СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Перенос слова" русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет Русский язык

Тип урока Урок открытия нового знания

Название урока Перенос слов

Класс: 1

Дополнительные материалы: Интерактивная доска, устройства мультимедиа, презентация

Ресурсы: учебник русского языка авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»)

 

Просмотр содержимого документа
«"Перенос слова" русский язык»

3. Актуализация опорных знаний и умений

Повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая учеников в конкретную деятельность по решению учебных задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Рассмотрите рисунок.

- Какие слова составили зверята? 
- Какое слово лишнее?
- Запомните слова КОРОВА, СОБАКА.

- Послушайте сказку, почему слово собака пишется с буквой о.

Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о» и грызть бублик, похожий на букву «о». Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «о» и захотела, чтобы она всегда была рядом с ней.
- Ну, хорошо, сказали ей, будем писать тебя «бока».

- Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! - обиделась бака.- Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.

Так и до сих пор пишут.

(По О.Соболевой)

Запишите эти словарные слова в тетрадь.

Записывают в тетради слова с комментированием.






4. Изучение нового материала

Формирование новых способов решения задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика


- О каком сказочном герое эти слова?

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …

-Кто еще из героев сказки находится рядом с Незнайкой? И над каким вопросом он задумался?

-Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

 

-Как вы думаете: переносить слово нужно по правилам или так, как вам захочется? Что бы вы предложили?

Сообщение темы урока.

-Какова цель урока?

-Сегодня вы узнаете правила переноса. Потренируетесь в переносе слов.

-Закончите предложения:

Хочу научиться…

Узнáем, как…

Необходимо понять…

Вместе разберёмся…

-Что значит перенести?

-Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести слово группа.

Фиксирую варианты переноса на доске.

-Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова!

-Задание было одно?

-Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?

-Да, ребята, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.


Незнайка.

Мы перенесем это слово.







Обсуждаются различные варианты, выдвинутые детьми, выбирается оптимальный вариант.







Дети предлагают варианты.

Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.







Дети работают в парах и предлагают варианты переноса.





Гру-ппа, груп-па, групп-а.











Да.



Как переносить слова; правила переноса слов.




5. Закрепление изученного материала

Подтверждение выдвинутых гипотез, убеждение в правильности решения поставленных учебных задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика


- Сейчас вы будете работать в группах. В каждой группе надо выбрать ответственного за выполнение заданий. Какова его роль?

-У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

 План работы такой:

1. Прочитай слова.

2. Обрати внимание на выделенные буквы.

3. Посмотри, где стоит знак переноса.

4. Сформулируй правило переноса слов.

-Что должно получиться у каждой группы в результате работы?

-Сколько правил у нас получится?

-Слушаем результаты работы групп. 1-я группа, прочитайте слова хором, обращая внимание на перенос.

-На что обратили внимание и какой сделали вывод?

-Все согласны с выводом группы?

- Слушаем вторую группу.

- Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос.

-На что обратили внимание и какой сделали вывод?

- Все согласны с выводом второй группы?

-Слушаем третью группу.

- Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос.

- На что обратили внимание и какой сделали вывод?

-Все согласны?

-Сколько правил мы открыли? Проговорим их еще раз, пользуясь схемами-моделями.

-Сравним наши правила с правилами учебника. Все ли мы сделали правильно?

-Помогите Незнайке составить алгоритм: как вы будете действовать, если надо перенести слово.

Я фиксирую на доске:

  1. Читаю слово.

  2. Делю на слоги.

  3. Вспоминаю, какое правило подходит.

  4. Записываю.

Из предложенных Незнайкой слов:осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён выписать:

Мальчикам – слова, которые можно переносить.

Девочкам: слова, которые нельзя переносить.

-Проверьте друг у друга, обменявшись тетрадями.

Отслеживаю, чтобы каждый ребенок выражал свое мнение и работал по плану.

Правило переноса слова.

Сколько групп, столько и правил.

Дети читают: ка-ран-даш, то-пор, мо-роз.

Слово переносится по слогам. Одну букву на строке оставлять нельзя.

Показ задания. Все читают хором: кас-са, тон-на.

Если есть две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Показ задания. Все читают хором: конь-ки, зай-ка, подъ-езд.

Ъ, Ь и Й нельзя отделять от предыдущего слога.

Проговаривают все правила, используя схемы-модели.

Сравнивают с учебником (с. 37), делают вывод: мы открыли больше правил.



















































Дети выполняют задание.

Применяют правила, опираясь на алгоритм, объясняют перенос.