Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
"Средняя общеобразовательная школа №12"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Пионербол»
направление спортивно-оздоровительное
для обучающихся 5,6 классов
Учитель физической культуры: Калашник Е.Ю.
Количество учебных часов в неделю: 1
Срок реализации рабочей программы: 1 год
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов кружка «Пионербол» составлена на основе пособие для учителей и методистов /Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2011г. Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2017г. №1897 и Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Севастополь
2021 г
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 5,6-х классов кружка «Пионербол» составлена на основе пособие для учителей и методистов /Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2011г. Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2017г. №1897 и Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Внеурочная деятельность организуется по спортивно-оздоровительному направлению развития личности, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по формированию у обучающихся активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ физической культуры.
Внеурочная деятельность реализуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Количество часов на год по программе – 34, количество часов в неделю – 1, что соответствует учебному плану ГБОУ СОШ №12 на 2020-2021 учебный год.
Сроки реализации рабочей программы: 1 учебный год.
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основными направлениями деятельности учебно-спортивной работы являются:
- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
- воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;
- участие в соревнованиях.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психоэмоциональное и социальное развитие личности.
Цель программы:
Обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности.
Задачи:
- сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства;
- содействовать укреплению здоровья, развитию физических качеств;
- воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, умение взаимодействовать в команде.
Программа курса «Пионербол» для детей 6 классов включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионерболу.
Планируемые результаты изучения программы
Личностные универсальные учебные действия:
Обучающийся получит возможность для формирования личностных УУД:
- установка на здоровый образ жизни;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
- знание основных моральных норм на занятиях спортивными играми и ориентации на их выполнение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- организовывать места занятий физическими упражнениями и играми в сотрудничестве с учителем;
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время соревнований, индивидуальных и групповых заданий;
- оценивать правильность выполнения действия;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
- организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию спортивных игр на самочувствие;
- владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры;
- владеть основными техническими приемами;
- применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом;
- формировать первичные навыки судейства;
- выявлять связь занятий пионерболом с досуговой и урочной деятельностью;
- характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха;
- планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
- осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, спортивных играх.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в работе командной игры, по группам, микрогруппам, парам;
- контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
- задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Воспитательные результаты распределены по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретения учениками знаний о здоровом питании, полезных продуктах; вредных привычках; об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки; причинах травматизма и правилах его предупреждения;
Второй уровень результатов - приобретение понимания о способах и особенностях движения и передвижения человека; о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
Третий уровень результатов - приобретение опыта в составлении и правильном выполнении комплекса физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки; в организации и проведении подвижных игр; уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
В результате прохождения программного материала к концу изучения курса обучающиеся должны знать:
понятия о технике и тактике игры;
предупреждение травматизма;
основные положения правил игры в пионербол;
нарушения, жесты судей, правила соревнований.
Должны уметь:
техника выполнения подачи;
прием мяча;
подача мяча по зонам, управление подачей;
передачи внутри команды;
передачи через сетку;
передачи с места и после 2-х шагов в прыжке;
техника выполнения нападающего броска;
нападающий бросок с разных зон;
ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока;
комбинированные упражнения;
отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
отработка индивидуальных действий игроков;
отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу);
отработка навыков судейства школьных соревнований.
Основное содержание программы
Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.
I. Основы знаний
- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма;
- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований.
II. Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «День и ночь», «Вызов номера», «Попробуй унеси».
Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. С места, с разбега, в прыжке, после поворота.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.
Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, притавной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения. В падении.
III. Технико-тактические приемы
1. Подача мяча
- техника выполнения подачи;
- прием мяча;
- подача мяча по зонам, управление подачей.
2. Передачи
- передачи внутри команды;
- передачи через сетку;
- передачи с места и после двух шагов в прыжке.
3. Нападающий бросок
- техника выполнения нападающего броска;
Нападающие броски с разных зон.
4. Блокирование
- ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока.
5. Комбинированные упражнения
- подача – прием;
- подача – прием – передача;
- передача – нападающий бросок;
- нападающий бросок – блок.
6. Учебно-тренировочные игры
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
- отработка индивидуальных действий игроков;
- отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу).
7. Судейство игр
- отработка навыков судейства школьных соревнований.
На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Всего | В том числе |
Аудитор- ные (в классе) | Внеауди- торные (подвижные) |
1. Основы знаний о физической культуре и спорте. | 3 | - | 3 |
2 | Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом. | 34 | 34 | 34 |
3 | Общая физическая подготовка. | 34 | - | 34 |
4 | Специальная физическая подготовка | 30 | - | 30 |
5 | Контрольные и тестовые упражнения. | 10 | - | 10 |
Календарно-тематическое планирование 5 – класс
№ п/п | Дата | Раздел тема | | | | |
По плану | По факту | | | | |
1 | | | Т.Б. Ору. Основные положения правил игры в пионербол. Разметка площадки. | | | | |
2 | | | Т.Б.ОРУ. Предупреждения травматизма. Переход | | | | |
3 | | | Т.Б.ОРУ. Броски мяча из-за головы в парах, тройках. ОФП | | | | |
4 | | | Т.Б. ОРУ. Броски и ловля мяча после приземления. | | | | |
5 | | | Т.Б.ОРУ. Обучение подачи мяча, упражнения для рук | | | | |
6 | | | Т.Б.ОРУ. Подача мяча. Упражнения с набивными мячами. | | | | |
7 | | | Т.Б. ОРУ. Подача мяча. Приём мяча после перемещения. | | | | |
8 | | | Т.Б. ОРУ. Действия игрока после приёма мяча. | | | | |
9 | | | Т.Б. ОРУ. Передача мяча в парах, тройках. ОФП. | | | | |
10 | | | Т.Б. ОРУ. Приём подачи, передача к сетке. Игра по упрощенным правилам. | | | | |
11 | | | Т.Б. ОРУ. Обучение блокированию. | | | | |
12 | | | Т.Б.ОРУ. Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки. | | | | |
13 | | | Т.Б. ОРУ. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. | | | | |
14 | | | Т. Б. ОРУ. Игра в пионербол с двумя мячами. | | | | |
15 | | | Т.Б. Ору. Учебно-тренировочная игра. Прыжки со скакалкой. | | | | |
16 | | | Т. Б. ОРУ. Приём подачи, передача к сетке. Взаимодействие игроков. | | | | |
17 | | | Т.Б. Ору. Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. | | | | |
18 | | | Т.б. ОРУ. Блокирование нападающего броска с передачи. Эстафеты. | | | | |
19 | | | Т.Б. ОРУ. Приём мяча с подачи. Развитие силовых способностей. | | | | |
20 | | | Т.Б. Ору. Приём мяча на месте и после перемещения. | | | | |
21 | | | Т.Б. ОРУ. Подача мяча по зонам и приём мяча. | | | | |
22 | | | Т.Б. ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивным мячом. | | | | |
23 | | | Т.Б. Ору. Приём мяча с подачи. Закрепление технических приёмов. | | | | |
24 | | | Т.Б. ОРУ. Формирование навыков командных действий. | | | | |
25 | | | Т.Б. Ору. Обучение действиям игрока в защите. | | | | |
26 | | | Т.Б. ОРУ. Закрепление приема мяча с подачи, от сетки. | | | | |
27 | | | Т.Б. ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Упражнения на координацию | | | | |
28 | | | Т.Б. ОРУ. Групповые тактические действия. Страховка игрока слабо принимающего подачу. | | | | |
29 | | | Т.Б. Ору. Обучение командным тактическим действиям. Упражнения на координацию | | | | |
30 | | | Т.Б. ОРУ. Закрепление нападающего броска. Прыжковые упражнения. | | | | |
31 | | | Т.Б. Ору. Контроль техники нападающего броска с первой линии. | | | | |
32 | | | Т.Б.. ОРУ. Закрепление одиночного и двойного блока. Закрепление тактических действий при выполнении передач | | | | |
33 | | | Т.б. ОРУ. Учебная игра с самостоятельным судейством | | | | |
34 | | | Т.Б. Ору. Учебная игра по правилам соревнований. | | | | |
| | | | | | | |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Дата | Раздел тема | | | | |
По плану | По факту | | | | |
1 | | | Т.Б. Ору. Основные положения правил игры в пионербол. Разметка площадки. | | | | |
2 | | | Т.Б.ОРУ. Предупреждения травматизма. Переход | | | | |
3 | | | Т.Б.ОРУ. Броски мяча из-за головы в парах, тройках. ОФП | | | | |
4 | | | Т.Б. ОРУ. Броски и ловля мяча после приземления. | | | | |
5 | | | Т.Б.ОРУ. Обучение подачи мяча, упражнения для рук | | | | |
6 | | | Т.Б.ОРУ. Подача мяча. Упражнения с набивными мячами. | | | | |
7 | | | Т.Б. ОРУ. Подача мяча. Приём мяча после перемещения. | | | | |
8 | | | Т.Б. ОРУ. Действия игрока после приёма мяча. | | | | |
9 | | | Т.Б. ОРУ. Передача мяча в парах, тройках. ОФП. | | | | |
10 | | | Т.Б. ОРУ. Приём подачи, передача к сетке. Игра по упрощенным правилам. | | | | |
11 | | | Т.Б. ОРУ. Обучение блокированию. | | | | |
12 | | | Т.Б.ОРУ. Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки. | | | | |
13 | | | Т.Б. ОРУ. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. | | | | |
14 | | | Т. Б. ОРУ. Игра в пионербол с двумя мячами. | | | | |
15 | | | Т.Б. Ору. Учебно-тренировочная игра. Прыжки со скакалкой. | | | | |
16 | | | Т. Б. ОРУ. Приём подачи, передача к сетке. Взаимодействие игроков. | | | | |
17 | | | Т.Б. Ору. Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. | | | | |
18 | | | Т.б. ОРУ. Блокирование нападающего броска с передачи. Эстафеты. | | | | |
19 | | | Т.Б. ОРУ. Приём мяча с подачи. Развитие силовых способностей. | | | | |
20 | | | Т.Б. Ору. Приём мяча на месте и после перемещения. | | | | |
21 | | | Т.Б. ОРУ. Подача мяча по зонам и приём мяча. | | | | |
22 | | | Т.Б. ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивным мячом. | | | | |
23 | | | Т.Б. Ору. Приём мяча с подачи. Закрепление технических приёмов. | | | | |
24 | | | Т.Б. ОРУ. Формирование навыков командных действий. | | | | |
25 | | | Т.Б. Ору. Обучение действиям игрока в защите. | | | | |
26 | | | Т.Б. ОРУ. Закрепление приема мяча с подачи, от сетки. | | | | |
27 | | | Т.Б. ОРУ. Учебно-тренировочная игра. Упражнения на координацию | | | | |
28 | | | Т.Б. ОРУ. Групповые тактические действия. Страховка игрока слабо принимающего подачу. | | | | |
29 | | | Т.Б. Ору. Обучение командным тактическим действиям. Упражнения на координацию | | | | |
30 | | | Т.Б. ОРУ. Закрепление нападающего броска. Прыжковые упражнения. | | | | |
31 | | | Т.Б. Ору. Контроль техники нападающего броска с первой линии. | | | | |
32 | | | Т.Б.. ОРУ. Закрепление одиночного и двойного блока. Закрепление тактических действий при выполнении передач | | | | |
33 | | | Т.б. ОРУ. Учебная игра с самостоятельным судейством | | | | |
34 | | | Т.Б. Ору. Учебная игра по правилам соревнований. | | | | |
| | | | | | | |
Список литературы
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (ФГОС) авторы: В.И. Лях. А.А. Зданевич. М. Просвещение. 2012.
2. Внеурочная деятельность учащихся (ФГОС) авторы: Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М.В. Маслов. М. 2011.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. Просвещение, 2010.
4. Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г.
5. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2000. - N 41-42. - С. 5,17.
6. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988.
7. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996.