ПЛАН
по самообразованию педагога-психолога
Буравченковой Оксаны Николаевны
на 2022 – 2023 учебный год
тема: «Инклюзивная практика педагога-психолога в условиях дошкольного учреждения в контексте ФГОС ДО»»
Актуальность темы
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ. Одним из основных направлений деятельности дошкольного учреждения является «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров».
Важно учитывать при организации инклюзивного образования создание безопасного пространства для всех участников воспитательно - образовательного процесса. При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учётом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
Необходимости изучения методической литературы и создания всех условий для инклюзивной практики.
Цель: Повышение теоретического, научно-методического, общекультурного уровня и профессиональной компетенции по организации психологического сопровождения детей с ОВЗ.
Задачи: Изучить литературу и опыт коллег по теме самообразования;
Изучение современных подходов к организации психологической деятельности в условиях внедрения ФГОС ДО;
Повышение своего профессионального уровня через обучение на семинарах, вебинарах;
Повышение качества эффективности психолого-педагогического сопровождения;
Апробация современных методов коррекции в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ;
Систематизировать опыт работы по данной теме в виде методических материалов.
Форма отчетности: информационное сообщение с приложением методического материала (консультации, конспекты открытых мероприятий, доклады, сообщения, мастер-классы)
План:
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Продукт деятельности |
Организационно – ознакомительный этап Цель: изучить проблему через научно – методическую литературу, определить формы представления результатов работы. | сентябрь | - Изучение материала имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме, определение цели и задач работы над темой. - Побор методической литературы по теме. - Составление плана по самообразованию | Список методической литературы по теме. План по самообразованию |
Основной этап Цель: применить теоретические знания на практике, организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на дошкольном учреждении | октябрь-апрель | Анализ программ и технологий инклюзивного образования Подбор материала по изучаемой проблеме | консультации, конспекты открытых мероприятий, доклады, сообщения; мастер-класс. |
Заключительный этап Цель: Обобщить итоги работы по теме | май | Подготовка информационного сообщения | Публикация опыта работы в сети Интернет. |
Предполагаемый результат:
Обогащение знаний по выбранной теме, приобретение нового практического опыта, приобретение новых навыков, ознакомление с новыми приемами и методами работы с детьми с ОВЗ.
Литература:
Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ОВЗ и детей инвалидов в образовательное пространство. Серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях». О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.
Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов: методическое пособие / под науч. ред. М.М. Семаго. М.: ТЦ «Сфера», 2012. 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие. Вып. 2. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 208 с. (Серия «Инклюзивное образование»).
Сиротюк А.С. Воспитание ребёнка в инклюзивной среде. - М.ТЦ «Сфера», 2014.
Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с. (Серия «Инклюзивное образование») [Электронный ресурс].
Попова, Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования [Текст]: учебнопрактическое пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 149 с.
Инклюзивное образование: перспективы развития в России [Электронный ресурс] // Перспектива: региональная общественная организация инвалидов. - URL: http://www.perspektiva-inva.ru/index.php (дата обращения: 18.10.2012).
Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г.; вступила в силу для СССР 15 сент. 1990 г.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития: модель анализа и ее использование в практической деятельности. М.: Генезис, 2011. 400 с.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
О.В. Груздева Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста: практикум / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 278 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-inklyuzivnoe-obrazovanie-vuslovijah-realizaci-fgos-do.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/06/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-dou
https://infourok.ru/seminar-inklyuzivnoe-obrazovanie-v-usloviyah-realizacii-fgos-do