Урок русского языка в 6-ом классе на тему: «Фразеологизмы»
Дата проведения урока: 9.10.2019 г.
Цель урока: создать условие для сформирования у учащихся представления о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Задачи урока:
Образовательная:
- сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи;
- научить распознавать фразеологические обороты;
Развивающая:
- развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
- формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников;
- обогащать словарный запас школьников;
Воспитательная:
-воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности;
- воспитывать умение работать в коллективе, в группе.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- у учащихся сформировано представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи;
- учащиеся умеют распознавать фразеологические обороты.
Личностные УУД:
- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- сформировано умение определить учебные задачи, составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные УУД:
- сформировано умение работать в группах;
- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям;
- у учащихся сформировано умение использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, карточки
Учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./[М.Т.Баранов и др.; науч.ред. Н.М.Шанский]. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019. -191 с.
Ход урока
Организационный момент (3 мин.)
Актуализация знаний учащихся (5 мин.)
- Сегодня мы с вами продолжим работу по теме «Лексика. Культура речи».
- «Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире» К.Ушинский.
- Дети, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец? (Народный герой русских былин; богатырь, который защищал свою Родину)
В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного – то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать …»
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
- Вдумайтесь в смысл этого предложения. Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное – «с одного – то боку зелёное», «с другого румяное». А главное: «Ты умей его, девица, повёртывать», т.е. умей владеть словом, так слово или выражение может иметь не одно значение. Значит, надо правильно употреблять слова или выражения в своей речи.
- Это высказывание мы возьмём эпиграфом к уроку и будем учиться правильно употреблять слова в своей речи.
III. Проверка домашнего задания (10 мин.)
1. Лексический терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой.
1) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу — слово. (Лексикология)
2) словарный запас одного человека ( лексикон);
3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);
4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);
5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы);
6)слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы);
7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы);
8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы).
Взаимопроверка.
У учеников в тетради должна получиться запись: лексикология, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы.
IV. Изучение новой темы (18 мин)
Формулирование темы и цели урока.
Вступительное слово учителя:
«Аня спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Девочка стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
- Что имела в виду мама Ани? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)
В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка.
В русском языке это более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».
- Кто из вас помнит, как называются такие сочетания слов? (фразеологизмы)
- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока « Фразеологизмы».
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.
1) Познакомиться с понятием...;
2) учиться отличать....
Цель нашего урока: познакомиться с понятием фразеологизмы; учиться отличать фразеологизмы от других лексических групп слов и правильно употреблять их в своей речи.
Учитель:
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»
Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
Работа над новым материалом
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
- Так что же такое фразеологизмы?
Чтение правила.
Работа со словарем
Выполнение упражнения
Тренировочные упражнения по теме «Фразеологизмы»
4.1. Работа с текстом
Подчеркните фразеологические обороты в тексте стихотворения В.Суслова и объясняют их значение.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Потянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки...
На уроке - не до скуки!
Теперь за парты сели дружно.
Конечно, поработать нужно!
4.2.Отгадайте загадки:
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …
Фальшивят, путают слова.
Поют кто в лес, … .
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ... .
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
«Водой не разольёшь.»
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.
4.3.Найдите объяснение каждому фразеологизму
Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.
Для справок. Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом.
Синтаксический разбор предложения.
Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились.
(А.П. Чехов)
Вывод: Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.
История появления фразеологизма.
Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».
Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.
В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.
С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.
Вы тоже на следующий урок найдете историю наиболее понравившегося фразеологизма.
4.4.Ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов. Дополните их, соединяя стрелками. Взаимопроверка
Хитёр как лиса
Труслив как заяц
Голоден как волк
Здоров как бык
Изворотлив как уж
Надут как индюк
Нем как рыба
Грязный как свинья
Упрям как осёл
Болтлив как сорока
Колючий как ёж.
4.5.Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов
Кашу маслом не испортишь.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, )
- Ребята, а почему у бабушки такая живая речь?
4.6. Вам предложены крылатые выражения. Для каждого из этих выражений будут предложены три понятия, связанные с информатикой и компьютером. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует названным выражениям.
НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ
а) текстовый файл
б) лазерный принтер
в) сканер
2. ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ
а) предыдущий вариант файла
б) Локальная перемена с именем, совпадающим с именем глобальной переменной
в) копия файла
3. ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ
а) ошибка в программе
б) скрытый файл
в) антивирусной программой обнаружен новый вид вируса
4. КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ
а) зацикливание программы
б) использование в программе рекурсии
в) «Зависание компьютера»
5.Закрепление (4 мин.)
- Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- понравилась ли вам тема урока?
- Что такое фразеологизмы?
- Приведите примеры фразеологизмов.
6.Домашнее задание (2 мин.)
1. Найти историю одного из фразеологизмов.
2. Стр.45 упр.100, правило.
Выставление оценок.
- Какое настроение у вас после нашего урока?
Спасибо вам за урок!
7.Рефлексия (3 мин.). Предложить ребёнку продолжить одно из высказываний:
Сегодня я узнал | |
Я выполнял задания | |
Я понял, что | |
Теперь я могу | |
Я почувствовал, что | |