План-конспект урока по теме: «Демографические процессы и их география»
Цель:
Формирование знаний о демографии, включая понятия «демографическая ситуация», «естественное движение населения» и «воспроизводство населения».
Задачи:
• Образовательные:
• Изучить показатели и факторы, влияющие на демографическую ситуацию.
• Рассмотреть географию рождаемости и смертности, а также типы воспроизводства населения.
• Развивающие:
• Развить умения объяснять влияние факторов на демографическую ситуацию и различия в естественном движении населения.
• Научить студентов работать с картами и диаграммами.
• Воспитательные:
• Воспитать чувство ответственности за честь и достоинство человека, развивать гражданскую позицию учащихся.
Тип урока: комбинированный
Учебно-методическое обеспечение:
• Политическая карта мира
• Презентация к уроку
• Атласы
• Диаграммы численности населения
Методы: частично-поисковый, репродуктивный
Форма организации обучения: фронтальная, групповая
Ход урока:
I. Организационный момент
• Деятельность учителя: Приветствие, установка на рабочий лад.
• Деятельность учащихся: Включение в работу, настрой на сотрудничество.
---
II. Проверка знаний, умений, навыков
• Устный опрос по вопросам предыдущей темы и введение новых понятий. Например:
• Что такое демографическая ситуация?
• Какие факторы влияют на рождаемость?
III. Актуализация знаний
• Деятельность учителя: Напоминает о том, что такое естественное движение населения.
• Деятельность учащихся: Учащиеся делятся своими знаниями, обсуждают примеры из жизни.
IV. Изучение новой темы
• Деятельность учителя:
1. Представляет основные понятия: демографическая ситуация, естественное движение населения, воспроизводство.
2. Объясняет показатели рождаемости, смертности и естественного прироста/убыли населению.
3. Демонстрирует диаграммы и карты, касающиеся демографической ситуации в разных странах.
• Деятельность учащихся:
• Записывают определения и характеристики в тетрадях.
• Работают с картами, отмечая страны с высокими и низкими показателями рождаемости и смертности.
V. Компетентностно-ориентированные задания
Задание 1: «Сравнительный анализ»
• Цель: Установить причины различий в рождаемости и смертности между развитыми и развивающимися странами.
• Инструкция: В группах ученикам предоставляются данные по разным странам. Они должны обсудить и представить, какие факторы влияют на отличия в показателях.
Задание 2: «Картографический проект»
• Цель:
Научиться находить и обозначать на политической карте ключевые демографические характеристики стран.
• Инструкция: Каждая группа получает задание найти и показать на карте:
• Страну с максимальной рождаемостью
• Страны с минимальной рождаемостью
• Страны с максимальной и минимальной смертностью
• Страну с максимальным естественным приростом и убылью
VI. Подведение итогов
• Обсуждение результатов работы групп.
• Обзор основных выводов по темам рождаемости и смертности.
VII. Итог урока и домашнее задание
• Итог: Повторение ключевых понятий, обсуждение значимости демографических процессов.
• Домашнее задание: Написать эссе о том, как демографическая ситуация влияет на экономику и социальную сферу конкретной страны, приведя примеры.
Рефлексия урока
• Учащиеся делятся своими впечатлениями от урока и полученными знаниями, выражают свое мнение о важности изучения демографических процессов.