СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по географии в 9 «а» классе. Тема : «Москва – столица России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по географии в 9 «а» классе. Тема : «Москва – столица России»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Луткунская СОШ»

  1. План-конспект

  2. открытого урока по географии

  3. в 9 «а» классе

  4. Дата: 01.12.2020г

Тема : «Москва – столица России»

Разработал учитель географии

Гусейнова Севиль Алимурадова

Директор МКОУ «Луткунская средняя общеобразовательная школа»

Ахмедов Эльдар Сейидханович

2020

География : учебник для 9 класса

Школа: МКОУ «Луткунская средняя общеобразовательная школа»

Учитель географии Гусейнова Севиль Алимурадовна

Дата: 01.12.2020г

Класс: 9а

«Москва – столица России»

Цель урока: Сформировать представление о Москве- как о столице и многофункциональном городе Центрального экономического района, показать значение и проблемы города

Задачи: 1.Образовательные: оценить уровень знаний, определить уровень умений учащихся по ранее изученной теме; продолжить формирование умений работы с учебником, картами; 2.Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, память; 3.Воспитательные: показать значение Москвы - столицы России, пробудить чувство гордости за этот город за нашу страну.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: физическая карта России, социально-экономическая карта Центральной России, видеофрагмент "Достопримечательности Москвы", презентация, карты атласа 8-9 класс, компьютер с подключенным проектором, контурная карта, бланк с заданиями

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

Добрый день. Подготовьте, пожалуйста, учебные принадлежности - учебник, атлас, контурную карту, рабочую тетрадь, ручки с синей и черной пастой, все это понадобится нам сегодня во время урока. Также хочу вам раздать бланки с заданиями, которые вы будете постепенно заполнять и сдадите в конце урока на проверку. В бланк заданий включены примерные задания, которые часто встречаются в вопросах ОГЭ по географии. Ребята, обратите внимание на бланк заданий. Давайте прочитаем задание 1 и попробуем определить по описанию название одного из экономических районов России

«Этот экономический район – исторический, политический и хозяйственный центр страны. Находится в центре Восточно-Европейской равнины. Основной отраслью промышленности района является машиностроение. Характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. В этом районе находится столица России». Ответ: Центральная Россия

Правильно. Центральная Россия- район России, которую мы начали изучать на предыдущих уроках

Сейчас мы вспомним наши знания об этом экономическом районе. Надо будет поработать совместно с соседом по парте, то есть работаем в парах: Из предложенного списка выберите неверные утверждения о Центральной России, в бланке заданий (задание 2) нужно будет написать ответы -соответствующие номера. Для выполнения задания дается 3 минуты времени

1.В составе Центральной России три экономических района.

2.Центральная Россия имеет пограничное, центральное и столичное положение. 3.Имеет протяженную границу с Норвегией. 4.Самое большое богатство Центрально-Черноземного района - черноземы. 5.Климат Центральной России резко-континентальный. 6.В составе Волго-Вятского района три республики (Мордовия, Чувашия, Марий-Эл) и две области (Кировская и Нижегородская). 7.В Центральном районе берут начало реки - Обь, Енисей. 8.В Волго-Вятском районе расположено крупнейшее месторождение железных руд - КМА. 9.Из-за большого количества мигрантов здесь проживают представители почти всех национальностей России. 10.Трудовые ресурсы отличаются высоким уровнем квалификации. (Ответ: 3, 5, 7, 8)

III. Мотивация.

На прошлом уроке мы говорили, что Центральная Россия наиболее урбанизированный район. Здесь более 400 городов. Об одном из них пойдет речь на уроке. По предложенным ниже подсказкам попробуйте угадать о каком городе идет речь?

а) Это один из самых старинных городов России, а предыстория его насчитывает 5 тысяч лет. б) Чтобы обеспечить кислородом жителей этого города необходима лесная территория, площадью в 2 раза большей, чем сам город. в) Это самый населенный город Европы. ( вопросы задаются по очереди, чтобы была возможность перебрать разные варианты). (Ответ: Москва)

Откройте стр. 102 учебника, п. 26. Запишите тему урока «Москва- столица России» (слайд 1.) Кто из вас был в этому городе? Понравилась Москва? Хотелось ли бы вам жить там?

Ребята, по физической карте России определите, пожалуйста, координаты г. Москва и запишите ответ в бланке заданий (задание 3) ( Ответ: 55 с.ш. и 37 в.д.)

А сейчас, по данным координатам-59 с.ш. и 30 в.д., определите город, в который в 1712 году, были перенесены функции столицы и Москва лишилась статуса столицы на два века ( Ответ: г.Санкт- Петербург) Проверьте, пожалуйста по тексту учебника правильность вашего ответа (стр.102) ( Ответ: г.Санкт- Петербург)

Работа с контурной картой. Обозначьте эти города в контурной карте России .Подписываем название городов ручкой с черной пастой и аккуратно, печатными буквами.

IV. Актуализация знаний

- Как вы думаете, какие задачи мы будем решать, изучая Москву?

(Ответ: определять какие функции выполняет Москва, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта, населения)

V. Изучение нового материала

Работать мы будем по плану (слайд 2):

Откройте, пожалуйста, физическую карту России и ответьте на такие вопросы:

- На какой реке расположен город? (на реке Москва и её притоках)

- Притоком, какой реки является река Москва? (реки Ока)

- На какой возвышенности расположена столица? (Смоленско-Московской);

Ребята, удобно ли географическое положение Москвы? (Ответ: удобное и выгодное)

Сейчас попрошу вас внимательно прослушать сообщение вашего одноклассника "История Москвы" и будьте готовы ответить на несколько вопросов (сообщение)

В 12 веке на одном из холмов стояла усадьба суздальского князя Юрия Долгорукого. В записи 1147 года в Ипатьевской летописи приводятся слова князя Юрия Долгорукого “Приди ко мне, брате, в Москов”. Эта дата считается началом существования Москвы. Огромный город разросся из крохотного поселения, возникшего на Боровицком холме при впадении в Москву - реку  речки Неглинной. К концу 15 века создается единое Русское государство под властью Москвы. Московский князь Иван III  стал государем “всея   Руси”, Великого Московского княжества. В 12 веке историк и путешественник Павел Алеппский писал: “Город виден за 15 верст, восхищая  взор своею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом”. В 1712 году царь Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Во время наполеоновского нашествия Москва на три четверти сгорела. Пожар бушевал шесть дней и ночей. Наполеон приказал взорвать здания Кремля. С той поры иноземные завоеватели ни разу не ступали на московскую землю. Возродилась Москва и стала столицей РСФСР, СССР, а с 1992 года - столицей России.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

-Назовите год основания Москвы? (ответ:1147 г.) - Кто считается основателем Москвы? (ответ: Юрий Долгорукий) - Центром какого княжества являлась Москва? (Великое Московское княжество)

Напишите, пожалуйста, в тетрадях (слайд 3):



В Москве, одном из красивых мест на Тверской площади, Юрию Долгорукому в 1954 году установлен памятник (слайд 4):

Как вы уже знаете, при строительстве любого города ему предназначается определенная роль, он должен выполнять некоторые функции.

Приведите примеры городов Турции, выполняющих различные функции (Стамбул- промышленный, культурный, торговый центр; Битлис- город крепость, Анталия- курортный, административный центр).

Как вы думаете, какие функции выполняет Москва? ( Ответы предполагаемые: столичный, культурный, туристический)

Имея огромное население множество предприятий, город не может существовать без сложной транспортной системы. От центра Москвы отходят по разным направлениям автодороги и железнодорожные магистрали.

Работа с учебником  -выполнение задания по тексту учебника (стр. 103 ) найдите в учебнике информацию и напишите в тетрадях ответ на вопрос -сколько железнодорожных вокзалов в Москве? (9: Белорусский, Киевский, Казанский, Ленинградский, Курский, Павелецкий, Рижский, Савёловский, Ярославский), название аэропортов Москвы (Ответ: Шереметьево, Домодедово, Внуково, Жуковский - Как вы думаете, почему Москву называют портом пяти морей? (Ответ:Река Москва соединена каналами с Балтийским, Белым, Черным, Азовским, Каспийским морями). - Какой вид транспорта Москвы является самым востребованным? ( Ответ: метро)

- О какой функции Москвы мы говорили сейчас? (Ответ: Москва - крупный транспортный узел)

Прослушайте, пожалуйста, следующую информацию

В Москве расположено огромное количество промышленных предприятий и учебных заведений различной направленности. Москва- лидер в Европе по числу студентов. Здесь обучается 20 % российских студентов. Основной научный потенциал тоже сосредоточен в Москве и самые выдающиеся научные открытия совершаются в этом городе. Решением российского правительства под Москвой был создан крупный технополис " Сколково", который занимается разработкой и внедрением новых технологий

Какая функция Москвы раскрыта в этом тексте? ( Ответ: промышленный, научный, инновационный центр)

В Москве очень много красивых и интересных мест. Какие достопримечательности Москвы вы посещали или слышали о них?

Хочу вам предложить посмотреть видеофрагмент «Достопримечательности Москвы» (слайд 5):

Ребята, обратите внимание на слайд (слайд 6) и на рисунок в центре слайда

Россия и Турция имеют теплые дружеские связи и каждый год в Москве проходит фестиваль Турции, где москвичи и гости столицы могут приобщиться к турецкой культуре. В этом году он был запланирован с 11 по 14 июня. Но, к сожалению, из за мировой ситуации с пандемией это мероприятие было отменено.

Таким образом, Москва является столичным, культурным, туристическим, транспортным, промышленным, научным и инновационным центром.

Город Москва быстро растет и разрастаясь, сливается с соседними территориями образуя Московскую городскую агломерацию.

- Что такое городская агломерация? (Ответ: скопление городов вокруг одного крупного)

Работа с учебником  -выполнение задания по тексту учебника (стр. 103 ): найдите в учебнике информацию и напишите в тетрадях, какова численность населения Московской агломерации (18-20 млн. человек)

В заданиях ОГЭ есть вопросы про население. Посмотрите задание 4 Расположите перечисленные города в порядке увеличения численности их населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Б

А

В

А) Казань Б) Владивосток В) Москва

Основываясь на ранее полученных знаниях и информации этого урока, попробуйте сформулировать основные проблемы города Москвы (обсудить можно в парах).

  • Транспортные пробки – новые кольцевые магистрали и транспортные развязки.

  • Увеличение потока мигрантов.

  • Промышленные предприятия и наземный автотранспорт являются

  • загрязнителями воздуха.

  • Проблема с чистой, питьевой водой

  • Сохранение и реставрация памятников культуры.





Как вы думаете, Москва является перспективным городом? Как она будет в дальнейшем развиваться? Какие меры вы бы предложили, чтобы решить существующие проблемы?

Ребята, давайте мы еще немного поработаем с вами с заданиями по подготовке к ОГЭ

Задание 5.Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

А

В

Б

А) Магадан Б) Москва В) Братск Ответ:

Задание 6. Отгадать регион: «Эта область расположена в центральной части Восточно- Европейской равнины, в бассейне рек Волги, Оки, Клязьмы. Граничит с Тверской, Владимирской и другими областями. Административный центр этой области не определен, так как органы государственной власти находятся в двух городах. Область небогата полезными ископаемыми. Ответ: _Московская

Задание 7. В каком из перечисленных регионов России необходима работа специальных служб МЧС по предупреждению населения о цунами?

1.Московская область

2.Сахалинская область

3.Чукотский АО

4.Республика Башкортостан (Ответ: Сахалинская область)



VI. Повторение изученного.

Наш урок подходит к завершению. Конечно, о роли Москвы в жизни государства России можно говорить ещё много. Я думаю, что после этого урока вам всем захотелось побывать в Москве. Желаю вам, чтобы эта мечта стала явью. Давайте еще раз прогуляемся по интересным и красивым местам Москвы



VII. Домашнее задание  (индивидуальное даётся на выбор): 1. Подготовить сообщение об одной из достопримечательностей Москвы. 2. Найти задания в задачниках ОГЭ по Москве и Московской области и выполнить их

VIII. Итог урока

  • Достигли ли мы поставленных целей?

  • Какие функции у города Москва?

  • Можно ли назвать Москву многофункциональным городом?

  • Оценивание.

IХ Рефлексия

А) Отгадать слоган: В этом городе находится главная площадь России. Своим названием она обязана не цвету кремлевских стен, а красоте- в данном случае слово «красный» означает «красивый»

Б) Записать свой слоган для Москвы (задание 8) _________________



Бланк заданий

(Информационная карта по заданиям ОГЭ)

1.Этот экономический район – исторический, политический и хозяйственный центр страны. Находится в центре Восточно-Европейской равнины. Основной отраслью промышленности района является машиностроение. Характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. В этом районе находится столица России. Определить район по описанию. Задание № 30) Ответ: ___________________

2. Из предложенного списка выберите неверные утверждения о Центральной России (работа в парах): 1.В составе Центральной России три экономических района. 2.Центральная Россия имеет пограничное, центральное и столичное положение. 3.Имеет протяженную границу с Норвегией. 4.Самое большое богатство Центрально-Черноземного района - черноземы. 5.Климат Центральной России резко-континентальный. 6.В составе Волго-Вятского района три республики (Мордовия, Чувашия, Марий-Эл) и две области (Кировская и Нижегородская). 7.В Центральном районе берут начало реки - Обь, Енисей. 8.В Волго-Вятском районе расположено крупнейшее месторождение железных руд - КМА. 9.Из-за большого количества мигрантов здесь проживают представители почти всех национальностей России. 10.Трудовые ресурсы отличаются высоким уровнем квалификации. Ответ: ___________

3.Координаты г. Москва Ответ: ___________________

Координаты-59 с.ш. и 30 в.д., определите город, в который в 1712 году, были перенесены функции столицы и Москва лишилась статуса столицы на два века Проверьте, пожалуйста по тексту учебника правильность вашего ответа (стр.102) (Географическое положение:  (Задание № 17, координаты) Ответ: ___________________

4. Расположите перечисленные города в порядке увеличения численности их населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв. (Задание № 16, города)  




А) Казань Б) Владивосток В) Москва

5. Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв. (Задание № 26 )




А) Магадан Б) Москва В) Братск Ответ:

6.Отгадать регион : «Эта область расположена в центральной части Восточно- Европейской равнины, в бассейне рек Волги, Оки, Клязьмы. Граничит с Тверской, Владимирской и другими областями. Административный центр этой области не определен, так как органы государственной власти находятся в двух городах. Область небогата полезными ископаемыми» Состав региона (Задание ОГЭ № 6 ) Ответ: ________

7. В каком из перечисленных регионов России необходима работа специальных служб МЧС по предупреждению населения о цунами? (Задание № 4, Особенности природы, природные явления)

1.Московская область 3..Сахалинская область 2.Чукотский АО 4.Республика Башкортостан



8. IХ Рефлексия – слоган ( задание № 25)

А) Отгадать слоган: В этом городе находится главная площадь России. Своим названием она обязана не цвету кремлевских стен, а красоте- в данном случае слово «красный» означает «красивый»

Б) Записать свой слоган для Москвы ______________________________________________