СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагог:профессия и личность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».(Л.Н. Толстой)

Просмотр содержимого документа
«Педагог:профессия и личность»

Педагог: Профессия и личность Выполнила: Астахова Ирина Вячеславовна Учитель английского языка

Педагог:

Профессия и личность

Выполнила:

Астахова Ирина Вячеславовна

Учитель английского языка

Понятия: Профессия- род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и характеризующийся суммой требований к личности. Специальность- вид занятий в рамках данной профессии.  Квалификация- ступень проф. подготовленности работника, позволяющая ему выполнять трудовые функции определенного уровня сложности в конкретном виде деятельности.

Понятия:

Профессия-

род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и характеризующийся суммой требований к личности.

Специальность-

вид занятий в рамках данной профессии.

Квалификация-

ступень проф. подготовленности работника, позволяющая ему выполнять трудовые функции определенного уровня сложности в конкретном виде деятельности.

Возникновение и развитие педагогической профессии Педагогическая профессия относится к числу наиболее древних. Первобытное общество: передача знаний в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со сверстниками. Первые школы появились в рабовладельческом обществе.

Возникновение и развитие педагогической профессии

Педагогическая профессия относится к числу наиболее древних.

Первобытное общество:

передача знаний в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со сверстниками.

Первые школы появились в рабовладельческом обществе.

Школы грамматистов и кифаристов агеллы в Спарте в Древней Греции палестра-школа борьбы жреческие Грамматические и риторские в Риме педоном жрецы педотриб грамматики и литераторы дидаскалы Учителя

Школы

грамматистов и кифаристов

агеллы в Спарте

в Древней Греции

палестра-школа борьбы

жреческие

Грамматические и риторские в Риме

педоном

жрецы

педотриб

грамматики и литераторы

дидаскалы

Учителя

3 типа церковных школ: Монастырская Обучались мальчики 7-10 лет, которых родители обрекли на будущее монашество. Церковно-приходская Их посещали небольшие группы мальчиков. Где за небольшую плату священник обучал их закону Божию на латинском языке, письму, церковному пению. Соборная Школы этого типа считались повышенными, поскольку располагались в крупных церковных центрах, где преподавался полный объем средневековых наук — «семь свободных наук»

3 типа церковных школ:

Монастырская

Обучались мальчики 7-10 лет, которых родители обрекли на будущее монашество.

Церковно-приходская

Их посещали небольшие группы мальчиков. Где за небольшую плату священник обучал их закону Божию на латинском языке, письму, церковному пению.

Соборная

Школы этого типа считались повышенными, поскольку располагались в крупных церковных центрах, где преподавался полный объем средневековых наук — «семь свободных наук»

Школы для купцов ремесленников Цеховые Гильдейские Обучение платное, главное внимание уделялось обучению чтению, письму и счёту, а также элементам геометрии и естествознания. Городские(магистратские)

Школы для

купцов

ремесленников

Цеховые

Гильдейские

Обучение платное, главное внимание уделялось обучению чтению, письму и счёту, а также элементам геометрии и естествознания.

Городские(магистратские)

1779 г. 1803 г. учительская семинария при московском университете учительская гимназия в Петербурге 1804 г. преобразована в пединститут 60-е 70-е гг. XIX в. высшие женские курсы 1917 г. 30-е гг.  учительские семинарии преобразованы в педтехникумы, учительские институты- в пединституты вечернее и заочное образование середина 80-х гг. XX в. в педвузах вводятся новые специализации 90-е гг. пединституты преобразованы в педуниверситеты

1779 г.

1803 г.

учительская семинария при московском университете

учительская гимназия в Петербурге

1804 г.

преобразована в пединститут

60-е 70-е гг. XIX в.

высшие женские курсы

1917 г.

30-е гг.

учительские семинарии преобразованы в педтехникумы, учительские институты- в пединституты

вечернее и заочное образование

середина 80-х гг. XX в.

в педвузах вводятся новые специализации

90-е гг.

пединституты преобразованы в педуниверситеты

Профессиональная педагогическая деятельность преподавательская воспитательная коррекционно-развивающая организация процесса обучения и управление познавательной деятельностью учащихся организация воспитательной среды и управление разнообразными внеурочными видами деятельности школьников выявление и исправление недостатков в развитии личности ученика, помощь ему в успешном усвоении школьной программы Социально-педагогическая научно-методическая Виды обеспечивает организацию всех других её видов и реализацию ведущих профессиональных функций педагога направлена на социализацию ребёнка и его социальную защиту управленческая культурно-просветительская организация и управление различными видами деятельности школьников приобщение учащихся к культуре

Профессиональная педагогическая деятельность

преподавательская

воспитательная

коррекционно-развивающая

организация процесса обучения и управление познавательной деятельностью учащихся

организация воспитательной среды и управление разнообразными внеурочными видами деятельности школьников

выявление и исправление недостатков в развитии личности ученика, помощь ему в успешном усвоении школьной программы

Социально-педагогическая

научно-методическая

Виды

обеспечивает организацию всех других её видов и реализацию ведущих профессиональных функций педагога

направлена на социализацию ребёнка и его социальную защиту

управленческая

культурно-просветительская

организация и управление различными видами деятельности школьников

приобщение учащихся к культуре

Профессиональная готовность – совокупность профессионально-обусловленных требований к учителю. Содержание профессиональной готовности отражено в профессиограмме .

ПРОФЕССИОГРАММА педагога : общегражданские качества; профессионально-значимые качества; специальные знания, умения, навыки; педагогические способности.

Профессионально-значимые личностные качества педагога

  • Направленность личности: развитие себя, ребёнка, педагогическое призвание (склонность к педагогическому делу), гражданственность.
  • Профессионально-нравственные качества: любовь и уважение к детям, справедливость, объективность, доброжелательность, искренность, требовательность, принципиальность.
  • Отношение к педагогическому труду: добросовестность, трудолюбие, ответственность, способность к самоотдаче, увлечённость и удовлетворённость собственной педагогической деятельностью, потребность в знаниях, непрерывность педагогического самообразования.
  • Интересы и духовные потребности: познавательная активность, широта и глубина интеллекта, культура, разносторонность интересов, культура внешнего вида, речи.
Общегражданские качества: Высокая гражданская ответственность и социальная активность; Любовь к людям, детям; уважение прав и свобод других людей; Интеллигентность, духовная культура; Желание и умение работать с другими людьми; Потребность в постоянном самообразовании; Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность; Высокий профессионализм; Чувство национальной гордости и патриотизма; Честность, правдивость. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников, способность к рефлексии, эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность, креативность, толерантность, тактичность, чувство юмора, доброта, терпеливость, порядочность, самокритичность, обязательность, объективность, сдержанность, дисциплинированность,

Общегражданские качества:

  • Высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • Любовь к людям, детям; уважение прав и свобод других людей;
  • Интеллигентность, духовная культура;
  • Желание и умение работать с другими людьми;
  • Потребность в постоянном самообразовании;
  • Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность;
  • Высокий профессионализм;
  • Чувство национальной гордости и патриотизма;
  • Честность, правдивость.

Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников, способность к рефлексии, эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность, креативность, толерантность, тактичность, чувство юмора, доброта, терпеливость, порядочность, самокритичность, обязательность, объективность, сдержанность, дисциплинированность,

Педагогические способности совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Педагогические способности

совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Виды

  • Прогностические –умение осуществлять педагогическое предвидение, прогнозирование результатов взаимодействия
  • Экспрессивные –артистизм учителя, умение эмоционально и выразительно передавать свои знания
  • Гностические –способности изучать личность учащихся как объект воспитания и обучения, изучать процесс и вносить коррекцию.
  • Конструктивные –способности проектировать личность учащегося, прогнозировать его развитие, проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Организаторские –способности организовать различные виды деятельности учащихся, сделать коллектив средством воздействия на личность, организовать собственный труд.
  • Перцептивные –воспринимать и определять эмоциональное состояние ученика по его внешнему виду, жестам, мимике. Связаны с педагогической наблюдательностью и зоркостью.
  • Суггестивные –способности эмоционально-волевого влияния на личность.
  • Коммуникативные –способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей.
  • Дидактические –способности адаптировать учебный материал с целью его понимания учащимися.
Виды Проектировочные –способности определять, формулировать цели и задачи педагогической деятельности. Речевые –способности адекватно своим желаниям выражать мысли и чувства. Креативные –способности к творчеству. Академические –способности к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

Виды

  • Проектировочные –способности определять, формулировать цели и задачи педагогической деятельности.
  • Речевые –способности адекватно своим желаниям выражать мысли и чувства.
  • Креативные –способности к творчеству.
  • Академические –способности к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.
Профессиональная педагогическая компетентность владение педагогом необходимой суммой ЗУН, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. сложившиеся в процессе обучения и развивающиеся в ходе профессиональной деятельности интегративные качества педагога, образованные системой ключевых и специфических компетенций, которые представляют совокупность профессионально-значимых свойств и обеспечивают успешную реализацию педагогической деятельности.

Профессиональная педагогическая компетентность

  • владение педагогом необходимой суммой ЗУН, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
  • сложившиеся в процессе обучения и развивающиеся в ходе профессиональной деятельности интегративные качества педагога, образованные системой ключевых и специфических компетенций, которые представляют совокупность профессионально-значимых свойств и обеспечивают успешную реализацию педагогической деятельности.
Виды компетенций ценностно-смысловая общекультурная учебно-познавательная коммуникативная социально-трудовая профессиональная личностного самосовершенствования

Виды компетенций

ценностно-смысловая

общекультурная

учебно-познавательная

коммуникативная

социально-трудовая

профессиональная

личностного самосовершенствования

Профессиональная компетентность Теоретическая готовность Практическая готовность проектировочные умения коммуникативные умения организаторские умения аналитические умения прогностические умения рефлексивные умения

Профессиональная компетентность

Теоретическая готовность

Практическая готовность

проектировочные

умения

коммуникативные

умения

организаторские

умения

аналитические

умения

прогностические

умения

рефлексивные

умения

Педагогическая культура Общая Профессиональная разносторонность, широкий кругозор, эрудиция высокий уровень духовных интересов и запросов культура мышления, эмоциональная культура личности культура труда, культура общения и т.д. методологическая коммуникативная аксиологический компонент технологическая личностно-творческий компонент культура профессионально-личностного самоопределения

Педагогическая культура

Общая

Профессиональная

  • разносторонность, широкий кругозор, эрудиция
  • высокий уровень духовных интересов и запросов
  • культура мышления, эмоциональная культура личности
  • культура труда,
  • культура общения и т.д.
  • методологическая
  • коммуникативная
  • аксиологический компонент
  • технологическая
  • личностно-творческий компонент
  • культура профессионально-личностного самоопределения
Педагогическая этика -раздел этической науки Педагогическая этика – совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

Педагогическая этика -раздел этической науки

Педагогическая этика совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

Основные категории педагогической этики Педагогический долг Педагогическая справедливость совокупность требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя. Творческое отношение к труду  требовательность к себе  стремление к повышению педагогического мастерства Необходимость уважительного отношения ко всем участникам образовательного процесса Умение разрешать конфликты школьной жизни Мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности. Педагогический  авторитет Педагогическая честь это моральный статус учителя в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. уважение моральных заслуг и качеств, которые проявляются в процессе выполнения профессионального долга.

Основные категории педагогической этики

Педагогический долг

Педагогическая справедливость

совокупность требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя. Творческое отношение к труду

требовательность к себе

стремление к повышению педагогического мастерства

Необходимость уважительного отношения ко всем участникам образовательного процесса

Умение разрешать конфликты школьной жизни

Мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности.

Педагогический

авторитет

Педагогическая честь

это моральный статус учителя в коллективе учащихся

и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при

помощи которой авторитетный и уважаемый

учитель регулирует поведение воспитуемых,

влияет на их убеждения.

уважение моральных заслуг и

качеств, которые проявляются в процессе

выполнения профессионального долга.

Педагогический такт Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.   это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. деловой тон общения требовательность и уважительность к ученику элементы внимательность, чуткость педагога  умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему

Педагогический такт

Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.

деловой тон общения

требовательность и уважительность к ученику

элементы

внимательность, чуткость педагога

умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему

Проявляется в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации во внешнем облике педагога в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях учеников  в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в самокритичной оценке своего труда

Проявляется

в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации

во внешнем облике педагога

в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся

в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях учеников

в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

в самокритичной оценке своего труда

Педагога называют

Педагога называют

Лев Николаевич Толстой писал: « Если учитель имеет только любовь к делу , он будет хороший учитель ». « Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя , который прочел все книги» но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам ». « Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель ».

Лев Николаевич Толстой писал:

« Если учитель имеет только любовь к делу , он будет хороший учитель ».

« Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя , который прочел все книги» но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам ».

« Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель ».