План - конспект мастер – класса для педагогов
«Рисование в стиле тингатинга»
Цель мастер-класса:
создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса на основе организации пространства по обмену опытом.
Задачи мастер - класса:
передача педагогом своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
обогащение знаний и представлений педагогов о нетрадиционных техниках рисования;
раскрытие творческого потенциала педагогов.
Оборудование: Листы для акварели или альбомные, гуашь, набор кисточек (широкие и тонкие), баночки-непроливайки, салфетки, палитра, акриловый контур, набор карандашей.
Ход мастер-класса:
Вступительное слово педагога.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я – Стручкова Светлана Вадимовна, учитель изобразительного искусства в МБОУ «1-ЖСОШ им. П.С. Скрябина» представляю Вам мастер-класс по изобразительному искусству «Рисование в стиле тингатинга».
Рисование для каждого ребенка – это способ выразить свои чувства и эмоции, проявить свою фантазию. Поэтому все дети так любят рисовать. Но очень часто бывает, что на уроках изобразительного искусства у них снижается мотивация, появляется неуверенность в своих силах и формируется отрицательное эмоциональное отношение к рисованию. Дети говорят – «не люблю рисовать», «не умею рисовать».
Чтобы создать у него положительную мотивацию к рисованию нужно постоянно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Так как только учебная деятельность, построенная с доминированием занимательного материала, увлекательных приемов, форм и методов способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, могу с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками, приемами и способами изображения предметов или окружающего мира ребенок получает возможность выбора.
Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься интересным делом. Но если сам педагог не умеет и не любит рисовать, лепить, творить – детям будет сложно чему-то у него научиться.
И сегодня мне бы хотелось познакомить вас с только недавно ставшем известным стилем рисования - «тингатинга».
Тингатинга – это стиль африканского искусства, где все изображения как будто выполнены детской рукой. Появилась она в 60-х годах в Танзании в Восточной Африке. Эта техника носит название «Тингатинга» по имени своего основателя – африканца из племени Макуа Эдуарда Саиди Тингатинга. В качестве холста художник использовал стены домов. Не имея возможности купить профессиональные краски и кисти, он использовал обычные эмалевые краски для покраски машин и велосипедов.
Почерк большинства работ Эдуарда Тингатинга очень узнаваем:
- он использовал одноцветный фон с небольшим количеством оттенков;
- основной мотив наносится с помощью простых и четких линий и занимает почти весь фон;
- отсутствует перспектива.
На его картинах изображены диковинные животные и птицы всех цветов радуги. Такие рисунки привлекали детей, незатейливые и красочные сюжеты заставляли попасть ненадолго в красочную сказку. Его незамысловатые, на первый взгляд, эмоциональные картины очень точно передают яркий и многогранный колорит африканской флоры и фауны.
Практическая часть.
Уважаемые коллеги! У кого возникло желание на собственном опыте попробовать нарисовать картину в стиле «тингатинга», я приглашаю занять места за рабочими столами.
Для рисования нам необходимы – альбомные листы, гуашь, кисточки широкие и тонкие, баночки для воды и вместо белой гуаши можно использовать белую акриловую краску.
Возьмем лист бумаги. Сначала выполним фоновую растяжку цвета. Первую полосу на 1/3 листа широкой кистью раскрасим в желтый цвет.
Вторую полосу выполним оранжевой краской.
Последнюю часть раскрасим красной краской.
Для того чтобы придать листу одинаковый ровный цвет проводим цветовую растяжку, т.е. плавный переход от красного до желтого. Продольными движениями кисти.
Черной краской рисуем антилоп. Я приготовила вот такие шаблоны. Можете обвести их. Закрашиваем полностью черной краской.
Также черной краской кистью прорисуем извивающуюся ветку дерева.
На дереве у нас сидит птица тукан. Рисуем опять же черной краской и закрашиваем.
Основной рисунок закончен. Теперь начинаем оживлять свой рисунок. Для этого нам понадобится белая краска. Подкрашиваем антилопам шеи и животики светло серым. Тонкой кисточкой аккуратно и осторожно прорисовываем изгибы ветки дерева, рисуем зеленой краской точки - это листочки, можно добавить белые точки. Расписываем птичку, добавляем перышек на хвост птички.
Заключительная часть
Я надеюсь, что мастер-класс, представленный мною сегодня, не только познакомил вас с чем-то новым и неизученным, но и доставил заряд положительных эмоций и поднял Вам всем настроение!
Спасибо за внимание!