МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 7 имени О.КАЗАНСКОГО
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО классных руководителей 1 – 4 классов МБОУ ЕСОШ № 7 имени О.Казанского протокол № ______ от «____» _______ 2017 года Руководитель МО классных руководителей 1 – 4 классов ____________/Павлюк И.Г./ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР МБОУ ЕСОШ № 7 имени О.Казанского _________/Господинкина Г.Ю./ «____» _________ 2017 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ЕСОШ № 7 имени О.Казанского ___________ /Авилова О.В./ Приказ № _____ от «____» ________ 2017 года |
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1 «Б» класс
2017 – 2018 учебный год
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ЕНИНА
МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА
ст. Егорлыкская
Ростовская область
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
…Ребёнок стал школьником. Это событие имеет огромное значение для него самого, его родителей, учителей. Он впервые включается в серьёзную общественно – значимую деятельность – учение. Задача школы состоит в том, чтобы вооружить обучающегося знанием основ наук, сформировать личность, гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, а также развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов. Эта сложная задача может быть решена в процессе всей учебно-воспитательной работы классного коллектива. Данный воспитательный план разработан с целью реализации следующих принципов: личностно – ориентированного подхода (адаптации, развития комфортности) и культурно – ориентированного подхода (картины мира, смыслового отношения к миру, сезонным изменениям в природе).
Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Перед учителем встает масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине, интернационализм, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу, сформировать потребность в труде.
Классный руководитель имеет дело с детскими душами. Поэтому он должен принимать во внимание эту новую реальность, если хочет, чтобы его услышали и поняли собственные воспитанники, если хочет стремиться привить им вкус к учёбе, донести до них мысли о том, что информация – это ещё не знания, что для приобретения последних необходимо приложить усилия, проявить внимание, волю, упорство.
Главная задача школы – дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, что подразумевает для каждого возможность реализации своих личных планов. Эта цель тоже является доминирующей. На её достижение и должна быть направлена вся деятельность классного руководителя. Но для этого сначала следует:
Научить обучающихся понимать самих себя.
Способствовать раскрытию внутреннего потенциала, основанного на знаниях, размышлениях, собственном маленьком опыте.
Развить самокритику и анализировать свои успехи и поражения.
Классный руководитель не должен пренебрегать ни одной из потенциальных возможностей своих учеников, не должен оставлять невостребованным ни один из талантов, которые, как сокровища, спрятаны в каждом человеке: память, эстетические чувства, способность к размышлению, к коммуникации, физические возможности. Поэтому дифференцированный подход к каждому ученику – залог успеха развития его как личности.
Цель воспитательной работы:
Создание условий для адаптации и самореализации личности в современной социокультурной среде, воспитание у обучающихся гражданственности и любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей и правосознания, национальной и религиозной терпимости.
Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:
Воспитание на основе общечеловеческих и научных ценностей, усиление внимания к патриотическому, гражданскому и нравственному воспитанию.
Формирование высоких нравственных качеств личности: милосердия, доброты, порядочности и др.
Формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию.
Совершенствование системы трудового воспитания школьников, с ориентацией на новые социально-экономические условия.
Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья обучающихся школы, формирование здорового образа жизни.
Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи.
Сотрудничество с семьями обучающихся, работа с родителями.
Формирование интереса обучающихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов, – формирование такого мышления осуществляется в процессе урочной и внеурочной работы.
Развитие школьного самоуправления.
Развитие материальной базы и инфраструктуры воспитательной работы.
Воспитательная работа определяет следующие основные направления организации воспитания и социализации обучающихся:
Гражданско-патриотическое воспитание
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Интеллектуальное воспитание
Здоровьесберегающее воспитание
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности
Воспитание семейных ценностей
Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание
Трудовое воспитание
Воспитательный план составлен в соответствии с воспитательной программой работы школы «Возрождение» на 2017 - 2018 учебный год.
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
Классный коллектив 1 «Б» класса сложился 01 сентября 2017 года при поступлении детей в школу. В классе 25 человек, из них 13 мальчиков, и 12 девочек. Основная масса обучающихся – 2010 года рождения. Из МБДОУ пришли в первый класс 16 человек, домашних детей – 9 человек. Основная группа детей пришла из МБДОУ № 31 «Улыбка» и МБДОУ № 33 «Светлячок».
Многодетные семьи – 6 (Анджатян Д., Бычихин Д., Капралов И., Леднев А., Мастерова З., Мастерова М., Самойлова А., Самойлова Л.)
Малообеспеченные семьи – 8 (Анджатян Д., Капралов А., Леднев А., Магомедова М., Мастерова З., Мастерова М., Самойлова А., Самойлова Л., Самсонова Е., Тухтаева Д.)
Неполные семьи – 7 (Быкадоров Т., Гарай У., Руденко Г., Самсонова Е., Силенко Н., Труш А., Тухтаева Д.)
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Работать над созданием дружного, сплочённого ученического коллектива на основе нравственного, патриотического и эстетического воспитания.
Воспитывать сознательное отношение к учению, в процессе игровой деятельности прививать интерес к учёбе, к школе; развивать познавательную активность и культуру умственного труда.
Приучать детей к выполнению здорового режима дня; прививать санитарно-гигиенические навыки, правила личной гигиены; проводить профилактику вредных привычек.
Развивать художественные умения и способности; воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками.
Прививать чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательности, тактичности, сострадания к близким людям.
Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине – Донскому краю.
4. ПРОБЛЕМА, НАД КОТОРОЙ РАБОТАЕТ КЛАССНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
В 2017 – 2018 УЧЕБНОМ ГОДУ
«Создание дружного, сплочённого ученического коллектива,
соблюдающего основные нормы поведения в обществе и природе»
Первоклассники ещё не совсем чётко знакомы со школьными обязанностями и не вполне адаптировались к школьной жизни. Поэтому на классных часах получают знания о том, как жить в едином ученическом коллективе, упражняются в применении приемлемых способов культуры поведения в общественных местах, овладевают навыками общения со сверстниками. Классные часы должны способствовать решению задач:
Развитие эмоциональной регуляции поведения.
Повышение уверенности в своих силах.
Формирование коммуникативных навыков.
Активизация познавательных процессов.
Раскрытие творческого потенциала детей.
Развитие умения жить в коллективе.
Формирование позитивной моральной позиции.
Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету – Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам живут, что ценят друг в друге. Поэтому классные часы по усвоению культуры поведения включают в себя сюжетно-ролевые игры. В играх ребята охотнее реализуют то, что кажется им трудновыполнимым в жизненных ситуациях. Большое внимание следует уделять методам обсуждения, анализу поступков и поведения. Дети учатся отвечать на вопросы и делать соответствующие выводы, анализировать и логически рассуждать.
Именно в детстве формируются умы и сердца наших детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. Особенно важно сегодня культурно-речевое воспитание детей. «Там, где дети усиленно учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга», - писал известный русский учёный А.М.Пешковский. И чем раньше человек задумается о своих коммуникативных навыках, тем быстрее научится правильному общению, тем легче ему будет в решении сложных жизненных проблем.
5. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СЕНТЯБРЬ
№ п/п | Виды деятельности и формы работы | Дата | Ответственные |
1. | Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» Первый урок «Вперёд в Страну Знаний!» | 01.09 | администрация школы кл. руководитель |
2. | Классный час «Дети Беслана». Предупреждение экстремизма и ответственность за преступления террористической направленности. | 04.09 | кл. руководитель (обж) |
3. | Беседа «Моя личная безопасность». Правила поведения в школе, школьном дворе, автобусе. Правила перехода улиц и дорог. Акция «Внимание! Дети!» | 07.09 | кл. руководитель (обж, пдд) |
4. | Классный час «Мой класс, мои друзья. Этика отношений в коллективе». | 14.09 | кл. руководитель обучающиеся класса |
5. | Клубное занятие «Посвящение в пешеходы». Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице. | 19.09 | вожатые школы (пдд) |
6. | Классный час «Хочу жить долго и счастливо». Профилактика интеровирусной инфекции, алкоголизма, табакокурения. | 21.09 | кл. руководитель медсестра школы |
7. | Экскурсия в природу «Золотая осень». | 30.09 | кл. руководитель родительский комитет |
ОКТЯБРЬ
№ п/п | Виды деятельности и формы работы | Дата | Ответственные |
1. | Акция «Дари добро». Изготовление поздравительных открыток ко Дню пожилого человека. | 02.10 | обучающиеся класса |
2. | Классный час «Без режима дня нам прожить никак нельзя. Уважай своё время и время других людей». | 05.10 | кл. руководитель |
3. | Беседа «Этот легендарный крейсер «Аврора». 100-летие октябрьской революции. | 12.10 | кл. руководитель |
4. | Беседа о пропаганде здорового образа жизни. Изготовление листовок, рисунков «Мы за ЗОЖ!» Акция «Чистый двор». | 19.10 | обучающиеся класса |
5. | Классный час «В мире загадок». | 26.10 | кл. руководитель |
6. | Итоговый инструктаж по правилам безопасного поведения на осенних каникулах. Беседа «Наиболее безопасный маршрут в школу и домой». Практическое занятие. | 27.10 | кл. руководитель (обж, пдд) |
НОЯБРЬ
№ п/п | Виды деятельности и формы работы | Дата | Ответственные |
1. | Классный час «Я – гражданин России». Символика государства. | 09.11 | кл. руководитель |
2. | Беседа «Права и обязанности младших школьников». | 16.11 | кл. руководитель |
3. | Классный час «Наше многонациональное государство. Вопрос экстремизма, толерантности, расовой дискриминации». Конвенция ООН о правах ребёнка» (статья 2). | 23.11 | кл. руководитель (обж) |
4. | Неделя матери. Беседа «Хранительница семейного очага». Конкурс рисунков «Мама милая моя». | в течение недели | кл. руководитель обучающиеся класса |
5. | Беседа «Наши верные друзья. Сигналы регулирования дорожного движения». | 30.11 | кл. руководитель (пдд) |
ДЕКАБРЬ
№ п/п | Виды деятельности и формы работы | Дата | Ответственные |
1. | Декадник инвалидов. Акция «Доброе сердце». | 01.12 | кл. руководитель |
2. | Литературно- музыкальный час «Очарованная душа». Добрые песни В.Шаинского для детей. | 06.12 | обучающиеся класса |
3. | Разучивание песен к новогоднему утреннику. «Мастерская Деда Мороза». Изготовление новогодних украшений. Акция «Наряди ёлочку». | в течение месяца | обучающиеся класса |
4. | Этическая беседа «Жизнь дана на добрые дела». | 14.12 | кл. руководитель (обж) |
5. | Беседа «Дружим мы с дорожными знаками». Практическое занятие. | 21.12 | кл. руководитель (пдд) |
6. | Утренник «Новогодняя сказка». Инструктаж по ТБ, ППБ. | 27.12 | кл. руководитель родительский комитет (обж) |
7. | Акция «Самый чистый класс». | 28.12 | руководитель МО |
8. | Итоговый инструктаж по правилам безопасного поведения на зимних каникулах. Беседа «Снег. Туман. Гололёд». Профилактика гриппа, ОРВИ в эпидемиологический сезон, ДТП, травматизма и несчастных случаев. | 29.12 | кл. руководитель (обж, пдд) |
ЯНВАРЬ
№ п/п | Виды деятельности и формы работы | Дата | Ответственные |
1. | Беседа «Моя личная безопасность». Повторение правил поведения в школе, на уроках и переменах, в столовой и раздевалке. Безопасный маршрут в школу и домой. Соблюдение ПДД. Инструктаж. | 11.01 | кл. руководитель (обж, пдд) |
2. | Этическая беседа «Об отношении к младшим, старшим и к своим сверстникам». | 18.01 | кл. руководитель |
3. | «Героическая летопись». Выставка поделок ко дню освобождения ст. Егорлыкской от фашистских захватчиков. | 25.01 | кл. руководитель обучающиеся класса |
4. | Викторина «Правила безопасного поведения на дорогах». | 30.01 | кл. руководитель (пдд) |
5. | Фестиваль «Русской народной песни о зиме». Акция «Покормите птиц зимой». | 31.01 | кл. руководитель обучающиеся класса |
ФЕВРАЛЬ
№ п/п | Виды деятельности и формы работы | Дата | Ответственные |
1. | Классный час «Кто они – маленькие герои большой войны». Чтение и обсуждение книг о детях – участниках В.О.войны. | 08.02 | кл. руководитель |
2. | Инструктаж по правилам безопасного поведения на зимних дополнительных каникулах. «Осторожно! Плохая погода! Беда на льду!» | 09.02 | кл. руководитель (обж, пдд) |
3. | Конкурс стихов и рисунков на тему «Родина. Армия. Солдат». Акция «Поздравь солдата». | 19.02 | кл. руководитель обучающиеся класса |
4. | Спортивно – игровой праздник «А ну-ка, мальчики!» | 20.02 | кл. руководитель |
5. | Урок мужества. День Защитников Отечества. Беседа – презентация «России верные сыны». | 22.02 | кл. руководитель |
6. | Беседа «Мы – пассажиры. Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей». | 28.02 | кл. руководитель (пдд) |
МАРТ
№ п/п | Виды деятельности и формы работы | Дата | Ответственные |
1. | Беседа «Что такое милосердие?» Коллективное чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Бабка». | 01.03 | кл. руководитель |
2. | Беседа «Хранительница семейного очага». Презентация «Материнская любовь и нежность в творчестве художников». | 07.03 | кл. руководитель обучающиеся класса |
3. | Викторина «Птицы – наши верные друзья». | 15.03 | кл. руководитель |
4. | Беседа «Великие русские писатели и поэты» 150-летие со дня рождения А.М. Горького. 100-летие со дня рождения А.И. Солженицына. | 22.03 | кл. руководитель |
5. | Итоговый инструктаж по правилам безопасного поведения на весенних каникулах. Знакомство с транспортом нашей станицы. | 23.03 | кл. руководитель (обж, пдд) |
АПРЕЛЬ
№ п/п | Виды деятельности и формы работы | Дата | Ответственные |
1. | Беседа «Красная книга». Конкурс рисунков «Вселенная глазами детей». | 05.04 | кл. руководитель (обж) |
2. | Классный час «Ещё раз о космосе». | 12.04 | библиотекарь школы |
3. | Викторина «Путешествие в Страну Сказок». | 19.04 | кл. руководитель |
4. | Познавательная беседа «Зелёная аптека». | 26.04 | кл. руководитель (обж) |
5. | Беседа «Огонь – друг, огонь – враг человека». Экскурсия в пожарную часть. | 27.04 | кл. руководитель родительский комитет |
6. | Беседа «Виды перекрёстков. Перекрёстки микрорайона школы». | 28.04 | кл. руководитель (обж, пдд) |
МАЙ
№ п/п | Виды деятельности и формы работы | Дата | Ответственные |
1. | Классный час «Доброе слово – что ясный день». | 03.05 | кл. руководитель |
2. | Конкурс рисунков «Мы не хотим войны». Акция «Ветеран рядом». | 08.05 | кл. руководитель |
3. | Беседа «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!» | 17.05 | кл. руководитель |
4. | Утренник «До свидания, 1 класс! Здравствуй, лето красное!» | 24.05 | кл. руководитель родительский комитет |
5. | Итоговый инструктаж по правилам безопасного поведения на летних каникулах. Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет!» | 25.05 | кл. руководитель (обж, пдд) |
6. | Конкурсно – игровая программа «1 июня – День защиты детей». | 01.06 | кл. руководитель |
6. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ:
Хромых Анна Сергеевна – председатель
Алека Виктория Викторовна
Гарай Оксана Викторовна
Магомедова Патимат Меджидовна
Шушпанникова Ольга Александровна
Родительские собрания в начальной школе имеют очень большое значение. При определении тем собраний в первом классе классному руководителю необходимо помнить, что ребята, пришедшие в первый класс, испытывают определённую тревогу оттого, что они перешагнут порог незнакомого здания, встретятся с незнакомыми людьми. Но не только это является причиной их волнений. Прежде всего, их волнуют учебные результаты. Волнение связано с тем, как взрослые будут воспринимать их успехи и неудачи. Поэтому, для того, чтобы достичь хороших результатов, дети стараются завоевать расположение взрослого, понять его, приспособиться к нему.
Особенностью поведения первоклассников является их непосредственность, открытость, эмоциональность. Они всегда говорят то, что думают, однако среди них встречаются ребята, которые ведут себя крайне осторожно. Первоклассники весьма впечатлительны и наблюдательны, они чутко реагируют на то, как учитель общается с тем или иным учеником.
В первом классе ребятам достаточно трудно объективно оценить свои достижения, им нравится всё то, что они делают. Порой они искренне недоумевают от того, что не могут понять, чего хочет от них учитель. Первоклассники чрезвычайно активны, им хочется попробовать себя во всём, даже если у них что-то не получается так, как у других обучающихся.
Надо отметить, что родительские собрания в первом классе существенно отличаются от собраний в последующих классах. С одной стороны, они знакомят родителей с особенностями психологии и физиологии первоклассника, с другой – учат быть «умными» родителями, которые должны «вжиться» в роль быть отцом и матерью школьника, научиться помогать своему ребёнку быть хорошим учеником, развить в себе умение быть терпеливым и терпимым, понимающим и принимающим своего ребёнка независимо от его учебных достижений. Именно в первом классе родительские собрания носят в первую очередь просветительский характер, наталкивают родителей на развитие в себе умений воспитательного характера.
№ п/п | Содержание работы | Дата |
1. | Родительское собрание «Первый раз – в первый класс!» Законы жизни семьи, законы жизни классного коллектива. Выборы родительского комитета. | сентябрь |
2. | Заседание родительского комитета по вопросу питания обучающихся класса, поездки на осенних каникулах в «Дельфинарий» города Ростова. Разработка плана работы родителей в участии и проведении классных и школьных мероприятий. | сентябрь |
3. | Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе». Итого I четверти. Инструктаж по ТБ на период осенних каникул. | октябрь |
4. | Заседание родительского комитета по вопросу подготовки класса к Новогоднему празднику. | ноябрь |
5. | Родительское собрание «Режим дня в жизни школьника». Итоги II четверти. Инструктаж по ТБ на период зимних каникул. | декабрь |
6. | Родительское собрание «Игра и игрушка в жизни младшего школьника». | январь |
7. | Заседание родительского комитета по вопросу питания обучающихся класса. Разработка плана работы родителей в участии и проведении классных и школьных мероприятий. | январь |
8. | Заседание родительского комитета по вопросу проведения предстоящих праздников для детей. | февраль |
9. | Родительское собрание «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с миром». Итоги III четверти. Инструктаж по ТБ на период весенних каникул. | март |
10. | Заседание родительского комитета по вопросу проведения ремонта в классе. | апрель |
11. | Заседание родительского комитета по вопросу поездки обучающихся в зоопарк города Ростова. | май |
12. | Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей…» Итоги IV четверти. Летний отдых и оздоровление детей. Инструктаж по ТБ на период летних каникул. | май |
13. | Индивидуальные консультации и беседы для родителей обучающихся с целью оказания помощи в учёбе. | по мере необходимости |
14. | Посещение обучающихся на дому с целью выявления материально-бытовых условий жизни семьи. | по мере необходимости |
15. | Привлечение родителей к проведению различных классных и общешкольных мероприятий. | по мере необходимости |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Работа с одарёнными детьми
Выполнение творческих работ и проектов.
Подготовка сообщений, мини докладов к урокам литературного чтения и окружающего мира.
Подготовка и участие в творческих конкурсах.
Подготовка и участие в классных, школьных и районных олимпиадах.
Участие в конкурсах чтецов.
Выполнение заданий повышенной сложности.
Помощь слабоуспевающим ученикам в шефских парах.
Работа со слабоуспевающими детьми
Создание и работа шефских пар.
Выполнение дополнительных заданий, развивающих творческие способности.
Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.
Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
Посещение учителем семей обучающихся.
Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
Работа с трудными детьми
Исследование жилищно-бытовых условий.
Консультации и беседы с родителями по воспитанию.
Организация досугового времени путём вовлечения в кружки, секции.
Консультации родителей и детей с психологом и социальным работником.
Контроль за выполнением поручений, которые выбрали по своему желанию.
ТЕМЫ ПО ПДД
1 класс
1. Что такое безопасность? Город, поселок, район, где ты живешь. сентябрь
2. Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице. сентябрь
3. Безопасный путь в школу. Практическое занятие. октябрь
4. Как правильно переходить дорогу. Практическое занятие. Разбор конкретных ситуаций. октябрь
5. Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. ноябрь
6. Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено» … декабрь
7. Практическое занятие «Дружим мы со знаками» декабрь
8. Викторина на тему «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах» январь
9. Где можно и где нельзя играть? Осторожно! Плохая погода. февраль
10. Мы пассажиры. Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей. февраль.
11. Знакомство с транспортом города. март
12. Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию (маршрут автобуса) март
13. Виды перекрестков. Перекрестки микрорайона школы. апрель
14. Практическое занятие «Я у перекрестка» апрель
15. Контрольный тест по ПДД «Программа года» май
16. Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет» май