ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по (ОБЖ)
в группе СТ-17
на тему «Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение»
Разработал: _____________
ФИО
слушатель курсов профессиональной переподготовки «название курса в соответствии с учебным планом»
Проверил: ________________________
ФИО руководителя практики
План-конспект урока
«Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение».
Урок 1
Цели урока:
Ознакомить студентов с основными положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Создать на уроке микроклимат, способствующий осознанию учащимися необходимости несения воинской службы и их личной ответственности за защиту Отечества.
Планируемые результаты обучения:
Формирование у учащихся внутренней готовности к военной службе по призыву.
Знание требований Закона «О воинской обязанности и военной службе».
Организация познавательной деятельности:
Самостоятельная работа с документами, изучение статей Конституции Российской Федерации, Закона «О воинской обязанности и военной службе»
Обсуждение вопросов, предлагаемых преподавателем в процессе изложения материала.
Вопросы урока:
Воинская обязанность и военная служба - определение, правовая основа.
Воинский учет.
Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе.
Учебно-методическое сопровождение урока:
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
Конституция Российской Федерации.
Дидактический материал для мультимедиа «Воинская обязанность граждан РФ предусматривает» (схема 1);
«В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан предусматривает» (схема
«Воинский учет» (схема 3);
«Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает» (схема 4);

«Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает» (схема 5);
«Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан, подлежащих постановке на первоначальный воинский учет» (схема 6).

А
Годен к военной службе
Вступительная часть
В ст. 59 Конституции Российской Федерации говорится о том,что:
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3.Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества 6 марта 1998 г. Государственной Думой был принят, а 12 марта 1998 г. Советом Федерации одобрен Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», основные положения которого мы рассмотрим на этом уроке.
Основная часть
Что же такое воинская обязанность, что она предусматривает и в чем заключается военная служба?
Воинская обязанность - это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных сил.
Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан предусматривает:
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.
Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных сил, экономики государства и органов государственной власти страны.
Военное положение - особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.
Военное время -период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени. Воинская обязанность является всеобщей, так как выполнение ее возлагается на ВСЕХ граждан мужского пола, достигших определенного возраста.
Воинская обязанность есть обязанность личная; она не допускает замены военнообязанного другим лицом.
Давая определение военной службе, преподаватель говорит о том, что военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, а также в других войсках.
Преподаватель рассказывает учащимся о других войсках. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что граждане проходят военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке (по контракту).
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации
Воинский учет
Воинский учет - это одна из важнейших составляющих воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства. Он осуществляется военными комиссариатами по месту жительства.
Воинский учет позволяет определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных сил личным ставом.
Воинскому учету подлежат, согласно законодательству, все граждане, кроме освобожденных от воинской обязанности. Порядок воинского учета граждан определяется Законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о воинском учете, которое утверждается постановлением Российской Федерации.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Ее осуществляет комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая по месту жительства.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется в течение всего календарного года.
Все граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:
состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате;
явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменение семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района;
сняться с воинского учета при приезде на новое место жительства и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства;
бережно хранить военный билет (временное удостоверение), а в случае его утраты в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат по месту жительства.
Демонстрируя схему 3, преподаватель перечисляет категории граждан, не состоящих на воинском учете.
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе
Используя схему 4, преподаватель говорит о том, что предусматривает обязательная подготовка к военной службе.
Государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования предусмотрено получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны.
Преподаватель рассказывает о военно-патриотическом воспитании граждан, а также о подготовке граждан по военно-учетным специальностям. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации или других войск.
При постановке на воинский учет гражданин проходит медицинское освидетельствование для определения годности его к военной службе по состоянию здоровья, а также профессиональный психологический отбор для определения пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям.
(С помощью схемы 6 учащиеся знакомятся с заключениями, которые делают врачи по результатам медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.
При проведении медицинского освидетельствования врачи-специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав гражданина, оценивают состояние его здоровья, физическое развитие и выносят заключение о годности указанных граждан к военной службе (схема 5).
Граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (категория А) или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория Б), подлежат призыву на военную службу установленным порядком. При этом граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, не могут направляться для прохождения военной службы в воздушно-десантные войска, морскую пехоту и Военно-морской флот плавающий состав). Гражданам, признанным временно не годными к военной службе (категория Г), предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования и лечения. Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе (категория В), зачисляются в запас Вооруженных сил РФ и подлежат периодическому (один раз в три года) освидетельствованию до достижения ими 27-летнего возраста, а признанные не годными к военной службе (категория Д) освобождаются от исполнения воинской обязанности.
Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что по результатам медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет гражданин, признанный ограниченно годным к военной службе, зачисляется в запас, а признанный не годным к военной службе освобождается от исполнения воинской обязанности. Решение принимает комиссия по постановке граждан на воинский учет.
На схеме 5 показано, в чем заключается добровольная подготовка гражданина к военной службе.
Здесь целесообразно обратить внимание учащихся на то, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.
Граждане, которым присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуется преимущественным правом при зачислении в военные училища, либо вправе выбрать при призыве на военную
службу вид и род войск.
Провел урок в группе СТ-17.
1) Количество студентов в группе - 25. Уровень успеваемости студентов – средний. Студенты в основной своей массе активные и творческие. Эти особенности были учтены в планировании урока. Отношение к учёбе позитивное, работоспособность высокая.
2) Урок соответствует календарно-тематическому планированию и рабочей программе по предмету.
3) Тема раздела: «Воинская обязанность»
Тема урока: «Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение» - 2 часа, первый урок в модуле.
4) Урок построен на системно-деятельностной основе.
5) Тип урока - «открытия» нового знания. Выбор типа урока обосновывался тем, что это первый урок в теме модуля.
6) Методы: (беседа, частично-поисковый, практическая работа).
7) Цель урока: Ознакомить студентов с основными положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
8) Межпредметные связи: история, обществознание, физическая культура.
9) Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая, коллективная.
10) Ведущие понятия:
Воинская обязанность и военная служба - определение, правовая основа.
Воинский учет.
Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе.
Структура урока:
Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
В начале урока была проведена актуализация знаний, была определена проблема в форме разрыва знаний.
Эту форму я использовал для мотивации познавательной деятельности, учащиеся участвовали в определении темы и цели урока . Тема и цели урока сформулированы через проблемную ситуацию.
Я предложила три ситуационные задачи, при ответе на которые, студенты поняли, что им не хватает необходимых знаний, из этого вытекают цели нашего урока.
Цель урока вполне измерима и зафиксирована.
В начале урока были заданы критерии, по которым в конце урока проведена оценка действий учащихся в течении урока. Оценка проводилась на протяжении всех этапах урока.
Содержание урока предусматривало, и было направлено на формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные:
Познавательные:
- искать информацию в разных источниках
- анализировать текс и рисунок, извлекать из них информацию;
-делать вывод
Коммуникативные:
уметь отвечать на вопросы
-строить понятные для партнёра высказывания;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению;
Личностные:
• осознавать значение, важность знаний о воинской обязанности
Универсальные учебные действия формировались в форме:
регулятивные :
познавательные :
поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, структурирование знаний, создание модели с выделением существенных характеристик
коммуникативные :
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, принятие решений и их реализация, контроль, коррекция и оценка действий партнера, работа в группе, внесение вклада в совместные действия.
личностные :
Использовались следующие методические приемы по формированию УУД:
создание проблемной ситуации, построение кластера, заполнение таблицы, критериальное оценивание, работа в парах, в группах, создание творческого продукта.
Учащиеся были поделены на одноуровневые группы, группам предложены задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по исходным данным ; Задания развивают логику, сообразительность , поучительные, имеющие практическую значимость. Задания сформулированы так, чтобы их выполнение невозможно без хорошего знания теоретического материала. Задания непосредственно связаны с темой урока, способствуют усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.
Результат урока , достижение цели – зафиксирован. На момент окончания урока – цель достигнута.
Оценивание результата проведено по заданным в начале урока критериям
Для проверка знаний учащихся применены различные виды контоля: устный, письменный, фронтальный, оценка практических умений.
Выставлена итоговая оценка за урок ( баллы заработанные за выполнение отдельных заданий выполненных на уроке суммировались и были переведены в оценку, которую выставили сами учащиеся В группе оценивалась работа всей группы, критерии оценивания разработаны мною.
Проведена рефлексия учебной деятельности и выявлено ценностное отношение учащихся к результату урока. Приемы организации рефлексии – использование таблиц. Предмет рефлексии – эмоции и ценностное отношение учащихся к результату урока.
Определена перспектива – она связана со следующей темой из этого модуля.
Дано домашнее задание – несколько вариантов на выбор, разноуровневое, творческое
Активность учащихся была достаточно высокой.
Поскольку учащиеся были разделены на группы, это дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент.
Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.
Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.