СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование коррекционно-развивающей работы с целью снижения психоэмоционального напряжения посредством игровой технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы по реализации коррекционно-развивающей технологии с целью снижения уровня агрессивного и тревожного поведения, преодоление застенчивости и неуверенности в себе. Работа расчитана на групповую и индивидуальную форму проведения коррекционных мероприятий, участниками которых являются старшие дошкольники. Игровая технология является основой снижения неблагоприятного развития эмоциональной сферы. 

Просмотр содержимого документа
«Планирование коррекционно-развивающей работы с целью снижения психоэмоционального напряжения посредством игровой технологии»

План групповой коррекционно-развивающей работы с помощью игровой технологии детей старшего дошкольного возраста

Этапы работы

Задачи

Игры и упражнения

Ожидаемый результат

1


Подготовительно-диагностический этап, предварительное психодиагностическое обследование. Сбор информации.

-планирование психодиагностического обследования;

-определение объекта исследования.

-тест, беседа.

-диагностика:

тест тревожности Теммл Д., М. Дорки, В. Амен, тест «Лесенка» В.Г. Щур, не включенное наблюдение и др.

-конкретизация задач, целей;

-результаты диагностики.

2

Этап ознакомления и снятие психофизиологического напряжения.

-знакомство с группой коррекционного взаимодействия, детьми; привыкнуть к обустройству местонахождения;

-включение в групповую деятельность.

Игра «Поменяйтесь местами, те кто»;

Игра «Подушечный бой»

Игры «Толкаем стены»

Игровой самомассаж.

Этюд «Солнышко».

Нормализация эмоционального состояния. Контактность и благоприятное взаимодействие среди сверстников.

3

Этап обучения навыкам саморегуляции, создание условий для повышения уверенности в себе.

-развитие уверенности в себе через проигрывание ролей; - познакомить воспитанников с упражнениями на расслабление и выхода из конфликтных ситуаций;

-формирование адекватного (конструктивного) способа взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Упражнение «Шаловливая минутка»;

Игра «Мышки и слоники»;

Упражнение «Я - лев»;

Упражнение «Гирлянда достоинств»

Способны определить и назвать, управлять своими эмоции.

4

Этап конструктивно-формирующий, расширение осознания своих чувств.

-выявление индивидуальных изменений в поведении;

-закрепление полученных навыков и умений.

Игра «Выбиваем пыль»; Упражнение «Злая кошечка»; Упражнение «Что я умею делать хорошего?»

Дети систематизируют знания. Самостоятельно выбирают способ выхода, как справиться с напряжением.

5

Завершающе-обобщающий этап.

-рефлексия; самостоятельная оценка своего состояния;

-разработка рекомендаций для родителей и педагогов по взаимодействию с детьми.


Упражнение «Цветик-семицветик», «Лесенка успеха», «Открытый микрофон».

- рекомендации по каждому ребенку;

-положительная оценка пройденной работы.

- установление соответствия между поставленными задачи и результатами.

6

Этап повторной диагностической работы.

Вторичная диагностика:

-наблюдение в игровой деятельности;

-анализ результативности.

Рисунок «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич.

-сравнительная характеристика проведения коррекционно-развивающей работы;

-определение степени достижения поставленных целей.









План индивидуальной коррекционно-развивающей работы с целью снижения уровня агрессивности, тревожности и застенчивости детей старшего дошкольного возраста

Этапы работы

Задачи

Игры и упражнения

Ожидаемый результат

1

Подготовительно-диагностический этап. Психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы.

-наблюдение за поведением ребенка;

-создание условий осуществления коррекционной программы.

-упражнения на установление психологического контакта;

-диагностика: методика: «Кактус» (Панфилова М.А.).

-постановка целей и задач;

-распределение по уровням агрессивности, тревожности, замкнутости, благоприятная комфортная атмосфера для всех участников образовательного процесса;

-продумывание форм работы.

2

Консультативный этап. Этап реализации поставленных целей и задач коррекционной программы.

-индивидуальное консультирование родителей или педагогов по результатам индивидуальных бесед, предоставление результатов диагностики, ознакомление родителей с принципами коррекционной работы;

-составление картотеки и использование коррекционных упражнений;

-варьирование или упрощение структуры игры, перестановка хода игры;

-снятие эмоционального напряжения, снижение невербальной агрессии;

-снижение вербальной агрессии, развитие приемлемых навыков выражения вербальной и физической агрессии.

-игра «Научи соседа, тому, что умеешь делать сам»;

-игра «Клеевой дождик»;

-игра-драматизация: «Встреча сказочных героев»;

-упражнение «Разыгрывание ситуаций»;

-игра «Кричалки-шепталки-молчалки;

-упражнение «Два барана».

-снижение личностной тревожности, вербальной и невербальной;

-моделирование системы отношений между детьми;

-могут продемонстрировать приемлемые способы выражения гнева и агрессии.

3

Контрольно-итоговый этап. Проведение вторичной диагностической работы с детьми.

-определение динамики эмоционально-личностной сферы;

-оценка результативности;

-оценка текущего уровня развития.

-методика «Паравозик» С.В. Велиева.

-снижение процента детей с высоким уровнем эмоционального неблагополучия;

-уменьшение вербальных агрессивных проявлений.

Цель: снижение индекса психоэмоционального напряжения детей старшего дошкольного возраста (снижение уровня тревожности, агрессивности в поведении), преодоление застенчивости и неуверенности в себе посредством игровой технологии.

Задачи:

  1. Изучение личностных и эмоциональных особенностей детей.

  2. Создание условий для снижения уровня тревожного и агрессивного поведения.

  3. Создание благоприятной среды, соблюдение чуткости и эмоционального подкрепления ребенка.

  4. Развитие навыков и умений высвобождения вербальной или невербальной агрессии.

  5. Формирование навыков социального взаимодействия, умения решать проблемные ситуации.

  6. Снятие мышечных и эмоциональных зажимов.

  7. Поддержание и развитие адекватной самооценки.

Образовательная технология: коррекционно-развивающая, игровая технология.

Срок реализации: Групповая работа: 1 раз в неделю в течение учебного года. Длительность занятия – 25-30 минут. Индивидуальные занятия: 1-2 раза в неделю в течение учебного года. Коррекционно-развивающие мероприятия разработаны на основе программ Л.А. Никифорова «Вкус и запах радости», И.С. Погудкиной «Капризы и упрямки».

Планируемые результаты:

- повышение уверенности в себе;

- снижение агрессивности, тревожности;

- адекватное поведение, использование конструктивного способа выхода негативной энергии;

- снятие эмоциональных зажимов и психомоторного напряжения;

Методы работы:

-свободные и тематические игры-драматизации;

-ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;

-психогимнастика (имитационные игры);

-свободное и тематическое рисование;

-метафорические этюды-релаксации;

-беседа, обсуждение игр и т.п.;

-валяние (телесные релаксации), танцы, физкультминутки, подвижные игры.

Литература:

  1. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников [Текст]: учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96 с.

  2. Емельянова Т.В. Игровые технологии в образовании : электронное метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2015. – 1 оптический диск.

  3. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Циклы коррекционных занятий – М.: Книголюб, 2008. – 72 с.

  4. Никифорова Л.А. «Вкус и запах радости»: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М. : Книголюб, 2005.- 48 с.

  5. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под. Ред. М.И. Буянова. - М., 1995.

  6. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция - Минск, 1996.

  7. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками. // Дошкольное воспитание. №8. 2003. С. 73-76.

  8. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-8 лет. - М., 2004.






























Планирование работы с родителями детей старшего дошкольного возраста

Форма работы

Сроки

Задачи

Ожидаемый результат

1


Индивидуальные консультации. Сбор информации. Диагностика: Анкета «Выявление особенностей эмоционального состояния ребенка»

Е.И. Изотова; беседа; Текст опросника Эйдемиллера «Анализ семейных взаимоотношений» (для родителей детей в возрасте 3-10 лет).

Сентябрь

-активизация родительского внимания;

-исследование особенностей взаимоотношения детско-родительских отношений;

-индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики.

-активное взаимодействие, благоприятный контакт;

-анализ результатов диагностики;

-осознание проблемы.



2

Родительское собрание: «Признаки психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста».

Октябрь

-повышение психологической компетентности родителей.



-доступность психологической помощи, установленный психологический контакт;

-повышение мотивации родителей на сотрудничество.

3

Совместное мероприятие для родителей и детей: «Мы справимся!».

Ноябрь

-развитие отношений сотрудничества и партнерства «родитель-ребенок»;

-формирование умения понимать состояния и чувства друг друга;

-выработка новых навыков взаимодействия с ребенком в семье, в критичных ситуациях;

-повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний ребенка.

-сформированные навыки эмоциональной поддержки у родителей к ребенку;

-умение разделять чувства, эмоции, настроение;

-эмоциональная близость между членами семьи;

-подход к единому стилю воспитания.

4

Тренинг родительской эффективности: «Навыки эффективного взаимодействия».

Декабрь

-снижение состояния психологического дискомфорта родителей;

-повышение психолого-педагогической компетентности;

-формирование представлений о конструктивных приемах с детьми.

-осведомленность родителей о психолого-педагогических знаниях воспитания и оказания психологической поддержки и воспитания.

5

Индивидуальные консультации, беседы: «Как незаметно прививается агрессия», «Влияние социального окружения воспитания на развитие ребенка».

Январь

-разработка рекомендаций родителей по профилактике агрессивного поведения детей.



-рекомендации по каждому ребенку;

-положительная оценка пройденной работы.

-установление соответствия между поставленными задачи и результатами.

6

Просветительская работа родителей, разработка памяток: «Игровые технологии как средство развития у ребенка уверенности в себе», «Подвижные игры как средство снятия мышечного напряжения».

Февраль

-изучить и усвоить приемы при коррекции агрессивного поведения.


-повышение психолого-педагогической культуры родителей.


7

Семинар-практикум: «Роль семьи в формировании самооценки старшего дошкольника».

Март

-повышение осознания родительской позиции в формировании личности ребенка;

-снижение затруднений детско-родительских отношений.

-усвоение модели поведения ребенка;

-понимание эмоционального мира своего ребенка;

-благоприятные семейные взаимоотношения.

8

Повторная диагностика. Индивидуальная диагностика родителей: Анкета для родителей: «агрессивен ли ваш ребенок?», «Тревожен ли ваш ребенок?», «Активен ли ваш ребенок?».

Апрель-май

-оценить эффективность коррекционно-развивающей работы;

-анализ актуального состояния семейных взаимоотношений.

-эффективность психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей испытывающих психоэмоциональное напряжение (высокий уровень агрессивности, тревожности).



















Планирование работы с педагогами детей старшего дошкольного возраста

Форма работы

Сроки

Задачи

Ожидаемый результат

1


Экспертная оценка. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко).

Сентябрь

-Анкетирование;

-определение динамики роста;

-исследование особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка.

-фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей;

-рекомендации и учет индивидуальных особенностей детей.


2

Мини-лекция: «Эмоционально-нестабильные дети – кто они?».

Октябрь

-повышение психолого-педагогической культуры педагогов;

-повышение мотивации применения знаний на практике.

-применение теоретических знаний во взаимодействии с участниками образовательных отношений;

-выстраивание взаимодействия между детьми и педагогами.


3

Психологический практикум с элементами тренинга: «Берем агрессию под контроль!».

Ноябрь

-расширение представлений об агрессии, и путях ее коррекции;

-профилактика эмоционального выгорания педагогов в работе с детьми, испытывающими психоэмоциональное напряжение.

-развитие рефлексии и саморегуляции педагогов;

-повышение профессиональной компетенции.



4

Индивидуальные и групповые консультации: «Эмоционально-неустойчивые дети, как найти подход?».

Декабрь

-изучение методов и средств работы с детьми в образовательном процессе;

-профилактика и предотвращение конфликтных ситуаций.

-установление контакта с детьми: агрессивными, тревожными, застенчивыми.

5

Разработка памяток и рекомендаций на тему: «В контакте с семьей!».

Январь

-использование наглядной информации для работы с родителями на тему: «Эмоциональная нестабильность детей старшего дошкольного возраста»;

-установление контакта с родителями в отношениях родитель-педагог.

-благоприятный психологический контакт с семьей;

-продуктивное использование рекомендаций педагога-психолога в работе с родителями.

6

Психологическая мастерская: «Берем тревожность под контроль!».

Февраль

-расширение представлений о тревожности, и путях ее коррекции;

-создание поддерживающей среды в работе с тревожными детьми.

-создание условий защищенности и безопасности детей («уголок спокойствия»).



7

Мастер-класс: «Как выстроить продуктивное общение с застенчивыми детьми?».

Март

-расширение представлений о застенчивости, и путях ее коррекции.

-учет потребностей и особенностей застенчивых детей.


8

Повторная диагностика. Наблюдение по схеме (Платоновой Н.М.).

Апрель-май

-выявление соотношения между затраченными педагогическими усилиями и полученными результатами;

-овладение навыками самоанализа по определенным критериям.

-изучение воздействия педагога в совместной деятельности.