СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему «Слова, обозначающие высокие этические понятия»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

• совершенствовать умения обучающихся выделять этические понятия в фольклорных текстах, подбирать синонимичные и антонимичные ряды, уместно употреблять их в речи;

• углубить знания о происхождении и содержании этических понятий

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему «Слова, обозначающие высокие этические понятия»»

План-конспект урока на тему «Слова, обозначающие высокие этические понятия»


Цели урока:

• совершенствовать умения обучающихся выделять этические понятия в фольклорных текстах, подбирать синонимичные и антонимичные ряды, уместно употреблять их в речи;

• углубить знания о происхождении и содержании этических понятий;

• развить чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;

• воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Актуализация опорных знаний.

• Вспомнить, что же такое этика? Этическая лексика?

• Кто из вас может сказать, что такое фольклорный текст?

4. Работа с текстом

1. Прочитайте отрывки из былины «Василей Буслаев молиться ездил»).


«А свет ты, моя сударыня-матушка

Матера вдова Амелфа Тимофеевна!

Дай мне благословение великое —

Идти мне, Василью, в Ерусалим-град

Со своею дружиною хоробраю,

Мне-ка господу помолитися,

Святой святыни приложитися,

Во Ердане-реке искупатися».

Что взговорит матера Амелфа Тимофеевна:

«Гой еси ты, мое чадо милая,

Молоды Василей Буслаевич!

То коли ты пойдешь на добрыя дела,

Тебе дам благословение великое,

То коли ты, дитя, на розбой пойдешь,

И не дам благословение великова,

А и не носи Василья сыра земля!».


Говорит тут Василей Буслаевич:

«А не верую я, Васюнька, ни в сон ни в чох,

А и верую в свой червленой вяз.

А беги-ка-тя, ребята, вы прямым путем!».

2. Выпишите все слова, называющие этические понятия. Пользуясь толковым словарем, объясните их лексическое значение (каждого в отдельности).

3. Утратили ли некоторые слова свое первоначальное значение? Почему?

4. К какой группе можно отнести данные этические понятия? (религиозная, высокая, лексика с отрицательной коннотацией?) Почему?

  1. Закончите пословицы и поговорки, подбирая по смыслу вторые их части. Выпишите антонимические пары.

ІІ 1) ...а небыль что вода. 2)...всерьёз задумано. 3) ...делает черно. 4) ...что есть добрые люди. 5) ...а неученье - тьма. 6) ...тот мало делает. 7) ...а худая бежит. 8) ...а друг спорит. 9) ...умей и поправиться. 10) ...лучше большого безделья. 11) ...там дураку веселье.

  1. Есть ли стилистическое различие в словосочетаниях добрые люди - люди добрые? Составьте с ними предложения, чтобы доказать правильность своей мысли.

  2. Рефлексия.

  3. Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили об этических понятиях?

  4. Что необходимо учитывать при употреблении этических понятий?

  5. Какова их роль в речи? К каким группам их можно отнести?

  6. Подведение итогов занятия.

  7. Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Ложь во спасение».