СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по химии на тему:"Аминокислоты". 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Габриелян, О.С.  Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- 3-е изд. перераб.- М.: Дрофа, 2007. – 191, [1] с.: ил.

Тема урока: «Аминокислоты».

Цель: изучить состав, строение, изомерию и  химические свойства аминокислот.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по химии на тему:"Аминокислоты". 10 класс»


Габриелян, О.С.

Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- 3-е изд. перераб.- М.: Дрофа, 2007. – 191, [1] с.: ил.


Тема урока: «Аминокислоты».

Цель: изучить состав, строение, изомерию и химические свойства аминокислот.

Домашнее задание: § 17 (стр. 122-127), упр.10, задача 11.

Оборудование для проведения демонстрационного опыта: порошок CuO, растворы NaOH, глицина, индикаторов (фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса), глутаминовой кислоты, универсальная индикаторная бумага, пробирки.

План изучения нового материала

  1. Аминокислоты – производные карбоновых кислот.

  2. Функциональные группы аминокислот

  3. Номенклатура и изомерия аминокислот

  4. Физические свойства аминокислот

  5. Химические свойства. Аминокислоты – амфотерные органические соединения.

  6. Пептидная связь. Полипептид

  7. Нахождение в природе, значение и применение аминокислот.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. § 16, упр. № 5 (цепочка превращений) и задача №7 (горение аминов, объёмная доля метиламина в смеси) – у доски.

Фронтальная беседа

1. Как изменяются физические свойства предельных аминов в гомологическом с ↑Mr? (Ответ: растворимость падает, агрегатное состояние Г-Ж-Т, плотность растёт, растут t•С кипения и плавления);

2. Какая группа является функциональной группой аминов и почему? (Ответ: аминогруппа, она определят основные химические свойства аминов как органических оснований);

3. Каково взаимное влияние атомов в молекуле анилина? (Ответ: радикал фенил влияет на аминогруппу, ослабляя основные свойства анилина; аминогруппа влияет на фенил, реакции замещения идут по положениям 2,4,6 цикла).

  1. Объяснение нового материала строится на основе опорной схемы №1 и демонстрационных опытов.

Демонстрационные опыты

  • Определение реакции среды в водном растворе глицина и глутаминовой кислоты. С помощью полоски универсальной индикаторной бумаги (или растворов индикаторов) определяют рН 1% раствора глицина. Отсутствие кислой реакции раствора глицина объясняется образованием внутримолекулярной соли. Глицин – моноаминомонокарбоновая кислота. Аналогичные действия проводят с раствором глутаминовой кислоты – моноаминодикарбоновой кислотой. Реакция среды – кислая, рН-3,4-3,6.

  • Реакция глицина с оксидом меди (II). В пробирку вносят 2 мл 1% раствора глицина, добавляют 1 г порошка оксидом меди (II). Появление голубой окраски раствора свидетельствует об образовании медной соли глицина.

  • Реакция раствора глутаминовой кислоты с раствором гидроксида натрия. В пробирку вносят 1 мл раствора NaOH, несколько капель раствора фенолфталеина, затем по каплям добавляют раствор глутаминовой кислоты. Протекает реакция нейтрализации, раствор обесцвечивается.


Опорная схема № 1. Аминокислоты

(NH2)m R(COOH)n

- NH2 аминогруппа - СООН карбоксильная группа

Строение: бифункциональные вещества, взаимное влияние атомов, новые специфические свойства, «внутренние соли», ионный тип связи.


Физические свойства: б/ц кристалл. в-ва, х. р. в H2O, плавящиеся с разложением

при t 200ºС, б/в или вкус сладкий, горький.


Изомерия: - углеродного скелета;

- положения аминогруппы;

- межклассовая (нитросоединения, сложные эфиры);

- оптическая.

Номенклатура: «амино» + название кислоты

Химические свойства: NH2R− СООН

↓ ↓

основные кислотные

свойства

↓ ↓

взаимодействие

с кислотами с основаниями и спиртам


Возможно образование двух видов солей одной аминокислоты





NH2− Аминокислоты - амфотерные органические соединения. − СООН

Поликонденсация аминокислот

O H

|| |

CN− пептидная связь, полипептид (см. стр. № 126)

Природные←Аминокислоты→Синтетические

Незаменимые, пища

Синтезируемые организмом

Применение: пищевая, медицинская, химическая, микробиологическая промышленности.



  1. Самостоятельная работа с учебником (стр. 126-127)

Вопросы для беседы после изучения материала учебника: 1. Как называется первая аминокислота, выделенная химиками из природных объектов? (аспарагин из сока спаржи); 2. Каково значение аспарагиновой и глутаминовой кислоты для живых организмов? (аспарагиновая кислота связывает аммиак, глутаминовая содержится в мозге, сердечной мышце и плазме крови, связывает аммиак); 3. Каково применение глутаминовой кислоты и её солей? (пищевые добавки).

  1. Закрепление изученного материала. Выполнение интерактивных или иных упражнений по данной теме.

Приложение Глицин (Glycine) Русское название: глицин

Латинское название вещества: Glycinum (род. Glycini)

Химическое название: аминоуксусная кислота

Брутто-формула: C2H5NO2

Характеристика вещества. Заменимая аминокислота. Белый кристаллический порошок, легко растворим в воде.

Применение вещества. Стрессовые состояния, психоэмоциональное напряжение, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, неврозы, неврозоподобные состояния, вегетососудистая дистония, последствия нейроинфекций и черепно-мозговой травмы, нарушение сна; острый ишемический инсульт. Для повышения умственной работоспособности, в т.ч. подросткам с девиантными формами поведения.

Глутаминовая кислота (Glutamic acid) Русское название: глутаминовая кислота Латинское название вещества: Acidum glutaminicum (род. Acidi glutaminici ) Химическое название: L-Глутаминовая кислота Брутто-формула: C5H9NO4

Применение вещества. Эпилепсия, шизофрения, психозы, реактивные состояния, протекающие с явлениями истощения, депрессия, последствия менингита и энцефалита и др. В педиатрии — задержка психического развития, церебральный паралич, последствия внутричерепной родовой травмы, болезнь Дауна, полиомиелит (острый и восстановительный периоды).