Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №56»
Асбестовского городского округа
Педагогический опыт работы
Тема: Моделирование
развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО
Автор: Туганских Светлана Николаевна
должность: воспитатель
Аннотация работы:
В статье предлагается разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования модель развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе, обеспечивающая реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.
Предполагаемая инновационная модель развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе включает следующие компоненты:
- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);
- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);
- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);
- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)
Содержание
Введение ___________________________________________________________4
Основная часть
Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в
группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с
тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОСДО___________________6
Заключение_________________________________________________________8
Приложение
№1. Мониторинговая карта развивающей предметно – пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР.
№2 Критерии оценки игрушки, обеспечивающие безопасность ребенка, его
защиту от негативного влияния игрушки на здоровье и эмоциональное
благополучие.
№3 Критерии оценки игрушки, обеспечивающие развитие ребенка.
№4 Презентация на тему: «Моделирование развивающей предметно–
пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до
6 лет с ТНР в условиях введения ФГОСДО».
Введение
Актуальность проблемы
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования.
Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.
В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.
Образовательная система ДОУ выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта.
Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку социализированных индивидов.
Поэтому, в связи с введением нового ФГОС, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
В процессе анализа развивающей предметно – пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи выделили ряд проблем в ее организации:
- развивающая предметно- пространственная среда частично соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
- не все принципы построения развивающей среды в полной мере реализованы в группе (не выдержаны принципы трансформируемости, педагогической целесообразности, вариативности, интегрирования);
- в пространстве группового помещения не выдерживается соотношение зон (секторов): двигательной активности 50%, спокойной 30%, рабочей 20%;
- отсутствие достаточного количества материалов и оборудования для организации разнообразных видов детской деятельности в группах;
Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему работы следующим образом: «Моделирование развивающей предметно - пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО».
Цель: Создание модели развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи, способствующей гармоничному развитию, обеспечивающую оптимальные условия для коррекции развития речи детей с ТНР в условиях введения ФГОС ДО.
Задачи:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
2. Смоделировать развивающую предметно – пространственную среду в группе компенсирующей направленности от 5 лет до 6лет с ТНР в соответствии с требованиями ФГОСДО.
Предполагаемый результат:
1. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах формирования и использования развивающей предметно- пространственной среды в воспитательно- образовательных целях с детьми в группе компенсирующей направленности для детей от 5 лет до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
2. Создание модели организации развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Основная часть
Моделирование развивающей предметно – пространственной среды
в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОСДО
Современная образовательная система ДОУ в соответствии с ФГОС должна выполнять, прежде всего, жизненно важную функцию, а именно – функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта.
Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.
Организуя развивающую предметно-пространственную среду в групповом помещении, необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать предметно-игровую среду как условие оптимального саморазвития личности.
Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
По мнению С. Л. Новоселовой понятие развивающей предметно-пространственной среды определяется как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей дошкольного возраста.
В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую, коммуникативную, исследовательскую, двигательную, трудовую и творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Для решения первой задачи по преобразованию РППС были изучены и внедрены в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
Методологической основой исследования явились труды в различные исторические периоды Г. Песталоцци, Ф. Дистервергом, Я. Каменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстым, В.Я. Сухомлинским, Л.А. Венгером, В.А. Сластениным. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б.Стеркина, Н.А.Ветлугина, Г.Н.Пантелеев, Н.А.Реуцкая, В.С.Мухина, современными педагогами С.Л. Новоселовой, В.А. Петровским, Н. В. Коротковой, Н. Я. Михайленко.
Для реализации второй задачи по преобразованию предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей от 5 лет до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи опирались на предложения Н.А. Коротковой:
Пространство группы было условно разделено на три зоны:
1. Рабочая зона;
2. Зона двигательной деятельности;
3. Зона спокойной деятельности.
Разделение группового пространства обеспечило деятельностный подход в образовательном процессе.
Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности.
Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для продуктивной, познавательной, исследовательской деятельности.
Для организации сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.
Полифункциональность материалов, даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм, а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.
Идею мобильности и динамичности легко воплотили с помощью ширмы.
Групповое пространство трансформируется в зависимости от воспитательно-образовательных задач и от лексической темы недели.
Материал в каждой зоне меняется, дополняется и возможно их временное объединение.
Каждая зона пространства располагает детей к нескольким видам деятельности. Каждая часть пространства эффективно работает благодаря грамотному размещению материалов – на границах и внутри зон.
Материалы и оборудование центров могут использоваться как для одной образовательной области, так и в ходе реализации других областей.
Развивающая предметно- пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по зонам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе учитываем интересы мальчиков и девочек, как в игре, так и в труде.
Образовательное пространство оснащено игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием, инвентарём.
Развивающая предметно – пространственная среда в группе безопасна для наших детей и соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, правилам пожарной безопасности.
Заключение
Созданная модель развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей от 5 лет до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи соответствует требованиям ФГОСДО, обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности.
Оформление группового помещения вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному и речевому развитию.
Педагогически грамотное оформление развивающей предметно-пространственной среды - это труд, требующий больших усилий и времени.
Список литературы
Виноградова Н. А., Н. В. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада.-УЦ Перспектива, 2011-207с.
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. – 2009. – №5. – С. 53-57.
Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка – Пресс, 2007. – 208с.
Новоселова С. Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» /Под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А. – М.,2012. – 207с.
Петровский В. А., Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
Программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой «Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
Приложение №1
Мониторинговая карта развивающей предметно пространственной среды
Сроки проведения ( РППС ):
1 полугодие (дата) | 2 полугодие (дата) |
| . |
Группа № Воспитатель:
| Показатели | Оценки степени проявления показателей |
1 полугодие | 2 полугодие |
Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает психологическую безопасность ребёнка: |
1 | РППС ограждает детей от отрицательного воздействия игрушек( не провоцируют ребёнка на агрессивные действия, проявлению жестокости к персонажам) | | |
2 | РППС ограждает детей от отрицательных эмоций, проявления страха, неуверенности, беспокойства | | |
3 | РППС формирует основы толерантности (формирует положительное отношение к людям с особенностями физического развития и других национальностей) | | |
4 | РППС среда безопасна для физического здоровья и отвечает требованиям Госстандарта и Госсанэпиднадзора России | | |
5 | Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных для здоровья материалов | | |
6 | Поддерживаются в чистоте (моются, обрабатываются) | | |
Развивающая предметно пространственная среда обеспечивает разностороннее развитие детей и имеет следующие качества: |
7 | Полифункциональность (возможность гибкого, вариативного использования в разных игровых ситуациях в соответствии с игровым сюжетом и замыслом) | | |
8 | Дидактическая ценность ( возможность использования в качестве средств обучения) | | |
9 | Эстетическая направленность | | |
10 | Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям ребёнка | | |
11 | Прогулочные участки имеют игровое оборудование и необходимый выносной материал в достаточном количестве | | |
12 | В игровой комнате выделены мини- среды для разных видов игр и созданы соответствующие условия | | |
13 | Существует периодическая сменяемость игрового оборудования. Что стимулирует активность детей | | |
Оснащение РППС в соответствии направлениям развития ребёнка (примерный перечень оборудования в приложении) |
14 | Социально- коммуникативное направление | | |
15 | Познавательное развитие | | |
16 | Речевое развитие | | |
17 | Художественно- эстетическое развитие | | |
18 | Физическое развитие | | |
Создание условий для реализации основных видов деятельности детей |
19 | Создание условий для экологического воспитания и детского экспериментирования | | |
20 | Создание условий для двигательной активности | | |
21 | Создание условий для художественно- продуктивной деятельности | | |
22 | Создание условий для познавательной активности | | |
23 | Создание условий для сюжетно- ролевых игр | | |
24 | Создание условий для чтения художественной литературы | | |
25 | Создание условий для музыкально- театрализованной деятельности | | |
26 | Создание условий для организации уголка дежурства | | |
27 | Создание условий для организации пространства в раздевалке (инф. для родителей, организация для выставки творчества детей) | | |
28 | Соответствие среды образовательной программе ДОУ | | |
29 | Творческое преобразование среды | | |
30 | Создание среды на основе собственных разработок | | |
| Материал для игр и пособий , созданных с использованием ИКТ (видеотека, презентации, подборка демонстрационного материала) | | |
31 | Технические средства обучения | | |
32. | Использование новинок методической литературы | | |
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (средний показатель) | | |
Оценка показателей по 5 балльной системе
Результат среднего показателя до 2,5 -0 баллов
Результат среднего показателя от 2,5 до 3 соответствует низкому уровню ( от 39-49%) = 1 балл
Результат среднего показателя от 3,1 до 4 соответствует среднему уровню ( от 50-69%) = 5 баллов
Результат среднего показателя от 4,1 соответствует высокому уровню ( от 70-100%) = 10 баллов
Приложение №2
Критерии оценки игрушки, обеспечивающие безопасность ребенка, его защиту от негативного влияния игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие.
№ | Критерии оценки | Начало года | Конец года | Примечания |
1. | Провоцируют ребенка на агрессивные действия | | | |
2. | Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры или сама сюжетная игрушка | | | |
3. | Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием | | | |
4. | Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка. | | | |
5. | Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. | | | |
| Средний балл | | | |
Для определения количества баллов по каждому показателю рекомендуется следующая шкала:
0 баллов – показатель отсутствует
1 балл – показатель присутствует
Приложение №3
№ | Критерии оценки | баллы | Примечания |
| | Начало года | Конец года | |
1. | Полифункциональность. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. | | | |
2. | Возможность применения в совместной деятельности. Игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности и может инициировать совместные действия. | | | |
3. | Дидактическая ценность. Игрушка выступает средством обучения ребенка. | | | |
4. | Эстетическая ценность. Игрушка является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; может являться изделием художественных промыслов. | | | |
| Средний балл | | | |
Критерии оценки игрушки, обеспечивающие развитие ребенка
Для определения количества баллов по каждому показателю рекомендуется следующая шкала: от 1 до 5 баллов (от 4 до 20 баллов означает соответствие игрушки критериям, чем выше балл, тем выше качество игрушки)
1 балл – данное качество выражено минимально
5 баллов – данное качество выражено максимально
Приложение №4
Развивающая предметно - пространственная среда в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР в соответствии с ФГОСДО
Направления |
Физическое развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально – коммуникативное развитие | Художественно – эстетическое развитие |
Центры |
Двигательный центр Центр здоровья | Центр математики Центр конструктивной деятельности Центр науки, экологии и экспериментирования | Речевой центр Центр книги | Центр Игры Центр безопасности Центр социально – эмоционального развития | Центр изобразительной деятельности Центр музыки и театра |
Физическое развитие
Центры активности | Содержание |
| Балансир в виде доски на полукруглом основании для балансировки | |
Мешочки для метания | Для катания, бросания, ловли |
Комплект элементов полосы препятствий | Для общеразвивающих упражнений |
Кольцеброс | Для катания, бросания, ловли |
Комплект разноцветных кеглей | |
Скакалка детская | Для прыжков |
Мячи резиновые (комплект) | Для катания, бросания, ловли |
Обруч пластмассовый малый | |
Палка гимнастическая |
Центр здоровья | Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» (о значении движений, гигиенических процедур, закаливания для здоровья) |
Схема: «Как правильно чистить зубы» |
Альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.) |
Дидактические игры: «Составь портрет» «Какую пользу приносят?» «Угадай настроение» «Собери фигуру человека» «Что полезнее?» |
Пособия для развития дыхания |
Познавательное развитие
Центры активности | Тип оборудования | Наименование |
Центр конструктивной деятельности | Конструкторы | Крупный строительный конструктор. |
Средний строительный конструктор |
Конструкторы типа «Лего» |
Игровые наборы (транспорт и строительные машины; фигурки животных, людей. |
Нетрадиционный материал: подборка из бросового материала – бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п. |
Плоскостные конструкторы | Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования |
Мозаики | Мелкая мозаика с картинками - образцами |
Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек. «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный. Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты, ракета-робот (трансформер). Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.) |
Центр науки, экологии и экспериментирования | Набор для эксперименти рования | Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники. |
Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки. Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки). Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры Зеркальце для игр с солнечным зайчиком |
Набор для труда | Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки. Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки. |
| Картина сезона, модели года и суток. |
Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой. |
Комнатные растения 5-7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие: - поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками); - способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.; - величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.); - способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон); - видов одного рода – бегонии, фуксии. |
Парные картинки типа лото (количество элементов в каждой игре от 2-4) |
Наборы объемных и плоских игрушек «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты» |
Дидактические игры «Кто что ест?», «Чей малыш?» |
Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д. |
Центр математики | Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. |
Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов). |
Блоки Дьенеша. |
Палочки Кюизенера. |
Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов). |
Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов) |
Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм. |
Часы с круглым циферблатом и стрелками. |
Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр. |
Речевое развитие
Центры активности | Содержание |
Речевой центр | Д/и на уточнение качеств предметов и явлений – н-р Человек – бежит, мчится, несется; на антонимы – большой-маленький (парные картинки), на формирование обобщающих понятий. (Дидактическое лото «Что для чего»); на сравнение (Куклы – подружки); картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная и прю). Картинки перевертыши на многозначные слова (открывают дверь шариковой ручкой, на ежике – швейные иглы и пр); игры на уточнение понятий – «Кто что делает?» (котенок – лакает, петух – кукарекает) |
Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей |
Карточки на произнесение согласных звуков, фотографии детей и взрослых, правильно произносящих согласные звуки |
Д/и на употребление существительных во множественном числен в родительном падеже – например линейка с окошечком – «Чего или кого не стало?»; предметные картинки и наборы для усвоения категорий среднего рода. Серии картинок из альбома О,И, Соловьевой «Говори правильно» на несклоняемые имена существительные; Макетирование сюжетных картинок на оформление предложения и его распространение (Мальчик делает девочке бумажную лодочку) – на контуры накладываются выбранные ребенком компоненты картинки; Лото с детенышами животных, включая неназывные (детеныш обезьяны, жирафа); |
Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина). |
Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты). |
Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). |
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата |
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). |
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). |
Разрезные контурные картинки (4-6 частей) |
Набор карточек с изображением предмета и названием. |
Центр книги | Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др. |
Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик |
Детские книги по программе, любимые книжки детей. |
Ламинированные иллюстрации, портреты детских писателей |
Социально – коммуникативное развитие
Центры активности | Содержание |
Центр игры | Игрушки и наборы для сюжетно – ролевой игры | Работники муниципальных служб |
Игровой детский домик |
Лейка пластмассовая детская |
Служебные машинки различного назначения |
Комплект транспортных средств |
Грузовые, легковые автомобили |
Дидактическая кукла-девочка в одежде с застежками и шнуровкой |
Кукла в одежде |
Комплект мебели для игры с куклой |
Комплект приборов домашнего обихода |
Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Магазин» |
Набор медицинских принадлежностей доктора в чемоданчике |
Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская» |
Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами |
Комплект кухонной посуды для игры с куклой |
Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт |
Комплект транспортных средств к напольному коврику «Дорожное движение» |
Комплект игровой мягкой мебели |
Пазлы |
Лото |
Центр безопасности | Дорожная безопасность | Игрушка «Светофор» |
Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов |
Средний транспорт. |
Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели. |
Небольшие игрушки (фигурки людей, животных). |
Опасности в быту | Картинки с изображением опасных предметов |
Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций |
Игра «Что лишнее?» |
Игра «Опасно – не опасно» |
Игра «Пожарные» |
Человек и природа | Сюжетные картинки с изображением проблемных опасных в природе |
Игра «Полезное - вредное» |
Игра «Собери грибы в корзинку» |
Центр социально – эмоционального развития | фотографии детей, семьи, семейные альбомы; |
фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения; |
наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых; |
картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации; |
картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.); |
Аудио - и видеоматериалы о жизни детей и взрослых. |
Художественно – эстетическое развитие
Центры активности | Содержание |
Центр изобразительной деятельности | наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков |
краски (гуашь, акварель, пищевые красители) |
кисти для рисования, для клея |
палитра, емкости для воды, красок, клея |
салфетки для вытирания рук и красок |
бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций |
глина, пластилин (не липнущий к рукам) |
печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров |
трафареты для закрашивания |
стенд для демонстрации детских рисунков и поделок |
альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства |
картинки с красочными иллюстрациями, репродукции |
Центр музыки и театра | Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов |
Музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара) |
Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино |
Аудиосредства (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений) |
Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.) |
Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскости ной, магнитный, теневой) |
Аудио - и видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов. |