СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет. Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе интерес представляет метод Н. Фландерса.

Просмотр содержимого документа
«Педсовет. Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе.»


Выступление на педсовете

Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе.

Докладчик Коновалова А.В.

Мы знаем, что общение воспитателя и детей имеет решающее значение в обучении, так как язык служит для передачи культуры. От характера общения педагога с детьми зависит любознательность, самостоятельность активность, детей, инициатива, способы контакта, а так же доверительные или отчужденные отношения между взрослым и ребенком. Речевое взаимодействие воспитателя и ребенка – это основное средство, позволяющее педагогу приобщить детей к способам человеческого мышления, и очень важно, чтобы речевое общение осуществлялось на достаточном для таких целей уровне.

Считается, что в школе, на уроках 2/3 деятельности класса посвящено разговору, причем 2/3 этого разговора учитель ведет сам:

  • это объяснение содержания урока,

  • замечания,

  • пояснения,

  • указания,

  • разъяснения своих требований и т.д.

В детском саду, картина аналогичная. Но дело не в том, много или мало говорит воспитатель, а в том, что он говорит и, когда использует речевые воздействия в процессе занятия.

Для того, чтобы более точно определить характер речевой коммуникации необходимо провести анализ. Его можно проводить по различным направлениям в зависимости от целей.

Наиболее применимой с этой позиции является система анализа речевого взаимодействия, разработанная Н. Фландерсом. Это наиболее популярная во всём мире система анализа речевого общения педагогов с детьми на занятиях

В системе Н. Фландерса разговор, происходящий на занятии, делится на 10 категорий: семь из них относятся к речи воспитателя (с 1-ой по 7-ую), две (8-ая и 9-ая) – к речи детей и одна (номер 10) –обозначает молчание, шум, замешательство, т.е. указывает на ситуации, которые трудно понять лицу, ведущему наблюдение.

4-ая категория (вопросы педагога) разделена дошкольниками-исследователями на две: 4а — вопросы методически целесообразные и 4б – вопросы методически нецелесообразные.

6-ая категория (распоряжения, приказы) разделена тоже на две категории: 6а – указания, необходимые в данной ситуации, даны они в спокойной форме и 6б – распоряжения сделаны в резкой, категоричной форме и педагогически нецелесообразные.

Речевые обращения воспитателя можно при анализе разделить на две основные группы: прямого (4, 5, 6, 7-я категории) и опосредованного (1,2, 3-я категории) влияния на активность детей.

В речевых высказываниях детей выделяется речь, представляющая собой ответ воспитателю на его вопрос (8-я категория), то есть речь стимулированная взрослым, определенная по содержанию и по форме, желанием педагога и сообразностью учебных задач.

Девятая категория – это речь, возникающая по собственной инициативе детей, обусловленная их интересами и познавательными потребностями.

Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях

по Н. Фландерсу

Реакция воспитателя

на действия детей


Все семь категорий относятся к речи воспитателя

Опосредованное влияние речевых обращений воспитателя на активность детей

  1. Высказывания, направленные на создание определенного настроя на занятии: рабочей обстановки, тишины, внимания. Сделаны они в мягкой форме, доброжелательно, спокойно, не носят характера приказа или порицания.

  2. Похвала или одобрение действий, ответов детей, их поведения: «Продолжай, так, очень хорошо», одобрительные жесты, восхищение, положительное подкрепление.

  3. Принятие и использование представлений, высказываний детей. Уточнение или разработка высказанных ребенком мыслей, их дополнение, уточнение. Но как только воспитатель переходит к изложению новой информации, разговор должен быть отнесен к 5-й категории.


Собственная

инициатива воспитателя


Прямое обращение воспитателя

4. Задавание вопросов в целях получения от ребенка ответа:

а) вопросы, методически целесообразные;

б) вопросы, методически нецелесообразные.

Не относятся сюда вопросы, в которых звучит неодобрение (категория 7). Например: «Ну и долго тебя еще ждать?».

5. Рассказ. Сообщение информации.

6. Распоряжения, приказы, указания, которым ребенок должен подчиняться:

а) указания, необходимые в данной ситуации, сделаны они в спокойной форме;

б) указания нецелесообразные, резкая, категоричная форма.

7. Критические замечания с целью пресечь, изменить действия ребёнка; отрицательная оценка его ответов. Язвительные замечания, недовольные жесты, гневные взгляды.


Разговор детей

Относятся к речи детей

8. Ответы ребенка воспитателю на его вопросы.

9. Высказывание ребенка по собственной инициативе. Ребенок сам задает вопрос; подводит к новой теме разговора, выходя за рамки заданной на занятии ситуации; проявляет творчество.

Трудно понять

10. Молчание, замешательство, паузы, шум, высказывания, смысл которых остаётся неясным лицам, ведущим наблюдение.

Технология использования метода Фландерса

(форма вербального протокола наблюдения).


ФИО воспитателя __________________

Дата проведения занятия ____________

Вид занятия __________________

Время проведения занятия___________

Группа ______________________


В протоколе записываются все речевые высказывания педагога и детей по ходу занятия и, по возможности, поводы, их вызвавшие. В некоторых случаях в протоколе может не фиксироваться само содержание речевого высказывания, поскольку это требует стенографических навыков и умений от того, кто ведет наблюдение, а только указываются номера категорий взаимодействия по ходу занятия. Например, 6а, 7, 66, 5, 4, 8, 4, 8, 4, 10, 7, 5, 4, 8, 2, 4, 8, 2, 9, 7, 66, 5,6а, 4, 8, 4, 8, 2, 6а – хронометраж 10-ти минутного общения.

Наиболее удобными для последующего тщательного анализа могут быть магнитофонная или видеозапись занятия.

В целях получения общей, ориентировочной картины о стиле педагогического общения воспитателей с детьми на занятиях может использоваться сокращенный, только количественный хронометраж обращений воспитателя к детям.


Количественный хронометраж обращений воспитателя к детям.

Номер категорий взаимодействий

1

2

3

5

7

8

9

10

Количество














Качественный анализ можно проделать несколькими способами, в зависимости от целей наблюдения.

Способы анализа речевого взаимодействия воспитателя с детьми на занятии

Первый способ.

Цель –определить педагогическое мастерство воспитателя в использовании речевых категорий, как категории сменяются во временной последовательности на занятии.

Например, проанализируем 10-минутный хронометража взаимодействия воспитателя с детьми на занятии по развитию речи. Категории взаимодействия в процессе этого занятия были в следующей последовательности: 6а, 7, 6б, 5, 4, 8, 4, 8, 4, 10, 7, 5, 4, 8, 2, 4, 8, 2, 1, 7, 6б, 5, 6а, 4, 8, 4, 8, 2, 6а.

Считаем, сколько раз использовалась та или иная категория. Результат заносим в таблицу:

Номер категорий взаимодействий

1

2

3

5

7

8

9

10

Количество

1

3

нет

5


3

3

2

3

5

нет

нет


Делаем вывод: на этом занятии первые десять минут в основном используются только 4, 5, 6, 8-я категории и нет 3, 9-й.

Это значит, воспитатель в этой части занятия не стимулировала самостоятельность высказывания детей, ограничившись репродуктивной формой их речевой активности. На занятии был прочитан очень выразительно интересный рассказ и затем задавались по нему вопросы. Если ответы детей удовлетворяли воспитателя, она их хвалила (2-я категория), если ответ ребенка был неполным или не по существу вопроса – следовало порицание (7-я категория).


Если мы видим в хронометраже, например, такое сочетание категорий: 1, 5, 4, 8, 9, 3, 9, 2-я, то это говорит о поддержке педагогом детской речевой познавательной активности, о возможностях детей проявлять собственную инициативу на занятиях.


Как правило, у воспитателя с демократическим стилем общения, на занятиях 9-я категория имеет частое проявление и, самое главное, за ней следует в речи педагога 3-я категория или 2-я.


Если в хронометраже за 9-й категорией появляется 7-я или 6-я категория, то это означает, что педагог порицает проявление детской активности, либо старается не замечать ее и уводит разговор детей в другое направление, отвлекает от их инициативы.


Однообразные варианты взаимодействия типа: 5-я категория (сообщение информации), за ней 4-я (вопрос к ребенку) и ответ — 8-я категория, характеризует формальность, стереотипность ведения учебного занятия с детьми.

Такой способ анализа позволяет выявить типы деятельности детей на занятиях, позицию педагога во время занятия, его отношение к проявлению детской инициативы.


Второй способ.

Цель – выявить удельный вес разговора воспитателя и детей, то есть определить уровень речевой активности детей на занятии.

Как правило, даже в беседах, на занятиях по развитию речи детей, где форма взаимодействия: вопрос – ответ (4-я – 8-я категории), преобладает речевая активность воспитателей.

Такое использование категорий взаимодействия подавляет умственную активность детей, снижает обучающий эффект занятия.


Показательным для проявления познавательной активности детей является 9-я категория (высказывание ребенка по собственной инициативе). Если в процессе занятия она имеет довольно частое проявление, это означает, что педагог создал условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности детей на занятии.

Этот способ анализа позволяет оценить мастерство педагога в создании условий для развития детской познавательной активности и инициативности в воспитательно-образовательном процессе.


Третий способ.

Цель – оценка речевой деятельности воспитателя с точки зрения создания мотивационной основы учебных занятий детей.

Использование педагогом таких категорий взаимодействия, как 1, 2 и 3-я в ходе занятия формирует у детей положительное отношение к учебному занятию, развивает их интересы, создает доброжелательное, комфортное эмоциональное состояние, желание проявить свои способности и возможности.

Частое использование (указания нецелесообразные, резкая, категоричная форма) и 7-й категорий (пресечение действий ребёнка; отрицательная оценка его ответов) требует от детей исполнительности, создает напряженность, страх, ожидание порицания, развивает неуверенность в себе, в своих действиях. Создает полную зависимость от оценки воспитателя, дискомфортное состояние и отрицательно сказывается на развитии мотивационной основы учебного процесса у детей.

Особое внимание при анализе нужно обратить на использование 2-й категории (похвала). Распространенным является суждение о необходимости похвалы действий ребенка со стороны взрослых в учебном процессе в целях развития его желания учиться. Это утверждение как будто действительно справедливо. Но, если ребенка все время хвалить, появляется зависимость ребенка от взрослого. Не случайно А. Гордон называет похвалу «одним из барьеров в общении». Во-первых, похвала – это позиция «сверху», во-вторых, она делает человека зависимым от другого. Не получив однажды похвалы за что-нибудь, человек переживает чувство неудовлетворенности, становится несчастным. Привычка к похвале, постоянное ее ожидание, стремление получать ее во что бы то ни стало – опасное явление в учебной деятельности детей, аномальное проявление личностной зависимости. Поэтому 2-я категория, ее количество и место использования должны стать особым предметом обсуждения при анализе речевых взаимодействий педагогов с детьми.

Использование воспитателем распоряжений, приказов, указаний (6-я категория), которым ребенок должен подчиниться, определяется, с одной стороны, уровнем профессиональной квалификации воспитателя (легче всего делать словесные указания!), его пониманием или непониманием необходимости развития детской инициативности, самостоятельности, активности, саморегуляции. С другой стороны, использование 6-й категории взаимодействия может быть обусловлено содержанием и видом деятельности детей. Например, на физкультурном занятии, при разучивании новых упражнений, естественно, необходимо использование 6-й категории, так же, как, например, на занятиях по счету.

Однако общее соотношение 6-й категории с категориями 1, 3, 9-й даже на такого вида занятиях не должно быть в пользу 6-й категории при реализации модели развивающего общения, при гуманистическом подходе к ребенку, при развитии у детей творческого, самобытного начала их деятельности.

Итак,

  • для авторитарного стиля общения характерно использование в основном категорий 4, 5, 6, 7-й. В речевой активности детей будет при этом проявляться только 8-я категория.

  • для демократического стиля общения характерно использование воспитателем 1, 2, 3, 4, 5-й категорий. И особенно важно то, что процент разговора детей (8-я и 9-я категории) больше, чем разговор воспитателя.

  • для либерально-попустительский стиля общения характерно неустойчивое использование всех категорий. Кроме того, для такого стиля взаимодействия характерно частое проявление 10-й категории. В этом случае воспитатели то слишком часто используют 7-ю категорию, то вдруг необоснованно начинают захваливать детей (2-я категория).

Таким образом, применение системы Н. Фландерса для анализа занятий в детском саду поможет повысить квалификацию педагогического мастерства воспитателей.


Литература: Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996.




5