СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План подготовки учащихся 9 в класса к устному собеседованию по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План подготовки учащихся 9 класса к устному собеседованию по русскому языку. Темы занятий даны по структуре ИС: чтение текста вслух, пересказ текста с включением приведенного высказывания, монологическое высказывание, диалог. Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности, чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью.

Просмотр содержимого документа
«План подготовки учащихся 9 в класса к устному собеседованию по русскому языку»


ПЛАН ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 В КЛАССА

К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



1. Чтение текста вслух ( 4 часа)

Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.

Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.


2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания ( 4 часа)

Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.

Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.


3. Монологическое высказывание ( 5 часов)

Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.



4. Диалог ( 2 часа)

Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.




Тема занятия

Сроки

Форма занятий

Виды деятельности

1

Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий

07.09

Урок новых знаний


Слушание. Анализ структуры итогового собеседования, критериев оценки

2

Основные правила выразительного чтения текста

14.09

Урок-практикум

Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности

3

Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста.

21.09


Чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью (прич. и деепр. обороты, однородные чл. предл., обособленные чл. пред., обращение, вводные слова, уточнение и проч.)


4

Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль.

28.09

Урок контроля

Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности.

5

Способы запоминания текста.

04.10

Урок-практикум

Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному оформлению; выделение ключевых слов и микротем

6

Способы цитирования текста

12.10

Урок-практикум

Тренировка в употреблении предложений, с использованием различных способов цитирования: прямой и косвенной речи, вводных слов.

7

Уместное, логичное включение цитаты в текст.

19.10

Урок-практикум

Работа с дидактическим материалом по включению цитаты в текст.

8

Пересказ текста с включением цитаты. Контроль.

26.10

Урок контроля

Пересказ фрагментов текста с включением цитаты.

9

Культура ведения монолога. Тип речи повествование.


09.11

Урок-практикум

Подготовка и выступление с текстом-повествованием на основе своего жизненного опыта.

10

Культура ведения монолога. Тип речи описание.

16.11

Урок-практикум

Создание монологического текста-описания по фотографии.

11

Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение.

23.11

Урок-практикум

Выступление - рассуждение на одну из тем с использованием цитирования фраз известных личностей.

12




Грамматические нормы.


30.11

Урок-практикум

Анализ деформированного текста. Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить содержание произведения. 

13



Речевые нормы. Орфоэпические нормы.

07.12

Урок-практикум

Воспроизведение содержания текста. Работа с орфоэпическими словарями.

14

Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога.

14.12

Урок-практикум

Участие в диалоге. Орфоэпические пятиминутки на уроках, разыгрывание диалогических сценок, работа в группах по обсуждению коммуникативных задач.

15

Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.

21.12

Урок-практикум

Вопросно-ответная форма выстраивания общения между учащимися (например, при работе над правилами)

16

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку

18.01

Урок контроля

Участие в итоговом собеседовании

17

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку

25.01

Урок контроля

Участие в итоговом собеседовании

18

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку

01.02

Урок контроля

Участие в итоговом собеседовании

19

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку

08.02

Урок контроля

Участие в итоговом собеседовании
























































Система заданий, направленных на выработку навыка выразительного чтения




- выразительно прочитайте стихотворение, текст;

- прочитайте, регулируя силу голоса;

- прочитайте, выражая настроение, которое соответствует изображаемой поэтом поре осени;

- прочитайте текст вслух, соблюдая правильную интонацию;

- прочитайте, передавая голосом состояние…;

- прочитайте стихотворение. Какие слова подсказывают темп, тон произношения? Громко или тихо вам хочется прочитать?

- прочитайте, стараясь передать особенности произнесения реплик участников диалога;

- прочитайте, выделяя голосом те слова, которые автор использует, чтобы нарисовать…;

-прочитайте текст с нужной информацией в вопросительных предложениях;

- прочитайте текст так, чтобы читатель обратил внимание на последнюю реплику говорящего.




Система упражнений, направленных на формирование умения строить диалог



- упражнения, предполагающие парную, групповую работу; - составить письмо-обращение к другу о своих впечатлениях от…;

- разыграть диалог в предложенных ситуациях;

- организовать диалог на указанную тему;

- составить устное выступление-обращение в публицистическом стиле;

- составить выступление-обращение к сверстникам, опираясь на данный текст;

- продолжить диалог по предложенному началу и др.




Система упражнений при подготовке к монологическому высказыванию




- подготовить пересказ с творческим заданием, пересказ данного текста от 1-го, 3-го лица;

- составить рассказ о русском учёном-лингвисте;

- составить доклад на заданную тему;

- сравнить рисунок и текст, составить сопоставительную характеристику;

- сформулировать свои мысли о высказывании известного деятеля на определённую тему;

- доказать принадлежность текста к определенному стилю;

- дать характеристику чужому высказыванию;

- описать окрестности своего села, города…с элементами рассуждения;

- описать внешность человека;

- подготовить ответ на проблемный вопрос;

- выразить предложенную мысль более сжато;

- проанализировать схему, таблицу, сделать вывод;

- составить рассказ-репортаж на определённую тему;

- подготовить устное высказывание на лингвистическую тему;

- составить рассказ по картине;

- составить текст подписи к фотографии и др.