Педагог:
Профессия и личность
Выполнила:
Астахова Ирина Вячеславовна
Учитель английского языка
Понятия:
Профессия-
род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и характеризующийся суммой требований к личности.
Специальность-
вид занятий в рамках данной профессии.
Квалификация-
ступень проф. подготовленности работника, позволяющая ему выполнять трудовые функции определенного уровня сложности в конкретном виде деятельности.
Возникновение и развитие педагогической профессии
Педагогическая профессия относится к числу наиболее древних.
Первобытное общество:
передача знаний в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со сверстниками.
Первые школы появились в рабовладельческом обществе.
Школы
грамматистов и кифаристов
агеллы в Спарте
в Древней Греции
палестра-школа борьбы
жреческие
Грамматические и риторские в Риме
педоном
жрецы
педотриб
грамматики и литераторы
дидаскалы
Учителя
3 типа церковных школ:
Монастырская
Обучались мальчики 7-10 лет, которых родители обрекли на будущее монашество.
Церковно-приходская
Их посещали небольшие группы мальчиков. Где за небольшую плату священник обучал их закону Божию на латинском языке, письму, церковному пению.
Соборная
Школы этого типа считались повышенными, поскольку располагались в крупных церковных центрах, где преподавался полный объем средневековых наук — «семь свободных наук»
Школы для
купцов
ремесленников
Цеховые
Гильдейские
Обучение платное, главное внимание уделялось обучению чтению, письму и счёту, а также элементам геометрии и естествознания.
Городские(магистратские)
1779 г.
1803 г.
учительская семинария при московском университете
учительская гимназия в Петербурге
1804 г.
преобразована в пединститут
60-е 70-е гг. XIX в.
высшие женские курсы
1917 г.
30-е гг.
учительские семинарии преобразованы в педтехникумы, учительские институты- в пединституты
вечернее и заочное образование
середина 80-х гг. XX в.
в педвузах вводятся новые специализации
90-е гг.
пединституты преобразованы в педуниверситеты
Профессиональная педагогическая деятельность
преподавательская
воспитательная
коррекционно-развивающая
организация процесса обучения и управление познавательной деятельностью учащихся
организация воспитательной среды и управление разнообразными внеурочными видами деятельности школьников
выявление и исправление недостатков в развитии личности ученика, помощь ему в успешном усвоении школьной программы
Социально-педагогическая
научно-методическая
Виды
обеспечивает организацию всех других её видов и реализацию ведущих профессиональных функций педагога
направлена на социализацию ребёнка и его социальную защиту
управленческая
культурно-просветительская
организация и управление различными видами деятельности школьников
приобщение учащихся к культуре
Профессиональная готовность – совокупность профессионально-обусловленных требований к учителю. Содержание профессиональной готовности отражено в профессиограмме .
ПРОФЕССИОГРАММА педагога : общегражданские качества; профессионально-значимые качества; специальные знания, умения, навыки; педагогические способности.
Профессионально-значимые личностные качества педагога
- Направленность личности: развитие себя, ребёнка, педагогическое призвание (склонность к педагогическому делу), гражданственность.
- Профессионально-нравственные качества: любовь и уважение к детям, справедливость, объективность, доброжелательность, искренность, требовательность, принципиальность.
- Отношение к педагогическому труду: добросовестность, трудолюбие, ответственность, способность к самоотдаче, увлечённость и удовлетворённость собственной педагогической деятельностью, потребность в знаниях, непрерывность педагогического самообразования.
- Интересы и духовные потребности: познавательная активность, широта и глубина интеллекта, культура, разносторонность интересов, культура внешнего вида, речи.
Общегражданские качества:
- Высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- Любовь к людям, детям; уважение прав и свобод других людей;
- Интеллигентность, духовная культура;
- Желание и умение работать с другими людьми;
- Потребность в постоянном самообразовании;
- Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность;
- Высокий профессионализм;
- Чувство национальной гордости и патриотизма;
- Честность, правдивость.
Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников, способность к рефлексии, эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность, креативность, толерантность, тактичность, чувство юмора, доброта, терпеливость, порядочность, самокритичность, обязательность, объективность, сдержанность, дисциплинированность,
Педагогические способности
совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Виды
- Прогностические –умение осуществлять педагогическое предвидение, прогнозирование результатов взаимодействия
- Экспрессивные –артистизм учителя, умение эмоционально и выразительно передавать свои знания
- Гностические –способности изучать личность учащихся как объект воспитания и обучения, изучать процесс и вносить коррекцию.
- Конструктивные –способности проектировать личность учащегося, прогнозировать его развитие, проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
- Организаторские –способности организовать различные виды деятельности учащихся, сделать коллектив средством воздействия на личность, организовать собственный труд.
- Перцептивные –воспринимать и определять эмоциональное состояние ученика по его внешнему виду, жестам, мимике. Связаны с педагогической наблюдательностью и зоркостью.
- Суггестивные –способности эмоционально-волевого влияния на личность.
- Коммуникативные –способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей.
- Дидактические –способности адаптировать учебный материал с целью его понимания учащимися.
Виды
- Проектировочные –способности определять, формулировать цели и задачи педагогической деятельности.
- Речевые –способности адекватно своим желаниям выражать мысли и чувства.
- Креативные –способности к творчеству.
- Академические –способности к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.
Профессиональная педагогическая компетентность
- владение педагогом необходимой суммой ЗУН, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
- сложившиеся в процессе обучения и развивающиеся в ходе профессиональной деятельности интегративные качества педагога, образованные системой ключевых и специфических компетенций, которые представляют совокупность профессионально-значимых свойств и обеспечивают успешную реализацию педагогической деятельности.
Виды компетенций
ценностно-смысловая
общекультурная
учебно-познавательная
коммуникативная
социально-трудовая
профессиональная
личностного самосовершенствования
Профессиональная компетентность
Теоретическая готовность
Практическая готовность
проектировочные
умения
коммуникативные
умения
организаторские
умения
аналитические
умения
прогностические
умения
рефлексивные
умения
Педагогическая культура
Общая
Профессиональная
- разносторонность, широкий кругозор, эрудиция
- высокий уровень духовных интересов и запросов
- культура мышления, эмоциональная культура личности
- культура труда,
- культура общения и т.д.
- методологическая
- коммуникативная
- аксиологический компонент
- технологическая
- личностно-творческий компонент
- культура профессионально-личностного самоопределения
Педагогическая этика -раздел этической науки
Педагогическая этика – совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.
Основные категории педагогической этики
Педагогический долг
Педагогическая справедливость
совокупность требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя. Творческое отношение к труду
требовательность к себе
стремление к повышению педагогического мастерства
Необходимость уважительного отношения ко всем участникам образовательного процесса
Умение разрешать конфликты школьной жизни
Мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности.
Педагогический
авторитет
Педагогическая честь
это моральный статус учителя в коллективе учащихся
и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при
помощи которой авторитетный и уважаемый
учитель регулирует поведение воспитуемых,
влияет на их убеждения.
уважение моральных заслуг и
качеств, которые проявляются в процессе
выполнения профессионального долга.
Педагогический такт
Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.
деловой тон общения
требовательность и уважительность к ученику
элементы
внимательность, чуткость педагога
умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему
Проявляется
в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации
во внешнем облике педагога
в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся
в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях учеников
в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
в самокритичной оценке своего труда
Педагога называют
Лев Николаевич Толстой писал:
« Если учитель имеет только любовь к делу , он будет хороший учитель ».
« Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя , который прочел все книги» но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам ».
« Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель ».