СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по (ОБЖ) в группе СТ-17 на тему «Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект  урока

по (ОБЖ)

в группе СТ-17

на тему «Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по (ОБЖ) в группе СТ-17 на тему «Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение»»


ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»












План-конспект урока

по (ОБЖ)

в группе СТ-17

на тему «Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение»






Разработал: _____________

ФИО

слушатель курсов профессиональной переподготовки «название курса в соответствии с учебным планом»

Проверил: ________________________

ФИО руководителя практики
















План-конспект урока

«Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение».

Урок 1

Цели урока:

  1. Ознакомить студентов с основными положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

  2. Создать на уроке микроклимат, способству­ющий осознанию учащимися необходимости не­сения воинской службы и их личной ответствен­ности за защиту Отечества.

Планируемые результаты обучения:

  1. Формирование у учащихся внутренней готовности к военной службе по призыву.

  2. Знание требований Закона «О воинской обязанности и военной службе».

Организация познавательной деятельности:

  1. Самостоятельная работа с документами, изучение статей Конституции Российской Федерации, Закона «О воинской обязанности и военной службе»

  2. Обсуждение вопросов, предлагаемых препо­давателем в процессе изложения материала.

Вопросы урока:

  1. Воинская обязанность и военная служба - определение, правовая основа.

  2. Воинский учет.

  3. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе.

Учебно-методическое сопровождение урока:

  1. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

  2. Конституция Российской Федерации.

  1. Дидактический материал для мультимедиа «Воинская обязанность граждан РФ предусматривает» (схема 1);

  2. «В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан предусматривает» (схема

  1. «Воинский учет» (схема 3);

  2. «Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает» (схема 4);

  1. «Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает» (схема 5);

  2. «Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан, подлежащих постановке на первоначальный воинский учет» (схема 6).


А

Годен к военной службе

Вступительная часть

В ст. 59 Конституции Российской Федерации говорится о том,что:

  1. Защита Отечества является долгом и обязан­ностью гражданина Российской Федерации.

  2. Гражданин Российской Федерации несет во­енную службу в соответствии с федеральным за­коном.

3.Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию про­тиворечит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной граждан­ской службой.

В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества 6 марта 1998 г. Государствен­ной Думой был принят, а 12 марта 1998 г. Советом Федерации одобрен Федеральный закон «О воинс­кой обязанности и военной службе», основные по­ложения которого мы рассмотрим на этом уроке.

Основная часть

Что же такое воинская обязанность, что она пре­дусматривает и в чем заключается военная служба?

Воинская обязанность - это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Воо­руженных сил.

Воинская обязанность граждан РФ предусмат­ривает:

  • воинский учет;

  • обязательную подготовку к военной службе;

  • призыв на военную службу;

  • прохождение военной службы по призыву;

  • пребывание в запасе;

  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного по­ложения и в военное время воинская обязанность граждан предусматривает:

  • призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

  • прохождение военной службы в период мо­билизации, в период военного положения и в во­енное время;

  • военное обучение в период военного поло­жения и в военное время.

Мобилизация - комплекс мероприятий по пе­реводу на военное положение Вооруженных сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение - особый правовой ре­жим в стране или отдельной ее части, устанав­ливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выра­жается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда допол­нительных обязанностей и определенных ог­раничений.

Военное время -период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени. Воинская обязанность является всеобщей, так как выполнение ее возлагается на ВСЕХ граж­дан мужского пола, достигших определенного возраста.

Воинская обязанность есть обязанность личная; она не допускает замены военнообязанного другим лицом.

Давая определение военной службе, преподаватель говорит о том, что военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, а также в других войсках.

Преподаватель рассказывает учащимся о дру­гих войсках. Необходимо обратить внимание уча­щихся на то, что граждане проходят военную служ­бу как по призыву, так и в добровольном порядке (по контракту).

Правовой основой воинской обязанности и во­енной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обя­занности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Рос­сийской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военно­служащих, международные договоры Российской Федерации

Воинский учет

Воинский учет - это одна из важнейших составляющих воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства. Он осуществляется военными комиссариатами по месту жительства.

Воинский учет позволяет определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных сил личным ставом.

Воинскому учету подлежат, согласно законодательству, все граждане, кроме освобожденных от воинской обязанности. Порядок воинского учета граждан определяется Законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о воинском учете, которое утверждается постановлением Российской Федерации.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Ее осуществляет комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая по месту жительства.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется в течение всего календарного года.

Все граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

  • состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате;

  • явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат;

  • сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменение семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района;

  • сняться с воинского учета при приезде на новое место жительства и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства;

  • бережно хранить военный билет (временное удостоверение), а в случае его утраты в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат по месту жительства.

Демонстрируя схему 3, преподаватель перечисляет категории граждан, не состоящих на воинском учете.


Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе

Используя схему 4, преподаватель говорит о том, что предусматривает обязательная подготовка к военной службе.

  • Государственными образовательными стандар­тами общего и профессионального образования предусмотрено получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обя­занности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны.

  • Преподаватель рассказывает о военно-патри­отическом воспитании граждан, а также о под­готовке граждан по военно-учетным специаль­ностям. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что гражданин, овладевший слож­ной военно-учетной специальностью, при призы­ве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил Российской Федерации или других войск.

  • При постановке на воинский учет гражданин проходит медицинское освидетельствование для определения годности его к военной службе по состоянию здоровья, а также профессиональный психологический отбор для определения пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям.

(С помощью схемы 6 учащиеся знакомятся с за­ключениями, которые делают врачи по результатам медицинского освидетельствования граждан, подле­жащих первоначальной постановке на воинский учет.

При проведении медицинского освидетельство­вания врачи-специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав граждани­на, оценивают состояние его здоровья, физичес­кое развитие и выносят заключение о годности указанных граждан к военной службе (схема 5).

Граждане, признанные при медицинском ос­видетельствовании годными к военной службе (категория А) или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория Б), подлежат призыву на военную службу установ­ленным порядком. При этом граждане, признан­ные годными к военной службе с незначительны­ми ограничениями, не могут направляться для прохождения военной службы в воздушно-десан­тные войска, морскую пехоту и Военно-морской флот плавающий состав). Гражданам, признан­ным временно не годными к военной службе (ка­тегория Г), предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования и лечения. Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе (категория В), зачисляются в за­пас Вооруженных сил РФ и подлежат периодичес­кому (один раз в три года) освидетельствованию до достижения ими 27-летнего возраста, а признан­ные не годными к военной службе (категория Д) освобождаются от исполнения воинской обязанно­сти.

Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что по результатам медицинского освидетель­ствования при первоначальной постановке на во­инский учет гражданин, признанный ограничен­но годным к военной службе, зачисляется в запас, а признанный не годным к военной службе осво­бождается от исполнения воинской обязанности. Решение принимает комиссия по постановке граж­дан на воинский учет.

На схеме 5 показано, в чем заключается добро­вольная подготовка гражданина к военной службе.

Здесь целесообразно обратить внимание уча­щихся на то, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься во­енно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.

  • Граждане, которым присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуется преимущественным правом при зачислении в военные училища, либо вправе выбрать при призыве на военную
    службу вид и род войск.



































Провел урок в группе СТ-17.

1) Количество студентов в группе - 25. Уровень успеваемости студентов – средний. Студенты в основной своей массе активные и творческие. Эти особенности были учтены в планировании урока. Отношение к учёбе позитивное, работоспособность высокая.

2) Урок соответствует календарно-тематическому планированию и рабочей программе по предмету.

3) Тема раздела: «Воинская обязанность»

Тема урока: «Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение» - 2 часа, первый урок в модуле.

4) Урок построен на системно-деятельностной основе.

5) Тип урока - «открытия» нового знания. Выбор типа урока обосновывался тем, что это первый урок в теме модуля.

6) Методы: (беседа, частично-поисковый, практическая работа).

7) Цель урока: Ознакомить студентов с основными положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

8) Межпредметные связи: история, обществознание, физическая культура.

9) Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая, коллективная.

10) Ведущие понятия:

  • Воинская обязанность и военная служба - определение, правовая основа.

  • Воинский учет.

  • Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе.



Структура урока:

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

В начале урока была проведена актуализация знаний, была определена проблема в форме разрыва знаний.

Эту форму я использовал для мотивации познавательной деятельности, учащиеся участвовали в определении темы и цели урока . Тема и цели урока сформулированы через проблемную ситуацию.

Я предложила три ситуационные задачи, при ответе на которые, студенты поняли, что им не хватает необходимых знаний, из этого вытекают цели нашего урока.

Цель урока вполне измерима и зафиксирована.

В начале урока были заданы критерии, по которым в конце урока проведена оценка действий учащихся в течении урока. Оценка проводилась на протяжении всех этапах урока.

Содержание урока предусматривало, и было направлено на формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные:

  • - определять тему и цель урока

  • - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания

Познавательные:

  • - искать информацию в разных источниках

  • - анализировать текс и рисунок, извлекать из них инфор­мацию;

  • -делать вывод

Коммуникативные:

  • уметь отвечать на вопросы

  • -строить понятные для партнёра высказывания;

  • - использовать речь для регуляции своего действия;

  • - адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению;

Личностные:

• осознавать значение, важность знаний о воинской обязанности

Универсальные учебные действия формировались в форме:

регулятивные :

  • целеполагания, планирования, контроль в форме сличения предполагаемых действий и заданных эталонов

познавательные :

  • поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, структурирование знаний, создание модели с выделением существенных характеристик

коммуникативные :

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, принятие решений и их реализация, контроль, коррекция и оценка действий партнера, работа в группе, внесение вклада в совместные действия.

личностные :

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется

Использовались следующие методические приемы по формированию УУД:

  • создание проблемной ситуации, построение кластера, заполнение таблицы, критериальное оценивание, работа в парах, в группах, создание творческого продукта.

Учащиеся были поделены на одноуровневые группы, группам предложены задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по исходным данным ; Задания развивают логику, сообразительность , поучительные, имеющие практическую значимость. Задания сформулированы так, чтобы их выполнение невозможно без хорошего знания теоретического материала. Задания непосредственно связаны с темой урока, способствуют усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

Результат урока , достижение цели – зафиксирован. На момент окончания урока – цель достигнута.

Оценивание результата проведено по заданным в начале урока критериям

Для проверка знаний учащихся применены различные виды контоля: устный, письменный, фронтальный, оценка практических умений.

Выставлена итоговая оценка за урок ( баллы заработанные за выполнение отдельных заданий выполненных на уроке суммировались и были переведены в оценку, которую выставили сами учащиеся В группе оценивалась работа всей группы, критерии оценивания разработаны мною.

Проведена рефлексия учебной деятельности и выявлено ценностное отношение учащихся к результату урока. Приемы организации рефлексии – использование таблиц. Предмет рефлексии – эмоции и ценностное отношение учащихся к результату урока.

Определена перспектива – она связана со следующей темой из этого модуля.

Дано домашнее задание – несколько вариантов на выбор, разноуровневое, творческое

Активность учащихся была достаточно высокой.

Поскольку учащиеся были разделены на группы, это дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило  вызвать у учащихся умственное напряжение. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.