Коротко о главном
Когда мне задают вопрос о цели моей жизни, я отвечаю, что она — в счастье и благополучии моей семьи, моей творческой педагогической деятельности, общении с детьми. Двадцать четыре года я преподаю технологию в обычной общеобразовательной школе. Воспитываю у своих воспитанников «привычку к труду благородную». Считаю, что эта привычка – основа их будущего счастья, духовного обогащения.
Мои педагогические идеи можно выразить словами В.А.Сухомлинского: “Кем бы ни стал в будущем наш питомец…чувство прекрасного необходимо для него также, как и элементарная грамотность”.
Мои жизненные приоритеты:
воспитание, поддержки и развития нравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России;
приобщение детей к русским народным традициям через знакомство с русским деревянным зодчеством и технологией выполнения изделий;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
воспитание чувство патриотизма и гордости за Россию;
воспитание общественно-активной творческой личности, обеспечивающей сохранение и развитие национальной культуры
Я стремлюсь к тому, чтобы урок технологии стал творческой лабораторией, как для ученика, так и для учителя, лабораторией в которой формируется личность, способная занять достойное место в этом постоянно изменяющемся мире. Считаю, что главное в уроке, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение уважать детей, верить в каждого из них и дать им возможность раскрыться. Быть не только наставником, но и другом.
Используемые педагогические принципы:
Принцип самоактуализации. Это личностная свобода, устремленность на развитие, реализации потенциала и желаний ученика.
Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать ее дальнейшему развитию.
Принцип выбора. Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека — свобода выбора! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствия выбора. И особенно этого не любят дети. Потребности в свободе и исследовании, на мой взгляд, ведущие потребности учащихся.
Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы.
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
На уроках я широко использую современный учебно-наглядный комплекс: видеофильмы, презентации, средства Интернет - применение которых снимает трудности восприятия теоретического материала, помогает быстро ориентироваться в большом потоке информации, её анализировать и поддерживает высокий уровень мотивации к изучению предмета. С одаренными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, занимаюсь дополнительно. А применение инновационных технологий, обеспечивает повышение мотивации обучения, развивает творческие способности учащихся.
Я считаю, что в развитии творческой активности, сознательности учащихся в процессе обучения можно добиться:
- используя методы в решении проблемных ситуаций, в процессе поиска и решения научных, практических проблем.
- опираясь на интересы учащихся, и одновременно формируя мотивы учения, среди которых на первом месте — познавательные интересы, профессиональные склонности детей.
- реализовывая идей педагогики сотрудничества, сотворчества учителя – ученика.
Считаю, что дидактическая реконструкция учебного материала, использование современных методов, форм и средств обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле, самостоятельно приобретать знания из разных областей в целях успешной адаптации в современном мире. Процесс формирования знаний и умений должен происходить в атмосфере творческого поиска и в созидательной деятельности.
С целью активизации познавательной деятельности провожу уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-конкурсы, игры-загадки, поле чудес, кроссворды. В своей работе использую проблемную и проектную формы обучения. Каждый урок стараюсь построить так, чтобы максимально задействовать ученика, чтобы он смог проявить все свои знания и умения, сформировать у него интерес к дальнейшему познанию и расширению его кругозора. Кроме того, нацеливаю учеников на самостоятельную мыслительную деятельность, высказывание предположений и построение гипотез, объяснение причин, установление причинно-следственных связей и, по возможности, составление прогноза.
Это формирует ученика как личность, способную к социализации в условиях гражданского общества и воспитывает активную жизненную позицию.
Чтобы уроки были интересными и увлекательными, постоянно пополняю свой методический багаж новыми знаниями. Новые находки в обучении, которые заинтересовали меня, апробирую на своих уроках, ищу наиболее результативные и эффективные методы, которые потом применяю в обучении технологии. Это позволяет повысить уровень подготовки и мотивацию к самостоятельной деятельности. Самостоятельность, творческая активность на уроках способствует укреплению здоровья и саморазвитию обучающихся, а устойчивый познавательный интерес улучшает эмоциональное состояние детей и стимулирует волю, внимание. Поэтому все технологии и методы, применяемые мною, являются развивающими и здоровье сберегающими.
В рамках развивающего, дифференцированного обучения я веду в школе внеурочные занятия в рамках ФГОС «Юный мастер», а по программе дополнительного образования кружок «Умелые руки».
Их содержание позволяет познакомить учащихся с национальной культурой и, в частности, с бытом народа нашей страны, его традициями. Чем глубже и шире знакомство с культурой народов, населяющих Россию, тем большее желание возникает у детей создать своими руками красивые предметы быта по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, которые можно использовать дома, делать подарки своим родным и близким. Работа в кружке «Умелые руки» охватывает широкий спектр художественных ремёсел и позволяет раскрыть творческие способности учащихся. Работу ребят над созданием изделия, сбора материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой, и они систематически выставляются на выставках, конкурсах различного уровня.
В процессе обучения и воспитания учащихся поддерживаю тесную связь с классными руководителями, социальным педагогом, психологом школы и родителями учеников.
Школьный урок дает мне, как учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи; от него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства. Я делюсь опытом работы с коллегами на педагогических советах, городских и областных семинарах и методических объединениях.
Как познать душу ребенка? Найти путь к его сердцу? Ответ, на мой взгляд, прост: протяни руку, распахни душу, «перелей» её по капельке в своих учеников. Иди навстречу, впереди, рядом, а если повезет, и следом за своим творением.
Самое главное, на мой взгляд, - не бояться видеть в учениках самостоятельную, уникальную личность. Это позволит нам разрешить ребенку иметь свои собственные чувства, свой собственный взгляд на мир. Только так мы, учителя, сможем стать настоящими помощниками ребенку.
Выбрать правильно профессию не так – то просто, и не каждому это удаётся. Моя профессия соответствует моим склонностям и возможностям. Поэтому она приносит мне удовлетворение. Считаю, что я воплотил в жизнь свою мечту. Я - педагог!