План-конспект открытого урока
Преподавателя по классу гитары, отдела народных инструментов, МКУ ДОД «Нижнегорская Детская Школа Исскуств»
Сафонова Анатолия Анатольевича
«Создание и развитие художественного образа
в процессе работы над музыкальным произведением»
Дата проведения: 28.02.2020 г.
Обучающийся: Парасенко Иван , 12 лет, 4 класс, гитара.
Цель урока:
Максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков на примере двух разнохарактерных произведений (Ф.Ноуд «Кантри», Д.Фортэа «Вальс»).
Задачи:
Обучающие:
Проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения (разгеадо, арпеджио, натуральный флажолет, апояндо) и артикуляции (легато, портаменто), соответствующие образным характеристикам выбранных произведений.
Проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые особенности пьес.
Определить форму, фразировку, кульминацию пьес.
Развивающие:
Привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения.
Расширить представление обучающегося о тембровом разнообразии гитары.
Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.
Воспитательные:
Углубить интерес обучающегося к многообразию исполнительской техники гитариста.
Воспитать толерантность и коммуникабельность.
Форма учебного занятия: индивидуальная
Тип учебного занятия: комбинированное занятие
1.Начальный этап.
Цель для обучающегося - подготовка рабочего места, настройка инструмента, принятие удобной правильной посадки.
Задача учителя - подготовить учащегося психологически к открытому уроку; создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, настроить ученика на активную работу.
Знакомство с планом урока:
Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата;
Проверка домашнего задания;
Основная тема урока;
Закрепление учебного материала;
Задание на дом;
На первоначальном этапе урока учащемуся даётся задание сыграть в медленном темпе хроматическое упражнение и гамму a-moll , контролируя качество звукоизвлечения.
2.Проверка домашнего задания.
В работе произведение Ф.Ноуд «Кантри». Дома учащийся должен был отработать в медленном темпе соединения всех музыкальных фраз пьесы, особо уделяя внимание фрагментам, вызывающим затруднения (исполнению барре, арпеджиато). Постоянный контроль над артикуляцией, чистотой звукоизвлечения, правильной посадкой.
Цель преподавателя на данном этапе - помочь ученику «увидеть» произведение целиком, облечь его в форму. Для этого предлагается сначала визуально проанализировать нотный текст, обозначить кульминацию, затем сыграть от начала до конца наизусть в едином выбранном темпе. В случае «неровности» исполнения, учащийся играет под тактирование учителя или собственный счёт.
Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать ученика, затем отметить наиболее удачные моменты в его исполнении. Предлагая ему самому проанализировать собственное исполнение, можно плавно перейти к менее удавшимся фрагментам и попробовать их исправить, заново более тщательно прорабатывая материал.
3.Основной этап
Цель основного этапа – активизировать творческую фантазию учащегося. Задача преподавателя – вызвать интерес ученика к произведению, открыть новые грани его исполнения. Тогда эмоциональное состояние учащегося будет положительно влиять на прилежание, способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.
Искренний отклик, заинтересованность преподавателя в ответах ученика создают у ученика эмоциональную отзывчивость и комфортные психологические условия для успешного решения более сложных задач, поставленных преподавателем.
Определившись с музыкальным образом, можно перейти к характеристике исполнения пьесы (играть надо мягко, спокойно). Очень важно поговорить с учеником о том, как он воспринимает произведение, ведь именно чувства и эмоции делают исполнение музыки живым и находят отклик у слушателей.
На данном этапе ученику предлагается снова сыграть пьесу, мысленно подкрепляя игру созданными художественными образами. Преподавателю обязательно необходимо похвалить ученика за более проникновенное исполнение произведения (отдельных фраз или кульминации), укрепляя тем самым у учащегося уверенность исполнителя и мотивируя на творчество.
Д .Фортэа «Вальс». Продолжение работы над произведением, прорабатывая в медленном темпе заключительный пассаж.
Цель первого этапа работы над пьесой – в ходе беседы подвести разговор к основной теме урока. Задача – вызвать интерес учащегося к исполняемому произведению, помочь вспомнить историю возникновения шестиструнной гитары.
В ходе беседы можно ненадолго сменить сферу деятельности учащегося, предложив ему посмотреть фрагменты выступления исполнителей , тем самым давая отдых мышцам.
Переходим к основному этапу. Предлагаем пофантазировать на тему данного произведения и представить зрительный образ. Выслушав его рассказ, можно подвести понимание ученика к тому, что Вальс - это танец, как хореографическое действие со своими ритмическими особенностями. Танцоры, выполняют определённую последовательность фигур. Знатоки оценивают не только мастерство, но и артистизм участников.
Говоря о характере произведения (энергетике, напоре, страсти) можно предложить ученику сравнить его с характером предыдущей пьесы.
Следующий этап – исполнение учеником произведения с нужным эмоциональным настроем. Тщательный художественно-теоретический разбор изучаемого сочинения стимулирует интерес, активизирует эмоциональное отношение к нему. На этом этапе первоначально созданный художественный образ получает своё развитие, обретает более чёткие краски, становится объёмным, живым.
Задача преподавателя – не отходя от созданного образа, помочь ученику преодолевать трудности технического характера.
4. Закрепление учебного материала.
Для закрепления данного материала разберём пьесу П.Маккартни «Вчера». Преподаватель играет, учащийся следит по нотам.
Задача учащегося – сделать самостоятельный художественно-теоретический разбор пьесы. Определить фразы, кульминацию, технические сложности, увидеть развитие мелодии , рассказать о характере исполнения пьесы,
Задача преподавателя - закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ученика, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы, иллюстрировать на инструменте музыкальные фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.
В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант быстрее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.
5.Домашнее задание.
1.Продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску.
2.Записать не менее пяти прилагательных или словосочетаний, характеризующих каждое произведение (исключить: тихо, громко, грустно, весело).
3.Посмотреть в Интернете фрагменты выступлений различных исполнителей - гитаристов.
Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.
Цель преподавателя – закрепление знаний и умений, полученных на уроке.