СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План к уроку по разделу материаловедение, тема "Натуральное волокно растительного происхождения - хлопок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разновозрастное обучение 5-6 классы. Тема "Натуральное волокно растительного происхождения - хлопок" для учениц 5 класса новая, а ученицы 6 класса повторяют, рассказывая 5-ти класницам. изучается на уроке процесс получения хлопчатобумажной ткани. 

Просмотр содержимого документа
«План к уроку по разделу материаловедение, тема "Натуральное волокно растительного происхождения - хлопок"»

План к уроку 4


План к уроку по разделу «Материаловедение»

Количество часов: 1 час

Учащиеся разновозрастной группы 5-6 кл.

Тема: Натуральное волокно растительного происхождения – хлопок.

Цель: Изучить натуральное волокно растительного происхождения – хлопок (5кл.), повторить (6кл.).

Тип урока: получение новых знаний, повторение.

Оборудование: учебник, волокно, образцы тканей, наглядный материал, карточки.

Ход урока

I.Организация урока

1. Проверка посещаемости (отметить в журнал)

2. Проверка готовности к уроку (тетрадь, клей, ножницы)


II. Новая тема

  1. Ученицы 6 класса рассказывают термины ученицам 5 класса —

швейное материаловедение – изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий

волокно – это очень тонкие, гибкие, прочные ниточки или волоски.

текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения ниток, пряжи, ткани.

(5 кл. приклеить карточку с терминами в тетрадь)


  1. Ученица 6 класса на доске рисует схему классификации волокон,

5 класс - переносят схему в тетрадь.

ВОЛОКНА

НАТУРАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ

Растительные Животные Искусственные Синтетические

Хлопок Шерсть

Лён Шёлк


  1. Ученицы 6 класса рассказывают термины:

Натуральное волокно – это волокна растительного, животного и

минерального происхождения, которые нам даёт сама природа.

Химическое волокно – это волокно, которое получают искусственным путем с помощью химических реакций.

________________________________________________________________

!!! Ткани из натуральных волокон растительного и животного происхождения: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые – они экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство – трудоёмкий и дорогостоящий процесс.

________________________________________________________________


  1. Вопрос учителя.

Из каких растений получают натуральные волокна?

- хлопчатник

- лён

- конопля

- кенаф

- джут

- крапива

поэтому называются они волокна растительного происхождения.

Карточка (информация о кенафе, конопли, джуте)






  1. Ученицам раздать текст для чтения (5-6 кл.)

ХЛОПОК

В Узбекистане, Казахстане, Туркмении, Азербайжане, Таджикистане, где очень жаркое лето, каждый год весною сажают семена, а летом из них вырастает невысокие кусты. На этих кустах растёт плоды - коробочка с ватой. Куст называется хлопчатником, а вата, которая на нём растёт, - хлопком. Хлопчатник - это однолетнее кустарниковое растение высотой около 1 м, из которого получают х/б ткани. Хлопчатник очень древняя культура. Его начали возделывать в Индии более 4000 лет назад. Ещё раньше, чем в Индии остатки тканей из хлопчатника нашли в могилах древних перуанцев, раскопанных в пустынях Перу и Мексики.

Хлопчатник любит тепло и воду. Листья он поворачивает всегда так, чтобы на них падали солнечные лучи. Если посадить куст в тени – он зачахнет. Воды ему нужно не очень много, но свою порцию он хочет получить так же аккуратно, как ты – завтрак по утрам. Он не согласен, как другие растения, ждать неделю или две, пока пойдёт дождь, - засохнет. А если дождь зарядит надолго – хлопчатник загниёт. А если целое лето тучи будут закрывать солнце – он не вырастет.

Поэтому и сеют хлопчатник только в таких местах, где достаточно солнца, а воду к полям можно провести по каналам. Летом хлопчатник цветёт, но жизнь его цветка очень короткая – только один день. Утром распускается жёлтый цветок, днём розовеет, к вечеру становится красным, затем лиловым и ночью вянет.

Потом начинают расти на хлопчатнике плоды, как яблоки на яблоне. Эти плоды похожи на маленькие зелёные коробочки. Внутри коробочки семена, покрытые мягким белым пушком. Пушок растёт быстрее коробочки, ему становится внутри её тесно. Тогда коробочка раскрывается, и пушок продолжает расти. Ранней осенью начинается сбор хлопка. Эта трудная работа. Из каждой коробочки надо выдернуть пушок и положить его в корзинку или мешок. Вата из коробочек хлопчатника идет на производство хлопчатобумажных тканей (Х/Б). Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок-сырец.


  1. Ученицы 6 кл. рассказывают о хлопке.

По наглядным пособиям ученицы 6 кл. рассказывают о процессе получения х/б ткани.


Процесс получения ткани из хлопчатника

сбор коробочек

очищают от листьев и коробочек и получают хлопок-сырец

отделяют семена от волокна

прочесывают волокно, вытягивая в ленту

ленту разделяют, получая ровницу

прядут пряжу

ткут ткань (суровая ткань)

отбеливают ткань

красят ткань


Х/б – хлопчатобумажные ткани.


  1. Показ образцов тканей и разбор их свойств вместе с учителем.

Гигроскопичность - это способность волокон хорошо впитывать влагу и быстро высыхать.

Сминаемость, прочность.

  1. Виды тканей х/б – ситец, сатин, бязь, фланель, батист, вельвет, джинса, махровое полотенце, вафельное полотенце, бархат, байка, брезент.


III. Повторение

  1. Учащимся раздать карточки, по которым они должны расставить последовательность процесса получения ткани. (работа в группе)

  1. 5 кл. – записывают термины в тетрадь, 6 кл. – проверочный тест

  2. Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке?.................................

Пригодятся ли полученные знания в жизни?...........................

Было не понятно……………………….

Было интересно……………………



IV. Домашнее задание

Повторить - волокно хлопок – 5 классу, повторить волокно – лён – 6 классу.