СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока с ЭОР по теме "Значение водорослей"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  познакомить учащихся с  водорослями, расширив представления о разнообразии  водорослей и их отличия от цветковых растений; дать учащимся представления о хозяйственной ценности водорослей и значении их в природе.

Учебник: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология («Обо всём живом»). 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс, 2012 г. (Образовательная система «Школа 2100»).

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока с ЭОР по теме "Значение водорослей"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Тема урока: «Значение водорослей»



ФИО (полностью)

Косолапова Лидия Геннадиевна

Место работы

МОУ «СОШ р.п. Озинки» Озинского района Саратовской области

Должность

учитель

Предмет

биология

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Глава 6. Растения.

6.1. Водоросли – слоевищные растения»

Урок №23 «Значение водорослей»


Базовый учебник

Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология («Обо всём живом»). 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс, 2012 г. (Образовательная система «Школа 2100»).


  1. Цель урока:  познакомить учащихся с водорослями, расширив представления о разнообразии водорослей и их отличия от цветковых растений; дать учащимся представления о хозяйственной ценности водорослей и значении их в природе.

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 

  1. Задачи:

Предметные результаты:

  • формировать умение характеризовать роль водорослей в природе;

  • формировать умение объяснять значение водорослей в жизни человека.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

  • формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

  • формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  • формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  • формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

  • формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

  • формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья (съедобные водоросли).


  1. Тип урока урок «открытия» нового знания

  2. Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, таблицы с изображением зленных, бурых и красных водорослей; гербарные образцы водорослей.

Видеоматериал: отрывки из кинофильма «Гарри Поттер и кубок огня»

ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Постановка проблемы



Формулировка проблемы:

Просмотр фрагмента кинофильма «Гарри Поттер и кубок огня»

      • Скажите, пожалуйста, что это за фильм и какую проблему (вопрос) мы будем обсуждать на уроке?

(Если учащиеся будут затрудняться в определении проблемы, то можно использовать проблемный диалог из учебника для создания ситуации удивления:

Антошка: Водоросли, конечно, нужны водным животным. А людям они ни к чему.

Биолог: А как ты обойдешься без мармелада и зефира? Ведь для их изготовления необходим сделанный из водорослей агар-агар.

(Какую роль играют водоросли в природе и в жизни людей?) Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. 1

  • Давайте составим план решения проблемы.

    1. Формулировка проблемы.

    2. Вспоминаем то, что знаем.

    3. Открытие новых знаний.

    4. Применение полученных знаний.

    5. Подведение итогов.


Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на просмотренный видеофрагмент фильма и формулируют проблему урока.

















Учащиеся составляют план решения проблемы урока.

3 мин.

2

Актуализация знаний


Систематика растений. Отдел Водоросли: зеленые, бурые, красные

(N 201993)



Отдел Водоросли

(N 202116)


Коллекция водорослей (N 137314)


Вспоминаем то, что знаем.

Организация работы по повторению пройденного на предыдущих уроках материала







Выполнение заданий учащимися


10 мин

3

Совместное открытие новых знаний


Заросли ламинарии

(N 114257)


Промысел ламинарии (N 114258)


Хламидомонада (N 137288)












Значение водорослей

(N 202072)

Открытие новых знаний.

Давайте поближе познакомимся с некоторыми видами водорослей.

(Сообщения, подготовленные учащимися от первого лица по плану.

  1. Особенности.

  2. Значение.)

  1. Хлорелла

  2. Ламинария

  3. Порфира

  4. Саргассы

  5. Хламидомонада

Подведение итога изучения темы. Фиксация на доске найденного

ответа на проблемный вопрос.

Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.

Роль водорослей в природе:

  1. Водоросли – источник кислорода.

  2. Водоросли – кормильцы водных животных.

  3. Водоросли – приют для животных.

  4. Водоросли – участники круговорота веществ.

  5. Водоросли входят в состав комплексных организмов.

Роль водорослей в жизни человека:

  1. Продукты питания для человека.

  2. Изготовление удобрений.

  3. Получение лекарственных препаратов.

  4. Использование в пищевой промышленности и микробиологии.

  5. Использование в химической промышленности.

  6. Очистка воды.

Вред, наносимый водорослями человеку:

Чрезмерное размножение затрудняет

  • подачу воды,

  • сезонный вылов рыбы,

  • судоходство.

Работа в парах задание 22.3 из задачника-практикума

«При чрезмерном обогащении воды минеральными питательными веществами начинается массовое развитие водорослей («цветение воды»). В воде оказываются продукты обмена веществ водорослей, отмершие водоросли загнивают, а на гниение затрачивается весь содержащийся в воде кислород. Вода становится непригодной для питья, из-за нехватки кислорода гибнут рыбы, водоросли забивают водопроводы. Основной источник питательных веществ в озёрах и водохранилищах – смыв удобрений с полей по склонам, сброс сточных вод в реки. Обсудите в парах и перечислите, что должны делать люди, чтобы уменьшить риск «Цветения воды».




Просмотр видеофрагментов, сопровождающихся сообщением




































Составление схемы и сравнение ее с эталоном.


20 мин

4

Самостоятельное применение и использование полученных знаний.



Применение полученных знаний.

1. Вопросы на с. 123 (1–3, 5–6).

  • Вопрос 1. Какова роль водорослей в природе?

  • Вопрос 2. Как используют водоросли люди.

  • Вопрос 3. В каких областях океана больше всего бентосных водорослей, а в каких – планктонных водорослей? Почему?

  • Вопрос 5. В каких областях океана можно выловить больше всего рыбы? Почему?

  • Вопрос 6. В глубоком пруду отмершие остатки организмов опускаются на дно. К чему это приводит?

2. Работа в парах или группах. Заполнить схему «Значение водорослей» (кто больше). Самооценка по алгоритму. 2

3. – Вы оказались на дне моря, у вас кончается кислород, еда. Вы поранили руку, не ориентируетесь, на какой глубине находитесь. Могут

ли водоросли вам помочь? Как?



8 мин

5

Подведение итогов работы.




Подведение итогов.

Обмен мнениями по заданиям. Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).

  • Что нового вы узнали о значении водорослей?

  • Нам, как и в фильме, фрагмент, которого мы смотрели в начале урока, помогают водоросли.

Вывод: Водоросли – основные производители водных экосистем. Человек использует водоросли в пищу и в качестве сырья для промышленности.



Домашнее задание: § 22. Задачи 22.6, 22.9, 22.11 из задачника-практикума (одну на выбор).


4 мин



Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока: «Значение водорослей»



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Систематика растений. Отдел Водоросли: зеленые, бурые, красные

(N 201993)

ЦОР с текстовой информацией


Тестовое задание.


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/50c38ca2-ee5a-48df-a301-bdbbf2a8af0b/?from=b9d643bb-6185-4142-acbf-ddfde405ee13&interface=catalog&class=48&subject=29

2

Отдел Водоросли

(N 202116)


ЦОР с текстовой информацией


Упражнение (задача).


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ed4e243d-628b-4784-b805-1e3278c410bb/?from=b9d643bb-6185-4142-acbf-ddfde405ee13&interface=catalog&class=48&subject=29

3

Коллекция водорослей (N 137314)


ЦОР с визуальной информацией

Интерактивное задание


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000367-1000-4ddd-a38e-3f0046bb2fd4/?from=000001a1-a000-4ddd-7bd7-0a0046b1da3f&interface=catalog&class[]=47&class[]=49&subject=29


4

Заросли ламинарии

(N 114257)



ЦОР с аудио и видео информацией

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d544-0a01-022a-00bd-d2e7239d76d1/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=catalog&class=48&subject=29

5

Промысел ламинарии (N 114258)



ЦОР с аудио и видео информацией

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9d597-0a01-022a-0059-9d5b071f7d56/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386&interface=catalog&class=48&subject=29

6

Хламидомонада (N 137288)


ЦОР с интерактивной моделью

Анимация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000035d-1000-4ddd-886b-2f0046bb2fd2/?from=000001a1-a000-4ddd-7bd7-0a0046b1da3f&interface=catalog&class[]=47&class[]=49&subject=29

7

Значение водорослей

(N 202072)

ЦОР с текстовой информацией


Иллюстрация - схема


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ac4cfa4e-dd6f-46bf-a9e2-bb78556ddfc0/?from=b9d643bb-6185-4142-acbf-ddfde405ee13&interface=catalog&class=48&subject=29