План работы по самообразованию на 2020 – 2021 уч. год.
(2 год работы над темой).
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; выявление практической значимости и путей улучшения развития мелкой моторики.
Основные задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Формировать графические навыки (развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность).
3. Развивать психические процессы (произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память), а также речь детей; умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль за собственными действиями.
4. Совершенствовать опыт просветительской работы с родителями.
5. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
6. Оформить в группе уголок игр для развития мелкой моторики у детей.
7. Подготовить (провести) консультацию для родителей, на тему: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста».
8. Выступление на педагогическом совете.
9. Обогащать содержание предметно - развивающей среды.
Содержание работы строится поэтапно:
1 этап - подготовительный.
Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделён на блоки и включает в себя:
• Сбор информации по данной теме.
• Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.
• Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями
• Подбор материала (игрового и методического).
2 этап - основной.
Работа по развитию мелкой моторики руки на этом этапе реализуется через разные виды деятельности.
Содержание работы построено по образовательным блокам педагогического процесса, с использованием комплексного подхода. Развитие мелкой моторики присутствует в любом виде деятельности (игровой, продуктивной, художественно-речевой, театрализованной, режимных моментах).
3 этап – заключительный.
Предполагает отчет о проделанной работе за год, на итоговом педагогическом совете.
ПЛАН РАБОТЫ НА 2020 -2021 г.г.
Срок реализации | Теоретическая часть | Практическая часть |
Работа с детьми | Работа с родителями и коллегами |
сентябрь | Разработка перспективного плана работы по самообразованию (2-й год работы над темой) Изучение и подбор новинок литературы по теме | Повторение разученных пальчиковых игр (в 1-й год работы над темой) Разучивание пальчиковой игры: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» | Беседы и консультации по вопросу развития мелкой моторики руки |
октябрь | Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих санитарно-гигиенические и медицинские аспекты работы с детьми. | | Информация в уголок для родителей: «Учим вместе с детьми» |
ноябрь | Изучение теоретических основ, научно-методической литературы, теоретических исследований по проблеме развития мелкой моторики. | Массаж пальчиков рук. Дидактическая игра «Шишки для мишки» – игра с сосновыми/ еловыми шишками. «Гриб» – раскрасить по образцу. Самомассаж карандашами. | Разработка памяток для родителей. Выставка детских работ. |
декабрь | Подбор литературы: «Работа с бумагой в технике оригами». Обобщение личного опыта по работе над проблемой развития мелкой моторики у детей. | «Фонарик» – поделка из бумаги (работа с ножницами). «Наряжаем елочку» - работа с бумагой, пластилином, крупой. Самомассаж крупами. | Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста». |
январь | Изучение интернет-ресурсов по проблеме развития мелкой моторики. Знакомство с практическим опытом коллег через интернет. | «Зима» - аппликация из резаных ниток. Самомассаж пальцев рук. Пальчиковая гимнастика: «Зима». Рисование по клеточкам. | Папка –передвижка: «Готовим руку к письму». |
февраль | Изучение передовой литературы и инновационного оборудования, методических рекомендаций и разработок к нему. | Составление конспектов игр и упражнений с «Сухой бассейн» – опознавание на ощупь различных предметов. Графические задания в тетради. | Индивидуальные консультации для родителей. |
март | Дополнительное изучение материалов на тему: «Развитие у детей графомоторных навыков». | «Букет для мамы» – объемная поделка (цв. бумага, пластилин, трубочки) Беседа: Женский день». Пальчиковая игра: «Цветы». | Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на готовность к обучению ребенка в школе». |
апрель | Изучение опыта работы педагогов города и района на тему: «Развитие у детей мелкой моторики». | Закладка «Коврик» – знакомство с техникой плетения из полосок бумаги. Пальчиковая гимнастика (по выбору детей). Самомассаж кистей рук. | Рекомендации для родителей: «Учим вместе с детьми» (пальчиковые игры) |
май | Изучение современных направлений исследований детской речи (М.М.Кольцова, И.Кант, М.М. Конина,Н.И.Жинкин, И.Н.Горелов и др.). | Беседа о весне. Рассматривание иллюстраций. Пальчиковая гимнастика: «Труд людей весной». Комплекс пальчиковой гимнастики. Работа с карандашами: «Раскрась весенний цветок». Самомассаж карандашами. | Презентация опыта работы на итоговом педсовете. |
Список изученной литературы:
1. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры». 2007г.
2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук». 2006 г.
3. Брозаускас Л.Г., «Развиваем пальчики», 2008 г.
4. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., «Развиваем руки», 2007 г.
5. Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе». 2009 г.
6. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». 2007 г.
7. Османова Г.А., «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. Картотека пальчиковых игр», 2008 г.
8. Петрова Е.С. «Развиваем моторику руки», 2010 г.
9. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры». 2007 г.
10. Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», 2010 г.
11. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», 2007 г.