Общие методические указания по проведению подвижных игр 1. Необходимо строго придерживаться принципа постепенного наращивания нагрузки по мере адаптации ССС, и улучшения тренированности организма, начиная с простых и легких игр. 2. Необходимо стимулировать двигательную активность детей введением в игру эстафет, элементов соревнования, игр, вызывающих яркие положительные эмоции, например, путем привлечения образов сказочных героев, образов животных, проводить игры с обручами, скакалками,мячами, палками, использовать и специальное оборудование (гимнастические стенки и скамейки). 3. Для того, чтобы каждая игра становилась потребностью, нужно чтобы она отражала близкую и понятную ребенку действительность, лучше отраженную в сказочной форме, учитывая возраст детей и уровень их развития. Очень помогает такому восприятию созданные художником картинки - многофигурные животные композиции, отражающие содержание игры. Дети знакомятся с ними перед проведением игры в самом начале ее разучивания, а также во время дополнительных разъяснений в процессе во время проведения игры. Такая методика способствует более быстрому пониманию стоящих в игре задач, их решению. Для лучшего эмоционального подъема использовать игры с музыкальным сопровождением. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №1 Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки 1. Принять правильную осанку стоя у стены или гимнастической стенки. Затылок, лопатки, ягодичная область, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены. 2. Принять правильную осанку у стены, отойти от стены на один-два шага, сохраняя правильную осанку. 4. Принять правильную осанку спины, сделать два шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку. Стоя у гимнастической стенки принять правильную осанку, подняться на носки, удержать это положение 3-4 секунды. 5. Это же упражнение, но без гимнастической стенки. 6. Принять правильную осанку, присесть, разводя колени, сохраняя прямое положение головы и позвоночного столба, медленно встать принять И.П. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №2 Упражнения игрового характера с круговой веревкой 1.И.П. - встать лицом в круг, руки с веревкой внизу. По команде учителя руки с веревкой поднять вверх правую (левую) ногу отставить на носок назад-вдох, вернуться в и.п.- выдох. 2.И.П. - то же. Перебирая руками веревку, передавать ее вправо (влево) по кругу(по два раза в каждую сторону). Следить за пра- вильным положением спины. З.И.П. - то же, руки вверху с веревкой. На счет 1-2 наклониться вперед, положить веревку на пол - выдох, 'вернуться ви.п. 4.И.П. - то же. Опустить веревку вниз до уровня бедер. По команде учителя перешагнуть веревку поочередно правой и левой ногой, встать руки с веревкой сзади. Также по команде перешагнуть правой и левой назад. Дыхание произвольное. 5.И.П. - встать лицом в круг, руки внизу. По команде учителя присесть - колени в сторону, руки с веревкой вперед - вверх (вдох), вернуться в и.п. (выдох). 6.И.П.- то же, руки с веревкой вверху. На счет 1 - левую (правую; ногу вперед. На счет 2-3 - наклон вперед, левую(правую) ногу назад, прогнуться "Ласточка", 4-5 - держать,6 - и.п. Дыхание произвольное. 7.И.П.- то же. Веревка на полу. Встать на веревку, руки на пояс -Восемь прыжков на обеих ногах - вправо, 8 - влево. Учитель должен отмечать детей, сделавших эти упражнения четко, красиво, с большим вниманием. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №3 Упражнения с гимнастической палкой 1. И.П. - ноги вместе, палка внизу. На счет 1 - левую(правую) ногу назад на носок, палку вверх-вдох. На счет 2- и.п. - выдох. 2. И.П. - палку на шею. На счет 1-2 - палку назад,3-4 - и.п. Дыхание произвольное. 3. И.П. - хватом за конец двумя руками палку вверх. На счет 1 - медленный наклон назад. На счет 2 - и.п. (выдох). 4.И.П. – стойка – ноги врозь, палку вниз. На счет 1 - наклон влево,левый конец к правому плечу,палку вверх - вдох. На счет 2 - и.п. (выдох). 5. И.П. - стойка ноги врозь, палку назад - вниз. На счет 1 - наклон вперед, палку отвести как можно больше назад- выдох. На счет 2 - И.П. (вдох). 6. И.П. - ноги вместе, палка внизу. На счет 1 – выпад правой ногой в сторону – палка – вверх. На счет 2 - наклон вперед, палку на лопатки. На счет 3 - выпад левой ногой в сторону, палка вверх. На счет 4 - и.п. Дыхание произвольное. 7. Подскоки с одновременным движением рук вверх с палкой. Повторить 8-10 раз. В заключении подготовительного этапа проводится разминочный бег с правильным положением спины, бег с захлестыванием голеней и ходьба с правильной осанкой. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №4 1. И.П.- лежа на спине прижать поясницу, слегка втянуть в себя живот (дыхание не задерживать), приподнять обе ноги на угол около 30 градусов, удерживать их на весу 5-7 секунд, вернуться ви.п. Дыхание произвольное, не натуживаться. 2. И.П. - то же. Принять поясницу, приподнять обе ноги над полом, скрещивать выпрямленные ноги в горизонтальной плоскости "ножницы". Одно упражнение - восемь движений ногами. Вернуться в и.п. 3. И.П. - то же. Прижать поясницу, приподнять обе ноги и делать круговые движения выпрямленными ногами "внутрь".Одно упражнение - 8 движений ногами. Вернуться в и.п. 4. И.П. - то же. То же упражнение, но круговые движения ногами "наружу". Одно упражнение - 8 движений ногами. Вернуться в и.п. 5.И.П. - то же. Прижать поясницу, приподнять обе ноги над полом, делать движение, имитирующее езду на велосипеде. Одно упражнение - 8 движений ногами. Вернуться в и.п. 6. И.П. - то же. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины. 7. И.П. - то же. Руки на пояс. Приподнять туловище (присесть),задержав туловище в положении 30 градусов от горизонтали на 5 секунд. 8. И.П. - лечь на живот. Приподнять поочередно правую и левую ноги, удерживая на весу по 5 секунд. 9. И.П. - лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги "рыбка". Удержать 5 секунд. 10. И.П. - лечь на живот. Имитировать руками плавание стилем "брасс". 11. И.П. - то же. Руки взять в замок. Подтянуться руками внизу и за голову, втянуть живот, приподнять туловище над полом, удержав 5 секунд. 12. И.П. - лежа на правом боку, правая рука под щекой, левая над собой, удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же лежа на левом боку. 13. И.П. - лечь на правый бок. Приподнять обе прямые ноги, удерживая их на весу на 3-4 счета, медленно опустить их ви.п. То же на левом боку. 14. И.П. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, сделать вдох и медленно поднять таз (полумостик), на выдохе опуститься ви.п. 15. И.П. - упор стоя на коленях и руках. Поочередное поднимание прямых ног. 16. И.П. - стоя. "Замочек" - завести руку за голову, вторую за лопатки. Применять несколько раз, меняя положение рук. Методические рекомендации к выполнению основного комплекса упражнений. Желательно весь комплекс упражнений сопровождать под магнитофонную запись, с медленной, спокойной музыкой. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №5 Игровые упражнения с мячом 1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладони за спиной и поймать мяч. 2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч. 3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги и поймать мяч. 4. Из приседа бросить мяч вверх, прыжок вверх и поймать мяч. 5. Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед и бросить мя левой рукой о землю (пол), так, чтобы он пролетел над правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не отпуская ноги Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросить мяч правой рукой. ПРИМЕЧАНИЕ: каждое упражнение играющий вначале повторяет по одному разу и последовательно одно за другим. На каждое упражнение допускается по две попытки. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №6 Комплекс упражнений при грудном кифозе 1. И. П. Руки перед грудью, отведения с силой рук в стороны до сближения лопаток. 2. О.с.- руки в стороны, медленные напряженные повороты рук ладонями вперед-вверх-назад и обратно. 3. Руки за спину: правая (левая) сверху над лопатками, левая (правая) снизу под лопатками. Соединить кисти. 4. Из стойки на коленях, наклоны назад, касаясь руками пяток, наклоны вправо(влево),доставая правой(левой) рукой пятку левой (правой) ноги. 5. Сидя на пятках, руки к плечам, наклоны назад, прогибаясь в грудной части позвоночника. 6. Из стойки на коленях – руки на поясе, наклон назад, прогибаясь. 7.Из стоики на правой (левой) ноге, захватив левую (правую) ступню, сгибать ногу в колене, оттягивая ее вверх-назад. 8.Из положения лежа - движение "В мост". Детям, имеющим крыловидные лопатки, а также сведенные вперед плечи, рекомендуется проводить легкий бег вперед с попеременными круговыми движениями руками в боковой плоскости, слегка соединяя нижние углы лопаток и напрягая межлопаточные мышцы (живот не расслаблять ). При склонности к ассиметричному положению плечевого пояса, очень полезны разнообразные симметричные упражнения: повороты, волнообразные движения, взмахи, общеразвивающие упражнения. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №7 1. Упражнения с мешочками на голове: И.П. - о.с. На счет 1-3 - подняться на носочки, руки вверх. 4 - И.П. Необходимо удержать ровное положение туловища. 2. И.П. - стоя, ноги вместе, руки на пояс. 1 - сесть на носочки.2 - И.П. и т.д. Стараться сохранить прямое положение спины. 3. И.П. - то же. На счет 1-3 - сидеть на носочках, руки вперед. 4 - И.П. Стараться удержать равновесие и сохранить прямое положение спины. 4.И.П. - сидя на носочках, руки к плечам. На счет 1-4 круговые движения руками вперед. На счет 1-4 круговые движения руками назад. Стараться удержать равновесие и сохранить прямое положение спины 5. Упражнения с мешочками на голове: И.П. - стоя, ноги врозь пошире, руки в "замок" за голову. 1 - наклон туловища вперед.2 - И.П. и т.д. (5-6 раз) Стараться не уронить мешочек с головы. 6. И.П. - сидя, руки в упор сзади, ноги вместе, мешочек на голове. 1 - опустить на локти туловище. 2 - И.П. и т.д. (5-6 раз) Следить за правильным положением спины в И.П. 7.И.П. - то же, но ноги согнуты. 1 - упор на локти с одновременным выпрямлением ног, не касаясь пола.2 - И.П. и т.д. (5-5 раз) Ноги выпрямлять не высоко. 8.И.П. - то же, но с удержанием прямых ног не касаясь пола. (3-4 раза) Следить, чтобы в процессе выполнения упражнения сохранялось прямое положение ног, носочки тянуть. Общеразвивающие и корригирующие упражнения Упражнения для укрепления «мышечного корсета»: Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния (мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не имеющих ведущей роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи). Упражнения для укрепления «мышечного корсета» целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами, резиновыми бинтами. Упражнения для мышц шеи: Наклоны головы вперед, назад, в стороны. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой кисти сцеплены. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны. Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед – отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук. Упражнения для плечевого пояса: Руки вперед (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести левую руку в сторону, правую вверх. Предельно прогнуться назад и посмотреть на кисть правой руки; то же, меняя положение рук. Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в грудной части позвоночника; то же с поворотом головы вправо и влево (смотреть на кисти). Круговые движения плечами. Упражнения для туловища: В упоре стоя на коленях поворот туловища направо (налево), отводя правую (левую) руку в сторону до отказа. Повороты туловища в стороны, стоя на коленях, руки в стороны, к плечам, вверх, на пояс; то же, сидя наги скрестно. В упоре лежа на бедрах прогибание туловища назад Лежа на бедрах прогнуться, руки вверх, ноги отвести назад («рыбка»). Из основной стойки наклониться вперед до касания пола руками и переступанием рук по полу принять упор лёжа; затем также переступанием вернуться в исходное положение. Лёжа на спине расслабиться, согнуть ноги и сгруппироваться. Лежа на спине, руки за голову, полностью расслабиться; затем напрячь мышцы всего тела, руки вверх (поясничная часть туловища не должна касаться пола). Лежа на животе, руки вдоль туловища (супинированы), расслабиться; затем, медленно напрягаясь, отвести ноги назад, руки вверх, голова поднята («лодочка»). В упоре стоя на коленях прогибание спины и поочередно переставляя руки вперед до касания грудью пола. Упражнения для исправления нарушений осанки Упражнения при плоской спине: Наклоны назад, прогнувшись из положения, стоя на коленях. Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове («корзиночка»); то же поочередно правой, левой ногой. Стоя на правой, левую захватить за ступню и, сгибая её в колене, пытаться оттянуть назад вверх; то же другой ногой. Мост из положения лёжа. Висы прогнувшись на гимнастической стенке. Смешанные висы прогнувшись. Упражнения для исправления круглой сутулой спины: И.П. – руки на затылок, левая нога сзади на носок 1-руки вверх – назад – вдох, 2 – И.П. – выдох, 10 – 14 раз. То же, отставив правую ногу назад на носок. С резиновым бинтом середина его закреплена. И.П. – ноги врозь, наклон. 1 – растягивая бинт руки вверх, выпрямить туловище, прогнуться – вдох 2 – и.п. выдох, 15 – 20 раз. И.П. – выпад правой ногой, руки вперед (в руках концы бинта) 1-согнуть руки – вдох. 2 – и.п. – выдох, 15 – 20 раз. И.П. – лежа на животе, руки в упоре под плечевыми суставами 1-выпрямить руки (таз не отрывать от пола) – вдох. 2 – и.п. – выдох. 15 – 15 раз. И.П. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони вниз. 1 – сгибая ноги, группировка. 2 – выпрямить ноги до вертикального положения. 3 – согнуть. 4 – и.п. дыхание не задерживать. 10 – 14 раз. И.П. – стойка ноги врозь, руки вверх в 2 замок». 1 – 4 – круговые движения вправо. То же влево. Дыхание не задерживать. 10 – 12 раз. И.П. – стоя правой ногой на стуле (гимнастической скамейке), левая нога свободна. 6 – 10 приседаний. И.П. – руки на пояс. 1-подскок ноги врозь, руки в стороны. 2-подскок ноги вместе, руки на пояс. 40–50 раз. Упражнения для исправления выпуклой спины, уменьшения размеров живота: И.П. – гимнастическая палка внизу горизонтально. 1 – отставить правую ногу назад на носок, палка вверх, прогнуться – вдох. 2 – и.п. – выдох, 3–4 раза. То же, отставляя левую ногу. И.П. – ноги врозь (на резиновом жгуте), руки вперед, взять концы жгута в руки. 1 – согнуть руки, выпрямляя вверх – вдох. 2 – и.п. – выдох, 10–15 раз. И.П. – лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вниз, на ногах груз. 1 – поднять ноги – выдох. 2 – и.п. – вдох. Ноги не сгибать, выполнять упражнение медленно 15–20 раз. И.П. – лежа на спине, ноги врозь, руки в стороны. 1 – изгибаясь вправо, коснуться правой рукой голени – выдох. 2 – и.п. – вдох 20 – 30 раз. И.П. – стойка на носках, руки на пояс. Присед, руки вперед – выдох. 2 – и.п. – вдох 20 – 30 раз. Бег на месте с захлестыванием голени. Дыхание свободное. Все упражнения следует выполнять правильно и точно, систематически увеличивая дозировку [15]. Если учащийся этих правил придерживаться не будет, дефекты осанки могут перейти в фиксированные формы, а это исправить гораздо труднее Подвижные игры на занятиях корригирующей гимнастики Игра "Кто устойчивее". На расстоянии 50 см друг от друга на полу рисуют два круга диаметром 25 см. Два игрока становятся на левой ноге в своем кругу и стараются правой ногой сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот, кто не устоял и правой ногой коснулся пола. Игра "Пройди - не ошибись". Дети сидят на скамье, на полу начерчена линия. Игра имеет несколько вариантов: 1.Каждый ив играющих должен пройти вперед по линии, ставя пятку к носку, впереди стоящей ноги. И обратно пройти по черте спиной назад, ставя носок к пятке. 2.Играющий должен пройти по гимнастической доске, перешагивая через положенные на пути предметы (большой мяч, коробка). Все упражнения проводятся сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Выигрывает тот, кто четко проделал все упражнения с закрытыми глазами. При этом детей поддерживает преподаватель. Игра "Удержись". Двое детей в положении приседа. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие -сесть. Кто первым сядет, выбывает из игры, а в игру включается, другие и снова играют на "победителя". Игра " Тачки". Игроки выстраиваются в две параллельные друг другу шеренги -вторая - лицом в затылок первой. Дети из первой - становятся на четвереньки (руки выпрямлены, кистями опираются об пол, ноги слегка расставлены). Стоящие за ними во второй шеренге - захватывают впереди стоящих за щиколотки ног. По сигналу учителя каждая пара начинает передвигаться вперед, стараясь первой достигнуть финишной черты. Между парами проводится соревнование на качество и быстроте выполнения задания. ЭСТАФЕТА Группа делится на две команды, стоящие колоннами на расстоянии: 3-4 шага друг от друга. Напротив каждой команды ставится гимнастическая скамейка, кладется два гимнастических мата, расположенных в длину и далее ставятся на пол два обруча. По центру ближних матов той и другой команды устанавливается гимнастическая скамейка. По сигналу учителя первые в колоннах ложатся животом на скамейку и подтягивая себя при помощи рук преодолевают ее, ложатся на мат, перелезают через скамейку, далее мальчики - ползут на животе при помощи рук и ног по матам, девочки на четвереньках. Пролезают в обручи, касаются рукой стены и бегом возвращаются в свои команды. И так повторяют каждый участник. Выигрывает команда, чей игрок пришел раньше к финишной черте. ПАМЯТКА для родителей по профилактике дефектов осанки, сколиозов и плоскостопия Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение тела во время сна. Постель не должна быть чрезмерно мягкой, а подушка высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20-25 см., чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Правильная поза во время сна обеспечивает прямое симметричное положение туловища. Для детей с искривлением позвоночника матрац (волосяной, травяной, ватный) кладется на щит из досок или фанеры. Перина, мягкие подушки, пуховики подкладывать вместо жестокого матраца не рекомендуется. Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. Во время занятия за столом или партой надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины, рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног. В положении сидя дети также нередко принимают неправильную позу. Когда парта, стол или стул не соответствует росту, они вынуждены сидеть согнувшись. Если стол высок, то голова и левое плечо наклонены сильно влево, а если низок, то наоборот, левое плечо поднято, правое опущено.Иногда дети сидят, значительно переместив плечи и все туловище по отношению к тазу в сторону. В этом случае позвоночник наклонен как к тазу, так и к линии плеч. Многие дети сидят в кресле, поджав под себя ноги, сильно наклонившись в сторону. Это положение также может привести к искривлению позвоночника. А как же нужно сидеть? Обратите внимание на основные ориентиры правильности посадки. Спина должна касаться спинки стула, предплечья до локтевого сустава лежат на столе, ноги - на перекладине или подставке, должны быть согнуты в коленном суставе под тупым или прямым углом. Стол удобен для занятий, если он на 2-3 см выше локтя ребенка, сидящего за этим столом. Правильное расстояние от глаз ребенке до книги (тетради) проверить нетрудно: поставив руку на локоть, ребенок кончиками пальцев должен коснуться виска„Между грудью и столом должна свободно проходить ладонь. Книга при чтении должна быть наклонена под углом 45° и расположена на расстоянии не менее 30-40 см от ребенка. Настольная лампа должна быть достаточной мощности (40-50 ватт), но не слишком яркой и находиться слева от ребенка и лишь в крайнем случае перед ним. Целесообразно также оставить включенным общий источник света комнаты. Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге. Очень часто можно видеть, как подружки долго стоят, разговаривая, отставив ногу в сторону. Если отставляется постоянно одна и та же нога и позвоночник соответственно часто принимает изогнутую форму, появляется привычка стоять неправильно и может образоваться сколиоз. Поэтому стоя лучше равномерно распределять тяжесть тела на обе ноги или же, если хочется отставить ногу, поочередно делать это левой и правой ногой. Мальчики нередко стоят, опустив грудную клетку. В этом положении таз выдвинут вперед, живот выпячен. Эта поза очень некрасива и способствует нарушению осанки. Постоянно надо следить за тем, чтобы мышцы спины были несколько напряжены, грудная клетка поднята, живот уплощен. К сожалению, многие дети ходят, опустив голову. Такая походка не только некрасива, но и способствует увеличению грудного кифоза - появлению сутулости. Одежда и обувь школьника долины быть рассчитаны на усиленную потребность детей в движении, на погоду и климат, должны быть удобными и хорошо проницаемыми для тепла. На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Для предупреждения развития плоскостопия надо своевременно выявить и принять следующие меры: 1. Не носить слишком тесную обувь и обувь на высоком каблуке. Необходимо ограничить нагрузку на нижние конечности Для уменьшения де формации свода стопы полезно пользоваться супинаторами, постоянно делать корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени, 3.Выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющих свод стопы, дополнительно - специальные упражнения: ходьба босиком по скошенному лугу, галечнику). Для ношения книг рекомендуется как для мальчиков, так и для девочек школьный ранец с широким ремнем. Старшие школьники могут пользоваться портфелем, но носить его попеременно в правой и левом руке. Важнейшее условие нормального физического развития детей - питание. Пищевой рацион ребенка должен быть разнообразен и включать продукты содержащие соли кальция, железа, магния(мясо, молоко, сливочное масло, каши, горох, фасоль).Ежедневно и в достаточном количестве дети должны получать фрукты, овощи, а если врач сочтет нужным , то и поливитамины. Главным и действенным средством профилактики дефектов осанки является физическое воспитание ребенка. Поэтому уже в раннем детстве физическое воспитание(гимнастика, массаж, закаливание, игры) должно войти составным компонентом в его воспитание. Родителям необходимо освоить технику рекомендованных упражнений следить за правильностью их выполнения ребенком. Неправильный выбор упражнений, неправильное их исполнение не способствуют выздоровлению и могут даже нанести серьезный ущерб здоровью ребенка. Заниматься надо регулярно, так как физические упражнения и другие двигательные навыки могут быть хорошо усвоены ребенком и окажут благоприятное влияние на его физическое развитие и состояние здоровья только тогда, когда повторяются изо дня в день. |