Тема: «Система образования в РФ»
Цель: формирование у учащихся первичных знаний и представлений об образовании.
Задачи: познакомить учащихся с особенностями систем образования в России начала 20 века и в современности, рассмотреть систему образования в другой стране; развитие ораторских речевых умений и навыков; навыков публичных выступлений; расширение аналитического мышления, кругозора обучающихся
Форма урока: комбинированный урок с элементами практикума.
Ход урока.
Мотивация.
Расположите в правильном хронологическом карточки с типами общества порядке:
Традиционное общество.
Индустриальное общество.
Постиндустриальное общество.
Назовите главную ценность каждого из представленных обществ.
Под карточками после ответов размещаются карточки с понятиями:
«Земля», «Капитал», «Знание»
Учитель в ходе учебного диалога подводит учащихся к тому, на каком этапе находится современная Россия и важности обладания знаниями.
2.Изучение нового.
План изучения нового.
1. Что такое образование.
2. История образования в России в начале 20 века.
3. Формы получения и структура системы образования в современной России.
4. Современное образование в Англии.
5. Правовой статус студента.
6. Приоритетные принципы образования в России.
1.Что такое образование.
Образование – 1. Получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение.
2. Совокупность знаний, полученных в результате обучения.
Составить предложения или словосочетания, употребив понятие «Образование» в обоих смыслах (по вариантам).
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (из закона РФ «Об образовании»).
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации (ст.43 Конституции РФ).
Когда была принята Конституция РФ?
Всегда ли образование было обязательным и, главное, доступным?
2. История образования в России в начале 20 века.
Сообщение учащегося об образовании в России в начале XX века.
После сообщения учащимся предлагается сравнить образование в России в начале XX века и в современное время.
3. Формы получения и структура системы образования в современной России.
Сегодня в России рассматриваются вопросы образовательной политики государства на современном этапе. Правительство разработало и осуществляет программу модернизации отечественного образования. Продолжается работа над общеобразовательными стандартами. Совершенствуется процедура перехода к ЕГЭ и ГИА. Разработана программа организации профильного обучения в старших классах.
Предусмотрены различные формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная; семейное образование, экстернат и др.
Рассмотрим, что же представляет собой система образования в современной России?
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· функции образования
Современные государства проводят активную политику в сфере образования. Большинство детей учатся в бесплатных государственных школах, во многих странах государственные колледжи и университеты преобладают в системе профессионального образования.
Идею обязательного школьного образования пропагандировал еще основатель движения Реформации Мартин Лютер в начале 16 в. Он считал это необходимым для того, чтобы все прихожане могли самостоятельно читать Библию. Вольный город Страсбург в 1598 г. утвердил это требование в качестве правовой нормы. В 1616 г. Закон об учреждении школ потребовал, чтобы при каждом церковном приходе в Шотландии была создана школа, финансируемая прихожанами и находящаяся под наблюдением церкви. В конце 18 в. законы об обязательном начальном образовании были приняты в Австрии, Пруссии. В 19 веке – во всех европейских странах и Соединённых Штатах Америки. В Российской империи закона об обязательном образовании так и не было принято до 1917 г., в СССР о введении всеобщего начального образования было объявлено в 1930 г.
Почему государства уделяют такое пристальное внимание развитию системы образования? Это связано с тем, что образование выполняет очень важные общественные функции: экономическую, социальную и культурную.
Оно готовит будущих работников, профессионалов. Современной экономике нужны специалисты, которые способны осваивать научные и технические новшества и эффективно их использовать.
Школа способствует социализации личности, формированию тех качеств, которые превращают человека в полноценного члена общества. Кроме того, доступное для всех образование сглаживает социальное неравенство и дает возможность выходцам из разных социальных слоёв реализовать свой потенциал.
И, наконец, с древности система образования была главным каналом передачи из поколения в поколение культурного наследия общества. Только усвоив его, человек может творить, создавать нечто новое.
· принципы, определяющие функционирование системы образования в Российской Федерации
«Закон об образовании» определяет основные принципыего развития в нашей стране.
ü гуманистический характер;
ü приоритет общечеловеческих ценностей;
ü право личности на свободное развитие;
ü единство федерального образования при праве на своеобразие национальных и региональных культур;
ü общедоступность;
ü адаптивность системы образования к потребностям учащихся;
ü светский характер государственных учреждений образования;
ü свобода и плюрализм в; демократический, государственно-общественный характер управления.
· сеть образовательных учреждений в РФ
В системе образования Российской Федерации выделяют три основные части: основное, профессиональное и дополнительное образование.
Виды образования.
Дошкольное образование (детские сады, ясли).
Общее образование
- Начальное общее (1-4 классы)
- Основное общее (неполное среднее) (5-9 классы)
- Среднее (полное) общее (10-11 классы)
Профессиональное образование
- начальное профессиональное образование ( профлицеи)
- среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи)
- высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии)
- послевузовское образование (аспирантура, доктурантура).
Согласно Конституции РФ среднее образование является обязательным.
Каким образом после окончания 9 класса можно получить полное среднее общее образование?
4. Современное образование в Англии.
Мы сравнили образование в России в начале 20 и 21 веков, рассмотрели систему образования в нашей стране. Сейчас же наша гостья из Великобритании расскажет нам об образовании в своей стране.
Сообщение учащихся об образовании в Великобритании на английском языке с переводом (сопровождается презентацией).
5.Правовой статус студента.
Конституция РФ
Закон «Об образовании»
6.Приоритетные принципы образования в современной России.
Принцип гуманизации. Большое внимание общества к личности, ее психологии, интересам. Сосредоточение усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между обучающимися и преподавателями.
Принцип гуманитаризации. Усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека.
Принцип интернационализации. Создание единой системы образования для разных стран, т.е. обеспечение различных форм и систем обучения, проведение активного обмена учащимися и студентами.
Как вы думаете, реализацией какого из представленных принципов является наличие сети дополнительного образования?
Закрепление.
1.Выполняется задание.
Верны ли следующие суждения об образовании?
А. «Закон об образовании» закрепляет в качестве обязательного основное образование.
Б. В процессе образования человек усваивает знания, умения, способы практической и познавательной деятельности.
1 | верно только А |
2 | верно только Б |
3 | верны оба суждения |
4 | оба суждения неверны |
2.Составление синквейна на тему: « Система образование в РФ» (работа в парах).
Рефлексия.