СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект открытого урока по биологии. Тема "Шляпочные грибы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Представленный урок дан в 7б классе специальной (коррекционной) школы для обучающихся с умственной недостаточностью. Урок дан в соответствии с образовательной программой по биологии (В.В. Воронкова, Москва, Просвещение, 2014 г.). Между учителем  и обучающимися  в данном классе установлены доверительные и конструктивные отношения. Работоспособность у большинства ребят выше среднего, что позволяет задавать высокий темп работы.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект открытого урока по биологии. Тема "Шляпочные грибы"»

Тема: «Шляпочные грибы»

Цель:

  • Изучить характерные особенности строения, питания, размножения организмов относящихся к царству «грибы».

  • Обучить учащихся распознавать съедобные и ядовитые грибы, оказывать первую помощь при отравлении грибами.

  • Продолжить работу по коррекции познавательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Оборудование: коллекция муляжей шляпочных грибов, рисунки, иллюстрирующие различные этапы урока, мультимедийное оборудование для презентации урока.

Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. - Что мы изучали на прошлом уроке? - Что такое бактерии? (работа по рабочим тетрадям) СЛАЙД 1

Что такое бактерии? Отметь правильные

ответы знаком «+», неправильные – знаком «-».


Бактерии – живые организмы огромных размеров.

Бактерии – мельчайшие живые организмы.

Бактерии имеют корни, стебли, листья.

Бактерии не имеют корней, листьев, стеблей, цветков.

- На какие группы делятся бактерии? СЛАЙД 2 Бактерии брожения сквашивают продукты Бактерии гниения помогают сгнивать умершим растениям и животным Клубеньковые бактерии усваивают азот из воздуха Болезнетворные бактерии вызывают болезни у человека и животных



III. Объяснение новой темы.

1)Вступительная беседа.

Учитель:

- Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с еще одной группой живых организмов. А для этого я приглашаю вас на прогулку.

Посмотрите, куда мы пойдем? Правильно, мы пойдем в лес. Для чего же мы туда пойдем?

СЛАЙД 3

-Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы его закончите и узнаете, что мы сегодня будем изучать.

Полон сказок и чудес,
Наш дремучий, темный лес,
Нас к себе он приглашает,
Раскрыть все тайны обещает.
Чтоб узнали точно мы –
Как в лесу растут ... (грибы)

Учитель:

- Правильно, грибы. Сегодня мы будем говорить о грибах.

Скажите, пожалуйста, где можно встретить грибы?

СЛАЙД 4

- Грибы бывают очень разные, они обитают повсюду, где есть органические вещества: в почве, воде, в жилище, в продуктах питания, в теле человека?
- Мир грибов очень разнообразен, их насчитывается 100 тысяч видов?
- Плодовое тело гриба во время роста, впитывая воду в 10-12 раз больше массы собственного тела.
- Если белый гриб, которому «отроду» всего один день, весит 2 грамма, то на шестой день его жизни вес увеличивается в 95 раз.
- Подосиновик может вырасти в высоту на 20 см., а диаметр шляпки до 30 см.
- За одни сутки подберезовик может вырасти на 3 - 5 см.

2) Учитель: Видов грибов очень много. Сегодня на уроке мы будем говорить о шляпочных грибах.


I этап урока.

На доске тема «Шляпочные ГРИБЫ», буквы переворачиваются и падают.

СЛАЙД 5

Учитель: Чтобы вернуть буквы на место, нам нужно рассмотреть особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. Познакомиться с многообразием шляпочных грибов, их значением в природе и жизни человека. Постепенно отвечая на вопросы, мы будем восстанавливать тему.

Учитель: Какую первую букву мы должны поднять?

Г  Чтобы поставить букву Г на место нам нужно изучить строение гриба?

СЛАЙД 6

Учитель: Если в месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити.
Это грибница.

Ученые установили, что эти ветвящиеся нити и есть настоящее тело гриба, а то, что мы привыкли называть грибами, всего лишь плодовое тело.

- Сравните шляпки грибов на картинках. Какое отличие вы заметили?

У одних грибов, например у белого гриба, подберезовика, масленка, нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы. Нижний слой плодовых тел рыжиков, сыроежек, волнушек образован многочисленными пластинками. Это пластинчатые грибы.

СЛАЙД 7

- Давайте распределим грибы по группам.

СЛАЙД 8

Пластинчатые и трубчатые. Мы все сделали правильно, поэтому буква Г встает на место.

Буква Г встает на место.

СЛАЙД 9


II этап урока.

Учитель: Какую букву нам нужно поднять следующей? Правильно Р. Чтобы поднять букву Р надо узнать, как размножаются грибы.

СЛАЙД 10,11,12

Р Как размножаются грибы?

В лес отправились ребята,
По маслята и опята.
По грибочку собирали,
И в свое лукошко клали.
До полянки так добрались,

- Как растут грибы на полянке?

- Давайте попробуем выяснить, как размножаются грибы? О казывается на внутренней стороне шляпки гриба созревают споры. Чем больше поверхность шляпки гриба, тем больше созревает спор.

СЛАЙД 13

- А что такое споры?

Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер. Разносят их птицы, слизни, белки, зайцы, поедающие грибы. Во влажной, богатой перегноем почве, споры грибов прорастают, из них развиваются нити грибницы. На которых затем происходит образование новых плодовых тел.

- Так что же такое спора?

Спора - клетка, дающая начало новому организму.

СЛАЙД 14

Буква Р встает на место.

III этап урока.

Учитель: Какой будет следующая буква?

СЛАЙД 15

И Питание грибов.

Учитель: Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество. Грибы питаются мертвыми органическими веществами или поселяются на живых организмах и питаются за их счет.

В лес осиновый пойду - подосиновик найду,
Собирать маслята мне, в ельнике иль сосняке.
Под березой встречу я - груздь, волнушку, валуя,
Ну а белый гриб хорош, и вблизи дубов найдешь.

Учитель: Грибники давно заметили, что подберезовики встречаются в березовом лесу, подосиновики в осинах, маслята и рыжики в сосновых и еловых лесах. Прочитайте тему учебника и найдите ответ на вопрос:

СЛАЙД 16

Почему грибы растут рядом с определенным видом деревьев?

(выборочное чтение)

Правильно, оказывается, что грибница растет не сама по себе. Она срастается с тонкими корневыми волосками дерева и питается органическими веществами растения, с которым живет рядом. Обнаружив это люди, сначала решили, что гриб «присосался» к дереву и «грабит» его. Но позже поняли: не только грибам не жить без деревьев, но и деревьям не существовать без грибов. Грибы получают от деревьев необходимые им питательные вещества. И сами не остаются в долгу: они гораздо быстрее добывают из земли воду и отдают ее деревьям вместе с полезными веществами.

СЛАЙД 17

И встает на место.

IV этап урока.

СЛАЙД 18

Следующая буква Б съедобные и ядовитые грибы.

Учитель: Ребята, какие грибы называются съедобными?

А что значит « ядовитые грибы»?

Приведите примеры съедобных и ядовитых грибов.

Что случилось с нашим Петей?
Скушал он грибочки эти?
Разве Петя ты не знал,
В кузовок к тебе случайно,
Ядовитый гриб попал!

- А вы ребята знаете, какие грибы съедобные, а какие ядовитые? Давайте поиграем.

Игра: Собери грибочки в кузовочек

СЛАЙД 18 (распределение съедобных и ядовитых грибов)

Молодцы, вы хорошо справились с заданием

СЛАЙД 19

Буква Б встает на место

Кто же Петеньке поможет?
Кто спасти ребенка сможет?

СЛАЙД 20

Самостоятельная работа. Учащиеся делятся на группы при помощи маркировки под столами красные и желтые. Кому достались красные флажки, работают с карточками по оказанию первой помощи при отравлении грибами, у кого желтые флажки работают с правилами сбора грибов.
На столах лежат инструкции:

- правила сбора грибов
- первая помощь при отравлении грибами

МОЖНО СОБИРАТЬ ТОЛЬКО ТЕ ГРИБЫ, КОТОРЫЕ ТЫ ХОРОШО ЗНАЕШЬ

ПРИ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКАХ ОТРАВЛЕНИЯ ВЫЗОВИ СКОРУЮ ПОМОЩЬ

КОГДА СОБИРАЕШЬ ГРИБЫ, БЕРИ ИХ С НОЖКОЙ

НЕ ПРОБУЙ НА ВКУС СЫРЫЕ ГРИБЫ

ОЧИСТИТЬ ЖЕЛУДОК И КИШЕЧНИК ОТ ПИЩИ

ПРЕДОСТАВИТЬ БОЛЬНОМУ ПОЛНЫЙ ПОКОЙ

ПРЕДОСТАВИТЬ БОЛЬНОМУ ПОЛНЫЙ ПОКОЙ

Учитель: Помните, дети, правила эти - не нужно грибы собирать как наш Петя!

Буква ы встает на место.

СЛАЙД 21

V этап урока.

Закрепление изученного на уроке. Выполнение тестов.

СЛАЙД 22,23

Учитель: Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека?

СЛАЙД 24

Это интересно!

  1. 258 видов шляпочных грибов содержат антибиотики, замедляющие рост болезнетворных организмов.

  2. Экстракт, полученный из белого гриба, использовали для лечения обморожения, рака.

  3. Желчный гриб используют для лечения болезней печени, желчного пузыря.

  4. Опенок обладает слабительным действием, его используют для лечения щитовидной железы.

  5. Отваром мухоморов, лечат ревматизм, заболевания кожи, эпилепсию, тонзиллит.

Учитель: Мы закончили наше путешествие и теперь мы можем ответить на вопрос? К каким организмам нам нужно отнести грибы?

- По особенностям строения, питания, размножения, грибы относят к отдельному царству, которое называется царство грибов!

Учитель: Заканчивается прогулка по лесу….

В лесу не просто так гуляли,
О грибах мы все узнавали.
Что им нужно, чтоб питаться,
Где расти, как размножаться,
В группы их распределяли,
И в свое лукошко клали.
Узнавать учились мы,
Ядовитые грибы.
Петеньку спасали, дружно.
В общем было нам не скучно...
Очень многое узнали –
И с собой для жизни взяли!

Учитель: Давайте узнаем, что полезного вы узнали сегодня на уроке? Я предлагаю вам ответить на вопросы теста (тест пятерочка). Поставьте знак + в клеточках, соответствующих правильным ответам.

Итог урока. Вставление оценок

Учитель: Запишем домашнее задание.

Прочитайте текст учебника и ответьте на вопросы в конце текста.