героях и подвигах.

Ученик: Песни о героях были исключительно популярны в солдатской среде. Воины, побывавшие в боях, знают цену подвигу и героизму. Песня о герое – это художественный рассказ, повествование, воплощенное в определенном, хорошо развитом сюжете; выражение личного, заинтересованного отношения автора к данному подвигу и герою. Излагая боевой путь, они называют места наиболее памятных боев и походов, а также имена прославленных героев. Песни о героях и подвигах представляют ценность прежде всего в историческом плане – как своего рода документ и источник необходимых сведений и фактов.



(Слайд №9)

У.: Песни о партизанах не подразумевает больших строевых переходов — следовательно, марш не подходит; песенный вальс, популярный в те годы, в лесу не станцуешь. Эпическая песня как нельзя лучше подходила: ее можно тихо петь и у костра, и в землянке. Именно такой патриотической, суровой, величественной, соответствующей характеру народных мстителей и получилась замечательная песня композитора Е. Жарковского, на стихи К. Ваншенкина «Женька».



Исполнение песни «Женька» муз. Е. Жарковского, сл. К. Ваншенкина.

(запись в тетрадь)



(Слайд №10)

  1. Сатирические песни.

Ученик: Каждое слово и каждая строчка в сатирических песнях пронизаны чувством любви и дружбы, верой в добро, в приближение Победы. Наш солдат умел подмечать в жизни и смешное, и комичное. Он любил перекинуться с друзьями шуткой, подзадорить их юмором, вовремя сказанной пословицей-прибауткой, а также создать отталкивающий образ врага – подлого и кровожадного убийцы.

Функция фронтовой сатирической песни  -  разоблачение врага. Развенчивая врага, обнажая его мерзкое фашистское нутро, сатирическая песня выдвигает одновременно и патриотические идеи. Она высоко поднимает героизм советского воина, показывает его безусловное превосходство над противником. Разоблачение и осмеяние врага предполагает в песне и положительное, героическое начало.





Исполнение сатирических частушек:



На Дону, у Сталинграда

Наступающим бойцам

Пожелаем гробить гада

Не по дням, а по часам.



Ходит Гитлер по Берлину,

Возле дома своего.

Поморгает косым глазом

И не скажет ничего.



Раздобудет пять дивизий-

Он танцует и поет.

А как сводку прочитает –

Отвернется и вздохнет.



Не видать тебе победы,

Не надейся и не жди,

У тебя, ворюга Гитлер,

Только гибель впереди.





(Слайд №11)

  1. Лирические песни.

Ученик: Золотым фондом фронтовиков была песенная лирика. В ней во всей полноте раскрылась душа солдата – глубокая, богатая и отзывчивая. Эти песни пленяли мягкими и нежными интонациями, чистотой образов дружбы и любви, помогали возвратиться мыслями к прошлому, к семье, детям, к родному очагу.

Глубокое сердечное чувство, верность в дружбе и любви морально поддерживали воина, помогали переносить лишения трудности фронтовой жизни.

Очень много рождалось на фронте «песенных посланий», адресованных любимым женщинам и невестам. Они наполнены сердечным теплом, нежной доверительностью, чистой любовью.



(Слайд №12)

У.: «Землянке» суждено было стать одной из первых лирической песен, рожденной в пламени Великой Отечественной войны.

«Возникло стихотворение случайно, - вспоминал впоследствии его автор Алексей Александрович Сурков. – Это было шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробираться из окружения.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал… композитор Константин Листов… Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить что-нибудь на что можно написать песню. Чего-нибудь не оказалось. И тут я на счастье вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову… Через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил гитару и спел песню «В землянке».

Слова и мелодическая строчка «Землянки» были опубликованы в «Комсомольской правде» 25 марта 1942 года. Ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.




Исполнение песни «В землянке» муз. К. Листова, сл.А. Суркова.

(запись в тетрадь)













Вывод: (Слайд №13)

- Совместимы ли в военное время такие понятия как война и песня?

– Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей – песня?

(Песня была для бойцов источником воодушевления, стойкости, мужества и веры в победу.

А тем, кто ждал солдат домой, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться с фронта живыми и невредимыми.)

– Какие чувства у человека вызывает песня? (Чувства – патриотические, героические, лирические, трагические, личные, общечеловеческие.)



(Слайд №14)

Пословицы и поговорки как нельзя лучше отражали значение песни во фронтовой обстановке: «Без песни на войне труднее вдвойне», «Идешь в поход – запасайся песнями», «Песня и частушка нужны, как снаряд и пушка», «Песня – солдатские крылья», «С песней в бой идешь – не пропадешь».



(Слайд №15)

Исполнение стихотворения Р. Гамзатова «Песни военных годин».



Немало есть песен на свете,
Что звездного света полны,
Но памятней нету, чем эти,
Рожденные в годы войны...



Над бездной смертельной минуты

Встаете с отвагой в очах,
Еще в сапоги вы обуты,
Шинели на ваших плечах...

Над братской могилой березы
И горькое пламя рябин...
Еще высекаете слезы
Вы, песни военных годин...

Всегда вы легки на помине,
И вас не забыл ни один...
Пронзаете сердце поныне
Вы, песни военных годин...

Напевное судеб звучанье
И помнить живые должны
Погибших солдат завещанье,
Чтоб не было больше войны!!!

И если бы страны решили,
Что мир - их единственный сын,
В почетной отставке бы жили
Вы, песни военных годин!!!

Немало есть песен на свете,
Что звездного света полны,
Но памятней нету, чем эти,
Рожденные в годы войны...














У.: Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах, не мерзли в землянках, не ходили в атаку. В них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдата на Родину, о боевых друзьях – однополчанах, о фронтовой дружбе. Но главная мысль, которую несут послевоенные песни, – об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбы всего мира.










(Слайд №16)

В марте 1975 года страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов СССР был объявлен конкурс на лучшую песню о войне. Поэт Владимир Харитонов обратился к композитору Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. Так появилась песня «День Победы».

Песня отображает чувства радости и гордости за выдержку, стойкость, мужество людей, переживших войну.

В письме в газету «Советская культура» ветеран войны Г. Айвазян пишет: «День Победы» - высокопатриотичная песня. Это гимн нашей Победе!

Газета «Правда» о песне писала: «Давид Тухманов и Владимир Харитонов создали замечательную песню, песню-поэму о прошлом, которая зовет вперед, в будущее; песню, которая трогает до слез ветеранов и заставляет учащенно биться сердца молодых».

Главная песня Победы ежегодно звучит 9 мая на Красной площади в Москве.




(Слайд №17. Видео)

Слушание песни «День Победы» муз. Давида Тухманова, сл. Владимира Харитонова.

(запись в тетрадь)




(Слайд №18)

IV. Домашнее задание: исследовательская работа по истории создания военных песен.



V. Итог урока.

Прошла война, прошли года,
Но боль взывает к людям: 
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

Р. Рождественский