СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПгодыякнлчынгльФУКНПл

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПгодыякнлчынгльФУКНПл»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)




Кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования





КУРСОВАЯ РАБОТА

Культурный разрыв поколений между родителями и детьми как причина конфликтов в семье






Работу выполнила _______________________________________ Е.В. Маркова

(подпись, дата)


Факультет управления и психологии курс 1


Направление 39.03.02 Социальная работа


Научный руководитель

доцент ____________________________________________________В.П. Бедерханова

(подпись, дата)


Нормоконтролер

доцент ____________________________________________В.П. Бедерханова

(подпись, дата)




Краснодар, 2018


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Проблема поколений как теоретическое основание исследования конфликтов в семье 6

1.1. Понятие «поколение» и взаимоотношение между поколениями как социальная проблема 6

1.2. Понятие «разрыв поколений» и его аспекты 8

1.3. Научный интерес к конфликту между поколениями 11

2 Исследование конфликтов между родителями и детьми 15

2.1. Влияние культурного разрыва поколений на взаимоотношение родителей и детей 15

2.2. Негативные и позитивные последствия конфликтов между родителями и детьми 17

2.3 Способы снижения уровня культурного разрыва между поколениями 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24




















ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Проблема взаимоотношений родителей и детей остается весьма актуальной на современном этапе развития общества. Трансформация семьи как социального института не может не вызвать изменений и в этих интеракциях. Семья по-прежнему остается главным агентом первичной социализации человека, взаимодействия ребенка с родителями самые длительные и значимые в процессе формирования его личности. А факты современной социальной действительности заставляют более пристально исследовать эту сферу. Проблемы взаимоотношений родителей и детей во многом предопределяют и такие явления, как разобщенность поколений, брошенность стариков, девиантное поведение в семье.

Изучение проблем поколений с позиций общих норм, ценностей и установок связан с трудами отечественных социологов А.И. Афанасьевой, В.И. Добрыниной, И.М. Ильинским, А.И. Ковалевой, Т.Н. Кухтевич, В.Ф. Левичевой, В.А. Луковым, В.Г. Харчевой, В.Ц. Худавердяном и др. В их работах доминирует традиция исследования субкультур отдельных поколений (чаще всего молодежи), связанная с ценностной и мировоззренческой дифференциациями, делинквентной субкультурой, а также с различиями поведения, досуга, жизненных планов и т.д.

Можно предположить, что отчужденность между родителями и детьми может быть вызвана культурным разрывом, так как в условиях современного, так быстро меняющегося мира, непрерывного обновления информации взрослые и дети оказываются в разных культурных пластах. Люди из разных поколений, значительно отличаются по своему мышлению, взглядам, образу жизни и ценностям, а, следовательно, не сходятся в понимании друг с другом по большинству вопросов. Из-за различия в возрасте, старшие, как правило, придерживаются мнений, которые противоречат образу мышления молодого поколения. При этом возникают разногласия, и это приводит к непониманию в семье. Стремительно меняющиеся мода, музыкальные и литературные стили, модели самовыражения, компьютерные технологии, средства коммуникации, даже лексика – все это может создавать непреодолимую пропасть в общении и взаимопонимании родителей и детей.

Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: высокий уровень культурного разрыва между поколениями.

Объект: культурный разрыв поколений как одна из причин конфликтов в семье.

Предмет: конфликты между родителями и детьми в семье.

Гипотеза: можно предположить, что разрыв поколений между родителями и детьми способствует развитию внутрисемейных конфлитов.

Цель: исследовать проблему разрыва поколений между родителями и детьми, проанализировать и найти возможные способы снижения уровня культурного разрыва

Задачи:

1) разобраться в причинах культурного разрыва между родителями и детьми;

2) найти способы урегулирования конфликта и добиться взаимопонимания между родителями и детьми

Методы получения данных:

  • теоретические: анализ литературы, синтез данных, индуктивный и дедуктивный методы

Теоретическая значимость работы. В работе проведен анализ проблем поколений как основание исследования конфликтов семьи. Рассмотрены конфликты между родителями и детьми, их причины и способы урегулирования.

Практическая значимость работы. Предложенные в данной работе способы снижения уровня культурного разрыва между поколениями, при дальнейшем их теоретическом и эмпирическом обосновании, позволят обеспечить психологические службы необходимыми методами работы по смягчению конфликтов в семье.

Курсовая работа состоит из введения, двух теоретических глав, , заключения, списка литературы.












































1 Проблема поколений как теоретическое основание исследования конфликтов в семье


    1. Понятие «поколение» и взаимоотношение между поколениями как социальная проблема


Понятие «поколение» чрезвычайно многогранно, можно выделить, по меньшей мере, четыре подхода к пониманию категории «поколение»:

– поколение как категория, представляющая последовательность рождения в семье (дети–родители–бабушки и дедушки), (генеалогическое и, соответственно, семейно-родственное понимание поколений);

– поколение как педагогически-антропологическая категория учебных и воспитательных процессов (педагогическое понимание поколений), причем в современных обществах пожилые люди также принадлежат к учащимся

поколениям;

– поколение как категория, применяемая для различения исторических и/или социальных групп с общими социально-историческими характеристиками (общественно-исторические поколения), по определению Карла Маннхейма.

– поколение как категория, распределяющая общегосударственные процессы между возрастными группами и/или возрастными когортами, особенно при заботе о старших (поколения общего блага).1

Изменения, произошедшие в российском обществе за последнее десятилетие, коснулись всех сфер жизнедеятельности человека: экономической, политической, социальной, культурной. Эти изменения носят радикальный, глобальный характер: сменился экономический строй, что повлекло за собой разрушение ценностей, которыми руководствовались люди в реальной жизни, мир стал жестче, пропагандируются западные образцы человеческих взаимоотношений, не всегда понимаемые и принимаемые в российском обществе, наметилось серьезное рассогласование в преемственности культурного наследия, выработанного предшествующими поколениями.

Семья, как один из ведущих социальных институтов, в полной мере испытывает на себе влияние тех процессов, которые происходят в современном мире.

В. Сатир определяет конфликт поколений как круг проблем, по отношению к которым не выработан еще единый взгляд, не достигнуто взаимопонимание. С ее точки зрения конфликт существует как между родителями и прародителями, так и между родителями и детьми. Для того, чтобы преодолеть конфликт, необходимо, по мнению В. Сатир, «просто по-настоящему познакомиться друг с другом, видеть в каждом его индивидуальность. Необходимо время от времени как бы заново и вполне осознанно приглядываться друг к другу. Большинство проблем между старшими и молодыми членами семьи связано с тем, что старшие сживаются с ролью стариков. Они сами и все окружающие их родственники уже забыли, что у них тоже есть сердце и душа, что им по-прежнему необходимы любовь и забота, что им тоже надо ощущать смысл жизни» [Сатир 1992: 158]. Преодолению проблем во взаимоотношениях между поколениями способствует также изменение «родительско-детских» отношений на отношения равенства, при которых каждый уважает в другом человеке прежде всего его личность и готов, если потребуется, всегда прийти на помощь. Этот принцип, как считает В. Сатир, имеет огромное значение в воспитании детей.2

По мнению американского психолога Л. Тролл, широко распространен миф о том, что поколениям трудно найти общую почву из-за различий в образе жизни, характере и ценностях. Тем не менее, ее исследования показывают, что внутри семьи между поколениями существует удивительная преемственность: большинство людей среднего возраста считают, что важно поддерживать отношения между членами семьи – это столь важная и всеобщая ценность, что она применима даже к студентам колледжей, которые стремятся изменить мир. Хотя между этими студентами и обществом существует глубокое расхождение, в их семьях между поколениями редко существует такой разрыв, который мешал бы нормальным отношениям.3


1.2. Понятие «разрыв поколений» и его аспекты


Разрыв поколений — социологический феномен, при котором культурные ценности младшего поколения («детей») сильно разнятся с культурными и прочими ценностями старшего («родителей»). Тем самым, в результате столкновения противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия происходит конфликт между родителями и детьми. Конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями, выступают фактором разрушения или укрепления социальных связей. В общем смысле причина конфликта - это то явление, которое предопределяет его появление. Каковы же причины обострения противоречий между поколениями? Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизнедеятельности «отцов» и «детей», от возможности адекватной, успешной социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций).

Сравнивать разные поколения трудно. В каждом поколении были, есть и будут разные люди. Кроме того, люди склонны абсолютизировать собственные привычки и вкусы, поэтому у части людей старшего возраста на первый план выступают внешние, второстепенные черты. Сегодня, в эпоху перемен, ценности предшествующих поколений вступают в противоречие с реальностью, и носителем новых устремлений, выражающим новые потребности, чаще всего становится молодое поколение. Между поколениями могут возникать: как взаимопонимание и единство, так и существенные различия, переходящие в конфликты. Спектр этих отношений можно проследить по следующим аспектам:

  • Социальный аспект определяет положение поколений в обществе, восходящие или нисходящие линии и тенденции развития.

  • Экономический аспект характеризует уровень занятости в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов.

  • Политический аспект показывает отношение между поколениями в системе власти, различия в политической культуре, симпатиях и антипатиях, критике или защите режима, в плюрализме или догматичности суждений, участия в политических организациях, партиях, митингах.

  • Культурный аспект определяет общность и различие в отношении к культурному наследию, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении, религиозности.

  • Бытовой аспект отражает различные жизненные условия различных поколений.

  • Социально психологический аспект показывает отношение между поколениями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе, в школе и вузе, на улице и дома, между родителями и детьми.

  • Этнический аспект характеризует отношение между различными народами, определяет характер межнациональных отношений.

Выделяя данные аспекты, надо заметить, что не все они имеют одинаковое значение при сравнении разных поколений. Это может зависеть от конкретного исторического момента времени, в котором сравниваются поколения. В современной России наиболее важным является, наверно, культурный аспект. В основе которого лежит ценностный конфликт двух поколений, который наиболее остро встал сейчас, когда молодое поколение является носителем всего нового, отбрасывающее старые нормы и ценности.

Старшее же поколение – наоборот по-прежнему консервативно. Важно, для решения конфликта, в современной культуре поддерживать традиции новаторства в сочетании с «разумным» консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости. Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования - нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. - все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы предоставлены сами себе, на улице, в молодежных неформальных группах. Отсюда, нарушена связь между поколениями, агенты социализации не выполняют свою функцию. Все это ведет к нарастанию конфликтности. Межпоколенные конфликты (проблема «отцов и детей») – и есть та глобальная проблема между молодежной группой и другими поколениями.

О причинах возникновения межпоколенных конфликтов, можно говорить бесконечно, так как их огромное множество. Таким образом, можно сделать вывод о том, что конфликт поколений это весьма сложное и неоднозначное социальное явление, в основе которого лежит огромное множество причин (проблем).

С точки зрения М.Г. Садовского и А.А. Глискова, аномалия отношений между поколениями в семье - это ситуация, когда взаимодействие поколений приводит не к кооперации её членов, а к противостоянию между ними вплоть до взаимоуничтожения. Однако такой вариант межпоколенных отношений в семье встречается значительно реже, чем глубокая редукция, упрощение и вырождение отношений между семейными поколениями. Причем, эта редукция может развиваться внешне бесконфликтно. К числу семейных аномалий, по их мнению, не следует относить конфликт "отцов и детей", являющийся необходимым условием успешной социализации. Тем не менее, нельзя не считать аномальными социально неприемлемые формы межпоколенных конфликтов, имеющие негативные последствия для общества, семьи и личности. Поэтому такие конфликты необходимо решать и предотвращать.


1.3. Научный интерес к конфликту между поколениями


Во второй половине XX в. в западной социологии усилился научный интерес к конфликту между поколениями. Об этом конфликте дискутировали не только социологи, но и антропологи, философы, политологи, психологи и др. Идеологом теории конфликта поколений стал Г. Маркузе, который считал этот конфликт естественным законом, порожденным антропологической структурой человеческих потребностей и оказывающим революционное воздействие на общество4.

Американский социолог О. Ранк утверждал, что социальный прогресс зиждется в основном на противоположности между двумя поколениями. Другой американский ученый Д.Н. Михаэль считал непонимание, существующее между поколениями, явлением, обусловленным исторически, присущим любому обществу.

К. Кенистон пришел к выводу: отцы и дети понимают, что оба поколения стоят перед лицом столь различных ситуаций, что образ жизни родителей не может быть хорош или плох для их детей - он просто не имеет к ним никакого отношения. "Кризис" молодежи и ее "протесты" он объяснил как "синдром отчуждения", т. е. психологическую обособленность молодежи. Свои выводы о "кризисе" современной молодежи К. Кенистон относил к любому обществу, которое находится в стадии научно-технической революции. С его точки зрения, в периоды быстрых перемен может возникнуть недоверие одного поколения к другому.

Особый вклад в развитие теории "конфликта поколений" внес американский социолог и психолог Л. Фойер. Он утверждал, что конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории и является даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба.

Французский ученый Ж. Мандель объяснял цель поколенческого конфликта в отказе от отцовских социокультурных норм и стандартов поведения.

Наряду с теориями конфликта поколений, подчеркивавшими его универсальность и всеобщность, выдвигались и другие концепции, в которых межпоколенческий конфликт не трактовался как универсальное явление в жизни общества. М. Мид в истории человечества различала три типа культуры и вытекающие из них системы межпоколенческих отношений: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные5. Для постфигуративных отношений характерна ориентация на традицию, опыт предков, стариков - живых носителей культуры. Новшества с трудом пробивают себе дорогу, взаимоотношения возрастных групп строго регламентированы. Ускорение технического и социального прогресса порождает кофигуративные отношения, когда в воспитании растет влияние сверстников, дети и взрослые все больше ориентируются на современность. В условиях префигуративных отношений преимущественной становится ориентация на будущее. Взрослые подчас вынуждены учиться у своих детей. Ломка традиций и стереотипов часто болезненна, оказывается причиной межпоколенческих конфликтов.

На протяжении XX в. проблема конфликтов "отцов и детей" выходит в западном обществоведении на одно из первых мест. В социологической литературе трактовки межпоколенческих отношений образуют две точки зрения:

  1. существует всеобщий, глобальный разрыв между поколениями, который постоянно увеличивается (М. Мид, С.Н. Паркинсон и др.);

  2. наблюдается маятниковый характер межпоколенческих отношений, периоды конфликтов чередуются с периодами преемственности (X. Ортега-и-Гассет, Л. Фойер и др.).

Советские социологи считали, что конфликт между поколениями характерен для буржуазного общества, а в социалистическом обществе возможны лишь различия между поколениями. При этом особенности отечественной семьи, роль старших поколений изучались крайне мало. В результате конфликт в семье исследовался не в полном объеме. Это привело, в частности, к тому, что современные социологи часто вынуждены обращаться к западным теориям конфликта, которые не всегда и не во всем применимы к анализу российской семьи. В них не учитываются этнорелигиозные традиции взаимоотношений, семейные роли, ценности и нормы участников конфликта, их трансформации в современных условиях и т. д.

В постсоветское время проблема конфликта поколений представлена в публикациях М.Б. Глотова, В.Т. Лисовского, В.И. Чупрова, которые полагают, что объективной основой конфликта служит нестабильность российского общества, а субъективной - утрата идейно-нравственных ориентиров, недостатки семейного и школьного воспитания, намеренное противопоставление поколений средствами массовой информации6. Молодежь оказывается более приспособленной к технологическим инновациям благодаря более "свежим", чем у старших поколений, знаниям, и в этом смысле отчасти подрывает положение старших, чей опыт не всегда оказывается нужным. По мнению ряда российских ученых, это является основой для неуважения к людям старшего поколения. Более того, накопленный ими опыт иногда начинает тормозить развитие нового знания. Сегодня конфликт "отцы и дети" трансформируется в противопоставление старого опыта и нового знания, а главное - положения в обществе. Однако мы не считаем это объяснение исчерпывающим.



















2 Исследование конфликтов между родителями и детьми

2.1. Влияние культурного разрыва поколений на взаимоотношение родителей и детей


Психологи подчеркивают то факт, что проблемы семейных отношений нашего общества во многом связаны с резким спадом качества современного института семьи, снижение и перестройка иерархии ценностей и семейных приоритетов.

Причины кризиса: ухудшение экономической ситуации в стране (основное время родителей тратится на добывание средств к существованию); низкая культура общественной жизни (двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне); двойная нагрузка на женщину в семье; высокий процент разводов (как следствие многих социально-бытовых и моральных причин); нарушение на практике объявленного законом равного права отца и матери в воспитании детей; обострение конфликтов между поколениями; увеличение разрыва между семьей и школой; непрестижность обычной общеобразовательной школы.

Разрыв межпоколенческих связей, отчуждение младших поколений от духовного опыта, который накоплен старшими, являются одними из причин утраты духовности современной молодежью. Разрушение преемственности между поколениями «питает» многие негативные соци-

альные явления, начиная с обострения конфликтогенного потенциала общества и заканчивая затормаживанием культурного, духовного и даже материального прогресса. В России сегодня активно развивается новый тип социальной коммуникации – коммуникация в рамках префигуративной культуры7. При ней образ жизни, ценности старшего поколения уже не являются образцами для поколения младшего. Формирование и распространение префигуративного типа культуры становятся объективной базой для разрыва между поколениями. Молодежь формируется в других условиях, имеет другие идеалы и соответственно выбирает иной образ жизни и мысли. В такие эпохи, которые, как правило, являются временами модернизации, эмансипации, либерализации, молодежь обретает большую самостоятельность, в том числе и в выборе тех ценностей, которые она готова перенять у своих предшественников. Вместе с тем в мотивации поведения молодых людей усиливается влияние материальных соображений и экономических факторов. Ломается прежний, преимущественно традиционалистский механизм социального наследования, а новый, способный ограждать молодежь от антиобщественных влияний, настроений, поступков, как правило, еще не сформирован.

Специфическими качествами современной российской молодежи становятся культурная неразборчивость, нигилистическое отрицание классического культурного наследия России, национальных традиций ее народов8. К тому же в современном обществе, как известно, получили широкое распространение информационно-коммуникационные технологии и связанные с ними технические средства. На воспитание современного человека влияет не только и иногда не столько семья, но и средства массовой информации: телевидение, радио, печатные издания (журналы, газеты), электронные издания и Интернет, реклама и т.д. Зачастую исходящая от них информация носит негативный характер, и детей очень трудно уберечь от нее. Помимо негативного эффекта, транслируемая средствами массовой информации пропаганда западных ценностей и западного образа жизни ведет к усугублению конфликта между старшим и младшим поколениями в российском обществе. Молодежь легче воспринимает эти ценности, старшее поколение в значительной степени относится к ним критически, в результате дистанция между ними

увеличивается. Таким образом, средства массовой коммуникации (в том числе и рекламные), которые являются важным институтом социализации личности, одним из приоритетных источников формирования жизненных ориентаций молодежи в современную эпоху, должны выполнять и моральную, и эстетическую, и развивающую функции, ориентировать

молодежь на истинные нравственные ценности, пропагандировать общественную нравственность,


2.2. Негативные и позитивные последствия конфликтов между родителями и детьми


К основным негативным последствиям межпоколенного конфликта можно отнести следующие:

  • Усиление непонимания.

  • Стресс и ухудшение эмоционального состояния.

  • Нарастание социальной напряженности.

Одно из негативных последствий межпоколенного конфликта, как правило, связано с нежеланием представителей разных поколений понять и принять мнения (позицию) оппонента. Это характерно в большей степени для представителей современной молодежи, которые стремятся во всем быть самостоятельными и не желают прислушиваться к мнению старшего поколения, в результате чего существующее непонимание между поколениями еще более усиливается и осложняет и так не простую ситуацию взаимоотношений детей и родителей.

Любое столкновение, спор, а тем более конфликт, так или иначе, влияет на эмоциональное состояние его участников, причем чаще всего это влияние отнюдь не позитивно. Изменение эмоционального состояния человека ведет не только к ухудшению его настроения, но и к возникновению стресса, который в свою очередь может перерасти в более глубокие формы, в результате чего могут произойти сбои в здоровье людей9.

Кроме негативных последствий выделяют так же и некоторые позитивные последствия межпоколенных конфликтов, однако все они связаны с его удачным завершением.

Среди позитивных последствий конфликта детей и родителей можно выделить:

  • Изменения в ценностно-нормативной системе его участников.

  • Решение насущных проблем.

  • Снятие социального напряжения и утверждение новой расстановки сил.

  • Изменения в ценностно-нормативной системе участников конфликта.

В случае благоприятного завершения конфликта, если все его участникам удалось найти компромиссное решение, и они остались довольны результатами, то возможна переоценка своей ценностной системы каждым участником. Они, осмыслив все, что произошло, начинают адекватно смотреть на те идеи, которые выдвигала сторона-оппонент, находят плюсы в её предложениях и минусы в своих убеждениях, в результате чего происходит переоценка своих нормативной и ценностных систем, в которые иногда вносятся какие-либо корректировки, а иногда они (системы) могут меняться.


2.3 Способы снижения уровня культурного разрыва между поколениями


Для многих наверняка наиболее значимым вопросом считается не то, в чем заключается разногласие, а то, как его исчерпать. Здесь можно выделить три наиболее адекватных способа:

Аргументирование своей позиции. Для доказательства правоты недостаточно просто стоять на своем. Можно попробовать убедить собеседника в том, что сказанное – это не просто мнение, а мнение, основанное на чем-то: на опыте, вычитки из достоверного источника, примере и пр. Но при этом важно выслушивать и собеседника, который придерживается другой точки зрения. В некоторых ситуациях верны оба мнения, поэтому при выяснении обстоятельств конфликт старшего и младшего поколений может быть быстро исчерпан.

Компромисс. Особенно легко к нему приходят сдержанные люди, умеющие слушать и анализировать. Практика доказывает, что в ситуациях, где присутствуют два различных мнения, можно найти «золотую середину», суть и исход которой удовлетворит обе стороны. Компромисс иногда заключается и в том, что оппоненты следуют сначала одному мнению, затем – другому. Возможно, кто-то один из них наглядно убедиться в полезности/здравомыслии/целесообразности решения того, чья точка зрения сначала никак не принималась.

Если одна из сторон хочет прекратить конфликт, ей лучше просто отказаться от победы. Дело в том, что, вступая в прения, разные поколения могут долго спорить о том, кто прав, и каков исход будет. Это также может привести к самым различным последствиям, которые нередко негативно сказываются на взаимоотношении этих людей.

Здесь есть три варианта решения ситуации: каждый остается при своем мнении (то есть обе стороны прекращают доказывать свою правоту); одна из сторон соглашается («Хорошо, может, ты и прав»); конфликт не начинается изначально благодаря тому, что один из собеседников, имеющих противоположную точку зрения, попросту решает промолчать (этот способ особенно актуален при незначительных разногласиях). 10

Казалось бы, какие могут быть положительные стороны в том, что происходят конфликты между двумя поколениями: родными, близкими или совершенно незнакомыми людьми? Тем не менее плюсы в таких конфликтах есть: Общество шагает вперед большими шагами. Этого в большей степени получается добиться благодаря взглядам молодежи, которая стремится к развитию во всех сферах. Открывая все новые грани этого мира, удается достичь больших успехов во многих ситуациях, которые раннее казались проблемными или даже неразрешимыми. В большей степени это касается науки, технологий, медицины и пр. Однако стоит учитывать, что не всегда современное развитие положительно сказывается на обществе. Примером могут послужить некоторые модные тенденции, разлагающие моральные принципы, отношение к здоровью, ведомость от СМИ и многое другое.

Обмен опытом. Каждая из конфликтующих сторон всегда аргументирует свою позицию определенными фактами: так будет лучше, полезнее, красивее, удобнее, дешевле и пр. Часто такие объяснения сначала кажутся недостаточными, неубедительными. Но потом, когда ошибка или победа в этом споре очевидна, старшее или младшее поколение перенимает этот опыт.

Наверное, в первую очередь нужно уметь ценить в домочадцах их положительные качества, старание укрепить семью, сделать ее счастливой. Но, к сожалению, хорошее как-то не замечается, быстро забывается, считается в порядке вещей, само собой разумеющимся. А вот промахи, ошибки, даже незначительные, никогда не ускользают от внимания и вызывают бурную критику. Попробуйте изменить ситуацию. Вечером отметьте, сколько позитивного вы сумели увидеть в поступках и мыслях близких и не забыли выразить им благодарность. И сколько раз за день вы удержались от критики по мелочам. При кажущейся простоте заставить себя замечать в ближнем положительные качества нелегко.11

Проследите, не относитесь ли к домочадцам потребительски: пока выполняет человек какую-то полезную функцию (зарабатывает много денег, воспитывает детей и т.д.) – он нужен, с ним считаются. Как только почувствовали, что можно обойтись и без него – он становится обузой, раздражающей уже фактом своего присутствия. Боритесь с малейшим проявлением такого бездушия. Ведь когда-нибудь и вы можете оказаться на его месте. Старайтесь всегда оставаться человеком.

Всем поколениям семьи нужно помнить о том, что старшим молодежь всегда кажется легкомысленной, не умеющей правильно жить, выбирать верные ценности. Но время не стоит на месте, а вместе с ним и прогресс науки и техники. Меняется сознание, приоритеты. Не говорим, конечно, о вечных ценностях, которые непреходящи: доброта, взаимопомощь, забота и т.д. Старшее поколение не успевает полностью понять и принять новшества (или не желает этого делать). Тем более это сложно им в наш удивительный век, когда знания очень быстро устаревают, открытия следуют одно за другим.

Пожилые люди зачастую ощущают себя беспомощными, ненужными, отставшими от времени, не успевающими не только освоить новшества, но и понять их смысл и необходимость. Они смотрят на происходящий калейдоскоп изменений в окружающем мире как бы со стороны, как фильм. Более молодому поколению семьи нужно просто любить домочадцев, помогать им чувствовать себя нужными. Ведь это самые верные, надежные, любящие люди на свете. Разве это не главное?

Важно каждому члену семьи понимать свою роль, возможности. Нельзя опускаться до придирок, бесконечной критики, грубости, постоянного принуждения.

Совместные мероприятия всегда сплачивают семью. Пусть это будет хоть ежедневное поддержание чистоты в квартире или посещение театра. Основное здесь то, что вместе, совместными усилиями. И каждому должно находиться дело по силам и возможностям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Исследование, проведенное в данной курсовой работе, позволило сделать ряд теоретических выводов.

Проблема сохранения отношений между родителями и подростками - одна из актуальных, так как касается большого числа семей. Резкое отдаление детей и родителей, характерное для подросткового возраста может иметь разные последствия. Родители должны научиться уважать тягу ребенка, особенно подростка, к самостоятельности, самовыражению - в одежде, музыке, прическе и т.д. При всей своей тяге к «взрослости» дети еще очень восприимчивы к образцам поведения, идущим от взрослого мира. Поэтому если родители вместо пустых нравоучений сами своими поступками будут соответствовать тем нормам, о которых говорят, они приобретут неподдельный авторитет у своих детей, а нормам придадут особую силу и значимость.

Единой причины не существует, проблемы взаимоотношений поколений основываются на ряде причин. Проблема взаимоотношений отцов и детей только обостряется во время споров и взаимных обвинений и выхода в такой ситуации не видно. Чтобы минимизировать конфликты и избежать столкновения сторон, нужно учитывать особенности психологии каждого участника споров.

Источником проблемы взаимоотношений поколений являются и снижение в глазах общественности самого института семьи как такового. Например, в нашей стране в последние двадцать лет изменились социально-культурные ценности, молодое поколение часто не видит своего места в обществе и находится в некой неопределенности.

Решением данных проблем являются доверительные отношения в семье, когда ребенок может обратиться со своими проблемами к взрослым, не ожидая порицания и запретов, а знаю, что мама, папа или бабушка постараются вникнуть в суть вопроса и максимально лояльно смогут помочь. В противном случае, будущий взрослый замкнется в себе, что приведет либо к подавленности и неуверенности в себе на всю жизнь, либо необузданному протесту, что впоследствии приведет к конфликтам сторон.

Следует еще раз подчеркнуть, что именно качество семейных взаимоотношений предопределяет формирование гармоничной личности, открытой миру, способной к творчеству и полезной деятельности. Поэтому оздоровление и улучшение внутрисемейных взаимодействий должно стать объектом пристального внимания общества и государства.
































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Авраменко, М.М. Внутрисемейные отношения как фактор воспитания // Авраменко М.М., Клемантович И.П. Интерактивная наука - 2016. - № 1. - С. 44-46

  2. Батурин, В. К. Социология: учебник для студентов вузов / под ред. В. К. Батурина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2016. - 497 с.

  3. Бобков В.Н. Социальная уязвимость российского общества вследствие высокого неравенства уровня жизни / В.Н. Бобков, О.В. Вередюк // Уровень жизни населения регионов России. – 2014. – №1. – С. 7–16.

  4. Василенко Л.А. Государство и гражданское общество в борьбе с гендерной дискриминацией: антагонизм или синергия? / Л.А. Василенко, М.А. Кашина // Коммуникология. – 2015. – Т. 3. – №6. – С. 13–24.

  5. Головинова Ю.В. Реализация международных стандартов прав женщин как один из показателей демократизации современного российского общества // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2016. – №1 (43). – С. 30–34.

  6. Демидова, Т. Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения факультета социальных технологий / Т. Е. Демидова. - М.. Изд-во МГУ. 2012. - 53 с.

  7. Емельянов-Лукьянчиков М.А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К. Леонтьева, Н. Данилевского, О.Шпенглера, А. Тойнби. – М.: Русский мир, 2015.

  8. Жуков С.В. Гендерные аспекты ценностных ориентиров современных городских подростков 12–16 лет / С.В. Жуков, Д.П. Дербенев, Е.Г. Королюк, М.В. Рыбакова, В.П. Петров, М.К. Терещук, Т.В. Семакова, Н.В. Шарый // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №3. – С. 195.

  9. Иванов, А. В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А. В. Иванов и др. ; под общ. ред. проф. А. В. Иванова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 424 с.

  10. История социологии: Учебник / Е.И. Кукушкина. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 464 с.

  11. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л. В. Карцева. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 224 с.

  12. Кочетков В.В. Кочеткова Л.Н. Социальное государство как идеальный тип (к философским основаниям современной политики) / Труд и социальные отношения, № 4, 2015

  13. Макян, А.Г. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность // Макян, А.Г., Гусейнова, А.Н. Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 30-1. -С.62-66

  14. Маяцкая, И. Н. Экономические основы социальной работы: Учебник для бакалавров / И. Н. Маяцкая; Под ред. д.э.н., проф. И. Н. Маяцкой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 264 с.

  15. Михальчи, Е.В. Внутрисемейные отношения, как фактор влияющий на успех в жизни для студента / Е.В. Михальчи / Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 1-2 (41). с. 41

  16. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 456 с., с.23

  17. Ненашев, М.И. Метод истории семьи в качественной социологии / М.И. Ненашев/ Актуальные вопросы общественных наук. Социология, политология, философия, история - 2016. - № 8 (58). - С33-40

  18. Никифорова, Р.Р., Ульянова Е.М. Внутрисемейные отношения и их влияние на развитие личности ребенка / Р.Р. Никифорова / Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 31. - С. 56-59.

  19. Патрушева, И.Н. Роль семьи в формировании духовно- нравственной личности / И.Н. Патрушева / Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – Санкт-Петербург - 2014.

  20. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. -М.: Просвещение, 2016. – 159 С.

  21. Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные проблемы социальной политики Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 212-214.

  22. Социальная политика государства текст: учебное пособие / Тарент И. Г., Юдников С. А. –изд. 3-е, перераб. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС,–2014.– 172 с

  23. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с.

  24. Тощенко, Ж. Т. Социология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям (020300) «Социология», (350100) «Социальная антропология» и (351800) «Организация работы с молодежью» и как пособие для преподавателей. / Ж. Т. Тощенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 640 с.




1 Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОКОЛЕНИЙ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ. Серия социальные науки, 2012, №2 (26), с. 52-62

2 Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОКОЛЕНИЙ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ. Серия социальные науки, 2012, №2 (26), с. 52-62

3 Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 4 (23): в 2-х ч. Ч. I. C. 140-147. ISSN 1993-5552.

4 Особенность развития конфликтов между поколениями. Конфликтология в социальной работе.

5 Особенность развития конфликтов между поколениями. Конфликтология в социальной работе.



6 Особенность развития конфликтов между поколениями. Конфликтология в социальной работе.

7 Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №4. РАЗВИТИЕ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ДУХОВНАЯ ПРОБЛЕМА И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ. А. З. Шамсутдинова

8 Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №4. РАЗВИТИЕ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ДУХОВНАЯ ПРОБЛЕМА И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ. А. З. Шамсутдинова

9 Патрушева, И.Н. Роль семьи в формировании духовно- нравственной личности / И.Н. Патрушева / Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – Санкт-Петербург - 2014

10 Ненашев, М.И. Метод истории семьи в качественной социологии / М.И. Ненашев/ Актуальные вопросы общественных наук. Социология, политология, философия, история - 2016. - № 8 (58). - С33

11 Ненашев, М.И. Метод истории семьи в качественной социологии / М.И. Ненашев/ Актуальные вопросы общественных наук. Социология, политология, философия, история - 2016. - № 8 (58). - С35

31