1 | Постановка проблемы | | Формулировка проблемы: Просмотр фрагмента кинофильма «Гарри Поттер и кубок огня» (Если учащиеся будут затрудняться в определении проблемы, то можно использовать проблемный диалог из учебника для создания ситуации удивления: Антошка: Водоросли, конечно, нужны водным животным. А людям они ни к чему. Биолог: А как ты обойдешься без мармелада и зефира? Ведь для их изготовления необходим сделанный из водорослей агар-агар. (Какую роль играют водоросли в природе и в жизни людей?) Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске. 1 | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на просмотренный видеофрагмент фильма и формулируют проблему урока. Учащиеся составляют план решения проблемы урока. | 3 мин. |
2 | Актуализация знаний | Систематика растений. Отдел Водоросли: зеленые, бурые, красные (N 201993) Отдел Водоросли (N 202116) Коллекция водорослей (N 137314) | Вспоминаем то, что знаем. Организация работы по повторению пройденного на предыдущих уроках материала | Выполнение заданий учащимися | 10 мин |
3 | Совместное открытие новых знаний | Заросли ламинарии (N 114257) Промысел ламинарии (N 114258) Хламидомонада (N 137288) Значение водорослей (N 202072) | Открытие новых знаний. Давайте поближе познакомимся с некоторыми видами водорослей. (Сообщения, подготовленные учащимися от первого лица по плану. Особенности. Значение.) Хлорелла Ламинария Порфира Саргассы Хламидомонада Подведение итога изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п. Роль водорослей в природе: Водоросли – источник кислорода. Водоросли – кормильцы водных животных. Водоросли – приют для животных. Водоросли – участники круговорота веществ. Водоросли входят в состав комплексных организмов. Роль водорослей в жизни человека: Продукты питания для человека. Изготовление удобрений. Получение лекарственных препаратов. Использование в пищевой промышленности и микробиологии. Использование в химической промышленности. Очистка воды. Вред, наносимый водорослями человеку: Чрезмерное размножение затрудняет подачу воды, сезонный вылов рыбы, судоходство. Работа в парах задание 22.3 из задачника-практикума «При чрезмерном обогащении воды минеральными питательными веществами начинается массовое развитие водорослей («цветение воды»). В воде оказываются продукты обмена веществ водорослей, отмершие водоросли загнивают, а на гниение затрачивается весь содержащийся в воде кислород. Вода становится непригодной для питья, из-за нехватки кислорода гибнут рыбы, водоросли забивают водопроводы. Основной источник питательных веществ в озёрах и водохранилищах – смыв удобрений с полей по склонам, сброс сточных вод в реки. Обсудите в парах и перечислите, что должны делать люди, чтобы уменьшить риск «Цветения воды». | Просмотр видеофрагментов, сопровождающихся сообщением Составление схемы и сравнение ее с эталоном. | 20 мин |
4 | Самостоятельное применение и использование полученных знаний. | | Применение полученных знаний. 1. Вопросы на с. 123 (1–3, 5–6). Вопрос 1. Какова роль водорослей в природе? Вопрос 2. Как используют водоросли люди. Вопрос 3. В каких областях океана больше всего бентосных водорослей, а в каких – планктонных водорослей? Почему? Вопрос 5. В каких областях океана можно выловить больше всего рыбы? Почему? Вопрос 6. В глубоком пруду отмершие остатки организмов опускаются на дно. К чему это приводит? 2. Работа в парах или группах. Заполнить схему «Значение водорослей» (кто больше). Самооценка по алгоритму. 2 3. – Вы оказались на дне моря, у вас кончается кислород, еда. Вы поранили руку, не ориентируетесь, на какой глубине находитесь. Могут ли водоросли вам помочь? Как? | | 8 мин |
5 | Подведение итогов работы. | | Подведение итогов. Обмен мнениями по заданиям. Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока). Что нового вы узнали о значении водорослей? Нам, как и в фильме, фрагмент, которого мы смотрели в начале урока, помогают водоросли. Вывод: Водоросли – основные производители водных экосистем. Человек использует водоросли в пищу и в качестве сырья для промышленности. Домашнее задание: § 22. Задачи 22.6, 22.9, 22.11 из задачника-практикума (одну на выбор). | | 4 мин |