План - конспект
открытого урока по литературному чтению в
4 классе по теме:
«Н.Г. Гарин – Михайловский «Старый колодезь»»,
(из повести «Детство Темы»)».
Выполнила:
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 763
Страмнова Елена Анатольевна
Москва 2021 год
Цели:
1.Образовательные цели:
Создать целостный литературно-художественный образ героя;
Формирование навыка правильного и сознательного чтения.
2. Развивающие цели:
Развитие личностных УУД:
а) самоопределения, в процессе мотивации к чтению;
б) смыслообразование в процессе связи произведения с жизнью ребенка
в) формирование нравственно-эстетической ориентации в процессе анализа поступков героев.
Развитие регулятивных УУД:
а)формирование действия самоконтроля и контроля в процессе исправления ошибок, при чтении
б) развитие рефлексивно-оценочного действия на этапе итоговой беседы по произведению
Развитие логических УУД:
а) анализа текста по частям
б) синтеза на итоговой беседе по произведению
в) планирования, в процессе плана пересказа
Развитие коммуникативных УУД:
а) умение выразить свою точку зрения
б) выразить впечатления о прочитанном
в) развитие речи, при ответах на вопросы
г) умение работать в парах
3. Воспитательные цели:
-воспитание чувства сострадания к животным
-воспитание прилежности, усидчивости
Оборудование: проектор, интерактивная доска, иллюстрации к рассказу, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята!
Сегодня на урок к нам пришли гости, давайте поздороваемся кивком головы, улыбнемся. Присаживайтесь.
Добрые рассказы помню я с детства,
Хочу, чтобы и вы послушали их
Пусть подкрадутся к вашему сердцу
И зародят в вас зерно доброты.
Вот с таких слов мы начинаем наш урок.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека
2. Вступительная беседа
- Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с музыкального фрагмента, вы его послушаете и скажите мне каким настроением пронизана эта музыка?
(Грустью, переживаниями, тоской, печалью, драматическим)
- При чтении какого произведения мы испытали с вами такие же чувства?
- Верно – «Старый колодезь».
- С этим произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке.
- Как зовут автора этого произведения? Н.Г Михайловский
(Слайд с портретом)
На прошлом уроке я рассказала вам о Николае Георгиевиче Гарине -Михайловском, но наши ребята нашли интересные факты из его биографии и сейчас вам о них расскажут.
Дети рассказывают о писателе.
Подготовленные ученики:
(1 ученик) По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты. Можно сказать, что это он соединил Челябинск с Европой и Азией, ведь именно он строил тяжелейший участок железной дороги от Уфы до Челябинска через хребты Уральских гор и дальше – в Сибирь. 120 лет назад – в 1892 году в Челябинск пришел первый поезд – в этом тоже немалая заслуга Н.Г. Гарина-Михайловского!
Много путешествовал: исколесил всю Россию, побывал в Японии, Америке, Европе, прошел с экспедицией пешком и верхом на лошади 1600 км. по Северной Корее и Маньчжурии, вел дневники и путевые записи, собрал и издал корейские сказки.
Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намёка на лень, он терпеливо фиксировал путёвые впечатления, записывая поразившие его факты на чём придётся, а благодаря природному литературному дару, смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказав.
(2 ученик) Гарин-Михайловский очень хотел, чтобы дети были счастливы. И засевал в своем имении целые поля алыми маками – для красоты, а как-то раз устроил прямо в лесу новогоднюю ёлку с раздачей подарков для детей железнодорожников и крестьян из близлежащих деревень. Он вообще очень любил делать подарки людям – знакомым, малознакомым и вовсе незнакомым. Был невероятно щедр. Строил школы для крестьян, устраивал спектакли для народа, преобразовывал отсталые крестьянские хозяйства. Он очень хотел изменить, улучшить жизнь.
- Спасибо ребята, вот такая интересная и насыщенная жизнь была у писателя.
Николай Георгиевич хорошо знал нелёгкую жизнь простого народа, его нужды, заботы. И сегодня на уроке мы перенесёмся с вами в далёкое прошлое и проживём один день с главным героем произведения «Старый колодезь»
К какому жанру относится это произведение ? - Это повесть.
Что означает термин “повесть”?
Ученик. Повесть - это произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
Как зовут главного героя ?
Всё ли произведение представлено в учебнике? (Нет).
Учитель. – Правильно, в трилогии Гарина-Михайловского более 20 глав. (Показываю трилогию)
_ Почему же авторы нашего учебника поместили для вашего чтения именно главу «Старый колодезь»? Ответы детей. (наверное, хотели что-то главное, важное нам сказать с помощью этой главы авторы учебника) ( 2-3 человека).
Перед тем как мы начнем работать с произведением давайте определим цели урока. СЛАЙД № 3
- Ребята! Мы с вами знаем, что каждый рассказ имеет композицию.
Давайте вспомним из каких частей она состоит. СЛАЙД №4
(Ответы детей).
- Вот сегодня мы проследим, как развивались события в 4 главе повести «Старый колодезь» и определим главную мысль этого рассказа.
- Ребята, вы знаете, что по многим литературным произведениям снимаются художественные фильмы, мультфильмы , диафильмы. И я предлагаю вам создать на уроке наш диафильм, а помогут нам картинки, которые у вас на партах. Переверните их и посмотрите, что на них нарисовано.
- О ком будет наш диафильм? (2-3 человека)
- Как мы его можем озаглавить? – Заглавие выберем после съемки
- Ну что же давайте приступим! Я - режиссёр, а вы - помощники режиссёра. Откроем наш сценарий, где он у нас написан? - В ученике.
Откройте учебники.
Анализ художественного произведения.
-Кто такой Тёма? ( Мальчик лет 8-9)
-С какого вопроса Тёмы начинаются завязка рассказа? (Поиск ответа в тексте. - События начинаются с вопроса Тёмы «Няня, где Жучка?»)
- Это главная или второстепенная фраза завязки? – (Главная, с ней связаны все остальные события рассказа, развитие сюжета).
-Что же отвечает няня на вопрос Тёмы? Найдите в сценарии и давайте прочитаем диалог Тёмы и няни. (Чтение по ролям. «И-и ,-отвечает няня, - Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод…») (стр. 112)
Ребята, у кого на парте есть кадр, на которой изображена сцена беседы Темы с няней? С этого кадра начнём снимать наш фильм!
- Ребята, что представил себе Тема, беседуя с няней?
-А есть ли у нас кадр с колодцем? У кого? (кадр №2)
- Обратите внимание на рисунок колодца. Какой он?
- Именно в этом колодце оказалась Жучка. Найдите и прочитайте! (стр. 113)
- Каким словом называет няня этого человека?
Вспомним, кто такой ирод. Кого так называют? ( «иродами» называют злых, жестоких, бессердечных людей)
- Обращаю ваше внимание, что имя собственное стало нарицательным, в тексте оно пишется с маленькой буквы.
- С чем встречается Тема в этой части рассказа? (Он встретился со ЗЛОМ)
- Итак, в этой части Тёма встретился со ЗЛОМ.
Мы сегодня проследим, с чем придется встретиться Теме, что преодолеть на пути к спасению Жучки.
-Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок, найдите в тексте. Ребята, а у кого есть кадр к этим строкам? (кадр №3).
- Обратим внимание на выражение лица Темы? Какие эмоции здесь выражены?
(Страх, ужас, растерянность) Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение. Дети зачитывают: «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни…») (стр. 113).
- А здоров ли был мальчик? Каково его состояние? (Тема болен)
Несмотря на это, что решил сделать Тёма? (-Тёма решил спасти Жучку.)
- Найдите в тексте, как автор описывает необычное состояние Тёмы
(Дети выдвигают свои версии:
-Автор пишет, что Тёма бредил, он болеет.
Выборочное чтение: «Сон то лёгкий, то тяжёлый, кошмарный, …жаждет воспалённое от начинающейся горячки тело Тёмы…») ( первый абзац, стр. 111).
Тема борется с болезнью (на доске вывешиваю слово БОЛЕЗНЬ
-Отступила ли болезнь, когда Тёма уже встал и пошёл спасать Жучку?
(- Нет).
- Куда направился Тема? (В сад, на террасу)
- Зачем он туда пошел? (Чтобы взять там необходимый инструмент)
-У кого кадр к этому описанию (кадр №4)? Найдите и зачитайте.
(стр. 114-115 «Он спустился по ступенькам террасы…
( Каретник….)
( Он взял в зубы фонарь.))
- Откуда Тема знал, что ему понадобится? Какими были его действия – непонятными, бессмысленными, чёткими, продуманными? Обоснуйте свой ответ.
( Не случайно он пошел за инструментом, ему все, до подробностей, приснилось во сне, настолько он продумывал план по спасению Жучки).
– Найдите и прочитайте об этом в тексте. (стр. 113 Он просыпается опять…).
(Можно проговорить)
– Как вы думаете, почему Тема ни с кем не посоветовался, ни у кого не попросил помощи? (потому что никто бы его не отпустил, потому что еще был болен.
-Почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу? (предполагаемый ответ: Не может оставить своего друга в беде. У него есть цель: спасти четвероногого друга.
- Итак, Тёма у колодца. Найдите и прочитайте в тексте этот эпизод (стр. 116, Вид заброшенного )
- Ребята, помощники мои, у кого следующий кадр? (кадр №5)
КАДРЫ 6, 7, 8 можно объединить, можно рассказать
- Чего боялся Тёма? (Он боялся, что Жучка не ответит). У кого следующий кадр, который описывает эту ситуацию? (Кадр №6 , стр. 116, .. Тёма замер в ожидании ответа). (Проговорить эпизод)
- Но Жучка ответила и Тёма обрадовался, стал готовиться к спуску в колодец.
У кого этот кадр? Проговорить эпизод (кадр №7, стр. 116)
- А как вела себя Жучка? (она так обрадовалась, что испортила весь план).
Зачитайте, пожалуйста (Кадр №8 , стр. 116)
- Ребята, а как отнесся Тёма к поведению Жучки? Он рассердился на неё?
(Нет, он стал винить себя) Найдите подтверждение в нашем сценарии. (Стр. 117, Мысль, что он…. ) У кого этот кадр? (кадр №9).
Обратите внимание, что она испортила все планы, а он называет её «любимицей». То есть автор передаёт нам чувства Тёмы к своей собаке)
- А что же Жучка?
– А почему она спокойная и уверенная? (Потому что Тёма не оставит её в беде). Проговорить, если не ответят, ( стр. 117) У кого этот кадр? (Кадр №10)
- Действительно. А что происходит в рассказе дальше? (Тёма спускается в колодец). Помощники режиссера, у кого этот кадр? (Кадр №11) , озвучьте.
(стр. 117).
РЕЛАКСМИНУТКА
- Тема спустился в колодец. Найдите и зачитайте момент встречи с другом (стр. 117-118). У кого кадр этого эпизода? (Кадр №12), озвучьте, пожалуйста.
- Долгая ли была встреча с Жучкой? – (Нет, нельзя было терять время. Нужно было подниматься наверх) А почему? (Ответы детей…) У кого кадр этого эпизода? ( кадр № 13, стр. 118) Озвучьте, пожалуйста.
Вот так развиваются события этого рассказа.
Встреча произошла. А теперь как подняться с Жучкой на поверхность? Силы -то на исходе. И здесь наступает самый важный момент. Как он называется в литературе? ( кульминация) Найдите, пожалуйста, в тексте этот кульминационный момент и озвучьте (ст. 118 текста) . У кого кадр этого эпизода? ( Кадр №14).
- Какое чувство пришлось испытать нашему герою? (Предполагаемые ответы учащихся: - Тёме было очень страшно).
Найдите и зачитайте, как автор описывает состояние страха.
У кого кадр, где изображен Тёма, которому очень - очень страшно? ( Кадр № 15). (Зачитайте этот фрагмент (стр. 118). ПРОГОВОРИТЬ
Еще одно чувство переживает наш герой
На доске вывешиваю слово СТРАХ.
Но почему же Тёма всё-таки спускается в колодец? (Мальчик понимает, что кроме него спасти Жучку некому)
- Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Тёмы, но и главной мысли произведения.
Тёма вновь встречается с трудностями.
- Какие ТРУДНОСТИ испытывал Тёма при подъёме из колодца? (Дети отвечают, что Тёме не хватает ни сил, ни воздуха). Вывешиваю слово трудности на доску.
- А как успокаивал и одновременно подбадривал себя Тема - расскажет Никита (он сегодня мне шепнул перед уроком, что выучил наизусть этот фрагмент текста. Послушаем его. «Не надо бояться! Стыдно бояться. Трусы только боятся. …. (стр. 119) У кого этот кадр? (кадр № 16)
- Кто является образцом смелости? (Про папу)
- Какие качества характера проявил Тема, спасая друга? (Сильный духом, смелый, настойчивый, преданный товарищ).
-Итак, мы добрались до развязки. У кого остались последние кадры нашего диафильма? (кадр № 17, № 18, стр. 119). Жучка спасена.
– Чем заканчивается история Темы по спасению Жучки. Что могло бы произойти, если бы Тема не взял себя в руки (гибель).
Вывешиваю слово «гибель».
- Сумел ли Тёма одолеть и ЗЛО, и СТРАХ, и БОЛЕЗНЬ, и ТРУДНОСТИ, и СМЕРТЬ?
- Как вы думаете, что ему помогло преодолеть все эти трудности? Какое главное чувство движет человеком? (любовь)
- Посмотрите внимательно на схему, расположенную на доске.
- Вот и подошли мы к главной мысли этого рассказа!
( Любовь побеждает все: и зло, и смерть, и трудности, и страх, и болезнь.)
- Вот какую интересную работу мы с вами проделали. Диафильм получился.
- Какое название можем ему дать? (Тема и Жучка)
Ребята, Проанализировав это произведение, давайте составим характеристику нашего героя.
Для этого предлагаю вам поработать в парах.
У вас на партах листочка, на которых записаны черты характера человека. Вам необходимо оставить те качества характера, которыми обладает наш герой. На работу даю 1 минуту.
Прочитайте, как выглядит портрет нашего героя.
Тема – благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь своему четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил – только добро будет сильнее зла.
-Ребята, мы дали характеристику Тёме, а давайте охарактеризуем взаимоотношения Темы и Жучки? Что было между ними? (Дружба, преданность).
- А какие пословицы вы знаете о дружбе? Я такие приготовила пословицы (на слайде). Давайте подумаем, а какая из них подходит больше всего к нашему произведению? ДРУГ ПОЗНАЕТСЯ В БЕДЕ.
По вашей работе на уроке я вижу, что произведение вам понравилось.
Продолжи предложения….
Рефлексия:
Сегодня на уроке я задумался, как бы я поступил, когда узнал, что моя собака оказалась в беде…
Я научился сострадать и животным, оказавшимся в безвыходных ситуациях, и больному мальчику, спешившему на помощь своему четвероногому другу.
Я попробую быть добрее, буду учиться сочувствовать тем, кто оказался в сложных ситуациях.
Мне было интересно восстанавливать события, описанные в рассказе по картинкам.
4. Подведем итоги нашего урока.
-Чему учит нас это произведение?:
Сочувственному отношению к братьям нашим меньшим;
О любви к четвероногим друзьям;
Быть более милосердными.
Объявление оценок. Я сегодня оценивала:
За активную работу на уроке –
За выборочное чтение -
За чтение по ролям –
Посмотрите на наш диафильм, у нас получился картинный план.
Домашнее задание (по выбору) :
1. Нарисовать понравившийся эпизод.
2. Выучить наизусть отрывок в прозе из произведения.
3. Подготовить пересказ той части рассказа, который затронул Вашу душу.
4. Написать письмо Тёме, в котором выразить восхищение его поступку.
Хочется закончить урок словами русского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».
Всем спасибо за участие!