СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока химии в 9 классе на тему: «Влияние металлов на жизнедеятельность организма». Обобщение темы: «Металлы».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

1) обучающие:

  • изучить материал на основе метапредметности;
  • познакомиться с путями проникновения металлов в организм человека и местами накопления;
  • научиться объяснять биологическую роль металлов с опорой на справочный материал и использованием схемы;
  • научиться выявлять взаимосвязь между состоянием организма человека и состоянием окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока химии в 9 классе на тему: «Влияние металлов на жизнедеятельность организма». Обобщение темы: «Металлы».»

План конспект урока химии в 9 классе на тему: «Влияние металлов на жизнедеятельность организма». Обобщение темы: «Металлы».

Задачи:

1) обучающие:

  • изучить материал на основе метапредметности;

  • познакомиться с путями проникновения металлов в организм человека и местами накопления;

  • научиться объяснять биологическую роль металлов с опорой на справочный материал и использованием схемы;

  • научиться выявлять взаимосвязь между состоянием организма человека и состоянием окружающей среды.

2) развивающие:

  • развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать, сравнивать;

  • формировать самостоятельность мышления и мотивацию к учению на основе использования проблемных ситуаций;

  • способствовать формированию познавательной активности на уроке через исследовательскую деятельность с использованием справочной литературы;

  • учить применять полученные знания в новой проблемной ситуации;

  • развивать навыки самоконтроля;

  • способствовать развитию умения  анализировать и оценивать факты, делать выводы на основе сравнения.   

3) воспитывающие:

  • содействовать формированию причинно-следственных и межпредметных связей;

  • формировать научное мировоззрение;

  • воспитание у учащихся потребности в здоровом образе жизни, соблюдение правил и норм ТБ.

Тип урока: урок обобщения.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.


I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Демонстрация слайдов 1,2 Презентация.

Обратите внимание на 1-ый слайд, что вы здесь видите?

Это простая схема. Схемы могут быть и более сложные, а также с ипользованием рисунка.

Сегодня у нас на уроке 2 темы. 1-ая – «Рисунок и схема». Запишите её на рабочих листах.

Учитель: На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Металлы», в ходе которого рассматривали металлы как элементы неживой природы. Вы знаете, что роль металлов в неживой природе очень велика: к ним относятся 95 из 117 химических элементов, входящих в периодическую таблицу

Учитель: Предлагаю вам «загадочную паузу».

Презентация слайд 3 (загадки о металлах).
Учитель: О каких веществах мы сейчас с вами говорили?

Ученики:
Сегодня мы с вами поговорим о роли металлов в живой природе. К живой природе относятся все живые организмы, в том числе и человек, поэтому с ролью металлов в живой природе мы познакомимся на примере организма человека

Сегодня мы вспомним то, что вы узнали о металлах на уроках химии и о химическом составе клетки организма человека на уроках биологии в 9-м классе, обобщим и расширим эти знания  выясним влияние ионов металлов на организм человека. Актуализация опорных (ключевых) понятий.
Предлагаю учащимся ответить на вопросы :

  1. Какую роль играют ионы натрия и калия в организме человека?

  2. Назовите макро- и микроэлементы.

3. Сколько кальция содержится в организме?

4. Какие токсичные металлы заменяют биогенные?

5. Что служит источником железа для человека?

6. Где в организме накапливаются ионы меди?

Презентация слайд 4 и заполнить таблицу ЗХУ.

Учитель. Природа создала множество живых организмов – простых и сложных, похожих и совершенно не похожих друг на друга. Вместе с неживой природой они образовали сложную, но гармоничную систему – природу Земли. В качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала слова великого немецкого поэта Гете ( обращаю внимание учащихся на эпиграф Презентация слайд 5 читаю первую его часть).

Однако человек своей деятельностью нарушает гармонию природы, нанося тем самым вред не только окружающей среде, но и собственному здоровью ( читаю вторую часть эпиграфа). Спустя полтора столетия слова поэта получили, к сожалению, полное подтверждение. 
Внимательно осмотритесь вокруг. Где вы не были: дома, в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас. А какое множество тайн и загадок  таит их производство и применение? Параллельно уживаются и польза от применения металлов и опасность от многих из них для живых организмов. Мы поговорим о том, что металлам дает возможность широкого применения их в жизни человека и какие могут быть последствия для окружающей среды непродуманное производство и опрометчивое использование.

Прошу учащихся сформулировать тему урока.

Презентация слайд 6,7.

Запишите тему на обратной стороне рабочего листа.

В состав клеток живых организмов, в том числе и человека, входят различные элементы. Они перечислены в таблице «Химический состав клетки организма человека», 

(Предоставляется время рассмотреть таблицу №1. Приложение 1)

Химические элементы и их соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма в сравнительно больших количествах, называются макроэлементами, а элементы, требующиеся организмам в крайне малых количествах, – микроэлементами. Среди них также есть и металлы.

Воспользовавшись таблицей, попробуйте назвать их.

Обозначьте их в виде схемы на рисунке «Человек».

Из данных таблицы видно, насколько разнообразны металлы, входящие в состав организма человека. Очевидно, что металлы необходимы клеткам тела человека для нормальной жизнедеятельности.

Учитель. В прошлом использовали целебные свойства металлов
Медь.
В человеческом организме наибольшее количество меди содержится в мозге и печени, и одно это обстоятельство указывает на ее важность в жизнедеятельности. Обнаружено, что при болях повышается концентрация меди в крови и спинномозговой жидкости. В Сирии и Египте новорожденным для профилактики рахита и эпилепсии надевают медные браслеты.

Алюминий.
Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, накапливается в лёгких, печени, костях, головном мозге.

Плоды и фрукты содержат металлы.

Но некоторые из них уникальны.

Картинки с изображением плодов и фруктов. Презентация слайд 8.

Например, чеснок – единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов.

Кукуруза содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы.
Учитель: Какой металл содержится в яблоках?
Ученики:    Железо.
Учитель:  Какова его биологическая роль?  

В таблице Д.И. Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связывалась бы жизнь всего человечества. Нет в таблице другого такого элемента, при участии которого проливалось бы столько крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий.

Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обусловливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь зависит цвет крови человека и животных. В организме взрослого человека содержится без малого 3 г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из легких к тканям, а в обратном направлении – углекислого газа. Недостаточное содержание железа  приводит к головной боли, быстрой утомляемости.

Учитель: Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех металлов? 
Ученики: работают с таблицей №2 (Приложение 2) и характеризуют последствия.


Как недостаток , так и избыток металлов оказывает отрицательное влияние на организм, а некоторые металлы могут оказывать даже токсичное влияние.

А cтепень токсичности металлов  отражает таблица (Приложение 3)

Учитель.

Рассмотрите накопление металлов некоторыми тканями человеческого организма. Отметьте их в схеме.
Презентация слайд 9, Презентация слайд 10 , Презентация слайд 11


Я постаралась в различных литературных источниках найти подтверждение вредного влияния некоторых металлов на организм. Постарайтесь с помощью таблицы2 определить, о действии каких металлов идет речь и путь проникновения металла в организм.
Ученики  работают по группам над текстами из литературных источников.

(Приложение 4) Презентация слайд 12

Многие токсичные металлы имеют химическое сходство с биологически важными металлами, поэтому первые легко включаются в круговорот последних в экосистемах и выключают работу ферментов в организме. Презентация слайд 13,

С помощью Приложения 5 в течение нескольких минут подготовьте сообщение о влиянии ионов свинца на организм человека.

(Приложение 5 содержит информацию для учащихся). Работа в группах. Ученики заполняют схему.
Учитель: А сейчас мы смоделируем процесс попадания ионов свинца в желудок и на следующий день  посмотрим, что  произойдет.
Ученики  осуществляют моделирование желудка из предложенного оборудования и реактивов. (Приложение 6)
 Учитель: Что же влияет на биохимические циклы металлов в биосфере? Кто виновен в изменении биосферных потоков?  Презентация слайд 14

Ученики формулируют вывод и записывают в тетрадь

Выводы:
1. Хозяйственная деятельность человека существенно повлияла на биогеохимические циклы многих элементов в биосфере. С помощью трех ударных сил, оказывающих наиболее сильное воздействие на окружающую среду: сельское хозяйство, энергетика, промышленное производство – человек значительно изменил биосферные потоки металлов, например ( Pb, Cu, Fe, Hg)

2. Многие экологические проблемы рождены несбалансированностью циклов многих элементов, которые, в свою очередь, вызваны опять-таки деятельностью человека. Так, хозяйственные выбросы Pb, Cd, Zn, токсичные для живых организмов, превосходят естественные потоки этих металлов в биосфере в 18,5 и 3 раза, для Hg, Ni – в 2-3- раза.Презентация слайд 15  «Жизнь на Земле влияет на атмосферу, а атмосфера влияет на жизнь на Земле»

IV. Подведение итогов урока.

Наш урок почти закончен. Осталось еще раз вспомнить, о чем вы сегодня узнали и ответить на вопросы:

  1. Назовите макро- и микроэлементы.

  2. Какие токсичные металлы заменяют биогенные?

  3. Где в организме человека накапливаются ионы меди?

V. Домашнее задание.

(1 уровень).  Рассмотрите способы проникновения, места скопления и влияния на организм ионов магния и цинка, воспользовавшись справочными данными, результаты занести в схему.

(2 уровень).  Составьте схему проникновения алюминия в организм человека без использования рисунка.

Презентация слайд 16

VI. Заключение урока.

Учитель. Но знаете ли вы, что количество различных металлов, содержащихся в организме человека, ещё и влияет  на характер человека.

Сообщение учителя.   Презентация слайд 17 (с гиперссылками)