Педагогический проект «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной и средней школе»
Проблема проекта: В современном мире возросла потребность в обучении и использовании иностранных языков, которая предполагает изменения в требовании к уровню владения языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Это означает формирование у школьников коммуникативной компетенции, когда ученик готов использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности.
Педагогическая целесообразность проекта обеспечивается необходимостью устранения сложившегося противоречия путем разработки механизма и поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования коммуникативной компетенции в письменной речи.
Чрезвычайно важным становится вопрос: как именно должна измениться коммуникативная деятельность современного школьника, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающая обучению в данный период времени. Именно этим обоснована актуальность выбранной темы.
Объект исследования: дидактический процесс на уроке иностранного языка.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
Определить степень разработанности различных аспектов данной проблемы в методической, психологической, педагогической литературе, выделить исходные положения для создания методики.
уточнить сущность коммуникативной компетенции;
обосновать возможности уроков иностранного языка при формировании коммуникативной компетенции;
разработать модель формирования коммуникативной компетенции.
Методы исследования:
теоретические (изучение посвященной теме исследования литературы, статистических данных);
практические (анализ изученной литературы, наблюдение за ходом образовательного процесса, создание и разработка упражнений и уроков, соответствующих целям исследования)
Конечный результат: создание методической копилки в виде разработки упражнений по формированию коммуникативной компетенции.
Направление педагогического проекта
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации | Выход и ожидаемый результат |
Профессиональное | Изучить новые программы и учебники, понять их особенности и требования | 2013-2014 | Повышение качества преподавания |
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет ресурсы | регулярно | Повышать качество преподавания |
Повышать квалификации на курсах по ФГОС для учителей -предметников | по графику | Март 2013 г. КИНПО см. приложение 1 |
Повысить свою категорию | 2017 | Повысить качество преподавания см. приложение 2 |
Участие в профессиональных конкурсах | По графику | Повышение качества преподавания |
Психолого-педагогическое | Совершенствовать свои знания в области возрастной и педагогической психологии | регулярно | Повышать качество преподавания |
Методическое | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по иностранным языкам в рамках внедрения ФГОС | регулярно | Анализ и самоанализ уроков |
2.Знакомиться с новыми формами. методами и приемами обучения. | регулярно | |
3. Принимать участие в работе ШМО, муниципального МО учителей иностранного языка | Ежегодно | см. приложение 3 |
4.Организовывать работу с одаренными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. | регулярно | см. приложение 4 |
Изучать опыт работ лучших учителей своей школы, района, края, через интернет | регулярно | См. приложение 5 |
Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке | 2013-2018 | см. приложение 6 |
Составить собственную коллекцию видео приложений для уроков английского языка | 2015-2018 | см. приложение 7 |
Разработать рабочие по предмету, внеурочной деятельности | Ежегодно | |
Выступать с докладами по теме самообразования | регулярно | см. приложение 3 |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | регулярно | |
2. Обзор в Интернете информации по иностранному языку, педагогике и психологии. | регулярно | |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии | регулярно | см.приложение 7 |
Обобщающий | Оценка эффективности внедрения механизма Анализ результатов, обобщение и распространение опыта | 2017-2018 | |
Основные этапы работы
№ | Этап | Вид работы | Результаты | Срок |
1 | Подготовительный этап | 1.изучение литературы, интернет-ресурсов и работ коллег по данному вопросу | Сформировать общую картину проблемы | 2013-2014 |
2 | Исследовательский этап | 1.составление списка наиболее сложных тем для успешного овладения коммуникативной компетенцией; | | 2014-2018 |
2.посещение уроков коллег- учителей английского языка; | | регулярно |
3.проведения мониторинга обучающихся с целю выявления проблемный областей | | |
3 | Обобщающий этап | Разработка материалов, дидактических карточек, презентаций для развития и совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся | Создать блок карточек, дидактических материалов | 2013-2018 |
4 | Этап практической работы | Применение блока разработанных материалов на уроках английского языка всех параллелей начального и среднего звена; | Применить разработанные материалы в работе, собрать информацию об успешности для дальнейшей ее обработки | 2015-2018 |
2.Сбор информации об успешности использования данных материалов. |
5 | Анализ | Анализ собранных данных; | Оценка проделанной Работы | 2017-2018 |
Оценка рациональности разработанных карточек; |
корректировка |
6 | Оформление результатов | Оформление результатов работы; | Методическая копилка материалов по формированию УУД на уроках английского языка с рекомендациями | 2018 |
Транслирование опыта работы; |
Создание собственной методической копилки |
Полученные результаты реализации проекта
За период реализации проекта просматривается эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов по итогам учебного года. Результатом внедрения педагогического проекта является стабильно позитивная динамика образовательных достижений учащихся по английскому языку.
Успеваемость и качество знаний обучающихся |
Результаты учебной деятельности обучающихся и их динамика: |
| Предмет | ученый год | классы | всего обучаемых | % Успеваемости | % качества |
| | | | | | |
Динамика уровня обученности обучаемых | Английский язык | 2013-2014 | 3 | 12 | 100 | 28 |
| | 5 | 13 | 100 | 53 |
| | 6 | 15 | 100 | 71 |
| | 8 | 16 | 100 | 33 |
| | 9 | 11 | 100 | 49 |
| | 11 | 9 | 100 | 100 |
| | 2014-2015 | 9 | 14 | 100 | 85 |
| | 5 | 13 | 100 | 56 |
| | 7 | 15 | 100 | 63 |
| | 4 | 12 | 100 | 79 |
| | 10 | 14 | 100 | 93 |
| | 3 | 14 | 100 | 56 |
| | 6 | 13 | 100 | 38 |
| | 2015-2016 | 4 | 14 | 100 | 63 |
| | 6 | 13 | 100 | 56 |
| | 10 | 5 | 100 | 80 |
| | 8 | 14 | 100 | 47 |
| | 11 | 14 | 100 | 100 |
| | 2016-2017 | 11 | 4 | 100 | 75 |
| | | 9 | 14 | 100 | 64 |
| | | 7 | 13 | 100 | 61 |
| | | 5 | 14 | 100 | 60 |
| | | 3 | 12 | 100 | 58 |
Систематически проводится промежуточная диагностика эффективности реализации проекта, вносится необходимая корректировка.
Сформированность у учащихся достаточного высокого уровня коммуникативной компетенции в письменной и устной речи позволяет им успешно участвовать в олимпиадах разного уровня и занимать призовые места, как на муниципальной уровне, так и на всероссийском.
Реализация инновационного педагогического проекта способствует формированию информационной культуры школьников через участие в проектной деятельности, которая осуществляется, в основном, через урочную деятельность.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Результаты реализации проекта показывают эффективность данного инновационного опыта, который планирую продолжать с новым группами обучающихся. Представленный педагогический проект обобщался на школьном методическом объединении, был одобрен и применяется педагогами нашего образовательного учреждения. В планах на текущий год – осветить свой опыт работы по данной теме среди учителей английского языка на районном семинаре и разместить материалы на персональных сайтах.
Введение
Одобренная Правительством Российской Федерации стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов образования. Качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля общения, облегчения социализации в нынешней рыночной среде.
Стремление мирового сообщества к созданию единых образовательных программ и стандартов диктуется технологическими, экономическими и политическими преобразованиями, которые развернулись сегодня в крупных странах мира.
Проблема создания единого европейского образовательного пространства обозначила проблему повышения качества преподавания английского язка как языка межнационального общения.
Факт вхождения России в Совет Европы определил необходимость согласования образовательных cтандартов России с общими европейскими стандартами. Применительно иностранному языку в материалах Совета Европы рассматривается два вида компетенций в области иностранного языка: общие компетенции (General competences) и коммуникативную языковую компетенцию (Communicative language competence).
Непрерывность образования, переход к обучающему обществу, развитие обучающихся организаций становится возможным, если на всех уровнях образование направлено на развитие новых компетенций человека постиндустриального информационного общества: способности к самообразованию и непрерывному развитию внутреннего потенциала человека; готовности к самообразованию, обмену опытом, постоянному взаимодействию с другими людьми с целью достижения понимания; потребности в познании, целостности, творчестве.
Изучение изменений коммуникативной деятельности школьника особенно актуально в современных условиях развития отечественного образования, характеризующийся снижением его качеств: непрочность базовых знаний, рост количества неуспевающих. Как показывают данные ЕГЭ число выпускников, демонстрирующих низкий уровень владения базовыми знаниями, составляет 27%.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции в рамках педагогического процесса
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка.
Изучая теоретические основы проблемы, можно сделать вывод, что ученые - методисты по разному дают толкование «компетенция» и «компетентность», в классификации также нет однозначных подходов. Рассматриваются два подхода к определению содержания понятия «компетенция». Одни исследователи делают акцент на компетенции как интегральном личностном качестве (хопытом,арактеристика человека). Другие выделяют описание составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем.
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требования к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету.
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности
Ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций А.В. Хуторский выделяет семь ключевых образовательных компетенций.
Рассмотрим, каким образом можно формировать ключевые компетенции средством уроков английского языка и какие технологии дают больше возможностей для формирования той или иной компетенции у обучающихся.
Это компетенция в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуации учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Формирование целостно- смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития ее качеств, уяснения общечеловеческих принципов бытия.
Уроки иностранного языка - благодатная почва для этого. Для развития данной компетенции широкие возможности дает проблемное обучение.
Круг вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности,- это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического понимания мира.
Выполнение этой задачи позволяет обучающимся приобщаться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает, а также помогает выработать у себя толерантность.
Формирование у детей общекультурной компетенции происходит на уроках при изучении обычаев и традиций в англоязычных странах.
Духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки, изучаемые на уроках английского языка, классная работа по предмету также располагает широкими возможностями формирования у обучающихся общекультурной компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности , включающей элементы логической , методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания, умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объекта обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эристическими методами решения проблем
При помощи информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная помощь, СМИ, Internet) формируются умения самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен уметь учится и находить необходимую информацию, использовать разные источники информации для решения той или иной проблемы.
Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования информационной компетенции.
Использование ИКТ на уроках английского языка дает необходимую возможность для развития информационной компетенции.
Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируются необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для обучающегося каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.
Сущность коммуникативной компетенции
Существование человека немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что коммуникативная компетенция относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Одна из задач среднего (общего) образования определяется как подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать.
От уровня коммуникативной компетенции личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнером по общению и самореализации в обществе. Прежде всего, в школе осуществляется обучение способам деятельности, речевой деятельности. Поэтому коммуникативная компетенция- это одна из основных целей обучения иностранному языку.
Коммуникативная компетенция учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей жизни. Современные школьники имеют возможность изучать иностранный язык и одновременно развивать свою коммуникативную компетенцию. Для разговорной речи характерны непринужденность отношений между партнерами коммуникации, неподготовленность речевого акта и отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер.
Для развития коммуникативной компетенции необходимо:
определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;
применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;
выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся.
Коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:
базовые, отражающие содержательную суть общения и приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение;
процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействиями; говорить перед другими; слушать других, сотрудничать, управлять (командовать); подчиняться.
Приведенная классификация может служить основой системы развития коммуникативных умений учащихся.
Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка
В истории обучения иностранным языкам фактически были проверены два основных пути:
Первый способ хорошо представлен в известной грамматико-переводной система обучения иностранным языкам. Согласно этой методике, обучение строилось на изучении грамматических правил и лексики с последующим переходом к конструированию, чтению и пониманию устной речи. Малолетний опыт показал, что этот путь малоэффективен. Пользуясь правилам и словарным составом языка, обучающиеся должны были воссоздать новый для них язык. Путь усвоения лежал через громадное количество ошибок, замедляющих темп усвоения языка и понижающих интерес к его изучению.
Второй путь изучения языка (через коммуникацию) оказался более эффективным, хотя такое обучение также содержало много недостатков. Недооценка осознания механизмов языка, сформулированных в виде правил, снижала качество владения иноязычной речью, увеличивала сроки изучения иностранного языка.
В итоге, как в зарубежной, так и в отечественной литературе наметилось сближение этих двух путей обучения языку. Данный факт является показательным в том смысле, что он эмпирическим путем доказал единство языковых правил и действий. Языковые правила фиксируют лишь то, что носит закономерный характер употребления языковых явлений в речи, и выполняют в процессе иноязычного реченаучения подчиненную вспомогательную функцию.
Основным действием, с помощью которого осваивается иностранный язык, является процесс общения, речевая коммуникация. В процесс коммуникации происходит не только обмен мыслями и чувствами, но и освоение языковых средств, придания им обобщенного характера.
Использование коммуникативной методики - объективная необходимость, продиктованная закономерностями любого обучения как такового. Как известно, все, чему обучается человек, он приобретает для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности. Известно также, что использование знаний, навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит, прежде всего, насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти знания, навыки , умения предполагается использовать. Следовательно, готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения, созданных в классе.
Это и определяет сущность коммуникативного общения, которая заключается в том что процесс обучения является моделью процесса общения. В этом случае коммуникативность рассматривается не как методический принцип, пусть даже и ведущий, а как принцип методологический , который определяет, с одной стороны, методологические принципы обучения, а с другой – выбор общенаучных методов познания, исходных для построения процесса обучения.
Образовательный процесс можно назвать коммуникативным, если будут соблюдаться следующие характеристики:
Коммуникативность предполагает не «обучение иностранному языку», а «иноязычное образование». Целью иноязычного образования является сам человек, точнее, становления человека, человека духовного. А содержанием образования является культура, в нашем случае –иноязычная (не иностранная!) культура, которая имеет четыре аспекта:
познавательный – включает знания о языке и культуре страны;
развивающий – способности;
воспитательный – нравственность;
учебный –владение умением общаться.
2)Процесс коммуникативного иноязычного образования (урок) строится как модель реального общения, но организуется так, чтобы ученик имел возможность сам познавать и развиваться, овладевать иноязычной культурой, а не подвергался бы обучению.
3)Коммуникативность означает наличие у ученика личностного смысла его участия в образовательном процессе, в овладении иноязычной культурой с целью становления его как индивидуальности, как субъекта родной культуры и как участника будущего диалога культур.
4)Коммуникативность - это речемыслительная активность, т.е. постоянная включенность в процесс решения задач реального (а не учебного!) общения.
5)Коммуникативность – это мотивированность любого действия учащегося, совершение его из внутреннего побуждения, а не внешнего стимулирования (боязнь отметки и т.п.)
6)Коммуникативность – это связь общения со всеми другим видами деятельности ученика – общественной спортивной, художественной.
7)Коммуникативность – это общение в ситуациях, понимаемых не как обстоятельства (у кассы, на стадионе и т.п.), а как система взаимоотношений между общающимися –учителем и учениками.
8)Коммуникативность – это функциональность, означающая, что любое действие ученика, скажем, при овладении словами или грамматическими явлением производится при наличии у ученика и при осознании им речевой функции(« Потверди …», «Спроси …», «Убели…»и т.п.), а не формального задания («Встать…», «Измени…» и т.п.)
9) Коммуникативность- это постоянная новизна и эвристичность, когда исключается произвольное заучивание и воспроизведение заученного, когда ни одна фраза не должна повторятся в том же виде дважды (об этом еще в 1965 году писал П.В. Беляев) или дважды читаться (слушаться) тот же текст с той же целью, но когда обеспечивается постоянная вариативность всех упражнений, материалов, условий.
10)Коммуникатиность-это содержательность всех используемых материалов, их коммуникативная ценность и аутентичность.
11) Коммуникативность- это проблемная организация материала не так называемая тематическая, а проблемная организация материала («Всегда ли правы взрослые», «Сколько денег надо человеку?» и т.п.)
В соответствии с коммуникативной направленностью обучения строится учебный процесс. Большое внимание уделяется созданию коммуникативной атмосферы. Роль преподавателя качественно меняется. Он становится стратегом, реализующим концепцию учебников и дополняющим их коммуникативными материалами. Большое значение имеет поведение преподавателя, который организует иноязычное общение, дает время на размышление, не требуя моментального ответа, осуществляет гибкую коррекцию ошибок и т.д. Для успешной реализации идей коммуникативного метода необходим соответствующая материальная база и техническое оснащение.
В соответствии с коммуникативным методом обучение варьируется в зависимости от уроков обучаемых. Прежде всего, учебный процесс ориентируется на содержание, которое помогает ориентироваться в мире чужой культуры, развивает собственный мир видения разных культур. Обучаемые выступают как активные партнеры по общению, их побуждают к осознанному и самостоятельному использованию языковых и речевых средств. Занятия имеют социальный характер, фронтальная работа заменяется на партнерскую, индивидуальную и групповую.
Работа по коммуникативному методу, активное использование учебников и пособий с коммуникативной направленностью в учебном процессе дает положительные результаты при обучении иностранному языку.
ГЛАВА II. Процесс формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе.
Мной было разработано ряд приёмов, способствующих развитию коммуникативной компетенции. Все они разбиты на блоки.
приемы по обучению чтению;
приемы по обучению лексике;
приемы по обучению аудированию;
приемы по обучению письму.
Развитие коммуникативной компетенции при обучении чтению.
Развитие навыков чтения способствует более активно полному формированию коммуникативной компетенции, что является одной из значимых задач процесса обучения. Чтение является важным средством, способствующим формированию говорения, в котором обучающиеся реализуют свои знания. Читая разнообразные тексты, учащиеся овладевают композиционными особенностями построения описания и рассуждения. Они видят, как строятся высказывания разной протяженности , разной формы. Иными словами, учащиеся овладевают логикой построения высказываний и могут перенести это на построение собственных устных высказываний, что является основой создания коммуникативной ситуации.
С целью развития коммуникативной компетенции можно использовать следующие задания при обучении чтению (УМК «Spotlight»)
Предложить учащимся по заголовку или первому предложению текста предположить, о чем будет идти речь, обменяться своими мнениями;
Пред тем как учащиеся начнут читать текст, учитель может рассказать о чем будет история, затем предоставить учащимся 2-4 предложения из текста и попросить определить, из какой части текста – начала, середины или конца взяты эти предложения;
Один текст делится на несколько маленьких фрагментов, каждый из учащихся читает этот маленький фрагмент и далее все учащиеся обмениваются информацией. В результате, у каждого из участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других)
Совместное чтение представляет собой чтение одного и того же текста разными учащимися, у каждого из которых есть свое конкретное задание по этому тексту. В результате, каждый из учащихся сообщает свою оригинальную информацию и вместе они дают полную картину извлечения информации из одного и того же текста;
Судить в парах ряд утверждений по тексту и определить, какое утверждение противоречит содержанию текста;
Соотнеси имя героя и его описание–характеристику, представленную в тексте;
Расставить предложения из текста в хронологическом порядке;
Разделить содержание текста на несколько частей и попросить учащихся расставить их в правильном порядке;
Попросить учащихся инсценировать историю, диалог;
Попросить обучающихся придумать свою концовку к тексту, а затем сравнить с исходной;
Соединить выделенные слова в тексте с картинками:
Исправить предложения.
Таким образом, посредством обучения чтению можно эффективно развивать и совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся. Коммуникативность в обучении данному виду речевой деятельности достигается за счет применения разных видов чтения, разных видов речемыслительных задач и разных приемов организации чтения как вида речевой деятельности.
2.2. Развитие коммуникативной компетенции при обучении лексики.
Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности.
Существует несколько, применяемых мною на практике, методов обучения лексике на уроках английского языка в начальной школе.
Прежде всего, это игровой метод. Школьник – это «маленький взрослый», у которого начинают сформировываться важнейшие процессы. И очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра- способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.
Существует огромное количество различных лексических игр, направленных на то, чтобы усвоение новых слов не вызывало трудностей у младшего школьника.
Цели лексических игр:
Тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
Активировать речемыслительную деятельность учащихся;
Развивать речевую реакцию учащихся.
Хотелось бы привести несколько примеров лексических игр из моей практики преподавания английского языка. Эту лексическую игру целесообразно проводить на начальном этапе изучения языка .Дети делятся на две команды, образуя два круга, так чтобы они могли стоять лицом к лицу друг с другом. По команде учителе дети начинаются «знакомиться» со своим партнером, используя те фразы, которые уже знают : Hello!-Hello!What’s your name?-I’m….; How are you? – Fine,thanks. Goodbye –Bye. В процессе обучения список фраз расширяется, и диалоги становятся длиннее. Через некоторое время, после команды учителя, дети делают шаг вправо и оказываются лицом к лицу с другим одноклассником. Они вновь «знакомятся» друг с другом. Таким образом, за небольшой промежуток времени дети могут поговорить с разными партнерами. Для них это игра, для нас – хороший способ отработать различные структуры и закрепить лексические единицы.
Еще одним примером привлекательной для детей игр-заданий , является word chain. Дети за определенное количество отведенного время должны найти слова в цепочке, обвести и назвать их знаение.
Например: Eggtreeumbrellaqueenorangeglasstable
Еже одним примером лексической игры являются «ассоциативные классики»- на листе рисуем классики(с младшими школьниками их можно нарисовать на полу), каждый помечен своей категорией( например, животные).Учащиеся, бросая монетку, должны назвать как можно больше слов из этой категории за 20 секунд.
Очень интересная игра не только на отработку лексических единиц, но и на развитие памяти – «Снежный ком». Дети поочередно называют слова из какой- либо категории, но их задача не только назвать свою слово , но и предыдущие слова соперников. Таким образом последний обучающийся должен будет повторить все слова одноклассников, продемонстрировав свои лексические и умственные способности.
В основу игры положены задания на проверку знаний учащихся алфавита, написания и произношения букв и звуков, отличие гласных от согласных, распознавание слов в ряде букв, то есть практическое использование букв при написании слов при их произношении. Данные задания соответствуют возрасту, знаниям и интересам учащихся.
Учащиеся проявляют большую активность и заинтересованность в ходе проведения игры, энергичны и довольны, получают позитивный настрой, так же как и учитель. Кроме того, можно отметить, что интерес к иностранному язык становятся еще выше.
Следующим эффективным методом обучения лексики является метод компьютерной технике и технологии сети Интернет. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховхы, зрительных) и содействуют тем, самым их лучшему запоминанию.
На уроках английского языка необходимо использовать презентации, интерактивные приложения, особенно при введении новой темы, содержащей лексику. Здесь задействован элемент яркой, красочной наглядности.
Применение интерактивного приложения способствует формированию устойчивой потребности в общении на английском языке . Прежде всего, подбор тематики интересен младшему школьнику и вызывает желание общаться. Например, во 2 классе УМК «Spotlight» содержит в себе следующие темы:
Мой дом!
Мой день рождения!
Мои животные!
Мои игрушки!
Мои каникулы!
Название каждого модуля начинается со слова «МОЙ» и это не случайно.
Таким способом автор учебника обеспечивает личную заинтересованность школьников, так как дети обожают рассказывать о себе, а перспектива делать это на иностранном языке, дает возможность самовыражаться по –новому. Темы прорабатываются в разнообразных заданиях и упражнениях, стимулирующих речевую деятельность во всех видах. Интерактивное приложение позволяет выполнить упражнения в разных формах и режимах, является хорошим инструментом поддержания необходимости общаться. Так, во 2 –м классе по теме «Мой день рождения!» предлагается сюжетная ситуация празднования дня рождения Лулу. Сочетая приемы работы с учебником и интерактивной доской можно довольно продолжительное время реализовывать общение, удерживать внимание, а на заключительном этапе получить диалог в парах с вопросом о своей любимой еде и полным ответом.
Применение стихотворений, рифмовок и песенного материала способствует более легкому усвоению лексических единиц. Учебник Spotlight насыщен разнообразными рифмовками и песнями.
Рифмовки, содержащиеся в учебниках, помогают, как расширить лексический запас, так и отработать фонетические навыки.
Например, The bird can sing and the girl can swing.
В данной рифмовке дети отрабатывают звуки /i/ и /ä:/. А так узнают новые слова, такие как can и swing.
Дети с удовольствием, разучивают разнообразные лексические рифмовки:
***
Appels here, apples there,
Appels, apples everywhere!
***
A cat went to town to buy a hat,
What? A cat with a hat?
A hat for a cat?
Who ever saw a cat with a hat?
***
Peter Piper picked a pack of pickled peppers
A pack of pickled peppers Peter Piper picked,
If Peter Piper picked a pack of pickled peppers,
Where is a pack of pickled peppers Peter Piper picked?
Также дети с огромным интересом заучивают лексику при помощи стихов-договорок. Например:
Подметает чисто flat.
Варит apple на обед.
Навестить Grandmother надо.
Вот старушка будет рада.
В window она глядит.
Когти острые у Cat.
Ждет добычу на обед.
Door открылась. На порог
Выбегает страшный Dog.
Помогите! Ай-ай-ай!
А ему в ответ: «Goodbye!»
Dog страшнее, чем акула.
Так вот Mouse Cat «надула».
Песня, наряду с другими приемами, является одним из эффективных средств для изучения и закрепления лексических единиц.
Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный материал как естественную часть при изучении тех или иных лексических тем. В учебном курсе «Spotlight» детям предлагаются чудесные , легко запоминающиеся песенки практически в каждой лексической теме: цвета, школьные принадлежности, еда, счет, животные, игрушки.
При изучении темы «Погода» мы с детьми разучиваем песню «The weather song».
It’s rainy,
It’s rainy outside.
It’s sunny,
It’s sunny outside.
It’s windy,
It’s windy outside.
It’s snowy,
It’s snowy outside,
It’s cloudy,
It’s cloudy outside today,
It’s hot.
It’s hoy outside today.
Еще одной из самых любимых песен детей младшего школьного возраста является песня «If you are happy», дети поют ее сопровождая движениями.
При изучении английской лексики необходимо использовать все вышесказанные методы и приемы в комплексе. Данные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать творческую деятельность самостоятельно, обучать работе с различными источниками знаний, расширять лексический запас, закреплять ранее изученные лексические единицы на практики. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
2.3. Развитие коммуникативной компетенции при обучении аудированию.
Обучение аудированию является неотъемлемым средством развития коммуникативной компетенции учащихся, позволяет сделать речь более естественной. Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение коммуникацией. Аудирование может представляьб собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. Например, при просмотре фильма, телепередачи, использовании интернета, прослушивании радиопередач.
С целью развития коммуникативной компетенции учащихся при проведении аудирования рекомендуется использовать следующие типы упражнений:
1.Подготовительные:
- снимающие лингвистические трудности:
на имитацию;
на дифференциацию;
-упражнения на восприятие речевого потока:
разделите связную речь на фразы;
разделите предложения на смысловые группы;
определите, что пропущено;
завершите начатую фразу.
- упражнения для развития слуховой памяти:
прослушайте слова, укажите название предмета;
прочитайте слова, покажите соответствующие им иллюстрации;
заучите диалог на слух;
- упражнения для развития прогнозирования:
выделите в предложениях главные и зависимые члены;
прослушайте фразу, определите пропущенный элемент;
завершите фразу.
- упражнения на обучение прогнозированию содержания:
определить содержание п заголовку;
придумать окончание к прослушанному рассказу;
придумать дополнительную информацию к тексту.
2.Речевые упражнения:
-строятся на ситуативной основе и максимально отражают условия естественного общения:
прослушайте текст, ответьте на вопросы;
прослушайте два коротких текста, скажите, что между ними общего;
изложите содержание послушанного аудио текста;
прослушайте диалог, составьте подобный;
расскажите об одном из героев;
дайте заголовок аудио тексту.
При обучении аудированию наибольший эффект приноси обучение в играх, так как игра активизирует мыслительную деятельность, позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении иностранному языку , преодолеваются с наибольшим успехов и легкостью.
Самым простыми играми на начальном этапе обучения аудироанию являются «Повтори», «Сломанный телефон», «Эхо». Побеждает тот, кто не сделает ни одной ошибки. Дополнительным заданием в этой игре может быть такое: определить, какая из этих фраз повествовательная, вопросительная и отрицательная.
Можно усложнять задания для игр в зависимости от уровня подготовки школьников. Так, например, интересные и полезные игры со стихотворениями типа «Заполни пропуски». Учитель читает стихотворение ,затем еще раз, но уже с пропусками , при этом он дает задание «Заполни пропуски». За каждый правильный ответ игрок получает бал.
Другой тип игры – это игры на аудиовизуальной основе. Учащиеся слушают рассказ учителя, затем комментируют ложные и правильные утверждения учителя.
В условиях интенсивного обучения, когда целью и обеспечением эффективности является комплексное развитие всех речевых навыков умений, важен постоянный контроль эффективности обучения. Как при интенсивном, так и при обычном обучении. Контроль имеет следующие функции: установление степени владения каким – либо навыком, выявление возможного отставания, а также соотнесенность владения различными речевыми навыками. Контролируются как знания, получаемые в процессе образования, так и навыки употребления языкового материала. В нашем случае объектом контроля являются навыки аудирования.
2.4. Развитие коммуникативной компетенции при обучении письму.
Письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранному языку.
Письменная речевая деятельность ест целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках (Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, Tricia Hedge ). Именно продуктивной стороне письма пока еще мало обучают на уроках иностранного языка.
Применительно к владению письменной речью в начальной школе коммуникативная компетенция означает достижение учащимися элементарной коммуникативной компетенции, обеспечивающей умения:
заполнить простую анкету, формуляр основными сведениями о себе;
составить небольшой рассказ о своей семье, своей любимой комнате, книге, еде;
написать поздравительную открытку зарубежному сверстнику к праздникам, отмечаемым в стране изучаемого языка, а также ко Дню Рождения;
написать личное письмо зарубежному другу, используя основные правила его оформления, в том числе и этикетные.
Заключение
На основании изученного теоретического материала о коммуникативной компетенции и коммуникативном подходе к обучению, а также изучение путей, предлагаемых методистами и педагогами, для осуществления коммуникативного подхода к обучению можно сделать следующие заключения.
В условиях модернизации российского образования развития коммуникативной компетенции учащихся является крайне необходимым в связи с глобализацией и тесным сотрудничеством России с другими странами, в которых английский язык выступает языком мирового сообщества.
Коммуникативная компетенция при обучении иностранному языку- это совокупность знаний о системе языка и его единицах, их построении и функционировании в речи, о способах формулирования мысли на изучаемом языке и понимания суждения других, о национально- культурных особенностях носителей изучаемого языка, о специфики различных типов дискурсов; это способность изучающего язык его средствами осуществлять общение в различных видах речевой деятельности в соответствии с решаемыми коммуникативными задачами, понимать, интерпретировать и порождать связные высказывания.
В отличии от отдельного умения ил навыка, которые можно тренировать каждое сам по себе, развитие компетенции требует включение всего комплекса способностей умения, формируемых при обучении всем основным видам речевой деятельности- чтение, аудироание, письма и говорения. Необходимо отметить, что развитие коммуникативной компетентности происходит неестественным путем, а с помощью специальных приемов заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетенции.
Залогом успешной речевой активности учащихся является использование всевозможных коммуникативных заданий при обучении всем видам речевой деятельности, а также использование нетрадиционных форм уроков английского языка, входе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
В заключение хотелось бы привести высказывание Г.О. Винокура , лишний раз подчеркивающее сущность языка: «Язык вообще есть только тогда , когда он употребляется».