Тема: Общеупотребительные и необщеупотребительные слова (6кл)
ЦЕЛЬ УРОКА:
1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления
2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно
3) Воспитательная: воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи, прививать любовь к русскому языку
Ход урока.
1.Орг. момент.
Учитель: Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка? Как называются слова, имеющие одно ЛЗ? Несколько ЛЗ? Слова, противоположенные по значению? Близкие по ЛЗ?
Орфографическая задача: вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания.(слайд №1)
Выб? ру Л?ксикология
Во?зал
Ко?ьба С?нонимы, ?нтонимы
Расст?лаю Лекц?я
Р?сточек
Крыж?вник Слаг?емое
Мя?кий Предл?жение
Ц?фра
Учитель: Цель нашего урока – узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи. О словах всем известных, понятных и о словах ограниченного употребления.
А какие из этих слова всем понятны? А как будут называться слова, которые не все понимают и употребляют?
(Возможные ответы учащихся: Те слова, которые все употребляют, общепонятны. Это общеупотребительные слова. А слова, которые не все употребляют и понимают – необщеупотребительные).
Учитель: Вы определили тему нашего урока, запишем её.
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова (слайд №2)
Учитель: Что же это за слова? Ваши предположения?
Что мы хотим о них узнать?
2.Работа с текстом учебника. Чтение вслух.(Даем понятие общеупотребительные и необщеупотребительные слова)
3.Закрепление
1)Выписать из текста необщеупотребительные слова. (слайд №3)
Текст
Выплавка чугуна производится в огромных доменных печах.
Верхняя ее половина носит название шахты и заканчивается наверху отверстием – колошником. Самая широкая часть печи называется распаром, а нижняя часть – горном. Через специальные отверстия в горне (фурмы) в печь вдувается горячий воздух или кислород. Шахта предназначена для подогрева шихты до температуры плавления.
Информация для учителя
ШАХТА [shaft; mine] — вытянутая вверх раб. часть металлургич. шахт, печи, ...
КОЛОШНИК [top] - 1. Верх, часть шахтной печи (напр., доменной), куда загружают
рудные материалы, топливо.
РАСПАР [bosh parallel] — сред, (самого большого диам.) цилиндрич. часть раб. простр. домен, печи
ГОРН [hearth] -. Ниж. цилиндрич. (редко прямоугольная) часть раб. пр-ва шахтной плавильной печи, где происходит горение топлива и скапливается жидкий металл;
ШИХТА [burden; charge] — смесь материалов, загруж. в металлургии, печь
Домна - ДО'МНА, ы, р. мн. домен, ж. (тех). Большая металлургическая, вертикально расположенная печь для выплавки чугуна из руды; то же, что доменная печь.
Учитель: Почему пришлось переводить с русского на русский?
Люди какой профессии используют данные слова?
Догадайтесь, как же называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Слова необщеупотребительные, ограниченной сферы употребления?
Вывод: Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными)
Профессионализмы. (слайд №4)
Дополнительная информация: Из истории слов
ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession «официальное указание своего занятия».
Учитель. О пометах в словарях. Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец.,что означает специальное.
2)Выписать из предложений необщеупотребительные слова и соответствующие им общеупотребительные из слов для справок:
Надел тут Федюня пимишки…
Глядит - пустоплесье какое-то, а кругом лес густой.
Садись-ко лучше за стол. Испеклась у меня чирла-то.
На голбчике у печки девчоночка сидит.
( Из уральских сказов П. Бажова. ) (слайд №5)
Слова для справок: открытое место среди леса, валенки, пристройка-лежанка у печи, яичница-глазунья
Информация для учителя
Добавление частицы «то» к окончаниям существительных и прилагательных – особенность уральских говоров, так называемое уральское «токанье».
Учитель: Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные?
Вывод: Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Диалект (слайд №6)
Дополнительная информация: Из истории слов
Диалект (от греч. dialektos – разговор, говор, наречие) – разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.
Учитель. О пометах в словарях. Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.
3)УПР.62. Работа с толковым словарем учебника. Выписать 2-3 диалектных слова, а рядом – соответствующее им общеупотребительное.
4)Творческое задание.
Задание: записать 3 предложения со словами, прозвучавшими на уроке (с общеупотребительным, диалектным, с профессиональным словом).
5) ОБОБЩЕНИЕ.
-С какими словами мы сегодня с вами познакомились?
-Какие слова называются общеупотребительными, диалектными?
-Какой пометой обозначаются эти слова в толковом словаре?
6) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-УПР.64. Подготовить рассказ о В.И. Дале(индивидуальноно).
-Спросите своих родителей об их профессии, соберите профессионализмы к этой профессии.
-Подберите профессионализмы к вашей будущей профессии.