Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сорская основная общеобразовательная школа № 2
имени Толстихиной Ю. Н.
Рассмотрено: на заседании Педагогического совета МБОУ Сорская ООШ № 2 им. Толстихиной Ю.Н. Протокол №___ от «_____» ________2021г. | Утверждено Директор МБОУ Сорская ООШ № 2 им. Толстихиной Ю.Н. Приказ №__ от «_____» ________2021г. ___________________ И.В.Князева |
Программа
индивидуальной работы
со слабоуспевающими учащимися
по предмету«Математика» «Русский язык»
2 А класс
2023 – 2024 учебный год
Всего часов на учебный год: 9 часов
Количество часов в месяц: 1 час
Составлена в соответствии с программой по русскому языку и математике к учебникам для 2 классов общеобразовательных школ авторовВ.П.Канакиной, В.Г.Горецкого,М.И. Моро, М.А.Бантова
.
Учебники: «Русский язык » 2 класс - М.: Просвещение, 2021.
«Математика » 2 класс - М.: Просвещение, 2021.
Составитель:
Масюкова Т.П.
учитель начальных классов
г. Сорск
2024 г
Пояснительная записка
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку, математике и литературному чтению;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
— пробуждение природной любознательности;
— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику
— вовлечение обучающихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Обучающихся:
-Получение знаний за курс 2 класс
-Выбор форм получения знаний.
Родителей:
-В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
-В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
-Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- предметные тесты;
- собеседования;
- контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3. запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4. указание алгоритма решения или выполнения.
5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
10. Выдача ответа или результата выполнения задания.
11. расчленение сложного задания на элементарные составные части.
12. Постановка наводящих вопросов.
13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
План работы со слабоуспевающими учащимися
по математике и русскому языку 2 класса
на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Срок |
1. | Проведение среза умений и навыков учащихся класса по основным разделам учебного материала обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей | Сентябрь |
2. | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком. | Октябрь-ноябрь |
3. | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4. | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока | В течение учебного года. |
5. | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года. |
6. | Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях. | В течение учебного года. |
7. | Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость. | В течение учебного года. |
8. | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года. |
9. | Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года. |
Тематическое планирование
на 1 четверть 2023 -2024 учебный год
№ п/п | Предмет | Тема занятия | Сроки исполнения |
1 | Математика | Однозначные и двузначные числа.Миллиметр.Сотня. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | Сентябрь- октябрь |
2 | Русский язык | Текст. Что такое тема и главная мысль текста? Части текста. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.Связь слов в предложении Что такое синонимы и антонимы? | Сентябрь- октябрь |
на 2 четверть 2023-2024 учебный год
№ п/п | Предмет | Тема занятия | Сроки исполнения |
1 | Русский язык | Корень. Что такое однокоренные слова? Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Обозначения мягкости согласного звука на письме. | Ноябрь- декабрь |
2 | Математика | Скобки.Сравнение числовых выражений.Свойства сложения. Устные приемы вычислений Закрепление приемов вычитаний. Решение задач. Закрепление приемов вычитаний. Решение задач. | Ноябрь - декабрь |
на 3 четверть 2023-2024 учебный год
№ п/п | Предмет | Тема занятия | Сроки исполнения |
1 | Русский язык | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание собственных имен существительных | Январь, февраль, март. |
2 | Математика | Отработка приемов сложения и вычитания. Решение уравнения методом подбора. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Квадрат. | Февраль, |
3 | Русский язык, Математика | Части речи - имя существительное, имя прилагательное, глагол. Определение частей речи в тексте. Сложение и вычитание (письменные приемы). | Март. |
на 4 четверть
№ п/п | предмет | Тема занятия | |
1 | Русский язык | Единственное и множественное число глаголов.Правописание частицы НЕ с глаголом. Единственное и множественное число имен прилагательных. Раздельное написание предлогов со словами. Закрепление изученного. | Апрель- май |
2 | Математика | Конкретный смысл действия деления. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». Приемы умножения числа 2 и 3. Решение задач. Закрепление изученного. | Апрель – май. |
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Взять на учёт всех обучающихся, имеющих отклонения в обучении. | С 2.09. |
2. | Проводить собеседования, проверять запись д/задания в дневнике, контролировать посещение уроков. | Постоянно |
3. | Анализ успеваемости обучающихся. | Еженед. |
4. | Контроль накопляемости оценок у слабых обучюащихся. | Еженед. |
5. | Учёт промежуточных результатов. | 1 раз в месяц |
6. | Учёт проделанной учителем работы. | 1 раз в месяц |
Работа со слабоуспевающими детьми
№ | Темы работы со слабыми детьми |
Русский язык |
1. | Звуки и буквы. Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие. |
2. | Написание букв и слогов |
3. | Написание букв и слогов |
4. | Написание букв и слогов, слов. |
5. | Написание букв и слогов, слов. |
6. | Написание букв и слогов, слов. Большая буква в словах. |
7 | Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов |
8 | Учимся писать буквы согласных в корне слова |
9 | Разделительный твердый и мягкий знаки |
10 | Выделение главных членов предложения |
11 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн |
12 | Слова с разделительным Ь. |
13 | Слова с разделительным Ъ. |
14 | Проверочная работа. |
15 | Письмо под диктовку (итог проведенной работы). |
Математика |
1. | Числа от 1 до 10. Число 0 |
2. | Числа от 1 до 10. Число 0 |
3. | Сложение и вычитание в пределах 10 |
4. | Сложение и вычитание в пределах 10 |
5. | Сравнение чисел |
6. | Сравнение чисел |
7. | Решение задач |
8. | Решение задач |
9. | Геометрические фигуры |
10. | Длина отрезка. Периметр |
11. | Решение задач разных видов |
12 | Решение задач разных видов |
13. | Числа от 1 до 20 |
14. | Числа от 1 до 20 |
15 | Числа от 1 до 20 |
16. | Самостоятельная работа |
17. | Проверочная работа «Чему я научился» |
Прогнозируемый результат
Обучающиеся должны знать/уметь:
- различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки и писать их;
- правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов;
- решать задачи;
- выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 20, 100.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Используемая литература
1. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2013 -96 с.
2. В. Ю. Романова, Л.В. Петленко. Русский язык в начальной школе: индивидуальные задания. 2008 3. К. Э. Кочурова . Дружим с математикой: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2013 -96 с.
3. Рудницкая В.Н., Юдачева Т. «Математика в начальной школе»: Проверочные и контрольные работы. – М.: 2013. -304