Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл «Дворец творчества детей и молодежи»
Центр Физической культуры и спорта
Танцевально-спортивный клуб «Юность»
План-конспект открытого занятия для учащихся 2-3 года обучения
Тема: «Подведение итогов учебного года, усложнение изучаемого материала, фигуры и композиции танцев европейской и латиноамериканской спортивных программ. Танец джайв»
Автор: педагог дополнительного образования
Кузнецова Ольга Денисовна
г. Йошкар-Ола, 2025 г.
Пояснительная записка
Темой открытого занятия является «Подведение итогов учебного года, усложнение изучаемого материала, фигуры и композиции танцев европейской и латиноамериканской спортивных программ. Танец джайв». Для учащихся 2-3 года обучения к концу учебного года в танцевально-спортивном клубе, в соответствии с образовательной программой, предусмотрено изучение и исполнение четырех спортивно-бальных танцев: медленный вальс, квикстеп, самба, ча-ча-ча и джайв
На первых годах обучения дети уже научились исполнять базовые, начальные фигуры танцев медленный вальс, самба и ча-ча-ча, каждый в силу своей подготовки и уровня освоения материала. С дальнейшей наработкой танцевальных и физических навыков, начинается изучение новых, более сложных фигур, согласно возрасту детей и их готовности к изучению.
Параллельно с изучением новых фигур танцев медленный вальс, квикстеп, самба и ча-ча-ча, которые входят в возрастную категорию детей класса «Н - 4» (начинающие танцоры, исполняющие 4 танца), уделяется внимание к танцу джайв, начинается его изучение: характер и техника исполнения основных движений американского танца джайв.
Джайв - (англ. jive) — танец афроамериканского происхождения, появившийся в США в начале 1940-х годов.
Джайв — разновидность свинга с быстрыми и свободными движениями.
Некоторые характеристики танца:
темп — 42–44 такта в минуту;
ритм — 4/4, с акцентом на второй и четвёртый удары;
движения включают подскоки, характерные «кик-болл-чейндж», вращения и свободные движения бёдрами.
Джайв исполняется на соревнованиях по спортивно-бальным танцам. Из танцев он всегда идёт последним и является кульминацией соревновательной программы.
Основной фигурой современного джайва является быстрое синкопированное шассе (шаг→приставка→шаг) влево и вправо вместе с более медленным шагом назад и возвращением вперёд. Бёдра и колени поднимаются на счёт «и», который находится между основными счетами. Шаги делаются с носка, при этом вес тела всегда находится впереди и переносится с ноги на ногу.
Джайв исполняется на соревнованиях по спортивно-бальным танцам и является частью латиноамериканской программы.
Так же каждый танец имеет свою композицию – вариацию из сочетания выученных фигур. Каждая композиция требует отработки для того, чтобы она была целостная, гармоничная и законченная, с точки зрения музыкальности и хореографического восприятия, и чтобы дети смогли ее запомнить, грамотно исполнить.
Актуальность: открытые занятия всегда имеют актуальность, как правило, они являются пояснительными, в большинстве случаев такой тип занятий проводятся для родителей учащихся, чтобы родители смогли поближе познакомиться с областью, в которой занимаются их дети, а именно с миром спортивного бального танца. В свою очередь родителям предоставляется возможность узнать какие танцы входят в спортивные танцевальные программы, согласно возрасту и подготовке детей, и что они из себя представляют. В данном открытом занятии внимание упирается 5 спортивно-бальных танцев.
Также открытые занятия актуальны тем, что родители могут посмотреть, как занимаются их дети, их интерес и стремлению к такому нелегкому виду деятельности. Ко всему прочему, открытые занятия полезны для самих учащихся. Они узнают новое, повторяют и закрепляют пройденный материал у них появляются новые танцевальные навыки, расширяется кругозор. У детей начинает формироваться навык показа себя перед другими людьми.
Направленность: физкультурно-спортивная. Данное открытое занятие проводится в рамках учебного процесса по дополнительной образовательной, общеразвивающей программе «Юность», разработанной для коллектива спортивно-бального танца.
Тип занятия: открытое – пояснительное занятие для родителей учащихся, повторение и изучение нового материала
Форма занятия: практическая
Форма обучения: групповая
Цель: формирование и развитие знаний, умений и навыков в грамотном исполнении движений, фигур и композиций танцев медленный вальс, квикстеп, самба, ча-ча-ча и джайв
Задачи:
Образовательные
Получение представлений о развитии фигур в танцах по принципу «от простого к сложному»
Ознакомить с понятиями и терминами, касающихся танцев европейской и латиноамериканской программ (правильная постановка корпуса, отличительные черты постановки корпуса танцев двух программ)
Расширение знаний о танцевальной технике и совершенствование навыков в исполнении европейской и латиноамериканской программ
Воспитательные
Получение представления об особенностях исполнения фигур танцев медленный вальс, квикстеп, самба, ча-ча-ча и джайв;
Приобретение знания о «тайминге» исполнения этих фигур.
Воспитание музыкального, эстетического вкуса;
Воспитание чувства своего тела, чувства ритма и музыкальности;
Умение давать объективную оценку своему труду;
Воспитание уважительного отношения к себе, к ребятам из группы и педагогу;
Создание положительного настроя и желания на планомерные и систематическое посещение занятий.
Развивающие
Умение распределять танцевальную площадку, чувствовать пространство;
Закрепление умений исполнения фигур танцев:
медленный вальс - малый и большой квадраты, закрытая перемена, правый поворот, правый спин-поворот,
квикстеп - шаги вперед и назад в характере квикстепа, типль-шассе вправо и влево, «качалочка», лок-степ вперед и назад, четвертной поворот, правый и левый повороты, правый спин-поворот,
самба – ритм –баунс, основное движение, самбаход на месте, в сторону и в променадной позиции, виск, поворот партнерши под рукой, соло-спот вольта поворот, поступательное батафого, вольта, крис кросс вольта, теневая ботафого
ча-ча-ча – тайм-степ, боковое шассе и чек, рука в руке, Нью –Йорк, спот поворот, поворот партнерши под рукой, смена мест, лок-степ вперед и назад.
Джайв – ссвинг-работа бедер, работа корпуса (понятие «противоход»), степ-теп, теп-степ, шассе, рок, смена мест справа налево и слева направо, стоп энд гоу.
Развитие таких качеств, как гибкость, быстрота, выносливость, правильная осанка, выразительность телодвижений;
Развитие умения координировать и владеть определенными мышцами ног, спины, шеи и рук для создания технически правильных движений, характерных для танца квикстеп;
Развитие чувства ритма, артистичности, воображения, эмоциональности и гармоничности в паре;
Развитие, физических данных ребенка, памяти, внимания.
Методы ведения открытого занятия:
наглядно – зрительный,
наглядно – слуховой,
словесный.
Материально-техническое обеспечение занятия:
учебный класс, оснащенный зеркалами и станком
магнитофон, USB-носитель
Планируемые результаты: по окончанию занятия дети должны суметь проанализировать свою проделанную работу, о том, как они занимались, потрудились, на сколько были внимательны. Так же дети должны знать и уметь исполнять изученный материал, и повторять его самостоятельно.
План и ход занятия
Этап | Продолжительность | Содержание | Методические указания |
Подготовительный | 25 мин | Построение в шеренги в шахматном порядке. Танцевальный поклон. Сообщение задач. | Лицом в зеркало, держать интервалы |
| | Разминка по кругу. Шаги с носка, шаги на высоких полупальцах с вытянутыми наверх руками вдоль ушей, шаги-перекат с пятки на всю стопу, шаги-чередование шагов на п/п и шагов-перекатов, шаги с высоким подниманием колена, подскоки, галоп, бег. | 3. По кругу по направлению линии танца |
| | Разминка в линиях. Упражнения для головы и мышц шеи: повороты головы с точкой в стороны; наклоны головы в стороны, наклоны вперед-назад, вращение головой; Упражнения для мышц плеч и рук: поочередное поднятие плеч с точками; одновременное поднятие плеч; поочередное вращение плечами вперед и назад; поочередные махи руками; одновременные махи руками; вращение рук в локтях к себе и от себя; вращение кистями; | 4. Следить за выполнением упражнений в быстрый темп музыки. |
| | Упражнения для мышц спины и пресса: повороты и наклоны корпуса в стороны; наклоны корпуса вперед-назад; вращение корпусом; | Следить за амплитудой движений. |
| | Упражнения для мышц ног: приседания, подъем на полупальцы, высокое поднимание коленей, поочередные выпады на правую и левую ногу. | Следить за осанкой |
| | Партерная гимнастика: упражнения для развития гибкости и силы стоп, ног, спины и пресса | Следить за осанкой |
| | Растягивающие упражнения для мышц ног, спины и рук. Прыжки | Следить за балансом |
Основной | 50 мин. | Медленный вальс – постановка корпуса – подготавливающие, укрепляющие упражнения для мышц рук и спины, «рамочка» (положение рук). Медленный вальс – техника работы стопы и техника шага вперед и назад, в стороны, снижения и подъемы, (шаги в танце напоминают движение качелей); Простой (малый) и большой квадраты медленного вальса | Слушать музыку, следить за осанкой, следить за грамотностью исполнения движений. |
| | Разбор фигур медленного вальса – правый спин-поворот Композиция танца | Следить за техникой исполнения шага, за постановкой корпуса, слушать музыку |
| | Квикстеп - работа стопы в танце квикстеп, направление шагов и позиции корпуса по отношению к помещению. Разминочная комбинация танца квикстеп, включающая базовые движения танца | Слушать музыку, следить за точностью исполнения движений |
| | Исполнение фигур квикстепа: лок-степ вперед и назад, четвертной поворот вправо и влево, правый и левый повороты, правый спин-поворот Композиция танца | Слушать музыку, следить за точностью исполнения движений |
| | Самба – постановка корпуса и положение стоп в латиноамериканских танцах, работа рук. Работа бедер: тазовые «часы», круговые одинарные и двойные движения бедер вправо и влево Движение бедер по принципу «восьмерка» Выпады в сторону на правую и левую ногу Техника работы стопы – переход с подушечки на всю стопу. Понятие «латинский крест» | Следить за четкостью исполнения движений, держать корпус и руки |
| | Основные фигуры танца самба: самбаход на месте (стационарный самбаход), самбаход в сторону, виск, соло-спот вольта поворот, поступательное ботафого вперед и назад. Разбор новых фигур- вольта, крисс кросс вольта. Композиция танца самба | Следить за грамотностью исполнения движений, слушать ритм и музыку |
| | Исполнение композиции танца самба, фигуры, входящие в композицию: ритм-баунс, самбаход на месте, виск, соло-спот вольта поворот, променадный самбаход, поступательное ботафого. | Слушать музыку, следить за исполнением движений, техникой шага и работой рук. |
| | Ча-ча-ча. Работа бедер в танце ча-ча-ча, техника работы стопы, работа рук. Ритмические шаги с подушечки на всю стопу. Основные базовые фигуры танца ча-ча-ча: боковое шассе, чек, там-степ, поворот партнерши под рукой, соло спот-поворот, рука в руке, Нью-Йорк. Разбор фигуры лок-степ вперед и назад. Композиция танца | Слушать музыку, следить за грамотностью исполнения движений. |
Заключительный | 5 мин. | Port de bras №1,2,3 Подведение итогов-рефлексия: Понравилось ли занятие? Что было интересно? Что нового узнали? Что было трудно? Чем больше всего хотелось заниматься? Что больше всего запомнилось? Заключительный поклон-благодарность за проделанную работу и старание Домашнее задание: повторение изученного материала | |