МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Егорлыкского района
МБОУ ИООШ№21
РАССМОТРЕНО Протоколом заседания ШМО гуманитарного цикла МБОУ ИООШ №21 ________________________ Дорофеева Т.А. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21 ________________________ Вербицкая Л.Н. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ИООШ №21 ________________________ Гамов А.А. Приказ №81 от «31» 08 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Адаптивная физическая культура»
6 класс
вариант 2
(для обучающихся с задержкой психического развития
на 2023-2024 учебный год)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в 6 классе образовательной области «Физическая культура» составлена на основе документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28
2.Приказ Минобрнауки России от 19.12. 2014 г. № 1599. «Об утверждении
ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 10.07.2015г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2. 3286- 15. Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по АООП для обучающихся с ОВЗ»
4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.03.2016 3 ВК-452/ 07 «О введении ФГОС ОВЗ»
5.Адаптированная образовательная программа общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ ИООШ № 21 на 2023-2024 учебный год.
6. Примерная программа обучения детей
с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития по предмету «Физическая культура» Автор И.М. Бгажнокова
(М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2011г.)
7. Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжёлыми и множественными нарушениями развития на 2023 - 2024 учебный год.
8. Учебный план МБОУ ИООШ № 21 для обучающихся на дому по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) на 2023 -2024 учебный год.
9. Календарный учебный график МБОУ ИООШ № 21 на 2023-2024 учебный год
Цель программы обучения:
всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекцию недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальную адаптацию
Общие задачи курса:
Коррекция нарушений физического развития;
Формирование двигательных умений и навыков;
Развитие двигательных способностей в процессе обучения;
Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
Раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
Формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
Поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
Воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
- обогащение чувственного опыта;
- коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
- формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности
Место учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в учебном плане.
Занятия по предмету «Адаптивная физическая культура» проводятся 1 раз в неделю, 34 часа реализуемых в год и 68 ч отводится на часы самостоятельной работы - 2ч. в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2023 -2024 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели и 34 учебных часа; ( 68ч для самостоятельной работы)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Адаптивная физическая культура»
Личностные результаты освоения АООП:
1) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
2) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
3) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
5) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
6) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, проявлениедоброжелательности,эмоционально-нравственнойотзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Уровни предметных результатов: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся, достаточный – нет.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием.
Достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища;
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятия
3.Содержание учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
В 6 классе - 34 ч. (1 ч. в неделю)
Часы самостоятельной работы - 68ч. (2 ч. в неделю)
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» содержит следующие разделы: «Дыхательные упражнения», «Ходьба и упражнения в равновесии», «Быстрый шаг »,
«Общеразвивающие упражнения», «Ползание, подлезание», «Передача и ловля мяча»
Общеразвивающие упражнения (по образцу с педагогом)
Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев.
Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения.
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад).
Повороты туловища вправо (влево).
Круговые движения прямыми руками вперед (назад).
Приседание.
«Ходьба и упражнения в равновесии»
Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.
Ползание, подлезание
Ползание на четвереньках. Подлезание под препятствия на четвереньках.
Передача предметов
Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне).
Ловля мяча около груди и над головой.
4. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
«Адаптивная физическая культура» - 34 ч.(1ч в неделю)
1 четверть – 8 ч | Кол-во ч. | |
| Тема радела/ урока | Дата проведения |
1-2 3-4 | Комплекс дыхательных упражнений . Игра «Пастушок дудит в рожок». Комплекс дыхательных упражнений . Игра «Перышки», «Косари». | 2 2 | 01.09 08.09 15.09 22.09 |
5-6 | Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) во время бега. Игра «Понюхаем цветы» | 2 | 29.09 06.10 |
| Ходьба и упражнения в равновесии (6ч.) | | |
7 | Ходьба по заданным направлениям. Игра «День. Ночь» | 1 | 13.10 |
8 | Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Игра «Совушка» | 1 | 20.10 |
9 | Ходьба но носках, на пятках. Чередование бега и ходьбы по сигналу. Игра «Веревочка» | 1 | 27.10 |
10 | Ходьба по заданным меткам. Игра « Бег по кочкам» | 1 | 10.11 |
11-12 | Медленный бег с сохранением осанки. Игра «Пингвины» Медленный бег с сохранением осанки. Игра «Кошка и мышки» | 1 1 | 17.11 24.11 |
| Быстрый шаг (4ч) | | |
13-14 | Быстрый шаг в колонне за учителем. Игра «Удочка» | 2 | 01.12 08.12 |
15 | Быстрый шаг в умеренном (медленном, быстром) темпе. Игра «Пятнашки» | 1 | 15.12 |
16 | Быстрый шаг в умеренном (медленном, быстром) темпе. Игра «Пятнашки» | 1 | 22.12 |
17 | Общеразвивающие упражнения без предметов. Игра «Найди своё место» | 1 | 29.12 |
18 | Общеразвивающие упражнения с предметами (флажками) | 1 | 12.01 |
19 | Круговые движения кистью. Игра на географию тела | 1 | 19.01 |
20 | Общеразвивающие упражнения с предметами ( гимнастическими палками) | 1 | 26.01 |
21 | Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Игра «Самолёты» | 1 | 02.02 |
22 | Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Игра «Стой, кто идёт?» | 1 | 09.02 |
23 | Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Игра «Кузнечики» | 1 | 16.02 |
24-25 | Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Игра «Кузнечики», «Кенгуру» | 2 | 01.03 15.03 |
26 | Повороты туловища вправо (влево). Игра на географию тела. | 1 | 22.03 |
27 | Повороты туловища вправо (влево). Игра на географию тела | 1 | 05.04 |
28 | Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Игра «Самолеты» | 1 | 12.04 |
29 | Приседание. Игра «Попрыгунчики –воробышки» | 1 | 19.04 |
30 | Ползание на четвереньках по прямой линии. Игра «У медведя во бору» | 1 | 26.04 |
31 | Подлезание на четвереньках под верёвку. Игра «Самый ловкий» | 1 | 03.05 |
| Передача и ловля мяча (3ч) | | |
32-34 | Передача и ловля большого мяча(резиновый или надувной) Игра « Найди предмет» | 3 | 17.05 24.05 |
Часы самостоятельной работы - 68ч (2 ч. в неделю)
№ урока | Тема | К-во часов |
Дыхательные упражнения -9ч. |
1-3 | Произвольный вдох /выдох. Игра «Эхо» Дыхательная гимнастика. | 3 |
4-6 | Комплекс дыхательных упражнений . Игра «Пастушок дудит в рожок». Комплекс дыхательных упражнений. Игра «Перышки», «Косари». | 3 |
7-9 | Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) во время бега. Игра «Понюхаем цветы» | 3 |
Ходьба и упражнения в равновесии -12 ч. |
10-12 | Ходьба по заданным направлениям. Игра «День.Ночь» | 3 |
13-15 | Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Игра «Совушка» | 3 |
16-18 | Ходьба но носках, на пятках. Чередование бега и ходьбы по сигналу. Игра «Веревочка» Ходьба по заданным меткам. Игра « Бег по кочкам» | 3 |
19-21 | Медленный бег с сохранением осанки. Игра «Пингвины» Медленный бег с сохранением осанки. Игра «Кошка и мышки» | 3 |
Быстрый шаг -12 ч. |
22 24.22-23 | Быстрый шаг в колонне за взрослым. Игра «Удочка» | 2 |
24-25 | Быстрый шаг в умеренном (медленном, быстром) темпе. Игра «Пятнашки» | 2 |
26 | Коррекционная игра «Найди себе пару» | 1 |
27-28 | Упражнения в равновесии | 2 |
29-30 | Комплекс ОРУ с обручем | 2 |
31 | Коррекционная игра «Передай кубик» | 1 |
32-33 | Комплекс ОРУ с гантелями. Коррекционная игра «Мяч водящему». | 2 |
Общеразвивающие упражнения – 12 ч. |
34-35 | Сюжетные ОРУ. Игра «Охотники и зайцы». Коррекционная игра «Части тела». | 2 |
36-37 | Перебрасывание мяча друг другу в парах снизу. Игра «Перестрелка» | 2 |
38 -39 | Коррекционная игра «Зайчики-пальчики». | 2 |
40-41 | Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «С кочки на кочку» | 2 |
42-43 | Комплекс ОРУ без предметов. | 2 |
44-45 | Дыхательные упражнения «Воздушный шар», «Окно-дверь». Игра «Ловишки-хвостики». | 2 |
Ползание, подлезание -11ч. |
46-48 | Коррекционные упражнения для формирования правильной осанки и свода стопы | 3 |
49-51 | Приседание. Игра «Попрыгунчики –воробышки» | 2 |
52-54 | Ползание на четвереньках по прямой линии. Игра «У медведя во бору» | 3 |
55-57 | Подлезание на четвереньках под верёвку. Игра «Самый ловкий» | 3 |
Передача и ловля мяча -12 ч |
58-60 | Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками. Игра «Бой петухов» | 3 |
61-62 | Коррекционная игра «У медведя во бору». | 2 |
63-64 | Удары мяча об пол, стоя на месте | 2 |
65-66 | Броски мяча об пол и ловля двумя руками. | 2 |
67-68 | Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками. Сюжетные ОРУ. Игра «Охотники и зайцы». | 2 |
5. Система оценки достижения планируемых результатов.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики.