СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы ШМО учителей русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План работы ШМО учителей русского языка и литературы»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 20 г. Химки

__________________ А.С. Сорокин

«___» ___________ 2017

План работы

школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

на 2017/2018учебный год


Методическая тема года: «Инновационные педагогические технологии как условие развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе »

Цель методического объединения: формирование творческой индивидуальности учителя и ученика, создание условий для развития творческого потенциала педагогических кадров, формирование высокого профессионального уровня, формирование базы методического и материально- технического обеспечения перехода на ФГОС второго поколения.

Задачи методического объединения:

  • Организация повышения квалификации.

  • Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования в свете требований ФГОС.

  • Отбор содержания и составление рабочих учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости.

  • Рассмотрение и согласование индивидуальных планов работ по предмету и внеурочной деятельности, анализ авторских программ и методик.

  • Ознакомление с анализом состояния преподавания по предметам по итогам внутришкольного контроля.

  • Работа с обучающимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в процессе обучения.

  • Взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим самоанализом достигнутых результатов.

  • Организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета.

  • Изучение передового педагогического опыта.

  • Экспериментальная работа по предмету.

  • Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету.

  • Разработка системы промежуточной итоговой аттестации обучающихся (тематическая, четвертная, зачетная).

  • Ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету; анализ методов преподавания предмета.

  • Отчеты о профессиональном самообразовании учителей; работа на курсах повышения квалификации в институтах; отчеты о творческих командировках.

  • Организация и проведение предметных недель в школе;

  • Организация и проведение первого этапа предметных олимпиад, конкурсов; вопросы состояния внеклассной работы по предмету с обучающимися.

  • Укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету, в соответствии к требованиям к учебному кабинету, к оснащению урока.

  • Совершенствование профессионально-педагогической деятельности педагогов как условие реализации деятельностного и личностно-ориентированного подходов в области обучения и воспитания.

  • Создание условий для реализации индивидуальных планов работы педагогов (самообразование).

  • Распространение опыта учителей – победителей конкурсов ПНПО, «Учитель года».

  • Формирование у педагогов мотивации к профессиональному совершенствованию.

  • Инициирование и проведение (совместно с ИМЦ г. Химки) тематических семинаров и круглых столов.

  • Повышение качества учебно-воспитательного процесса в школе, посредством использования современных педагогических технологий.

  • Формирование базы лучших методических материалов ШМО и их публикация.

Основные направления работы ШМО:

  • Качественная подготовка и проведение методических мероприятий, повышение их роли в совершенствовании педагогического мастерства педагогов русского языка.

  • Организация и проведение предметных недель, внеклассных и внешкольных мероприятий;

  • Участие в работе педсоветов, семинаров, конференций и т.д.;

  • Внутришкольный контроль;

  • Разработка, апробация, внедрение и анализ учебных, научно-методических и дидактических материалов по русскому языку и литературе;

  • Работа с нормативными документами;

  • Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.


№ п/п

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственный

Организационная работа

Организация и проведение Всероссийского конкурса по русскому языку «Родное слово».

сентябрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Проведение тематических экскурсий для учащихся «Литературное Подмосковье».

в течение года

Руководитель ШМО, члены ШМО

Проведение мероприятий, посвященных Международному дню распространения грамотности.

сентябрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Работа над созданием школьного альманаха.

сентябрь - май

Руководитель ШМО, члены ШМО. школьный библиотекарь

Продолжить работу по взаимодействию школы и библиотек микрорайона.

сентябрь - май

Руководитель ШМО, члены ШМО

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

сентябрь-октябрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Организация участия детей в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

октябрь-ноябрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Проведение мероприятий, посвященных юбилейным датам .

ноябрь-декабрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Подготовка к конкурсу рождественских рассказов и региональному творческому конкурсу «За звездой Рождества» 5-11 классы.

ноябрь-декабрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Литературная гостиная. Конкурс стихов на тему: «Они защищали Родину».

декабрь, февраль

Руководитель ШМО, члены ШМО

Конкурс юных поэтов «Моей маме».

март

Руководитель ШМО, члены ШМО

Организация и проведение недели русского языка и литературы.

ноябрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Организация участия учащихся 2-11 классов в международной олимпиаде по русскому языку «Русский Медвежонок».

ноябрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

День книги. Конкурс инсценировок «Книжные герои моего детства».

апрель

Руководитель ШМО, члены ШМО

Литературная гостиная. Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы «Мы помним те суровые года...».

май

Руководитель ШМО, члены ШМО

Организация платных дополнительных услуг по предмету.

сентябрь - май

Руководитель ШМО, члены ШМО

Методическая работа

Выбор и утверждение темы по самообразованию.

август

Руководитель ШМО, члены ШМО

Составление, рассмотрение и согласование Рабочих программ по предмету, Рабочих программ по платным дополнительным услугам.

август - октябрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Согласование и утверждение плана работы ШМО учителей русского языка на 2016-2017уч. год.

август

Руководитель ШМО, члены ШМО

Оказание помощи учащимся 5 классов в адаптации к новым условиям обучения.

сентябрь-октябрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Посещение мероприятий Управления по образованию и ЦПР, заседаний ММО учителей русского языка г. Химки.

по плану

Руководитель ШМО, члены ШМО

Знакомство с опытом работы учителей русского языка, оказание необходимой помощи, консультирование.

сентябрь - май

Руководитель ШМО, члены ШМО

Посещение открытых уроков по обмену опытом.

в течение года

Руководитель ШМО, члены ШМО

Подготовка и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

октябрь-ноябрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Подготовка к пробному итоговому сочинению для выпускников 11 классов. Критерии оценивания. Анализ работ.

ноябрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Итоговое сочинение по литературе для учащихся 11 класса. Проверка и анализ.

декабрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Подготовка учащихся к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе. Участие педагогов ШМО в проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

в течение года






Руководитель ШМО, члены ШМО

Пополнение «Методической копилки».

в течение года

Руководитель ШМО, члены ШМО

Подготовка учащихся для участия во всероссийских конкурсах по литературе «Почитай-ка».

сентябрь-

декабрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Подготовка к конкурсу сочинений на тему: «Моя будущая профессия».

февраль

Руководитель ШМО, члены ШМО

Подготовка и проведение предметной недели по русскому языку.

ноябрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

Подбор научной, методической, педагогической и др. литературы для написания работы по теме самообразования «Инновационные педагогические технологии как условие развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе ».

в течение года

Руководитель ШМО, члены ШМО

Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на уроках русского языка и литературы.

в течение года

Руководитель ШМО, члены ШМО

Проведение пробного экзамена в 11 классах.

апрель

Руководитель ШМО, члены ШМО

Проведение пробного экзамена в 9 классах.

апрель

Руководитель ШМО, члены ШМО

Повышение квалификации (обмен опытом)

1.

Подготовка и проведение открытых уроков в свете требований ФГОС с использованием передовых педагогических технологий учителями русского языка.

в течение года

Руководитель ШМО, члены ШМО

2.

Подготовка и выступление учителей по теме самообразования.

В течение года

Руководитель ШМО, члены ШМО


Подготовка и выступление учителей на заседаниях ММО учителей русского языка и литературы.

В течение года

Руководитель ШМО, члены ШМО

3.

Посещение курсов повышения квалификации по русскому языку, посещение семинаров по предмету.

В течение года

Руководитель ШМО, члены ШМО

Контроль

1.

Разработать и провести входные контрольные работы для 5-х и 10-х классов.

Сентябрь

Руководитель ШМО, члены ШМО

2.

Проверка тетрадей учащихся. Цель: выполнение орфографического режима, регулярность проверки тетрадей ведущими учителями.

В течение года

Руководитель ШМО, члены ШМО

3.

Проверка работы преподавателей, работающих в выпускных классах, по подготовке к экзаменам.

Второе полугодие

Руководитель ШМО, члены ШМО


Тематика заседаний ШМО:

Август-сентябрь

Тема: «Нормативно - правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы ».

1)Корректировка и утверждение плана работы на 2017/2018 учебный год.

2)Формы повышения квалификации и профессионализма учителей русского языка и литературы. (Курсовая переподготовка. Темы по самообразованию. Новые педагогические технологии, в том числе информационные и тестовые.)

3)Адаптация обучающихся 5 классов при переходе в основную школу.

4)Анализ типичных ошибок участников ГИА по русскому языку обучающихся 9 классов, итоговой аттестации по русскому языку и литературе в форме ЕГЭ обучающихся 11 классов за 2016/2017 учебный год.

5)О подготовке и проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам.

6)Доклад по темам самообразования « Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования лингвистической компетенции учащихся» (отв. Ларина И.Н., учитель русского языка);« Развитие творческих способностей на уроках русского языка» (отв. Лебедева Г.И., учитель русского языка);«Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах средствами ИКТ»(отв. Кравчук Л.В.)

7)Самоанализ и анализ открытых уроков.

Ноябрь

Тема: «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС ООО ».

1)Развитие речи: систематизируем знания и готовимся к ЕГЭ и итоговому сочинению.

2) О проведении олимпиад по русскому языку и литературе в 5 – 11 классах.

3)Преемственность в обучении русского языка и литературы между начальным и основным образованием.

4)Доклад по теме самообразования «Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы » (отв. Степанова Л.В., учитель русского языка).

5)Самоанализ и анализ открытых уроков.

Март


Тема:«Профессиональная компетентность и инновационный поиск учителей русского языка и литературы ».

1)Отчет аттестующихся учителей по самообразованию. 

2)Доклад по теме самообразования «Обучение анализу изобразительно-выразительных средств на уроках литературы » (отв. Гагарская А.И., учитель русского языка);

«Инновации в преподавании русского языка и литературы. Применение элементов технологии ТРИЗ» (отв. Жирнова Т.А., учитель русского языка).

3)О подготовке обучающихся 9, 11 классов к итоговой аттестации:

- обучение рецензированию в школе: проблемы отбора теоретических сведений. (подготовка к сочинению –рассуждению 9,11классы);

- организация повторения на уроках русского языка и литературы в 5 – 11 классах.

4) Самоанализ и анализ открытых уроков.

Июнь


Тема: Итоги работы ШМО.

1)Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе в 5 – 11 классах.

2)Разработка и утверждение рабочих программ учебных предметов (русский язык, литература, внеурочная деятельность).

3)Внедрение ФГОС основного общего образования.

Доклад по теме самообразования «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средства самореализации и успешной социализации личности ученика » (отв. Бабкина О.Н., учитель русского языка), «Сочинение как развитие коммуникации у учащихся 10 классов» (отв. Новикова М.В., учитель русского языка).

4)Разное.


График взаимопосещений уроков преподавателями ШМО

Ф.И.О. преподавателя, посещающего урок

Ф.И.О. преподавателя, проводящего урок

Срок

Новикова М.В.

Кравчук Л.В.

Сентябрь - октябрь

Кравчук Л.В

Гагарская А.И.

Октябрь - ноябрь

Ларина И.А.

Жирнова Т.А.

Ноябрь - декабрь

Жирнова Т.А.

Степанова Л.В.

Январь - февраль

Степанова Л.В.

Ларина И.А.

Март - апрель

Гагарская А.И.

Жирнова Т.А.

Апрель - май

Кравчук Л.В.

Бабкина О.Н.

Сентябрь - октябрь

Лебедева Г.И.

Жирнова Т.А.

Октябрь - ноябрь


Темы открытых уроков и мероприятий по предмету:

Ф.И.О. учителя

Предмет/Класс

Тема урока

Гагарская А.И.

Русский язык/9в




Открытый урок «Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях»


Литература/9в

Открытый урок «Княжна Мери». Печорин и свободное общество


Жирнова Т.А.

Русский язык/11а


Открытый урок. Синтаксическая

синонимия как источник богат­ства и вырази­тельности рус­ской речи

Литература/11а

Открытый урок. Серебряный век русской поэзии


Кравчук Л.В.

Русский язык/11б




Внеклассное мероприятие «Своя игра»

Литература/11б

Внеклассное мероприятие. Викторина «Козьма Прутков и другие ( к 200-летию А.К.Толстого)».


Ларина И.А.

Русский язык/6

Брейн-ринг по русскому языку среди учащихся 6-х классов.


Литература/10-5 классы

Внеклассное мероприятие по литературе «Встреча учеников-поэтов в литературной гостиной Лариной И.А.»


Новикова М.В.

Русский язык/7в


Открытый урок на тему «Причастие».


Литература/5в

Открытый урок «В мире народной сказки. Моя любимая сказка».


Степанова Л.В.

Русский язык/7г


Открытый урок «Деепричастный оборот  и знаки препинания при нем»

Литература/8б

Открытый урок «1917 год в русской литературе»

Лебедева Г.И.

Русский язык/6б

Внеклассное мероприятие«Своя игра».


Литература/6б


Открытый урок – презентация к юбилею А.К. Толстого.



Бабкина О.Н.

Русский язык/5б

Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме «Золотая осень».


Литература/6в



Быт и нравы русского дворянства (по произведениям А.С. Пушкина «Дубровский» и «Повести Белкина»)





Руководитель ШМО

учителей русского языка и литературы Т.А. Жирнова