СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические приемы организации рефлексии учебной деятельности в процессе реализации деятельностного подхода (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ВыступлениеЕрмоленко Жанны Александровны, учителя начальных классов МОУ СОШ № 9 г. Переславля-Залесского

Педагогические приемы организации рефлексии учебной деятельности в процессе реализации деятельностного подхода (из опыта работы)

 

I. Введение.

Особенностью ФГОС НОО является ориентация образовательного процесса на формирование универсальных учебных действий обучающихся, составляющих основу умения учиться. Одними из таких умений являются рефлексивные умения: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Добиться результатов, которых требует новый стандарт возможно лишь через осуществление деятельностного подхода, одним из обязательных условий которого является организация рефлексии учебной деятельности.

Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

А что же такое рефлексия?

Слайд 2. Рефлексия – это размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинскогоreflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Учебной рефлексии может подвергаться: 1) настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состоянияцелесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Отражает внутреннее состояние ученика; Самочувствие ( комфортно – дискомфортно); ? Является средством самопознания. Слайд 3.Самый простой вариант, который я использую – показываю учащимся карточки с изображением  веселогоигрустного смайликов, (показ большого пальца вверх или вниз).

Слайд 4. Радостного и грустного котенка «Радостный котенок» – всё хорошо, «грустный котенок» – грустно.

Слайд 5. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Слайд 6.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока,

используя например прием:

Слайд 7. «Лесенка успеха» – нижняя ступенька,   у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у меня были проблемы; верхняя ступенька,  мне всё удалось.

 

Слайд 8  «Цветочная поляна» – желтый цветок – нет ошибок, розовый– 1 ошибка, красный цветок– 2-3 ошибки.

 

Слайд 9. «Мишень»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. Я вывожу изображение на экран. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

 

 

 Дети заполняют «рефлексивную мишень», (приклеивают стикеры) оценивая

 1. свою деятельность

 2. деятельность учителя

 3. деятельность учащихся

Слайд 10   «Пантомима» Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

Слайд 11. «Светофор»

Уобучающихся на парте лежат по три сигнальных кружка: красный, желтый и зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что-то не понравилось, ошибки), желтый – не совсем доволен работой (сомнения, трудности) и зеленый – да ( понравилось, получилось). Иногда ребята поднимают по два кружка, а это значит, что получилось, но были сомнения.

Слайд 12. «Анкета» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок                       Я на уроке                   Итог 1. Интересно       1. работал                    1. понял материал 2. Скучно              2. Отдыхал                  2. узнал больше, чем знал

Очень нравится ребятам прием  "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Слайд 13.

Рефлексия содержания учебного материала. Этот вид используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы изрефлексивного экрана на доске:

 

 Слайд 14.    (фразы с экрана)

- Представляю их вашему вниманию.

Если нет возможности показать фразы на доске, понимая, что ребёнок не в силах запомнить их, есть очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и иметь его на каждой парте постоянно получится «Карта рефлексии урока».

 

Слайд 15

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением

«Плюс–минус-интересно». Его можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени и ориентируясь на возраст детей. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

«П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

«М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

«И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Мои второклассники под готовыми фразами отмечают знаком. +, -, v

Пример упражнения Вы видите на экране.

Эту таблицу придумал Эдвард деБоно, доктор медицинских наук и философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «Плюс» и «Интересно», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Слайд 16

Рефлексия в конце учебного дня. Отмечается в дневниках.

Результативность опыта.

Использование вышеуказанных приёмов способствует развитию у детей навыков самоконтроля и самооценки, формированию привычки к осмыслению учебных и жизненных ситуаций.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека. • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Важно проводить рефлексию: систематически, на разных этапах, но в нужном «месте», никогда не сравнивать результат одного ребёнка, с результатом другого, не всегда  нужно оценивать рефлексию вслух, чтобы не обидеть ученика.

Данные приёмы можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Заключение.

Следует отметить, что когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети  вполне объективно оценивают свою деятельность.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.    Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Приходилось столкнуться с проблемой. Были дети,которые не хотели себя оценивать, здесь важен был психологический подход к организации рефлексии ученика(они могли сказать «на ушко», в конце дня и даже на следующий день).

Моя задача создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.

В заключение хотелось сказать, что рефлексия, применяемая на уроках систематически, помогает учащимся и вне уроков, т. к. ориентирует на осознанные, обдуманные действия, анализ своих поступков. Одним словом, ребята приобретают опыт использования полученных знаний для решения разных жизненных вопросов.

И нужно помнить, что рефлексия это оценка деятельности не только ученика, но и самого учителя….