Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога, особенно в коррекционной школе. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и других сферах.
Педагог должен самосовершенствоваться постоянно, потому что изменения, происходящие в жизни общества в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, а соответственно формируют и образ учителя.
Современная жизнь заставляет педагога критично относиться к своей деятельности, шагать на шаг вперед, постоянно совершенствоваться в профессии, расти профессионально, чтобы развиваться самому и создавать все необходимые условия для развития своих учеников.
Глубоко осознавая, что педагогическое творчество есть главный фактор эффективного труда, особое место в повышении собственной педагогической компетентности я отвожу самообразованию, способствующему профессиональному и личностному развитию. Основные действия самообразования: целеполагание, планирование, самоконтроль и самокоррекция.
Направления, в которых я, как учитель, совершенствуюсь и занимаюсь самообразованием:
профессиональное (обучение и воспитание детей);
психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся);
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения и воспитания);
правовое;
эстетическое (гуманитарное);
историческое;
охрана здоровья;
интересы и хобби.
Конкретные виды деятельности, способствующие профессиональному росту:
• систематический просмотр определенных телепередач;
• чтение конкретных педагогических периодических изданий;
• чтение методической, педагогической и предметной литературы;
• обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий;
• посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
• дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
• изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
• систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
• проведение открытых занятий и самоподготовок для анализа со стороны коллег;
• изучение информационно-компьютерных технологий;
участие в конкурсах различных уровней;
• ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Мотивы, побуждающие к самообразованию
Готовясь к занятиям, выступлению, беседе, общешкольному мероприятию, олимпиаде и другим видам деятельности возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя, как «несовременного человека»
Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
Учиться просто интересно.
Делаю все это с удовольствием, потому что люблю жизнь, свою работу и конечно своих воспитанников.

«СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

«Дифференцированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения качества образования в условиях школы-интерната на уроках истории и социально-бытовой ориентировки»
Когда начата работа над темой: 2018 год
Когда предполагаете закончить работу над темой: 2020 год
Этапы проработки:
1год. Изучение необходимой литературы по теме самообразования. Создание информационной среды.
2год. Использование информации в процессе воспитания. Создание базы данных по применению здоровьесберегающих технологий.
3год. Методическая презентация итогов работы по теме
Цели и задачи:
Использование дифференцированных заданий на уроках с целью повышения качества образования школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Усиление роли здоровья учащихся, как одного из условий подготовки умственно отсталых школьников к будущей жизни, использование материалов по здоровьесбережению на уроках и во внеклассной работе.
Реализация творческих возможностей учителя, как основы успешной учебной деятельности учащихся.
Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы.
Развитие интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе воспитания;
Формирование личности умственно отсталого ребенка, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки;
Использование в работе современных образовательных технологий и средств коммуникаций;
Повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня обученности и воспитанности в классах, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Исходя из единой методической проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения и воспитания в частности дифференцированное обучение.
• Посещать уроки и внеклассные мероприятия, классные часы коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики, психологии умственно отсталого ребенка
Учителей начальных классов и общеучебных дисциплин школы-интерната (сайт образовательной организации школы-интерната, сайты других образовательных учреждений)
Выступления на МО, педсоветах
2. Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Использование элементов дифференцированного обучения.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью
3. Развитие личности учителя, расширение кругозора:
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
4. Учебная исследовательская работа:
1. Участие в системе школьной методической работы:
Продолжить работу в качестве члена МО учителей-предметников.
Провести открытый урок, внеклассные занятия, в рамках проведения предметных методических недель и общешкольных часов общения, на котором показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями МО по вопросам темы самообразования.
Участие в заседаниях МО, педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) – на занятиях школьного методического объединения, педагогические советы школы.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы
2. Изучать опыт учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Опыт применения здоровьесберегающих технологий, с этой целью посетить уроки и внеклассные мероприятия с применением указанных технологий.
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования здоровьесберегающих технологий.
5. Участие в общественной и творческой жизни коллектива школы:
Выполнять Устав школы – интерната, не нарушать трудовой дисциплины
Выполнять обязательства, принятые Советом школы и профкомом.
Добросовестно относиться к работе
Принимать активное участие в массовых мероприятиях школы.
Изучение литература по теме:
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
Зубкова В.М. Изменение функционального состояния организма учащихся в течение учебного дня и учебной недели. // В кн.: Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.: 1975.
Коваленко В.Н. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 296 с.
Миненко П.П., Запека Л.З., Ходжер Е.С. Школа – территория здоровья. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с. (Метод. биб-ка).
Швецова В.Н., Миненко П.П. Жизнь без вредных привычек. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 60 с.
Лазарев В.С.Управление инновациями в школе. Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2008 и др.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании –м.1994
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования-М ; Школа –пресс 1994
Накопление знаний по единой методической теме.
Этапы работы | Содержание работы | Сроки выполнения |
Информационно-аналитический | 2018-2020 |
Научно-исследовательская работа по единой методической теме: | 1. Изучить новые требования по применению дифференцированного подхода к обучению. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей | регулярно |
Совершенствование психолого-педагогической подготовленности: | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Изучение методической и учебной литературы: Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания обучения и воспитания учащихся в специальной коррекционной школе. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания учащихся с ОВЗ. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей-предметников. 4. Организовать работу с отстающими детьми и принимать участие в конкурсах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 6. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно регулярно |
Повышение мировоззренченского уровня:
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать современные образовательные технологии и внедрять их в учебно-воспитательный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии 3. Общение с педагогами на различных сайтах | регулярно
регулярно |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс дифференцированные задания на уроках. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно
регулярно |
Результаты самообразования:
Научиться:
Разработать и провести открытый урок и внеклассное мероприятие по собственным, новаторским технологиям
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие укреплении. И сохранения здоровья учащихся.
Обобщить опыт по исследуемой теме.