ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
План-конспект урока музыки в 1 классе по теме:
«Музыка – искусство звуков»
Рыбакова Лариса Владимировна
учитель музыки
Смоленск 2025
Цель урока: Развитие способностей к музыкальному творчеству обучающихся 1 класса в различных видах музыкальной деятельности через познание окружающих их звуков.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
Познакомить учащихся с видами звуков, сформировать представление о них;
развивать умение слышать и различать звуки;
продолжить формировать музыкально-ритмические навыки через выполнение музыкально-ритмических движений;
расширить музыкальный кругозор.
Личностные учебные действия:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Коммуникативные учебные действия:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Регулятивные учебные действия:
Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные учебные действия:
Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Прогнозируемые учебные результаты:
обучающиеся 1 класса познакомятся с отличительными признаками звуков музыкальных и шумовых, научатся определять музыкальные звуки среди других видов звуков, узнавать их. Используя полученные знания, научатся определять характер мелодии.
Тип урока: урок-фантазия, комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала.
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая.
Методы: практический, демонстративно-иллюстрационный, эвристический (умение отвечать на проблемные вопросы), словесный, наглядный, демонстрационный.
Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся:
Музыкальный инструмент (фортепиано), компьютер, презентация к уроку, музыкальные клипы к песням, физкультпаузе и произведению для слушания, карточки с обозначением музыкальных и шумовых звуков, музыкальное лото.
Музыкальный материал:
«Весняночка-весна» - муз. и сл. А. Чугайкиной;
«Золотая мама» - муз. и сл. Т. Соколовой;
«Вот мы какие» - муз. и сл. А. Мочаловой;
«Бравые солдаты» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;
«Серенькая кошечка» - муз. В Витлина, сл. Н. Найденовой;
Физкультминутки:
«Мишка с куклой громко топают»
«Что манит птицу» - танец-игра.
Здоровьесберегающие технологии:
Психологический настрой, логопедическая распевка, физкультминутка, смена динамических поз и деятельности, технология сотрудничества (снятие тревожности) и развивающего обучения (снятие нервно - психического напряжения), рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. (Мотивация и снятие психофизического напряжения).
Приветствие учителем учеников:
«Здравствуйте, ребята!» (Нараспев, по звукам I октавы).
Приветствие учениками учителя - ответ:
«Здравствуйте!» (Нараспев, по трезвучию, по ступеням вниз: 5-3-1 - I октавы)
Учитель:
«Как дела, ребята?». (Нараспев, по звукам I октавы).
Ученики ответ:
«Хорошо!» (Нараспев, по трезвучию, по ступеням вниз: 5-3-1 - I октавы).
II. Повторение пройденного материала:
Пение песен по темам: «Защитники Отечества» и «Девочек наших мы поздравляем»:
«Вот мы какие солдаты молодые», «Золотая мама».
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Учитель: (свободная беседа)
– С чего начинается день?
- День каждого человека?
- Как звуками нарисовать картину природы?
Ученики: (Предполагаемые ответы с помощью учителя)
- С утра. Все просыпаются, идут куда-то: на работу, дети в школу…
Учитель:
- Машины поливают дороги и тротуары, а во дворе дворник наводит порядок, ритмично шуршит его метла!
Логопедическая гимнастика. (Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз).
Изображаем дворника с маленькой метелкой - рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко «ш-ш-ш».
Большая метла - увеличивается амплитуда дуги и звук произносится «Ш-Ш-Ш» (попеременно по 4р.)
Учитель:
- Кто-то стучится в дверь к своему другу и зовет его в школу:
Логопедическая гимнастика
Изображая звонок в дверь, произносим «Тр-р-р-р» (8раз).
Учитель:
- А Маша сегодня в школу не пойдёт – у нее очень болит зуб:
Логопедическая гимнастика:
На букву «Н»: девочка ноет, у нее болит зубик, она прикладывает поочередно руку то к одной щеке, то к другой, произносит длинно «Н-н-н», «Н-н-н» (все движения мы делаем примерно по 8 раз).
А теперь я вам предлагаю внимательно послушать тишину. Ребята, вы что-нибудь слышите сейчас?
Дети после некоторой паузы по очереди поднимают руку и называют услышанные звуки: из открытого окна звуки проехавшей мимо машины, шорох падающих листьев, жужжание мухи, голоса детей в коридоре и т.д.
Учитель: Правильно, молодцы, все это – звуки.
Идет беседа о разных звуках: приятных, противных, громких, тихих. Учащиеся вспоминают разные короткие истории из своей жизни про звуки.
IV. Подача нового материала:
Учитель: Тема нашего урока «Музыка – искусство звуков». Сегодня наш урок будет необыкновенным, мы с вами окунемся в прекрасный мир музыки и звуков. Повторим и расширим знания о звуках, выясним все про звуки шумовые и музыкальные.
В природе нет абсолютной тишины. Хотим мы этого или нет, в окружающем нас звуковом океане мы находимся постоянно. Мы слышим стук молотка, шелест листьев, шум ветра, вой сирены спец сигнальных машин, а также песни и музыку.
Так что же такое звук?
Ответы детей.
Учитель: То есть звук – это все, что слышит наше ухо, что доходит до слуха. Все окружающие нас звуки можно разделить на шумовые и музыкальные.
Давайте посмотрим фильм-игру «Звуки музыкальные и шумовые» дальше и угадаем в нем все предложенные звуки.
Ответы детей.
А какие вы знаете музыкальные звуки?
Ответы детей.
Учитель: А когда играют на фортепиано, это какой звук?
Ответы детей.
Учитель: Когда слышим песню, какой звук?
Ответы детей.
V. Актуализации знаний. Игра «Звуки музыкальные и шумовые».
Физминутка «Мишка с куклой громко топают»
1. Давайте вспомним и исполним песню: «Бравые солдаты» - (Укрепление дыхательных мышц, тренировка артикуляционного аппарат и владение вокально-хоровыми навыками).
Учитель: Ну и это еще не все о музыкальных звуках. Если музыкальные звуки дружат между собой, то получается красивая мелодия. Она может быть разной по настроению и характеру: нежная, певучая, мягкая, веселая, радостная, энергичная.
2. Слушание. Давайте послушаем «Серенькая кошечка» - и определим какую мелодию мы слышим? (Опираясь на свой слушательский опыт, делают выводы).
Ответы: Мы слышим мягкую, певучую мелодию. Звуки будут нежными, протяжными, тихими, спокойными.
Учитель: Итак, какие звуки вы услышали?
Ответы детей.
Учитель: А еще звуки бывают звонкими, радостными, задорными, яркими. Давайте прослушаем песню «Серенькая кошечка», кто ее помнит, может подпевать.
Учитель: А какую мелодию вы услышали в этой песне? (Опираясь на свой слушательский опыт, делают выводы).
Ответы: Мы слышим веселую, задорную мелодию. Звуки будут радостными и энергичными.
Учитель: Итак, какие звуки вы услышали?
Ответы детей.
3. Разучивание новой песни. (Укрепление дыхательных мышц, тренировка артикуляционного аппарата и владение ритмическими навыками).
А сейчас давайте продолжим разучивание новой песни «Весняночка-весна».
Учитель исполняет песню, спрашивает о характере. Слушает ответы учащихся. Разучиваем II и III куплеты и припев песни. Учащиеся исполняют задание под руководством учителя, проговаривают текст, прохлопывают ритм, упражняются в чистом интонировании песни.
4. Физкультминутка. (Укрепление дыхательных мышц, тренировка артикуляционного аппарата и владение ритмическими навыками).
Учитель: Вы наверно уже устали сидеть и хотите немного подвигаться. Предлагаю сыграть в игру «Что манит птицу».
Повторение движений исполнителей музыкального клипа.
VI. Выводы по пройденному материалу:
Учитель: Звуки вокруг нас. Они будоражат нашу мысль, пробуждают фантазию и разные образы.
Сегодня на уроке мы с вами окунулись в сказочный, волшебный мир звуков, который называется – МУЗЫКА!
С какими звуками вы познакомились? Что вам больше запомнилось и понравилось на уроке?
Ответы детей.
Учитель: Мир звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Чтобы стать обладателем этих богатств, нужно потрудиться, научиться внимательно прислушиваться к окружающим нас звукам. Нужно научиться слушать тишину. Вы обнаружите, что тишина – это вовсе не тишина, потому что она наполнена звуками. Если вы научитесь любить и понимать музыку, если сможете войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства, то ваше сердце всегда будет стремиться к добру, красоте и человечности.
Вы сегодня очень хорошо работали на занятии, внимательно слушали музыку, отвечали на сложные вопросы. И мы можем наградить себя за это аплодисментами.
Дети хлопают в ладоши.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомились и уже сумели оценить звуки музыкальные и шумовые.
- Какие важные для себя открытия вы сделали на этом уроке?
- А какой может быть мелодия?
- Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали?
- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
Учитель: Наш урок подошел к концу.
Я очень рада, что вам было весело и интересно. И желаю, чтобы это настроение осталось у вас не только до конца урока, но и до конца дня. Но для этого вы должны быть послушными и внимательными. Спасибо за работу. До встречи.