Вводная беседа. Ребята, наш урок я хотела бы начать с вопроса. -Как вы представляете схему устройства нашего мира, Вселенной? Ответы учащихся: Есть огромный космос и много солнечных систем, в нашей солнечной системе 8 планет и все планеты вращаются вокруг солнца, почти у всех планет есть спутники. Наша планета Земля имеет круглую форму и тд. Вопрос учащимся: -Всё верно! А скажите пожалуйста как вы об этом узнали, сами догадались? Ответы учащихся: Нет! Прочитали в книгах, смотрели передачу по телевизору, в интернете, рассказывали в школе и показывали фотографии из космоса и тд. -Правильно, мы живём в 21 веке. В веке с развитыми промышленными и компьютерными технологиями. Люди покоряют космос и делают научные открытия. Поэтому мы знаем всё вышеперечисленное вами. А давайте представим, что мы с вами оказались во времена древних цивилизаций и зададим себе тот же вопрос: Как устроен наш мир? Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из первых схем- образов устройства нашего мира, познакомимся с понятием «Мировое дерево». Жизнь древних людей была тесно связана с лесом, поэтому многие народы считали, что в центре мира находится огромное дерево. Мировое дерево (космическое, небесное дерево, дерево жизни), по представлению древних, это центральная ось Вселенной. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с подземным миром. Это своеобразная модель мира, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница, по которой можно перейти в потусторонний мир или в мир богов. Давайте посмотрим как изображали мировое дерево разные народы. Просмотр мультимедийной презентации «Изображение мирового дерева у различных народов мира» При просмотре слайдов учитель анализирует изображения. Впервые схема Мирового Дерева появляется в эпоху неолита. У скандинавских народов мировое древо – гигантский ясень. Древо жизни и судьбы, соединяющее различные миры: небо, землю и подземелье. Мировое дерево в славянской мифологии - это дуб. Мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, ствол и ветви организуют земное пространство, корни - нижний мир. Мировое дерево часто вышивали мастерицы красными нитками на тканых полотенцах. В китайской мифологии существует дерево Фусан, растет в центре Поднебесной (древнее название Китая), на нем живут нефритовый петух и десять солнц -десять золотых воронов. Также изображения мирового дерева встречаются в Древнем Египте, Индии, Месопотамии, и др. Вопрос учащимся: Разные народы изображали Мировое дерево по-разному. Но может быть вы, ребята, заметили что-то общее между этими изображениями? Ответы учащихся: На ветвях изображены птицы, в корнях змеи, а возле ствола люди и другие животные. Вы очень наблюдательны! Дело в том, что по этим трём зонам распределяется весь животный мир; наверху в ветвях птицы :орел, сокол, петух, жар-птица, ворон и др., в середине - копытные животные: олени, коровы, антилопы пчелы (символ человеческого рода), внизу возле корней такие животные как змеи, лягушки, рыбы и хищные животные. Считалось, что белка посредницей между мирами и могла перемещаться из одного мира в другой. На ветвях часто изображают солнце, звезды, огни, шары, символы небесных светил. О мировом дереве создано множество мифов и легенд, …и некоторые из них дошли и до наших времён, спрятанные в сказках. Вопрос учащимся: Какие вы помните сказки, поэмы, где особое внимание уделялось бы дереву? Пушкин А.С. Руслан и Людмила, Сказки о царе Салтане. Андерсен Х.К. Джек и бобовое зёрнышко и др. Вот видите как много вы вспомнили интересных и разных образов воплощения Мирового дерева. Сообщение цели урока: Давайте и мы с вами придумаем и нарисуем выразительный образ Мирового дерева. Отобразите в своём рисунке то, что вы услышали сегодня на уроке и дополните своими идеями. |