Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию педагога. "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 1» г. Магадан, ул. Пушкина, д. 3
План по самообразованию педагога
Шестакова Ольга Леонидовна
Педагогический стаж - 4 года
Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
2017-2018 у.г.
Подготовительная группа
г. Магадан
Актуальность темы:
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают и определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель:
Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
План по самообразованию
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | | Подбор и изучение литературы по теме, дидактических игры и упражнения. | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Октябрь | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов: И. Соколова – Микитова «Осень»; Я. Тайц «По грибы»; «Как осёл петь перестал» (в обр. Дж. Родари) | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей. Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал» (в обр. Дж. Родари). | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». |
Ноябрь | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии: «Роза и Ромашка». О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, Л.Д.Коротковой «Сказка про безголосого петушка», Л.Д.Коротковой «Райское яблочко» | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. | Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». |
Декабрь | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей. |
Январь | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. «Шишка»» О.С Ушакова. О. С. Ушаковой «Спасли Ежа». «Лиса с лисятами» | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. |
Февраль | Работа с загадками. Составление загадок. Составление загадок «В магазине» Составление загадок «Загадочный теремок» | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». Консультация для педагогов «Составление описательного рассказа по сюжетной картине» |
Март | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Путешествие в русскую народную сказку Маша и медведь», К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха» | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Показ сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» детям младшей группы. |
Апрель | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. В. Орлова «Родное». Г.Ладонщикова «Весна» | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». | Конкурс чтецов. Консультация для педагогов: «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» . |
Май | Обучение сочинению сказок. «Книга сказок» Придумывание сказки на заданную тему" | Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. | Итоговое родительское собрание на тему : «Речевое развитие детей через художественную литературу» |
Список использованной литературы:
1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
2. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. https://nsportal.ru/
6. http://www.maam.ru/
7. http://открытыйурок.рф/