СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по Основам графики "Стилизация в натюрморте"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по учебному предмету «Основы графического дизайна»

для учащихся 1 класса

преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ №10»

Мирошниченко Юлии Сергеевны

 

Тема: Стилизация в натюрморте

Цель: Расширить знания учащихся о декоративной композиции 

Задачи: 

  • Совершенствовать умение композиционного размещения и создание композиции,
  • Развивать воображение и фантазию,
  • Изучение способов трансформации формы,
  • Воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами.

Тип урока: комбинированный 

Оборудование:  Учитель: презентация на тему «Декоративный натюрморт», репродукции картин знаменитых художников, работавших в декоративной манере: А.Матисс, Р.Фальк, А.Лентулов, А.Дерен, П.Пикассо, Ж.Брак, И.Машков, М.Сарьян, П.Гоген, А. Куприн.

Учащиеся: бумага (формат А3), карандаш, ластик, банка с водой, кисти, гуашь.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по Основам графики "Стилизация в натюрморте"»

План-конспект урока по учебному предмету «Основы графического дизайна»

для учащихся 1 класса

преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ №10»

Мирошниченко Юлии Сергеевны


Тема: Стилизация в натюрморте

Цель: Расширить знания учащихся о декоративной композиции 

Задачи: 

  • Совершенствовать умение композиционного размещения и создание композиции,

  • Развивать воображение и фантазию,

  • Изучение способов трансформации формы,

  • Воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами.

Тип урока: комбинированный 

Оборудование: 
Учитель: презентация на тему «Декоративный натюрморт», репродукции картин знаменитых художников, работавших в декоративной манере: А.Матисс, Р.Фальк, А.Лентулов, А.Дерен, П.Пикассо, Ж.Брак, И.Машков, М.Сарьян, П.Гоген, А. Куприн.

Учащиеся: бумага (формат А3), карандаш, ластик, банка с водой, кисти, гуашь.

Ход урока

1. Организационный момент 

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка.

2. Сообщение темы урока 

Учитель: Темой нашего занятия является «Декоративная стилизация в натюрморте». Сегодня мы с вами вспомним о понятии «натюрморт», рассмотрим, как решали вопросы декоративной стилизации в натюрморте знаменитые художники, на примере репродукций их картин. Поговорим о способах декоративной стилизации в натюрморте. Затем вам предстоит практическая работа по закреплению темы нашего занятия.

4. Объяснение нового материала 

Учитель: Прежде, чем говорить о новой теме нашего занятия, давайте вспомним, откуда произошло слово «натюрморт»? Слово «натюрморт» произошло от итальянского «natura morta», что означает мёртвая природа или постановка неоживлённых предметов, объединенных в единую группу. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание художника структуре объектов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений. Высшей степенью мастерства следует считать такое творчество, при котором художник может сразу на плоскости картины вообразить композицию, которая, обладая достаточной пространственной глубиной, хорошо вписывается в плоскость. Вы, конечно, знаете, что стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Чтобы в декоративном натюрморте состоялась стилизация, он должен быть выстроен в едином плане, где все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства, должны работать на утверждение одного композиционного принципа – одной идеи. Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может и, наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно идее построения композиции. Можно построить натюрморт на тягучей пластике силуэтов, используя пастельные цветовые сочетания и мягкий рисующий контур или взять за основу рубленные прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геометрическим декором. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою особенность, повод для переработки и стилизации.

Способы трансформации формы:

  • Можно округлить или вытянуть форму предмета, круглую форму заменить на квадратную и наоборот;

  • Изменить соотношение пропорций как внутри одного предмета, так между несколькими;

  • Предметы можно двигать, менять их местами, подвешивать в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя их в сторону;

  • Можно условно показать перспективу в натюрморте, где все предметы должны работать на выявление выразительности композиции.

  • Можно увеличивать и уменьшать количество предметов, вводить дополнительные объекты, драпировки, но главное сохранить суть и узнаваемость постановки. Постановки, меняя лишь тональные отношения.

  • Можно сохранить цветовой колорит постановки, меняя лишь тональное отношение.

Возможностей для декоративной стилизации в натюрморте много, но любой натюрморт должен быть уравновешен. Возможно, членение плоскости на неравные части. Любая стилизованная композиция должна иметь композиционный центр или доминанту. Важно обращать внимание на пластику форм, их выразительность и декоративность. Многие знаменитые художники работали в декоративной манере. Мастера фовизма шли по пути выявления декоративно – экспрессионических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетания основных цветов и сочные фактурные мазки. Это направление так назвали от французского слова fauve- дикий, за яркие, кричащие краски, которые придавали «дикий вид». Главным у художников этого направления было выразить свои чувства и настроения. Основным художественным средством является цвет. Крупнейшими представителями фовизма являются Джордж Руо, Андре Дерен, Альберт Марке, Морис Вламинк, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Анри Фриез. Главным из них был Анри Матисс (1869-1954гг). В жанре натюрморта известны «Голубой горшок и лимон», «Ваза с подсолнухами», «Посуда на столе», «Посуда и фрукты». Андре Дерен (1880-1954гг) в своих натюрмортах подчеркивает конструкцию вещей, желая выявить объемность предметов. В натюрморте «Стол стулья» - различимы влияния кубизма.

Другим направлением в искусстве является кубизм. Кубизм – это модернистское течение в изобразительном искусстве, в первой половине 20 века, когда Пабло Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», необычную по своей гротескности, где деформированные огрубленные фигуры изображены, как комбинация, расположенных на плоскости объёмов. Образовалась группа последователей. Представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости, расчленению реального объема на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. П.Пикассо создал серию натюрмортов – «Кларнет и скрипка», «Гитара и скрипка», «Натюрморт из плоских цветовых пятен»… Под влиянием фовистов и кубистов наш русский художник Илья Машков (1881-1944гг.) написал свои натюрморты – «Натюрморт с хлебами и тыквой», « Натюрморт с веером», «Снедь московская». Он добивался звучности цвета, допуская самые смелые колористические сочетания. В свою очередь очень декоративны по колориту натюрморты армянского художника Мартироса Сарьяна (1880-1972гг.). Чтобы сделать более звучным, он усиливает свет. М.Сарьян строит свои композиции двухмерно на одной плоскости, как Поль Гоген и Анри Матисс. Люди, животные, деревья, фрукты, цветы никогда не теряют под его кистью своих исконных отличительных очертаний – «Осенний натюрморт», «Цветы», «Натюрморт». Много работавший в области натюрморта Александр Куприн (1880-1960гг.), в период с 1910по 1920г. Был увлечен кубизмом. В своих натюрмортах он сочетает декоративное начало с острым аналитическим проникновением в изображаемую натуру. Это «Натюрморт с синим подносом», «Натюрморт со статуэткой», «Осенний букет». В конце жизни в творчестве А.Куприна усиливаются реалистические тенденции.

Сегодня мы говорили о возможностях в декоративной стилизации натюрморта, познакомились с некоторыми, наиболее яркими художниками, ставшими классиками, которые работали в декоративной манере, мы вместе познакомились с некоторыми их работами.

5. Самостоятельная работа учащихся 

А теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу. Вам необходимо выполнить декоративный стилизованный натюрморт с небольшим количеством предметов, можно выполнить в стиле известного художника, из рассмотренных нами ранее. Необходимо правильно расположить предметы в сложной композиции. Для достижения равновесия можно использовать членение плоскости на части. Цветовое решение в контрастно – дополнительных цветах, верно распределяя цветовые акценты. Вам необходимо увидеть красоту и довести её до единой стройной системы, используя накопленные знания и творческий потенциал.

Практическую работу можно начать с выполнения графических поисков композиции натюрморта, разделив лист (форматом А4) на 6 частей. Наиболее удачный вариант следует перенести на лист (формата А3). Уточнить форму предметов, после чего начать работу тоном. Не забудьте, что цветовое решение должно быть решено в контрастно – дополнительных цветах. (В ходе выполнения практической работы необходимо следить за поэтапным выполнением задания, делать необходимые поправки). Затем выполняется работа в цвете.

6. Завершение работы 

В конце занятия учащиеся выставляют свои работы для просмотра. Предлагается оценить проделанную работу, выявить наиболее удачные варианты декоративной стилизации натюрморта, выполненной учащимися. Затем оглашаются результаты просмотра.