Комитет Администрации Локтевского района Алтайского края.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа»
| Утверждаю: Зам. Директора по УВР _______Челенко Ю.С. «_____»________2013г.
|
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя начальных классов
на 2013-2018уч. год
Ф.И.О.___Гайда Елены Николаевны_
Образование | Пед. стаж | Стаж в данном учреждении | Категория | Дата обучения на курсах | Дата последней аттестации | Дата предполагаемой аттестации |
Среднее специальное | 26лет | 23года | Высшая | С 16.04 по 28.04 2012г. | Пр. от . .2014г. | 2019 г. |
ТЕМА: «Самоконтроль как средство формирования регулятивных УД у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму» (форма работы – индивидуальная)
возрастная группа __дети от 7 до 10 лет_____
Начало работы над темой: _1.09.12г._________
Предполагаемая дата окончания работы: __31.08.17г.______
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: формирование самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму
Цель:
* Обосновать систему заданий по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.
Задачи:
*1. Рассмотреть сущностные характеристики понятия регулятивные универсальные учебные действия.
2.Охарактеризовать возможности развития самоконтроля младших школьников на уроках русского языка.
3. Подобрать и апробировать методы и методики изучения регулятивной компетенции (уровень сформированности самоконтроля у младших школьников).
4. Обосновать систему заданий как средство формирования самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.
Предполагаемый результат:
*— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
— умение сохранять заданную цель;
— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
— умение контролировать свою деятельность по результату;
— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия
(П.Я. Гальперин, 2002).
Форма отчета по проделанной работе:
*выступление на заседаниях МО; педсоветах;
* открытые уроки;
*проведение праздничных мероприятий на уровне класса и школы.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Перечень вопросов по самообразованию:
*Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка при обучении грамотному письму.
* Сущность понятия регулятивные универсальные учебные действия
* Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка
* Описание собственного педагогического опыта по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму
* Диагностика уровня сформированности самоконтроля у младшего школьника.
* Система заданий по формированию самоконтроля на уроках русского языка при обучении грамотному письму.
Приёмы и методы:
*Словесный
*Практический
*Наглядный
*Работа с учебником
*Видеометод
*Продуктивный
*Проблемный
*Частично-поисковый
*Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)
Используемые технологии обучения:
Здоровьесберегающая;
Технология проблемного обучения;
Личностно-ориентированная;
Система инновационной оценки «Портфолио»;
Технология использования игровых методов.
Используемые средства педагогической диагностики:
Наблюдения;
Анкетирование;
Различные формы устного опроса;
Проведение письменных самостоятельных и контрольных работ;
Тестирование;
Практические задания воспроизводящего и творческого характера.
Критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
— принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);
— план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
— контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);
— оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);
— мера разделенности действия (совместное или разделенное);
— темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.
Предполагаемый результат:
разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
повышение качества преподаваемых предметов;
участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов;
умение оказать практическую помощь коллегам.
Этапы работы:
№ | Этапы работы | Сроки выполнения |
1 | Составление плана работы на текущий учебный год по теме самообразования. | Сентябрь |
2 | Продолжение изучения методической, педагогической и психологической литературы. | Октябрь – январь |
3 | Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях. | В течение года |
4 | Посещение семинаров. | В течение года |
5 | Открытые уроки. | В течение года |
6 | Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме самообразование. | По плану |
7 | Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. | Январь - февраль |
8 | Оформление результатов работы. | Март |
9 | Подведение итогов. Отчёт. | Апрель |
План
| Задачи и направления | Способы достижения, результаты |
сентябрь | Корректировка календарно-тематического планирования | Редактирование планирования |
Работа с документацией. | Анализ документации. Оформление. |
Изучить литературу: Изучение нормативных документов федеральных министерств и ведомств по вопросам организации обучения в начальной школе. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Москва «Просвещение» 2011. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011. | 1. Изучен новый ФГОС Вывод: учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а выступает как сотрудничество – совместная работа. Роль учителя не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а в том, чтобы создать условия для познавательной исследовательской деятельности обучающихся 2. Изучена методическая литература |
Планирование работы с одарёнными учениками с перспективой участия в школьной олимпиаде. | Составление плана (в течение года) |
Планирование работы со слабоуспевающими детьми. | Составление плана (в течение года) |
Оформление папки классного руководителя | Пополнение папки новыми материалами. |
Проведение уроков с применением ИКТ | |
| Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Формирование самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму» | Выступление на МО |
октябрь | Изучить литературу: Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка при обучении грамотному письму.
1.1 Сущность понятия регулятивные универсальные учебные действия
| Изучение Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. М. Просвещение, 2010. |
Продолжение в освоении компьютерных программ. | Работа с компьютером |
Внедрение электронных пособий для работы с родителями и обучающимися. | Консультации для родителей и учащихся. Подбор документов, тренажёров для домашнего использования |
Применение ИКТ на уроках. | Составление презентаций, работа с дисками |
Изучение возможностей работы интерактивной доски SMART Board. | Консультации у педагогов информатики |
Изучить литературу: 1.2 Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка. Уровни развития самоконтроля. Описание собственного педагогического опыта по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму
| Изучение |
Оформление и отправка разработки урока с использованием ИКТ на учительские сайты | Оформление и отправка работы http://pedgazeta.ru/ |
ноябрь | Изучить литературу: 2.1 Диагностика уровня сформированности самоконтроля у младшего школьника.
| Изучение |
Выступление на школьном педсовете с выбранной темой | Подготовка выступлений: подбор материала |
Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет. | Работа в сети интернет |
Повышение квалификации в АКИПКРО | 2012г ; 2015 гг. Курсы повышения квалификации учителей |
Работа со способными и слабоуспевающими обучающимися. | Индивидуальные задания - карточки |
Проведение уроков с ИКТ ( презентации). | уроки с ИКТ. |
Подготовка учащихся к участию в школьной олимпиаде. | Подготовка учащихся |
декабрь | Изучить литературу: 2.2 Система заданий по формированию самоконтроля на уроках русского языка при обучении грамотному письму.
| Изучение |
Проведение предметной недели в начальной школе. Подведение итогов. Награждение. | Подбор материалов. Оформление грамот. |
Аттестация на ____высшую__________ квалификационную категорию. Открытый урок по теме: «Правописание гласных и согласных в корне слова» (презентация) | Открытый урок на округ |
Посещение уроков коллег | Обмен опытом |
| Провести анализ формирования и развития УУД на уроках русского языка | Провести мониторинг уровня сформированности регулятивных УУД во 2 классе ( Листы наблюдений по формированию УУД, результаты контрольных работ) |
апрель | Представление результатов работы Подготовка тестов 4 класса. Срезы знаний. | Выступление на МО |
В течение года | Посещение мероприятий, уроков и изучение передового опыта учителей школы и округа Помощь молодым педагогам. | |
Источники самообразования:
систематический просмотр определенных телепередач;
чтение конкретных педагогических периодических изданий;
чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
общение с коллегами в школе, городе и в Интернете и т.д.
Результат самообразования:
*Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
* Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий.
*Разработка рабочих программ для второго класса по предметам.
Заключение.
Проведённое исследование показало эффективность применения данных приёмов по формированию орфографического самоконтроля у младших школьников. Результаты контрольных работ позволяют сделать выводы, что данная система оправдывает себя, даёт хорошие результаты. Систематическая и целенаправленная работа по формированию навыков самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности ребёнка.
Литература:1. Артюхова И. Устойчивость внимания //Нач. шк.(приложение)- 2002.- №8
.2. Варова Т.В.Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки//Вестник.- 2003.- №11
.3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- Интернет.
4. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
5. Камышева Н.Н. Пособие для самоконтроля на уроках русского языка //Нач. шк.- 1982.- №9.
6. Филиппова Н.К. Индивидуальная карта самоконтроля - одно из средств создания условий для индивидуализации работы с учащимися на уроках русского языка.- Интернет.
7. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Москва–Рига, 1999.
8. Шикова Р.Н., Бологова Е.И.. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников // Нач.шк.-2000.-№1.
9. А.Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва «Просвещение» - 2010