Вид деятельности, тема | Задачи, цели, содержание | Оборудование, опыт. | Срок выполнения, примечания | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ Подземные обитатели. Воздух. Некоторые свойства воздуха. | Показать пользу дождевых червей, которые участвуют в обогащении почвы. Показать, что в почве есть воздух. | С дождевыми червями. Материалы и оборудование: прозрачная баночка, земля, дождевые черви, листья, травинки, песок. На дно банки насыпаем почву, сверху — слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3—5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой и поставим банку в темное прохладное место. Через два-три дня рассмотрим, что произошло в банке. На песке - темные землистые комочки, напоминающие те, которые мы видели утром на дорожке. Часть листьев втянута под землю, а песок дорожками «протек» через почву, показывая нам пути, по которым передвигались в банке почвостроители, поедая растительные остатки и перемешивая слои. Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя. Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше. | Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Проводиться предварительная работа: беседа «Органы и система дыхания человека». Раскрашивание силуэтов деревьев. | Папка-раскладушка: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников. |
ОКТЯБРЬ Почва. Свойства почвы. | Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений | Материал и оборудование: стакан , банка с водой, полиэтиленовый пакет. Существование воздуха: Цель: Доказать существование воздуха Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Опыт 2. «Что в пакете?» Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Материал и оборудование: Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды. Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства — прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.; различия — вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух — невидим, невесом и т.д.). « Что нужно растениям для роста» Материалы и оборудование: Семена редиса, влажные бумажные салфетки, почва. Воспитатель укладывает влажные салфетки в коробочку и дети выкладывают на неё семена. Также в ёмкость насыпают землю и высаживают семена редисаВывод: быстрее семена прорастут в земле, потому что в ней очень много питательных веществ для роста растений. Растениям просто необходима почва. | Результаты эксперимента зарисовываются. Используется, изображенный в таблице, алгоритм деятельности. Наблюдения зарисовывают в дневнике наблюдений. ке наблюдений. | Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей. |
НОЯБРЬ Солнечная энергия | Доказать, что корень растения всасывает воду и стебель проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями. Развивать познавательный интерес детей в процессе проведения опытов Развитие способности делать умозаключения. Выводы. | «Растения пьют воду» Материалы и оборудование: Сельдерей, вода, синий пищевой краситель. у каждого растения есть корни, которые находятся в земле. При помощи корней растение получает питание. Таким же способом растения пьют воду. Берем стакан с водой, добавляем пищевой краситель и тщательно размешает его до полного растворения. Затем пусть ребенок сам поставит в сосуд с подкрашенной водой сельдерей и оставит все это на несколько дней. «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха» Материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка. Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 мин. сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру. Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. | | Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта. |
ДЕКАБРЬ Термометр и температура. Плавучесть предметов. | Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров. Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. | «Что такое термометр»? Материалы и оборудование: Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. Материалы и оборудование: Две бутылочки с пробками, большая емкость с водой. | Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. Поговорить о том, когда бывает жарко, тепло, холодно. Температура тела измеряется в помещении и на улице. | Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития». |
ЯНВАРЬ Почему идет снег. Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень». | Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | У воспитателя и у детей по 4 образца снежинок. «Почему хлеб плесневеет»? Материалы и оборудование: Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа. Беседа о том, что хлеб может портиться; на нём начинают расти мельчайшие организмы – плесневелые грибки. Все вместе составляют алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия: в тёплое темное место, в полиэтиленовом пакете; в холодное место; в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета. Наблюдения проводятся в течение нескольких дней: дети рассматривают результаты через лупу, зарисовывают. Во влажных тёплых условиях появилась плесень, в сухих или холодных условиях плесени нет. Вывод: для роста плесени необходимы влажность и тепло. Плесень, как и грибы, растёт и развивается в тёплых и влажных условиях. Для того, чтобы хлеб не плесневел, необходимо хранить его в прохладном месте. | Наблюдение за падающим снегом. Дать характеристику состоянию снега (мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д.). Отгадывание загадок о снежинках. | Консультация: «Соблюдение правил безопасности при экспериментировании». |
ФЕВРАЛЬ Свойства снега Видоизменения при жизненном цикле | Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется. Понаблюдать за жизненным циклом мушек. | «Защитные свойства снега» Материалы и оборудование: две пластмассовые бутылки с водой. Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла? Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется. «Жизненный цикл мушек» Материалы и оборудование: Банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком). Очистить банан и положить его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой. Итоги. Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в коконы, а в конце концов, появятся мушки. Дрозофил привлекает запах спелых фруктов. Они откладывают на фруктах яйца, из которых развиваются личинки и потом образуются куколки. Куколки похожи на коконы, в которые превращаются гусеницы. На последней стадии из куколки выходит взрослая мушка, и цикл повторяется снова. | | Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят». |
МАРТ Вершки – корешки. Плавление парафина | Выяснить, что раньше появляется из семени, (разное время прорастания семян при разных условиях, предварительно замоченные семена быстрее прорастут) Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. | Материалы и оборудование: Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности. Материалы и оборудование: Кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки | Рассматривание схемы строения растения. Наблюдение проводится ежедневно, в течение 10 –12 дней Загадки о свече, чтение А. Тувим «Что стряслось у тети Вали?». Выяснить для чего нужны свечи. Перед занятием по лепке предложить детям положить пластилин на хорошо освещенный подоконник и наблюдать, что с ним произойдет (превращение вещества из твердого состояния в мягкое под влиянием солнечных лучей | |
АПРЕЛЬ От чего происходит смена дня и ночи. Фильтрование воды | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. Познакомить детей с разными способами очистки воды. | Материалы и оборудование: Визитка «Ученый – исследователь»; Модель Земли – глобус, фонарик, картинки с изображением различных времен суток, детская энциклопедия. «Как очистить воду»? Материалы и оборудование: Бумажные фильтры, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, ёмкости, стакан с водой, активированный уголь, ватные диски. Воспитатель предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить её разными способами: через песок, тряпочку, бумагу, активированный уголь. Выяснить, какой фильтр лучше очищает воду | Д\И « День и ночь» | |
МАЙ Испарение воды Взаимодейст-вие и переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе). | Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком. | Куда исчезла вода?» Материал: Две мерные одинаковые ёмкости. Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник. Пластмассовая бутылка, воздушный шарик, 2 миски с горячей и холодной водой, термометр, две спички. | В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда). | Беседа: «Как организовать игры с водой». Цель: Дать знания о том как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой. Практикум: «Тонет? Не тонет!» Цель: Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов с водой. Познакомить с простыми экспериментами и играми с водой. |