План-конспект занятия по бисероплетению на тему:
"Порхающие цветы"
Цели и задачи:
продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;
закреплять умения и навыки в изображении бисером насекомых;
развивать у детей чувство композиции;
добиваться гармоничного сочетания основных и дополнительных цветов;
воспитывать в детях эстетический вкус, аккуратность при выполнении работ, терпеливость и трудолюбие, образное видение, любовь к природе. Отрабатывать и формировать умения и навыки работы с бисером, учить красиво выполнять плетение, правильно подбирать цвета; совершенствовать умение работать с бисером и проволокой путем простого низания;
воспитывать бережное отношение к природе, любви к окружающему миру и ее красоте, гордости за свой труд.
Оборудование:
схемы (на доске и на партах);
цветовые схемы;
алгоритм выполнения работы;
бисер и проволока, ножницы, линейка, ткань для работы с бисером;
музыкальное сопровождение («Вальс цветов»).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет, проходят к своим рабочим местам.
Преподаватель:
Заниматься начинаем,
Время даром не теряем.
Дети садятся за парты. На партах – ножницы, ткань для работы с бисером, бисер, проволока.
2. Вводная часть
Преподаватель: Здравствуйте, девочки. К нам пришли гости. (Дети обращают внимание на присутствующих). Сегодня на уроке мы продолжим работу по выполнению панно из бисера на диске. На прошлых уроках мы с вами выполнили цветы для панно. Тема этого урока «Порхающие цветы».
– Какой сейчас идет месяц? (Январь)
– Какое время года? (Зима)
- На прошлых уроках мы с вами делали цветы, а зимой растут цветы? (Нет)
- А в какое время года растут цветы? (Весной, летом)
– Какие приметы весны вы знаете? (Тает снег, птицы возвращаются с юга, день становится длиннее, солнце начинает пригревать, оживает природа, проталины, подснежники, ледоход, животные выходят из зимней спячки, появляются насекомые, набухают почки на деревьях).
– Все правильно. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы скажете мне, какое насекомое мы будем плести для нашего панно.
Загадка
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Дополнительно можно использовать в качестве подсказки ещё одну загадку:
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка)
Преподаватель: Молодцы! Правильно, мы будем плести бабочку. Смотрите, какая красавица прилетела к нам в класс. Она вместе с нашими гостями будет наблюдать за вашей работой.
(В класс входит девочка в костюме бабочки).
Девочка-бабочка: Здравствуйте, девочки! Мы – бабочки – самые красивые представители насекомых. Мне очень интересно, как вы сделаете нас из бисера.
Преподаватель: Бабочка приготовила сюрприз, о котором можно будет узнать только в конце занятия.
На прошлых занятиях мы выполнили основную часть работы: сплели и собрали цветы и листья, разместили готовые элементы на диске. Теперь нужно выбрать форму, цвет и место для бабочки. Вам предлагается на выбор насколько схем разной сложности. (Рисунок 1)



Рисунок 1.
Схемы чёрно-белые, потому что цвет для своей бабочки вы выберете сами. Давайте вспомним, какие бывают цвета и как они могут сочетаться между собой.
Дети: Цвета бывают основные, их три (красный, жёлтый, синий). Они могут быть насыщенными и осветленными. У них есть еще одно название – хроматические. Еще есть ахроматические цвета. Это: белый, серый, чёрный.
Преподаватель: Молодцы! Остается добавить, что остальные цвета в природе получаются путем смешивания цветов. Бабочка принесла вам цветные подсказки, так как качество изделия из бисера во многом зависит от выбранной цветовой гаммы. Цвета необходимо выбирать в гармонии друг с другом. Хочу напомнить, что гармония цветов делится на гармонию родственных цветов и гармонию контрастных цветов. Гармония родственных цветов имеет три разновидности: одноцветную, преобладающую, аналогичную.
В это время на доску прикрепляются изображения называемых сочетаний. (Рисунок 2)
Для того чтобы ваши работы после полного завершения смотрелись красиво, бабочка предлагает вам воспользоваться её подсказками сочетаний.
Девочка-бабочка: Я желаю вам удачи.
Итак, давайте приступим к выполнению работы. Гости могут присоединиться к нам. Перед началом работы мы немного разогреем наши руки.
3. Разминка. Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
– Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, выпрямить пальцы. Бабочка сложила крылья. А теперь бабочка слетает с цветка. Ладони остаются выпрямленными и напряженными, пальцы не сгибаются. Взмах крыльев осуществляется только лёгким, но резким движением в запястьях. Когда полёт окончен, бабочка вновь садится на цветок и складывает крылья.

Рисунок 2.
4. Практическая часть
а) Объяснение правил техники безопасности (работа с ножницами, проволокой) и напоминание о правильной посадке за партой во время работы.
б) Разбор схем в индивидуальном порядке.
в) Самостоятельная работа детей (учащиеся берут необходимый бисер, кусочки проволоки нужной длины и начинают нанизывать бисер на проволоку согласно выбранному алгоритму выполнения изделия).
Самостоятельная работа идет под музыкальное сопровождение.
5. Динамическая пауза (через 10 – 15 минут после начала работы).
Преподаватель: Ребята, давайте на несколько секунд представим себе, что цветок и бабочка, сделанные из бисера могут ожить…Повторяйте за мной.
Спал цветок (дети сидят, сложа руки)
И вдруг проснулся (встали)
Больше спать не захотел (медленные повороты головы)
Встрепенулся (наклоны влево – вправо; руки свободно опущены)
Потянулся (поднимают руки, тянутся вверх, встав на носочки)
Взвился вверх (движения кистями рук вперёд – назад)
И полетел (руки в стороны, повороты туловища влево – вправо)
Солнце утром лишь проснётся (повороты вокруг себя на месте)
Бабочка кружит и вьётся (имитация взмахов крыльев бабочки).
Садимся и продолжаем работать.
6. Творческая работа
а) Общение с детьми. В ходе работы преподаватель сообщает обучающимся краткие информационные сведения из жизни бабочек, например, сколько видов бабочек существует, какие из них есть в нашем районе, какая бабочка является самой крупной.
б) Оформление изделия (дети собирают детали изделия «бабочка» в одно целое, а готовые изделия с помощью преподавателя помещаются на диск с цветами). (Рисунок 3).

7. Гимнастика для глаз
Преподаватель: Ребята, вы долго работали с мелким бисером, ваши глаза наверное устали. Давайте поиграем в игру и сделаем гимнастику для глаз. Представьте, что в нашем классе летает настоящая живая бабочка. Давайте одним взглядом посмотрим туда, куда летит бабочка. Голову постарайтесь не поворачивать. Представьте, что она полетела на потолок, затем опустилась на пол, а теперь – на стену справа. Посидела на ней немного и выпорхнула в окно, полетала там чуть-чуть и вернулась на место. Давайте полюбуемся нашей красавицей. (Дети взглядом скользят по контуру бабочки по часовой стрелке и против часовой стрелки).
8. Анализ работы. Подведение итогов занятия
Преподаватель отмечает «+» и «–» работ обучающихся, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся при изготовлении бабочки. Если ребята полностью завершили работу над изготовлением панно, то организуется выставка работ.
Преподаватель: Итак, мы подвели итоги, теперь обещанный бабочкой сюрприз. (Дети получают календарики с изображением бабочек). Я благодарю вас за старание, добросовестное выполнение задания. Спасибо нашим гостям за то, что они пришли к нам. Занятие окончено. Приводим рабочие места в порядок.
9. Резерв
Если кто-то справился с выполнением работы раньше намеченного срока, ему предлагается выполнить творческое задание – разгадать кроссворд на тему цветов и бабочек.